Жанр.Основные жанровые функции.



Жанровая специфика произв понимается исследователями по-разному, порой весьма противоречиво.Во всяком случае, в концепции жанра опорными явл

следующие моменты. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что жанр, с одной стороны, выступает как "инструмент литературной классификации"*, с другой – как "регулятор литературной преемственности"**. Таковы две

основные жанровые функции. Они тесно взаимосвязаны. Как бы то ни было, жанр уже не явл способом типизации концепции личности (за исключением, пожа-

луй, одного момента, на к-ый почти не обращается внимания. Его я коснусь ниже).

Жанр - это уже не характеристика типа самой худ целостности (как метод, род, метажанр), а характеристика типа организации худ

целого. Это, если угодно, момент непосредственного перехода содержания в форму в худ произв, момент отделения плана содержания от плана выражения. худ типизации, скажем, жанра рассказа? В рассказе можно реализовать все пафосы, любые принципы обусловленности поведения героя, любой метажанр. Жанр "не отвечает" за стратегию типизации. Жанр, конечно, не

стиль, но он тяготеет по функции, скорее, к стилю, чем к стратегии типизации. худ типизации, Итак, роман все "выбалтывает до конца" (Пушкин), а рассказ все сжимает до предела, до одного мгновения. Не

семантическая, и не выразительная стороны худ содержания, а его тезисность или развернутость явл регулятором жанровой преемственности, жанровым генетическим кодом. Эта жанровая функция связана с вопросом о междужанровой классификации произв. Вопроса о том, как указанная функция соотносится с концепцией личности, я коснусь чуть позже. Что касается проблемы внутрижанровой классификации, т. е. другой жанровой функции, то дело обстоит

следующим образом. Рассмотрим эту проблему на примере жанровой эволюции рассказа. (Проза в качестве иллюстративного материала избрана мною, во-первых, потому, что жанровые проблемы здесь наиболее сложны и актуаль-

ны, и, во-вторых, потому, что здесь ярко проявл исследуемые закономерности.) Обычно выделяют три формы или разновидности малого жанра: новеллу (рассказ рома-

нического содержания с особыми принципами сюжетосложения: с острым сюжетом и с обязательно непредсказуемой парадоксальной" концовкой, заставляющей в неожиданном свете увидеть все предшествующие события); очерк (рассказ этологического содержания; принцип очерковости не имеет ничего общего с установкой на до- кументальность; очерк - это, как правило, бессюжетное нра- воописание); наконец, рассказ в узком смысле: нечто сред- нее между двумя обозначенными полюсами; рассказ мо- жет быть в разной степени этологичен или новеллистичен, он не ограничен никакими жесткими поэтическими нормативами. Количество жанровых форм резко возрас- тет, если учесть, что рассказы, новеллы, очерки тоже имеют свои разновидности. Собственно говоря, всякий рассказ есть индивидуальное проявление жанровой сущно- сти. Жанрового канона нет и быть не может. Может быть только демонстрация противоречия в различных формах.

Вряд ли у нас достаточно оснований считать эти жанровые разновидности новыми жанрами. Ведь основная жанровая функция - демонстрация противоречия -

остается неизменной. Жанр меняется в том смысле, что представляет различные конкретные противоречия, кот требуют соответствующей жанровой формы для своего воплощения. Итак, не замечать идейно-эстетических и структурных особенностей жанровых разновидностей невозможно. Вместе с тем существуют устойчивые границы жанра – та жанровая функция, к-ая явл регулятором литературной преемственности. Жанр эволюционирует, видоизменяется, оставаясь неизменным в своей сущности. Ясно, что всякий раз следует обозначать не только жанр, но и

жанровую разновидность - тип рассказа (монументальный

и т. д.).

Никакой особой жанровой структуры или схемы не существует. Жанр в форме конкретной его разновидности, как и все предыдущие стратегии, реализуется через стиль. Никаких особых материальных "носителей жанра" вне стиля не существует. Иное дело, что специфика жанрового мышления предопределяет некот стилевые закономерности (новелла, очерк, этологическая повесть, роман-эпопея и др.). Жанр в единстве двух своих функций способствует реализации стратегий худ типи- зации личности через стиль, выступая как необходимое связующее звено. В основной своей функции он нейтрален по отношению к конкретному худу содер- жанию, задавая ему в то же время некий оптимальный худ объем. Конкретный же тип рассказа (повести, романа) зависит от воплощаемой концепции лич- ности. В конечном счете, именно метод явл основным фактором жанровой эволюции.

 

Роман как литературный жанр.

РОМАН (франц. roman), литературный жанр, эпическое произв большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. Роман — эпос нового времени; в отличие от народного эпоса, где индивид и народная душа нераздельны, в романе жизнь личности и общественная жизнь предстают как относительно самостоятельные; но «частная», внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем «эпопейно», т. е. с выявлением ее общезначимого и общественного смысла. Типичная романная ситуация — столкновение в герое нравственного и человеческого (личностного) с природной и социальной необходимостью. Поскольку роман развивается в новое время, где характер взаимоотношений человека и общества постоянно меняется, постольку его форма по существу явл «открытой»: основная ситуация всякий раз наполняется конкретно-историческим содержанием и находит воплощение в различных жанровых модификациях. Исторически первой формой считают плутовской роман. В 18 в. развиваются две основные разновидности: социально-бытовой роман (Г. Филдинг, Т. Смоллетт) и психологический роман (С. Ричардсон, Ж. Ж. Руссо, Л. Стерн, И. В. Гете). Романтики создают исторический роман (В. Скотт). В 1830-е гг. начинается классическая эпоха социально-психологического романа критического реализма 19 в. (Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Среди мировых имен писателей 20 в. романисты: Р. Роллан, Т. Манн, М. Пруст, Ф. Кафка, Дж. Джойс, Дж. Голсуорси, У. Фолкнер, Гарсиа Маркес, В. В. Набоков, М. А. Шолохов, А. И. Солженицын. См. также «Новый роман». РЫЦАРСКИЙ РОМАН, эпический жанр средневековой куртуазной лит-ры, сменивший героический эпос (12-14 вв.). В центре индивидуализированный образ героя-рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно-нравственного совершенства (роман «Тристан и Изольда»).
Все сказанное о рассказе, можно отнести и к роману. Конечно, только спецификой противоречий нельзя огра- ничиться при определении такого сложного жанра, как роман. По теории романа существует огромная лит-ра. И исследователей, если вдуматься, интересует прежде всего тип организации противоречий и их проблематика. Однако прежде, чем говорить о типологии романа, надо сказать и о сути его. А суть романа, тяготеющего к правой половине эстетического спектра (идиллия, героика, драматизм, тра- гизм), заключается в том, что только ему по силам ото- бразить диалектически связанные противоречия в их раз- витии. Потому-то роман и стал "эпосом нового времени", самым авторитетным жанром последних двух столетий. Именно в романе метод (и даже методы — в рамках одного произв) крайне важен, он организует все содержание. Никакой особой романной структуры, конечно, не существует. Поиски ее напоминают поиски философского камня. Однако развернутые стороны метода, "застывшие" в многослойном стиле, материализуют образцы романного (симфонического, полифонического, диалектического) мышления. Вот эти-то образцы и принимают за романную структуру, пытаясь вычленить компоненты структуры. А структура - эфемерна. Она полностью обновляется при смене метода, хотя качество романного мышления остается прежним.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 354; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!