Стиль.факторы и компоненты стиля.
Стиль – одна из самых универсальных и многозначных категорий. Стиль ч. характеризует ч. во всех проявлениях его, не повторяющей творческой индивидуальности. Его можно сравнить с почерком, отпечатками пальцев. В искусстве под стилем понимается индивидуальность неповторимого творческого почерка, черт творчества. В современном лит-вед различают: стили произв, стили тех или иных этапов лит процесса, индивидуальность, групповые, определение направлений, течений, стили, несущие отблеск тех или иных родов, жанров, стили традиционные и новаторские.
Литературно-худ стиль складывается под влиянием многих факторов. Во 1-х, стиль всегда зависит от жанровой природы произв: к примеру неторопливо- развернутый роман имеет существенные отличия от стиля новеллы, где все компоненты которой предельно сжаты и лаконичны. Стиль характеризует и творческую индивидуальность писателя, свидетельствует о его авторской оригинальности и неповторимости. Не каждый писатель имеет свой индивидуальный стиль. Это достояние только высоко одаренных писателей. Стиль зависит также от социально-исторических условий в которых он живет, от уровня развития лит-ры его эпохи. Каждая эпоха выражает свои стилевые нормы. Лучше всего стиль автора передают пародисты. Верное понимание стиля – заключается в том, чтобы в индивидуальных особенностях словоупотребления синтаксиса, композиции, интонации, ритма увидеть способ худ мышления, способ создания образа. Слогаемые стиля – лексика, синтаксис, композиция, интонация, ритм. Лексика- словарный состав: 1) нормативность/ ненормативность. (использование диалектизмов. Вульгаризмов, архаизмов, неологизмов) 2) лаконизм или многословие, 3)предметность, конкретность, номинативность 4) грамотность словарного состава, 5) ключевые слова кот и в количественном и в качественном составе выделяются. Синтакси с – связь слов, предложений, словосочетаний. Близость к научному или другому стилю.
|
|
В стиле все внутренне организовано, подогнано друг другу. В стиле нет почти ничего случайного.
Рукотворность худ произв в том и заключается, что оно обладает стилем. Произв, обладающее стилем – это как бы жизнь, имитация жизни.
Компоненты стиля: ситуация, сюжет, деталь, речь.
До сер 17в – хар-ка выразительно-изобразительных особенностей речи (3 стиля). Потом – принадлежность и других ис-в (св-во худ формы пр-я).
Стиль – выражение глубокой оригинальности, обладает эст. совершенством и явл. св-вом всей худ формы пр-я.
Стиль – эст. единство всех сторон и элементов худ формы, обладающее опр. оригинальностью и выражающее некое содержание. Не локализирован, а разлит по всей структуре формы. Верхние уровни стиля (ситуация, сюжет, композиция, оба детализирующих уровня), являясь формой по отношению к стратегиям худ типизации, в отношении к словесной стороне стиля становятся содержанием. Последние уровни (лингвистическая реальность текста) и составляют, строго говоря, внешнюю форму худ произв. Стратегии худ типизации по отношению к концепции личности, стиль в отношении стратегий типизации правильнее называть внутренней формой.Стилевые доминанты – кач. х-ка стиля, в кот выражается худ своеобразие. Соколов: субъективность/объективность; изображение/экспрессия; тип худ. условности и т.д.Стиль – это целостное единство всех принципов худ изобразительности и выразительности стиля и есть высшее эстетическое качество произв. В стиле все внутренне организовано, подогнано друг другу. В стиле нет почти ничего случайного.Рукотворность худ произв в том и заключается, что оно обладает стилем. Произв, обладающее стилем – это как бы жизнь, имитация жизни. Компоненты стиля: ситуация, сюжет, деталь, речь.Стиль, таким образом, - это уже способ воплощения избранных стратегий, своеобразная худ тактика. Стиль - это «целостное единство всех принципов худ изобразительности и выразительности» [60, 28]. Стиль и есть «красота» худ произв, его высшее эстетическое качество. Стиль потому и стиль, что в нем все внутренне организовано, подогнано друг к другу. В стиле нет почти ничего случайного. Вот жизнь не обладает свойствами стиля, в ней все хаотично. Жизнь, загнанная в рамки стиля, перестает быть жизнью. Наиболее яркие потенциально стилевые возможности в жизни свойственны предельно ритуализированному поведению (например, военным и религиозным церемониям, судопроизводству и др.).Искусственность, рукотворность худ произв в том и заключается, что оно обладает стилем. Поэтому искусство в известном смысле противостоит жизни. Оно, если угодно, мертво. Но оно способно оживать. И живет оно только в момент восприятия (иногда с помощью посредника-исполнителя): в момент сопереживания, анализа, интерпретации. Лит произв оживляет только воспринимающее сознание. Отсюда ясно, что анализировать стиль произв и анализировать стоящую за произвм жизнь - далеко не одно и то же. Нельзя допускать этой подмены понятий. Анализ произв - это в первую очередь эстетический анализ препарированных и «сопряженных» явлений жизни.Итак, произв, обладающее стилем. - тго как бы жизнь, имитация жизни. Оно отбирает и упорядочивает жизненные проявления Внутреннее единство стиля складывается из единства всех без исключения его компонентов. Литературный стиль отражает целостность лит-ных образов.
|
|
|
|
Ситуация и сюжетостроение
|
|
Ситуация - это сопряжение мировоззрений, расстановка персонажей вокруг определенного типа конфликта. Цель расстановки - выявить соотношение характеров, всегда составляющих своеобразный ансамбль личностей. Именно с ситуации, понятой таким образом, и начинается худ конкретизация «личности и обстоятельств», начинается воплощение всех предыдущих стратегий Таким образом, в ситуации обозначаются и основной конфликт, и по-разному относящиеся к нему персонажи. Конфликты и ситуации всегда в чем-то универсальны и в то же время конкретны. В .лирике ситуация может быть камерной, но ее не может не быть: лирический герой всегда как-то соотнесен с миром иных ценностей. Иногда смысл ситуации может быть убран в подтекст, и внешне открытого идейного противостояния может и не наблюдаться (как, например, в пьесах А. П. Чехова). Часто ситуация обозначается в экспозиции - особой фазе сюжета, специально предназначенной для обрисовки ситуации.Разворачивается ситуация в сюжете. Под сюжетом традиционно понимается череда событий, связанных между собой либо хронологической. либо причинно-следственной связью. Может существовать и какая-то другая связь (ассоциативная, трансцендентальная и др.). Но так или иначе все остальные виды связи тяготеют либо к принципу хронологической, либо логической обусловленности событий. Соответственно различают сюжеты хроникальные и концентрические. Первые составляют сюжетную основу этологической группы жанров, вторые - романической.Этот уровень стиля содержит гораздо более отчетливую степень конкретики, чем предыдущий. Сюжет состоит из эпизодов - участков текста, характеризующихся «триединством»: единством времени, места (пространства) и действия (ролевого состава действующих лиц). Это единство и очерчивает границы эпизода.Человеческие отношения - всегда отношения деятельности, активного взаимодействия. Развитие личности вне отношений деятельности невозможно. Поэтому сюжетообразование всегда было важнейшей частью эпоса, долгое время именно оно компенсировало неразвитость детализирующего слоя. Действия человека совершаются в пространстве и времени. Поэтому пространственно-временная характеристика произв (так называемый хронотоп) - неотъемлемая часть характеристики сюжетосло-жения.Существенное значение имеет композиция сюжета - фабула. В связи с этим различают фазы сюжета: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.Худ текст, однако, состоит не только из эпизодов. Его можно расчленить и на иные единицы целостности - на фрагменты. А это уже иной уровень стиля - композиция. При всей, казалось бы. простоте и очевидности понятия оно терминологически крайне размыто. Так. говорят о композиции сюжета, характера, образа, фразы и т. д. Приведем определение композиции из работы В. И. Тюпы: «Композиция лит произв как произв искусства слова - это построение целого путем организации словесных ''массивов"1, отрезков речи, выстраивание целого из фрагментов. Единица композиции для литературоведа - участок текста, характеризующийся единством субъекта высказывания (повествователь, рассказчик, персонаж) и способа высказывания (повествование, описание, изложение, сказ, медитация, реплика, ремарка).Добавим, что компоновку лит произв на уровне внешних границ текста во избежание путаницы предпочтительнее называть архитектоникой. Последняя явл «глобальным» аспектом композиции.Сюжеты, «отягощенные» композицией, переключают внимание читателя именно на этот стилевой слой. «Очищенные» же от композиции произв «голые» сюжеты тяготеют к периферии литературно-худ творчества (детективы, фантастика и т. п.).Итак, сюжетосложение и композиция - это «каркас», на котором располагается «плоть» произв, все «приемы и средства», точнее, все остальные уровни стиля. (Можно ли говорить о совпадении объемов понятий «стиль» и «техника писателя», «приемы» и «средства выразительности»? Очевидно, нет таких приемов, кот были бы только приемами, но при этом не были бы стилем. Любой прием поглощается понятием «стиль» и в этом отношении тождествен ему. Но если стиль явл эстетической категорией, то техника - это искусство создавать стиль.) Сюжет и композиция «сотканы» из деталей - предметных, психологических, символических . Причем сам отбор и компоновка деталей происходят не вообще, а с точки зрения определенного персонажа, рассказчика, повествователя, Таким образом, через детали одновременно осуществляется и субъективная организация произв.
Деталь
Детализирующий слой - это плоть произв. В произвх Нового и новейшего времени (особенно в эпоху реализма) деталь часто выполняет двойную, тройную и даже более сложную функцию. Деталь многогранно характеризует не только объект восприятия, но и субъект. Многофункциональность детали оказывается необходимой реализму по той причине, что помогает выявить внутренне противоречивую целостность человека. Вот пример, где разные детали (предметные, психологические, символические) выполняют несколько функций: «По безлюдной площади прошел маляр, весь измазанный краской, с ведром и кистью - и опять никого. С ободранного тополя внезапно оторвался желтый дырявый лист и, кружась, поплыл книзу - и сразу вихрем в голове закружились: взмах белого платка, выстрелы, кровь. Встают ненужные подробности: как он приготовлял платок для сигнала. Он заранее вынул его из кармана и, зажав в маленький твердый комок, держал в правой руке; потом осторожно расправил его и быстро махнул, но не вверх, а вперед, словно бросал что. Словно бросал пули. И вот тут он перешагнул через что-то, через какой-то высокий, невидимый порог, и железная дверь с громким скрипом железных петель захлопнулась сзади - и нет возврата» (Л. Н. Андреев. «Губернатор»). Безлюдная площадь, измазанный краской маляр, ободранный тополь, желтый дырявый лист - это не только социальные, бытовые и эстетические приметы, но и характеристика психологического состояния воспринимающего. Детали выступают как средство психологического анализа. Сознание губернатора представлено нам от третьего лица - повествователем, образом автора. Поэтому детали передают нам концепцию личности не только персонажа, но и повествователя. Кроме того, желтый дырявый лист одновременно воплощает несколько ассоциативных рядов: он желт - сложная цветовая символика; он дыряв - эстетически уродлива даже природа, такое восприятие - симптом полнейшей внутренней дисгармонии; дыры листа явно ассоциируются с дырами от пуль на телах убитых; лист падает - налицо символ умирания; лист кружится - и этим возбуждает новую ассоциативную цепочку: он напоминает взмах платка. послуживший сигналом к расстрелу. Возможны и иные толкования деталей. Важно отметить, что вся эта информация сконцентрирована только на одном стилевом уровне - на уровне деталей.Деталь (любая) - это не просто предмет как таковой или словесный его эквивалент, словесное обозначение «внесловесной» реальности. Важнейшая роль детали заключается в том, что она оказывается опосредующим звеном между людьми. Любая деталь социально нагружена, она выступает как симптом отношений, связей личности с другими (или с собой). Поэтому постижение глубинных закономерностей жития человека актуализировало внешний мир, «внешние вещи» (Э. В. Ильенков), кот наполнены внутренним смыслом для личности. Словесная деталь (да и вообще худ слово) в этом ряду - тоже «внешняя вещь». Человеческое отношение всегда предполагает опосредованное орудие общения -«внешнюю вещь». Чтобы человек «заговорил» с собой (отнесся к себе, как к другому), необходимо наличие трех тел: «Я» - «внешняя вещь» - «Не-Я». Человеческое измерение возникает только в этой системе. Деталь почти всегда связана с «идейным центром» произв. И то обстоятельство, что этот уровень активно развивается в последние два столетия, говорит о том, что духовность человека на подъеме, что человек ищет себя. Если вообразить себе «человека молчащего», лишить человека дара речи, то его можно будет постичь только через посредство детали. Деталь очень чутка к самым сложным проявлениям человеческой личности.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 804; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!