Москва. К поезду через магазин 6 страница



"какая разница

- в Храпуново ехать или в Петушки! Может, человеку захотелось

в Петушки, а ты его гонишь в Храпуново!" все вокруг косели,

незаметно и радостно косели, незаметно и безобразно... И я -

вместе с ними...

Я повернулся к жакетке и черным усам:

- Ну, допустим, ну, разбудили они Александра Герцена,

причем же тут демократы и " Хованщина"?

- А вот и притом! С этого и началось все главное - сивуха

началась вместо клико! Разночинство началось, дебош и

хованщина!.. Все эти Успенские, все эти Помяловские - они без

стакана не могли написать ни строки! Я читал, я знаю! Отчаянно

пили! Все честные люди россии! И отчего они пили? - с отчаяния

пили! Пили оттого, что честны! Оттого, что не в силах были

облегчить участь народа! Народ задыхался в нищете и невежестве,

почитайте-ка  Дмитрия Писарева! Он так и пишет: "народ не может

позволить себе говядину, а водка дешевле говядины, оттого и

пьет русский мужик, от нищеты своей пьет! Книжку он себе

позволить не может, потому что на базаре ни Гоголя, ни

Белинского, а одна только водка, и монопольная, и всякая, и в

разлив, и на вынос! Оттого он и пьет, от невежества своего

пьет!"

Ну, как тут не придти в отчаяние, как не писать о мужике,

как не спасать его, как от отчаяния не запить! Социал-демократ

- пишет и пьет, и пьет, как пишет. А мужик - не читает и пьет,

пьет, не читая. Тогда Успенский встает - и вешается, а

Помяловский ложится под лавку в трактире - и подыхает, а Гаршин

встает - и с перепою бросается через перила...

Черноусый уже вскочил и снял берет, и жестикулировал, как

бешеный,

- все выпитое подстегивало его и ударяло в голову, все ударяло

и ударяло... Декабрист в коверкотовом пальто - и тот бросил

своего Герцена, подсел к нам ближе и воздел к оратору мутные

сырые глаза.

- И вы смотрите, что получается! Мрак невежества все

сгущается, и обнищание растет абсолютно! Вы Маркса читали?

Абсолютно! Другими словами, пьют все больше и больше!

Пропорционально возрастает отчаяние социал-демократа, тут уже

не лафит, не клико, те еще как-то добудились Герцена! А теперь

- вся мыслящая Россия, тоскуя о мужике, пьет не просыпаясь! Бей

во все колокола, по всему Лондону - никто в России головы не

поднимет, все в блевотине и всем тяжело!..

И так - до наших времен! Вплоть до наших времен! Этот

круг, этот порочный круг бытия - он душит меня за горло! И

стоит мне прочесть хорошую книжку - я никак не могу

разобраться, кто отчего пьет: низы, глядя вверх, или верхи,

глядя вниз. И я уже не могу, я бросаю книжку. Пью месяц, пью

другой, а потом...

- Стоп! - прервал его декабрист. - А разве нельзя не пить?

Взять себя в руки - и не пить? Вот тайный советник Гете,

например, совсем не пил.

- Не пил? Совсем? - черноусый даже привстал и надел берет.

- Не может этого быть!

- А вот и может. Сумел человек взять себя в руки - и ни

грамма не пил...

- Вы имеете в виду Иоганна фон Гете?

- Да. Я имею в виду Иоганна фон Гете, который ни грамма не

пил.

- Странно... А если б Фридрих Шиллер поднес бы ему?..

Бокал шампанского?..

- Все равно бы не стал. Взял бы себя в руки - и не стал.

Сказал бы: не пью ни грамма.

Черноусый поник и затосковал. На глазах у публики рушилась

вся его система, такая стройная система, сотканная из пылких и

блестящих натяжек. "Помоги ему, Ерофеев, - шепнул я сам себе, -

помоги человеку. Ляпни какую-нибудь аллегорию или..."

- Так вы говорите: тайный советник Гете не пил ни грамма?

- я повернулся к декабристу. - А почему он не пил, вы знаете?

Что его заставляло не пить? Все честные умы пили, а он - не

пил? Почему? Вот мы сейчас едем в Петушки, и почему-то везде

остановки, кроме Есино. Почему бы им не остановиться и в Есино?

Так вот нет же. Проперли без остановки. А все потому, что в

Есино нет пассажиров, они все садятся или в Храпунове, или во

Фрязеве. Да. Идут от самого Есино до самого Храпунова или до

самого Фрязева - и там садятся. Потому что все равно ведь поезд

в Есино прочешет без остановки. Вот так поступал и Иоганн фон

Гете, старый дурак. Думаете, ему не хотелось выпить? Конечно,

хотелось. Так он, чтобы самому не скопытиться, вместо себя

заставлял пить всех своих персонажей. Возьмите хоть "Фауста":

кто там не пьет? Все пьют. Фауст пьет и молодеет, Зибель пьет и

лезет на Фауста, Мефистофель только и делает, что пьет и

угощает буршей и поет им "блоху". Вы спросите: для чего это

нужно было тайному советнику Гете. Так я вам скажу: а для чего

он заставил Вертера пустить себе пулю в лоб? Потому что - есть

свидетельство - он сам был на грани самоубийства, но чтоб

отделаться от искушения, заставил Вертера сделать это вместо

себя. Вы понимаете? Он остался жить, но как бы покончил с

собой. И был вполне удовлетворен. Это  даже хуже прямого

самоубийства. В этом больше трусости и эгоизма, и творческой

низости.

Вот так же он и пил, как стрелялся, ваш тайный советник.

Мефистофель выпьет, а ему хорошо, старому псу. Фауст добавит -

а он, старый хрен, уже лыка не вяжет. Со мною на трассе дядя

Коля работал - тот тоже: сам не пьет, боится, что чуть выпьет и

сорвется, загудит на неделю, на месяц... А нас - так прямо чуть

не принуждал. Разливает нам, крякает за нас, блаженствует, гад,

ходит, как обалделый...

Вот так и ваш хваленый Иоганн фон Гете! Шиллер ему

подносит, а он отказывается - еще бы! Алкоголик он был, алкаш

он был, ваш тайный советник, Иоганн фон Гете! И руки у него как

бы тряслись!

- Вот это да... - восторженно разглядывали меня  и

декабрист, и черноусый. Стройная система была восстановлена, и

вместе с ней восстановилось веселье. Декабрист - широким жестом

- вытащил из коверкотового пальто бутылку "перцовой" и поставил

ее у ног черноусого. Черноусый вынул свою "столичную". Все

потирали руки - до странности возбужденно... Мне налили -

больше всех. Старому Митричу - тоже налили. Молодому Митричу

подали стакан - он радостно прижал его к левому соску правым

бедром, и из обеих ноздрей его хлынули слезы...

- Итак, за здоровье тайного советника Иоганна фон Гете?

 

Фрязево - 61-й километр

 

- Да. За здоровье тайного советника Иоганна фон

Гете.

Я, как только выпил, почувствовал, что пьянею сверх всякой

меры и что все остальнные - тоже...

- А... Разрешите задать вам один пустяшный вопрос, -

сказал черноусый сквозь зубы и сквозь бутерброд в усах; он

опять обращался только ко мне. - разрешите спросить: отчего это

в глазах у вас столько грусти?.. Разве можно грустить, имея

такие познания! Можно подумать - вы с утра ничего не пили!

Я даже обиделся: "как то есть, ничего! И разве это грусть?

Это просто замутненность глаз... Я просто немного поддал..."

- Нет, нет, эта замутненность - от грусти! Вы, как Гете!

Вы всем вашим видом опровергаете одну из моих лемм, несколько

умозрительную лемму, но все же выросшую из опыта! Вы, как Гете,

все опровергаете!..

- Да чем же я опровергаю? Своей замутненностью?

- Именно! Своей замутненностью! Вот послушайте, в чем моя

заветная лемма: когда мы вечером пьем, а утром не пьем, какими

мы бываем вечером и какими становимся наутро? Я, например, если

пью - я весел чертовски, я подвижен и неистов, я места себе не

нахожу, да. А наутро? - наутро я не просто невесел, не просто

неподвижен, нет.  Я ровно настолько же мрачнее самого себя,

трезвого себя, насколько веселее обычного был накануне. Если я

накануне одержим был эросом, то мое утреннее отвращение в

точности равновелико вчерашним грезам. Что я хочу сказать? А

вот смотрите:

 

 *

 * *

 * *

 * *

 * *

 ---*-------------------*------------------------

 * * * * * *

 * **

 * *

 *

И черноусый изобразил на бумажке такую вот хреновину. И

объяснил: горизонтальная линия - это линия обычной трезвости,

повседневная линия. Наивысшая точка кривой - момент засыпания,

наинизшая - пробуждения с похмелья...

- Видите! Это же голая зеркальность! Глупая, глупая

природа, ни о чем она не заботится так рьяно, как о равновесии!

Не знаю, нравственна ли эта забота, но она строго геометрична!

Смотрите: ведь эта кривая изображает нам не один только

жизненный тонус, нет! Она все изображает. Вечером - бесстрашие,

даже если и есть причина бояться, бесстрашие и недооценка всех

ценностей. Утром - переоценка всех ценностей,  переоценка,

переходящая в страх, совершенно беспричинный.

Если с вечера, спьяна природа нам "передала", то наутро

она столько же и "недодает", с математической точностью. Был у

вас вечером позыв к идеалу - пожалуйста, с похмелья его сменит

позыв к антиидеалу, а если идеал и остается, то вызывает

антипозыв. Вот вам в двух словах моя заветная лемма...

Она - всеобща и к каждому применима. А у вас - все не как

у людей, все, как у гете!

Я рассмеялся: "Почему ж она все-таки лемма, если она

всеобща?"

И декабрист - тоже рассмеялся: "Коли она всеобща, то

почему же лемма?.."

- А потому и лемма! Потому что в расчет не принимает бабу.

Человека в чистом виде лемма принимает, а бабу - не принимает!

С появлением бабы нарушается всякая зеркальность. Если б баба

не была бабой, лемма не была бы леммой. Лемма всеобща, пока нет

бабы. Баба есть

- и леммы уже нет... В особенности - если баба плохая, а лемма

- хорошая...

Враз заговорили все. "Да что такое вообще: лемма?"  - "И

что такое

- плохая баба?" - "Плохих баб нет, только леммы одни бывают

плохие..."

- У меня, например, - сказал декабрист, - у меня тридцать

баб, и одна чище другой, хоть и усов у меня нет. А у вас,

допустим, усы и одна хорошая баба. Все-таки я считаю: тридцать

самых плохих баб лучше, чем одна, хоть и самая хорошая...

- Причем тут усы? Разговор о бабе идет, а не об усах!

- Черт знает, что вы городите!.. Все-таки я думаю: одна

хорошая стоит всех ваших. Как вы на это смотрите? - черноусый

опять поворотился ко мне. - С научной точки зрения, как вы на

это смотрите?

Я сказал:

- С научной, конечно, стоит. В Петушках, например,

тридцать посудин меняют на полную бутылку "Зверобоя", и если ты

принесешь, допустим...

"Как! Тридцать на одну! Почему так много!?" - галдеж

возобновился.

- Да иначе кто ж вам обменяет! Тридцать на двенадцать -

это 3.60. А "Зверобой" стоит 2.62. Это и дети знают. Отчего

Пушкин умер, они еще не знают, а это - уже знают. А все-таки

никакой сдачи. 3.60, конечно, хорошо, это лучше, чем 2.62, но

все-таки сдачи не берешь, потому что за витриной стоит хорошая

баба, а хорошую бабу надо уважить...

- Да чем же она хороша, эта баба за витриной?

- Да тем и хороша, что плохая вообще бы посуду у вас не

взяла. А хорошая баба - берет у вас плохую посуду, а взамен

дает хорошую. И поэтому надо уважить... Для чего вообще на

свете баба?

Все значительно промолчали. Каждый думал свое, или все

подумали одно и то же, не знаю.

- А для того, чтоб уважить. Что говорил Максим Горький на

острове Капри? "Мерило всякой цивилизации - способ отношения к

женщине". Вот и я: прихожу я в петушинский магазин, у меня с

собой тридцать пустых посудин. Я говорю: "Хозяюшка! "Зверобою"

мне, будьте добры..." и ведь знаю, что чуть ли рупь передаю:

3.60 минус 2.62. Жалко. А она на меня смотрит: давать ему,

гаду, сдачи или не давать? А я на нее смотрю: даст она мне,

гадина, сдачи или не даст? Вернее, нет, в это мгновение я

смотрю не на нее. Я смотрю сквозь нее и вдаль. И что же встает

перед моим бессмысленным взором? Остров Капри встает. Растут

агавы и тамаринды, а под ними сидит Максим Горький, из-под

белых брюк - волосатые ноги. И пальцем мне грозит: "не бери

сдачи! Не бери сдачи!" я ему моргаю: мол, жрать будет нечего.

"Ну, хорошо, я выпью, а чем я зажирать буду?"

А он: "Ничего, Веня, перетерпишь. А коли хочешь жрать -

так не пей". Так и ухожу, без всякой сдачи. Сержусь, конечно;

думаю: "Мерило! Цивилизации! Эх, Максим Горький, Максим же ты

Горький, сдуру или спьяну сморозил ты такое на своем Капри?

Тебе хорошо - ты там будешь жрать свои агавы, а мне чего

жрать?.."

Публика смеялась. А внучок верещал: "и-и-и-и, какие агавы,

какие хорошие Капри..."

- А плохая баба? - сказал декабрист. - Разве не нужна

бывает и плохая баба?

- Конечно, конечно, нужна, - отвечаю я ему. - Хорошему

человеку плохая баба иногда прямо необходима бывает. Вот я,

например, двенадцать недель тому назад: я был во гробе, я уже

четыре года лежал во гробе, так что уже и смердеть перестал. А

ей говорят: "Вот - он во гробе. И воскреси, если сможешь". А

она подошла ко гробу - вы бы видели, как она подошла!

- Знаем! - сказал декабрист. - "Идет, как пишет. А пишет,

как Лева. А Лева пишет хуево".

- Вот-вот! Подошла ко гробу и говорит: "талифа куми". Это,

значит, в переводе с древнежидовского: "тебе говорю - встань и

ходи". И что ж вы думаете? Встал - и пошел. И вот уже три

месяца хожу замутненный...

- Замутненность - от грусти, - повторил черноусый в

беретке. - а грусть - от бабы.

- Замутненность - оттого, что поддал, - перебил его

декабрист.

- При чем тут "поддал"! А "поддал"-то почему? Потому что,

допустим, человек грустит и едет к бабе. Нельзя же ехать к бабе

и не пить! - плохая, значит, баба! Да если даже и плохая - все

равно надо выпить. Наоборот, чем хуже баба, тем лучше надо

поддать!..

- Честное слово! - вскричал декабрист. - Как хорошо, что

мы все такие развитые! У нас тут прямо как у Тургенева: все

сидят и спорят про любовь... Давайте и я вам что-нибудь

расскажу - про исключительную любовь и про то, как бывают

необходимы плохие бабы!.. Давайте, как у Тургенева! Пусть

каждый чего-нибудь да расскажет...

"Давайте!" - "Давайте, как у Тургенева!" даже старый

Митрич, и тот сказал: "Давайте!"

 

Й километр - 65-й километр

 

Первым начал рассказывать декабрист.

- Один приятель был у меня, я его никогда не забуду. Он и

всегда-то был какой-то одержимый, а тут не иначе, как бес в

него вошел. Он помешался - знаете на ком? На Ольге Эрдели,

прославленной советской арфистке. Может быть, Вера Дулова тоже

прославленная арфистка. Но он помешался именно на Ольге Эрдели.

И ни разу-то он ее в жизни не видел, а только слышал по радио,

как она бренчит на арфе, - а вот поди же ты, помешался...

Помешался и лежит. Не работает, не учится, не курит, не

пьет, с постели не  встает, девушек не любит и в окошко не

высовывается... Подай ему Ольгу Эрдели, и весь тут сказ.

Наслажусь, мол, арфисткой Ольгой Эрдели и только тогда -

воскресюсь: встану с постели, буду работать и учиться, буду

пить и курить, и высунусь в окошко. Мы ему говорим:

- Ну зачем тебе именно Эрдели? Возьми хоть Веру Дулову

вместо Эрдели. Вера Дулова играет прекрасно!

А он: "Подавитесь вы своей Верой Дуловой! В гробу я видел

вашу Веру Дулову! Я с вашей Верой Дуловой и срать рядом не

сяду!"

Ну, видим, малый совсем выкипает. Дня через три мы опять к

нему подходим.

- Ну как, все Ольгой Эрдели бредишь? Мы нашли лекарство:

хочешь, мы завтра приволокем тебе Веру Дулову?

- Конечно, - отвечает, - если вы хотите, чтобы я ее, вашу

Веру Дулову, удавил, струной от арфы, - тогда, пожалуйста,

волоките. Я ее удавлю.

Ну что делать? Малый совсем вымирает, надо его спасать.

Пошел я к Ольге Эрдели, хотел объяснить ей, в чем дело, да так

и не решился. Хотел даже и к Вере Дуловой - да нет, думаю,

удавит он ее, как незабудку. И иду я по Москве вечером, и

грустно мне: они там на арфах сидят и играют, а от малого

остались руины и пепел.

А тут мне встречается бабонька, не то чтоб очень старая,

но уже пьяная-пьяная. "Р-р-рупь мне дай, - говорит. - дай мне

р-р-рупь!" и тут-то меня осенило. Я дал ей рупь и все ей

объяснил: она, эта мандавошечка, оказалась понятливее Эрдели, а

для пущей убедительности я заставил ее взять с собой

балалайку...

И вот - я поволок ее к моему приятелю. Вошли: он все лежит

и тоскует. Я ему сначала кинул балалайку, прямо с порога. А

потом - швырнул ему в лицо эту Ольгу, я этой Ольгой в него

запустил... "Вот она

- Эрдели! Не веришь - спроси!"

И наутро смотрю: открылось окошко, он в него высунулся и

потихоньку закурил. Потом - потихоньку заработал, заучился,

запил... И стал человек как человек. Вот видите!..

- Да где же тут любовь и где Тургенев? - заговорили мы,

почти не дав окончить. "Нет, ты давай про любовь! Ты читал

Ивана Тургенева? Ну, коли читал, так и расскажи! Про первую

любовь расскажи, про Зиночку, про вуаль, и как тебе хлыстом по

роже съездили - вот примерно все это и расскажи..."

- Конечно, - прибавил я, - у Ивана Тургенева все это

немножко не так, у него все собираются к камину, в цилиндрах, и

держат жабо на отлете... Ну, да ладно, у нас и без камина есть

чем согреться. А жабо - что нам жабо! Мы уже и без жабо - лыка

не вяжем...

- Конечно, конечно!

- Если любить по-тургеневски, это значит: суметь

пожертвовать всем ради избранного создания! Суметь сделать то,

что невозможно сделать, не любя по-тургеневски! Вот ты,

например (мы незаметно переходили на "ты"). Вот ты,  декабрист.

Ты смог бы у этого приятеля, про которого рассказывал, - смог

бы палец у него откусить? Ради любимой женщины?

- Ну зачем палец? Причем тут палец? - застонал декабрист.

- Нет, нет, слушай. А ты мог бы: ночью, тихонько войти в

парткабинет, снять штаны и выпить целый флакон чернил, а потом

поставить флакон на место, одеть штаны и тихонько вернуться


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!