ДНИ ПОМИНОВАНИЯ УСОПШИХ И ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В ЭТИ ДНИ



Обоснование молитвенного поминовения усопших

Обычай Православной Церкви поминать усопших основан на Слове Божием, священном предании и учении святых отцов Церкви. Смерть и погребение усопшего не прекращают молитвенной связи с ним оставшихся в живых и любящих его, скорбящих о нем и надеющихся, что он сподобится достигнуть будущего века и воскресения из мертвых. Как сказал Христос, Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). Умершие и за гробом не перестают общаться с живущими во Христе.

Церковь верует в неисчерпаемую и спасительную силу молитвы, обращенной к милосердию Божию. По воле Господа совершается суд над душами усопших, и, «как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5, 21). Священное Писание указывает, что на молитву за умерших есть несомненная воля Божия, ибо Христос умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мертвыми, и Сам Он нисходил в ад, чтобы избавить души, с верою ожидавшие Его пришествия (1 Петр. 3, 19). О благодатном воздействии молитвы за усопших, которую апостол Иаков включил в состав литургии, святой Афанасий Великий говорил так: «Они (души умерших грешников) причащаются некоего благодения от Бескровной жертвы и благотворений, которые творят в память их, — причащаются так, как ведает и повелевает Сам Обладатель живых и мертвых Господь и Бог наш».

За гробом нет покаяния. Перед смертью не все кающиеся приносят глубокое и искреннее покаяние, чтобы получить полное разрешение грехов, не все успевают сподобиться Таинств Покаяния и Причащения, потому что смерти бывают внезапными, насильственными. В этих случаях от милосердного Господа в помощь умершим дана возможность молитвы за усопших и благотворения в память их. Творимые живыми, они понемногу восполняют для умерших то, чего недоставало у них в покаянии, — исправления, таким образом облегчают мучительное их состояние в жизни загробной и даже могут совершенно освобождать их от мучений за грехи (Посл. вост. патр. о правосл. вере. гл. 18. Правосл. Катих II чл. Симв. веры).

Молитвы живых не помогут лишь тем, кто совершенно погасил в себе дух Христов – богохульникам, человеконенавистникам, подобно тому, как ничего нельзя сделать для оживления гнилых семян, потерявших начало растительной жизни: им не помогут ни лучи солнца, ни животворный воздух, ни питательная влага.

Церковного поминовения и отпевания по этой причине лишаются и нераскаявшиеся еретики и самоубийцы, сознательно лишившие себя жизни. Не признаются самоубийцами лица, случайно, по неосторожности лишившие себя жизни, либо совершившие этот поступок в состоянии психоза. В Православной Церкви принято относить к самоубийцам, лиц погибших «при разборе» т.е. совершивших бандитский акт (убийство, вооруженный грабеж) и умерших от полученных ран и увечий. Они также лишаются церковного поминовения. Жертвы бандитского нападения, безусловно, сюда не относятся.

Поминовение усопших бывает индивидуальным, совершаемым в знаменательные для умершего дни и общим, которое совершается в особо установленные Церковью дни, когда поминают всех вообще православных христиан.

На Пасху, Рождество Христово и другие большие праздники, а также воскресные дни поминовение усопших на литургии должно совершаться только на проскомидии и после освящения Святых Даров – во время пения: «Достойно есть...», — особой же заупокойной ектении «ради торжества праздничного» в эти дни произносить не положено (Типикон, гл. 59, 169 и пр. Номоканона при Требнике). Если же в воскресные дни служится ранняя литургия за упокой, то на ней произносится и ектения за упокой, а также заупокойные Апостол, Евангелие, прокимен и причастен.

Поминовение новопреставленных

По учению Церкви, загробная жизнь христианской души делится на три периода: первый длится от исхода души из тела до 40-го дня, когда над душой совершается частный суд; второй – от 40-го дня до Страшного Суда Христова, когда участь ее будет определена окончательно; третий – после Страшного суда.

Для поминовения новопреставленных Церковь назначает первые 40 дней со дня смерти.

Из этих 40 дней 3-й, 9-й, 20-й и 40-й является днями особых молений об усопшем.

По свидетельству преподобного Макария Великого, в первые три дня душа остается на земле и может посещать места своих духовных подвигов и лиц, с которыми упражнялась в благочестии. В 3-й день сна восхищается пред Лице Божие для поклонения. Затем ангелам повелевается показать душе райские обители, которые Бог уготовил любящим Его. Это происходит с 3-го по 9-й день, в который душа вновь приводится на поклонение Богу. А затем ангелы водят душу по всем пропастям ада (с 9-го по 40-й день). В 40-й день душа человека третий раз предстает пред Богом, поклоняется Ему и узнает о своей участи до Страшного Суда Христова.

На 20-й день бывает поминовение на половине 40 дней.

Преданное земле тело постепенно истлевает. В 3-й день после смерти у умершего человека меняется наружный вид; в 9-й день тело превращается в тление, кроме сердца; к 40-му дню истлевает и сердце (Иустин, епископ Рязанский. Сочинения. Догмат о преданных, с. 342).

В Православной Церкви есть обычай в течение сорока дней поминать усопшего за литургией на проскомидии и заупокойной ектении с произношением для совершения литургии просфор, вина, елея и свеч. Этот обычай известен под названием «Сорокоуст».

Помимо этих особых дней усопший поминается в дни смерти, рождения и тезоименитства.

На первой седмице Великого поста, Страстной и Пасхальной седмицах, а также в седмичные дни святой Четыредесятницы в храме не совершаются панихиды. Поминовение усопших отнесено к субботам 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Если в седмичные дни Великого поста случится 3-й или 9-й день по смерти, то панихида по новопреставленному служится в ближайшую к этим дням заупокойную субботу. Только в 40-й день, на который бы день он не пришелся, совершается панихида в храме.

«Сорокоуст» не бывает в Великом посту и на Пасхе, а начинается от недели апостола Фомы и продолжается до исполнения 40 дней.

При погребении и в 40-й день после смерти в седмичные дни Великого поста разрешается совершать Литургию Преждеосвященных Даров с приложением заупокойных Апостола, Евангелия и ектении.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!