ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ НАД УСОПШИМ НЕПРАВОСЛАВНЫМ



История возникновения чина

Требник издания Московской Патриархии (1984 г.) имеет чин погребения не православного усопшего православным священником по случаю «некоей благословной вины».

Чинопоследование над усопшим не православным составлено при личном участии Святейшего Патриарха Сергия (+1944) и утверждено Священным Синодом (ЖМП, 1985, №1, с. 79).

Схема чинопоследования

Благословен Бог наш

Царю Небесный. Трисвятое по «Отче наш»

Господи, помилуй (12). «Приидите, поклонимся»

Псалом 87

Псалом 118 (3 статьи)

Тропари по «Непорочных»

Псалом 38

Икос «Сам Един»

Прокимен, апостол, Евангелие

Стихиры на последнее целование

Отпуст. «Вечная память». (Разрешительной молитвы нет)

Изнесение тела к могиле с пением: «Святый Боже...».

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ПАНИХИДЫ

Понятие о панихиде и времени ее совершения

Панихида – это чин заупокойного богослужения, на котором возносится к Богу моление за усопших. Как и отпевание, панихида по своему составу напоминает утреню, что свидетельствует об общности и древности происхождения обеих служб, восходящих к ночным бдениям христиан первых веков. По продолжительности совершения службы панихиды значительно короче, чем отпевание.

Панихиды поются над телом умершего, и в 3-й, 9-й и 40-й день после смерти, а также в годовщину смерти, день рождения и тезоименитства. Панихиды бывают индивидуальными, совершаемые над конкретным человеком (или несколькими усопшими), и общими, или вселенскими.

Устав совершения панихиды изложен в Типиконе, в 14-й главе.

1. в особой книге, озаглавленной: «Последование за усопших»;

2. в Октоихе – перед последованием субботы пятого гласа;

3. в Псалтири – «Последование по исходе души от тела».

В первых двух последованиях находится великая ектения об усопших, которой нет в Псалтири. В Псалтири, кроме того, нет 17-й кафизмы и седальна по 3-й песни, а содержится молитвословия литии. 18-я кафизма не печатается также в Октоихе и в «Последовании за усопших»; что объясняется тем, что на панихиде она не всегда поется.

Полная, или великая, панихида называется парастас и отличается от обычно совершаемой панихиды тем, что на ней поются «Непорочны», разделяемые на две статьи, и полный канон. Во всей полноте панихида излагается в особой книге: «Последование парастаса, сиречь, великия панихиды и всенощного бдения, певаемых по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианам преставльшимся». В этом последовании содержится великая ектения 17-я кафизма: «Блажени непорочнии в путь...».

О каноне на панихиде в 14-й главе Типикона сказано, что поется канон Октоиха усопших «по гласу», т.е. того гласа, молитвословия которого поются в субботу той седмицы. В книге «Последование за усопших» печатается канон Октоиха 6-го гласа. Ирмос 3-й песни: «Небеснаго круга» и 6-й песни: «Молитву пролию ко Господу...» обычно поется на панихиде при 3-й и 6-й песнях. Припев канона на панихиде: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих. При малой ектении за упокой, начинающейся словами: «Паки и паки миром Господу помолимся», поется: «Господи, помилуй», — по одному разу, а при малой ектении, начинающейся прошением сугубой ектении: «Помилуй нас, Боже», — поется по три раза».

Схема чинопоследования панихиды в пяток вечера в притворе храма по Типикону (глава 14)

I часть.

«Благословен Бог наш». Трисвятое по «Отче наш». «Господи помилуй» (12). «Приидите поклонимся» (3). Пс. 90-й: «Живый в помощи Вышняго».

Ектения: «Миром Господу помолимся». Возглас: «Яко Ты еси...»

Аллилуиа, гл. 8 со стихами.

Тропари: «Глубиною мудрости» и «Тебе и Стену, и Пристанище имамы»

Кафизма 17-я: «Блаженни непорочнии» (разделенная на две статьи)

По первой статье ектения малая заупокойная

По второй: Тропари с припевом: «Благословен еси Господи»: Ектения малая

Седален: «Покой, Спасе наш» и Богородичен: «От Девы возсиявый миру»

Псалом 50-й.

II часть.

Канон октоиха по гласу

После 3-й песни: ектения, седален: «Во истину суета всяческая»

По 6-й песни: ектения, кондак: «Со святыми упокой и икос: «Един еси бессмертный»

По 9-й песни: «Богородицу и Матерь Света...» «Людие: Дуси и души праведных...» и ирмос 9-й песни.

ІІІ часть.

Трисвятое по «Отче наш»

Тропари: «Со духи праведных скончавшихся»

Ектения: «Помилуй нас, Боже», Молитва: «Боже духов»

Премудрость. Пресвятая Богородице; «Слава Тебе, Христе Боже»

Отпуст: «Воскресый из мертвых»

Во блаженном успении вечный покой

Вечная память.

Лития об усопших

Лития (греч. — усиленное всенародное моление) об усопших короче панихиды, она бывает вместе с панихидой и совершается при выносе тела умершего из дома. Кроме того, лития об усопших совершается на литургии после заамвонной молитвы, а также после вечерни и утрени.

Как при совершении панихиды, так и литии в память усопшего на особом столе ставится кутия, иначе называемая коливо, — сваренные зерно пшеницы, смешанные с медом. Значение кути, которая приготовляется не только при погребении, но и при всяком поминовении усопшего, состоит следует в следующем. Семена заключают в себе жизнь. Чтобы образовать колос и дать плод, они должны быть положены в землю и там истлеть. Так и тело умершего должно быть предано земле и испытать тление, чтобы восстать потом для будущей жизни (1 Кор. 15, 36-38). Мед знаменует сладость благ будущей жизни. Таким образом, кутия ест видимое выражение уверенности живых в бессмертии почивших, и их воскресении и блаженной вечной жизни через Господа Иисуса Христа, даровавшего Своим верным рабам воскресение и жизнь. Симеон Солунский пишет: «Мы приносим Богу семена с другими различными плодами, выражая тем, что и человек, как семя пшеницы, полагаемое в земле, опять восстанет Божественною силою и, как бы прозябши, приведен будет ко Христу живым и совершенным. Как малейшее семя, погребенное в земле, возрастает впоследствии и приносит обильный зрелый и совершенный плод, так и человек, предаваемый смертию земле, опять восстанет» (Новая скрижаль).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 649; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!