Родительские поминальные дни в Русской Православной Церкви



Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших, совершаемому всей Православной Церковью с древних времен, в Русской Православной Церкви той же цели посвящены еще некоторые дни, а именно: а) Радоница, б) 29 августа Усекновение главы Иоанна Предтечи и в) Дмитриевская суббота.

а) Радоница – день общего поминовения усопших, которое совершается в понедельник или вторник после Фоминой недели (воскресенья). По уставу в этот день не положено особых молитвословий за умерших, поминовение совершается в этот день по благочестивому обычаю Русской Церкви. После обычного вечернего богослужения служится полная панихида с пасхальными песнопениями. На литургии добавляются заупокойные прокимен, Апостол и Евангелие.

Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служат, с одной стороны, воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, связанные с Фоминым воскресением, а с другой – разрешение Церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника.

В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

По уставу рядовая служба по Триоди и Минеи. После утрени и литургии совершаются панихиды.

б) 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, совершается поминовение воинов, убиенных за Отечество. Предтеча Господень пострадал за истину как добрый воин Небесного Отечества. Его представительству поручает Святая Церковь своих чад-воинов, подвизались за истину и добро, положив свою жизнь за Отечество.

Поминовение было установлено в 1769 году, во время войны с Турцией и Польшей. Особой заупокойной службы Устав не предусматривает. После литургии совершается панихида по воинам, на поле брани живот свой положившим.

в) Перед 26 октября, в субботу Дмитриевскую, поминаются воины, на поле брани убиенные и другие умершие.

Суббота названа так по имени воспоминаемого 26 октября святого великомученика Дмитрия Солунского (ок. 306). Установление дня поминовения в эту субботу принадлежит Дмитрию Донскому. Совершив после Куликовской битвы (8 сентября 1380 г.) поминовение павших в ней воинов, он, по совету и благословению преподобного Сергия Радонежского, установил совершать это поминовение ежегодно перед 26 октября. Впоследствии вместе с воинами стали поминать и других умерших.

Служба Димитриевскую субботу совершается по чину Мясопустной субботу. Песнопения Октоиха текущему гласа.

Глава VIII. Богослужение молебных пений

Виды молебных пений

Молебные пения входят в состав любого Богослужения. Но, по сложившейся традиции, молебным пением (или молебном) в собственном смысле слова называется особое Богослужение, при котором Церковь обращается с молитвенным призывом к Господу, Его Пречистой Матери или святым угодникам Божиим о ниспослании милости, либо благодарит Бога за получение благ. Молебны приурочиваются обычно к какому-нибудь событию в церковной жизни (храмовым праздникам, дням памяти святых), а также совершаются во времена радостных или тревожных событий в жизни отечества, отдельной местности или церковной общины – победы над врагом, нашествия неприятелей, стихийных бедствий – засухи, ливневых дождей, неурожая, эпидемий и т.д. Молебны служат и по просьбе отдельных верующих в связи с различными жизненными обстоятельствами, связанными со здоровьем того или иного члена церковной общины, началом какой-либо деятельности, путешествием и т.д.

Для верующего человека «даже мелкие подробности жизни, даже частные стороны ее подлежат особым освящением, чтобы вся жизнь его, как сетью артерий, питалась благодатью», — говорит Павел Флоренский. Поэтому «всякое новое дело требует молитвы о нем, особливого освящения своих начатков, выделения из себя некоей десятины: первины всякого дела приносятся к Богу» (Священник Павел Флоренский. Из богословного наследия. – Богословские труды. М., 1977, сб. 17, с. 154-155). Стремление одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божьей помощью и по Его благословению лежит в основе многообразия молебных пений, представленных в чинах, которые отличаются своеобразием, «высокой расчлененностью и конкретностью» (Павел Флоренский). Последования и чины молебных пений изложены в Большом и Дополнительных Требниках, а также в отдельных книгах, именуемых «Последования молебных пений».

В молебных пениях Церковь освящает и благословляет: 1) стихии воду, воздух, огонь и землю; 2) жилище и другие места обитания православных христиан – дом, монастырь, корабль, строящийся город; 3) пищу и предметы бытовой и хозяйственной деятельности – семена и плоды выращиваемых растений, домашний скот, колодцы, сети для ловли рыбы и проч.; 4) начало и завершение какой-либо деятельности – учебы, путешествий, сева, жатвы, строительства жилищ, воинской службы и т.д.; 5) духовное и телесное здоровье человека (молебен об исцелении больного).

Молебные пения по составу входящих в них молитвословий имеют между собой определенное сходство и различие. Сходство состоит в том, что они по своей литургической структуре близки к утрени. Различие касается не только содержания и числа молитвословий, но связано также и с тем, что одни молебны совершаются с пением канона, другие без него, а третьи – без чтения Евангелия.

Каноны поются в последованиях молебных пений: а) против супостатов, находящих на ны, б) во время губительного поветрия, в) во время бездождия, г) во время безведрия.

Без канона совершаются молебны: 1) на Новый год; 2) при начале учения отроков; 3) за воинов во время брани против супостатов; 4) о недужных – многих или одном; 5) благодарственные: а) о получении прошения, б) о всяком благодеянии Божием, в) в день Рождества Христова; 6) при благословении: а) отправляющимся в путешествие, б) хотящим плыть по водам; 7) возвышения панагии; 8) благословения пчел.

Без чтения Евангелия совершаются чины: а) благословения водного судна ратного, б) благословения нового корабля или лодки, в) на копание кладезя и обретение воды, г) благословения нового кладезя.

Молебен начинается возгласом священника: «Благословен Бог наш», или возгласом: «Слава Святей Единосущней и Нераздельней Троице», как при благодарственном молебне. После возгласа поется «Царю Небесный» (а от Пасхи до Вознесения: «Христос воскресе» — трижды), читаются Трисвятое по «Отче наш» и затем псалом, избранный в соответствии с целью и предметом моления.

После псалма в день Рождества Христова поется пророчество святого пророка Исаии: «С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог». Иногда, как например, в молебном пении о недужных, читается после псалма Символ веры.

Затем после псалма, или после пророчества Исаии, или после Символа веры произносится великая ектения, в которую включаются прошения, относящиеся непосредственно к предмету моления. После ектении поется: «Бог Господь» и тропари.

За ними иногда сперва читается 50-й псалом (при молебных пениях во время бездождия, безведрия, во время губительного поветрия), или псалом 120-й: «Возведох очи мои в гору...» (в чине благословения водного судна), и затем следует канон, если он положен на молебне. Припевы к тропарям канона обычно указываются на ряду.

После 3-й песни канона бывает сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже». После 6-й песни произносится малая ектения и читается Евангелие, которое предваряется прокимном и другими молитвословиями, произносимы обычно перед чтением Евангелия на утрени. В праздничные дни читается Евангелие, которое читалось в этот день на утрени (исключая благодарственный молебен или молебен по какому-то особому случаю).

Иногда перед Евангелием читается Апостол, перед Апостолом может быть паремия (в день Рождества Христова).

Канон оканчивается пением «Достойно есть» или в праздник – ирмосом 9-й песни праздника.

Затем читается Трисвятое по «Отче наш», поется тропарь и произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже». Потом бывает возглас: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш...» и читается особая молитва, сообразная предмету моления или благодарения. Иногда она читается с коленопреклонением.

После молитвы следует отпуст, который священник произносит, держа в руках крест.

Если молебен совершается без канона, то после пения «Бог Господь» и тропарей читаются Апостол и Евангелие. Иногда же перед Апостолом читается паремия. После Евангелия бывает сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже», возглас: «Услыши ны, Боже», — и читается молитва. После нее поется великое славословие: «Слава в вышних Богу» или «Тебе, Бога, хвалим», Диакон произносит: «Премудрость», священник: «Пресвятая Богородица. спаси нас» и далее все, как бывает перед отпустом. После отпуста – возглашение многолетствования.

Молитвенные чины, совершаемые при благословении разных предметов церковного и домашнего обихода, весьма просты. На них не положено чтения Евангелия. После начала, которым является иногда начальный возглас вечерни, иногда Трисвятое по «Отче наш», а иногда просто возглас священника: «Господу помолимся», читаются одна или две молитвы, соответствующие случаю. Молитва сопровождается иерейским благословением и кроплением святой водой предмета, над которым читается молитва. Заключительный возглас молитвы служит вместе с тем и отпустом.

Молебное пение в Пасхальную седмицу отличается от обычного тем, что в нем преобладают пасхальные песнопения. После возгласа священника: «Благословен Бог наш», — не бывает ни ектении, ни пения: «Бог Господь», — а поется: «Христос воскресе...» (трижды) со стихами: «Да воскреснет Бог...», как на утрени и литургии. Затем вместо тропаря поется инакои: «Предварившия утро...». Если же канон поется и святому, то перед этим ипакои поется тропарь святому. После 3-й и 6-й песен поется: «Спаси от бед...», после 6-й песни поется еще кондак: «Аще и во гроб снисшел еси, Бессмертне...» и икос Паски: «Еже прежде солнца...». После Евангелия и 9-й песни поют: «Светися, светися, Новый Иерасалиме...», «Христос воскресе...» (трижды) и ипакои: «Предварившия утро...», на «Слава» — тропарь святому, на «И ныне» — кондак Пасхи: «Аще и во гроб...». Затем следует ектения: «Помилуй нас, Боже...» и вместо «Слава Тебе, Боже...» поют: «Христос воскресе...» и отпуст.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!