Чинопоследование молебна общего (по Часослову с. 176)
I часть.
«Благословен Бог наш»
Обычное начало
Псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою»
«Бог Господь»
Тропари
Псалом 50-й.
II часть.
Канон Пресвятой Богородице с ирмосом: «Воду прошед...»
По 3-й песни: «Спаси от бед»
Ектения: «Помилуй нас, Боже...»
Тропарь: «Моление теплое»
По 6-й песни: Ектения малая
Кондак: «Предстательство христиан»
Прокимен: «Помяну имя Твое...»
Евангелие от Луки
Слава: «Молитвами Богородицы»
И ныне: «Помилуя мя, Боже...»
«Не ввери мя человеческому предстательству»
«Спаси, Боже, люди твоя»
По 9-й песни: «Достойно есть»
Стихиры: «Высшую Небес...».
III часть.
Трисвятое по «Отче наш»
Тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас»
Ектения: «Помилуй нас, Боже...»
Молитва к Пресвятой Богородице
Отпуст.
БОГОСЛУЖЕНИЕ МАЛОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ
Символика водоосвящения
Водоосвящение или водосвятие — это обряд, в котором Святая Церковь призывает благословение Божие на воду. В чинопоследовании водо-святых молитв и священнодействий воде сообщаются особые благодатные свойства и сила для «отгнания» наветов видимых и невидимых врагов, освящения храмов, предметов церковного и бытового назначения, исцеления душевных и телесных недугов. Освященная вода именуется «святой водой», или иначе – «агиасмой» (святыней).
Освятить что-либо, по мысли священника Павла Флоренского, означает исполнить его Света присносущного», а сами понятия «святой», «святыня» — имеют значение «неомирности», надмирности», «инобытия». «В чем именно состоит особенность святого? – спрашивает о.Павел Флоренский. – Оно есть то, что находится над обычным и что в обычном является, выступая из себя своим светом, излучениями своими, своими светоносными энергиями... постигаемое же очами веры святое открывается как Свет» (Священник Павел Флоренский. Из богословского наследия. – Богословские труды. М., 1977, сб. 17, с. 151).
|
|
История формирования чина
Обряд водосвятия восходит непосредственно к моменту Крещения Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордан. В этом Евангельском событии Церковь видит не только первообряд таинственного омовения грехов, но действительное освящение всей водной стихии, самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Помимо великого водоосвящения, совершаемого только в праздник Богоявления, в Православной Церкви с древнейших времен существует и малое освящение воды, установленное, по преданию апостолом Матфеем. Церковь совершает этот обряд в память освящения воды ангелом в Силоамской купели. Древность обряда малого освящения воды подтверждает Александр, Римский епископ, пострадавший при императоре Адриане (118-138 гг.), который писал в своих сочинениях о том, что освященною водою расторгаются сети чародейства и прогоняются демоны (Новая скрижаль. СПб., 1899, с. 390). Вальсамон, патриарх Антиохийский, живший в XII веке, в своем толковании 65-го правила Шестого Вселенского Собора упоминает о малом водоосвящении как о древнем обычае. Он указывает, что отцы этого Собора постановили совершать малое водосвятие в начале каждого месяца в противодействие сохранявшемуся в течение длительного времени у христиан языческому обряду празднования новомесячия с возжиганием костров, через которые «по некоему старинному обычаю безумно скачут». Чин малого водоосвящения был окончательно оформлен в IX веке Фотием, патриархом Константинопольским.
|
|
Почти все молебные песни в обряде малого освящения воды обращены непосредственно к Пресвятой Деве Богородице, которая с глубокой древности именуется «Живоносным источником» и «радостию всех скорбящих». Некоторые из молебных песен позволяют предполагать, что малое водоосвящение первоначально совершалось в храме, посвященном Богоматери. Например, в тропарях чина Церковь восклицает: «Храм, Твой, Богородице, показался, врачевство недугов безмездное и оскорбляемых душ утешение... Кто притекай в храм Твой, Богородице, не приемлет скоро исцеление, душевнаго вкупи и телеснаго... Водами одождивый Христе источник исцелений во всечестном храме Девы днесь Твоего благословения окроплением, отгоняеши недуги немоществующих, Врачу душ и телес наших».
|
|
Церковь не ограничивает малое освящение воды каким-нибудь определенным днем или местом совершения. Оно может производиться в любое время по принятой традиции или по желанию верующих там, где это признается нужным – в храме, домах прихожан или – в определенных случаях – под открытым небом. С древнейших времен Церковью установлены два дня, в которые положено совершать малое водосвятие на реках, источниках и других водоемах. Это должно быть 1-го августа – в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Кроме того, малое освящение воды положено совершать в среду на четвертой неделе после Пасхи, в день Преполовения, когда Церковь вспоминает полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им Самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). В некоторых храмах малое водосвятие совершается в праздник Сретения Господня, а также во всех храмах – в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и окроплением. В домах прихожан водосвятие бывает при основании или освящении нового жилища вместе с молебным пением.
|
|
Схема чина
Благословен Бог наш
Псалом 142: «Господи услыши молитву мою
«Бог Господь, и явися нам», трижды
Тропари: «К Богородице прилежно ныне притецем»; дважды; и «Не умолчим никогда, Богородице»
Псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже»
Тропари: «Еже радуйся Ангелом приимшая», дважды; «Воспеваем Сына Твоего Богородице»
Слава и ныне
Молитвы архангелам, и ангелам, Крестителю Иоанну, апостолам, мученикам и бессребреникам
Слава и ныне
«Милосердия двери отверзи нам»
«Господу помолимся»
Возглас: «Яко свят еси, Боже наш»
Тропари: «Ныне наста время всех освящающе»
Прокимен
Апостол
Евангелие
Великая ектения: «Миром Господу помолимся»
Возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава»
Молитва: «Господи Боже наш, Великий в совете»
Тайная молитва: «Приклони, Господи, ухо Твое»
Троекратное крестообразное благословение воды погружением в нее Креста с пением тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя»
Кропление храма (или дома) и всех присутствующих святою водою при пении тропаря: «Источник исцелений» и «Призри на моление раб Твоих».
Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже»
Господи, помилуй, 40 раз
Возглас: «Услыши ны, Боже Спасителю наш»
Молитва: «Владыко многомилостиве»
Отпуст.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 303; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!