Освящение принадлежностей храма



При великом и малом освящении храма освящаются и все принадлежности храма. Когда в храм поступают новые или поновленные церковные вещи и принадлежности, бывает особенное освящение их. В Дополнительном требнике излагаются чины на освящение служебных сосудов – всех вместе или отдельно – дискоса, чаши, звездицы, лжицы, покровов, а также кивота для Святых Даров, илитона, индитии, священнических молитв, Креста; икон: Святой Троицы, Христа Спасителя, Богородицы, праздников, святых; церковных сосудов: кадильницы, анафорного блюда, кивота для мощей и проч.

Освящение совершается в храме. Перед церковными вратами поставляется покрытый стол, на котором полагаются предметы, предназначенные к освящению. Священник в епитрахили и фелони выходит из алтаря царскими вратами с кадильницею. Окадив крестообразно освящаемые вещи, он начинает возгласом: «Благословен Бог наш», — затем читается «Царю Небесный», Трисвятое по «Отче наш», Господи, помилуй» (12 раз), «Слава и ныне», «Приидите, поклонимся» (трижды), а при освящении каждого рода вещей читаются особые тайные молитвы и соответствующие псалмы.

Как сказано в требнике киевского митрополита Петра Могилы, освящение Креста и икон совершается «молитвою, кроплением святой водою, поклонением и целованием». При освящении Креста произносятся молитвы, в которых Церковь, называя Животворящий Крест древом жизни, благодарит Бога, что он, вместо древа преслушания, вкушением от которого вселукавый змей изгнал из рая праотцев наших и с ним весь род человеческий и подверг смерти, даровал Церкви Своей знамение Живоносного Креста, на нем же Единородный Сын Божий пригвожденный умер и смертию смерть попрал, — и просит милостиво призреть на это крестное знамение, благословить и освятить его и исполнить силы и благословения древа, на котором пригвождено пречистое тело Господа.

При благословении и освящении икон Господних возносится молитва Господу, воспретившему некогда творить Себе образы и подобия для избавления избранного Израиля от прелести идолослужения и для неотступного пребывания в познании и служении истинному Богу, и повелевшему устроить в скинии и храме Соломонове подобия и образы херувимов, и чтить их поклонением, каждением и молением, а впоследствии пославшему Единородного Сына Своего, Который, приняв вид раба и будучи в подобии человеческом, подобие пречистого Своего образа нерукотворенно изобразил и посла Авгарю, царю Едесскому, — благословить и освятить иконы Господа и подать им целебную силу и исполнить их благословения и крепости нерукотворенного образа.

При благословении и освящении икон Богородицы читается молитва ко Господу, воплотившемуся от Приснодевы Марии и Своим рождеством из Нее соделавшему Ее предстательницею, помощницею и молитвенницею всем верным, о благословении и освящении иконы Ее в честь и память Ее подать ей силу и крепость чудотворного действия.

При благословении икон святых произносится молитва о благословении образов в честь и память святых друзей Божиих, обращенная ко Господу, повелевшему в древности сотворить подобие херувимов и ныне образы и подобия святых приемлющем, чтобы верные, взирая на них, прославляли Бога, их прославившего, и стремились подражать житию и делам их, — Господу, создавшему человека по образу и подобию Своему, преслушанием же первозданного растленному и вочеловечением Христа, принявшего вид раба, обновившему его (человека) и в первое достояние во святых Своих приведшему, чьи изображения мы благочестно чтим, — святых, которые являются образом и подобием Божиим, а почитая святых, чтим и Бога как Первообразного.

По чину освящения Креста читаются 131, 59, 98 псалмы; при освящении иконы Святой Троицы читается 66 псалом, иконы Спасителя – 88, иконы Богородицы – 44, иконы святых – 138. При освящении сосудов предписано читать псалом 22, кивота – 131, илитона – 110, священнических одежд – 132, индитии – 92, церковных сосудов – 25. После чтения псалмов произносится: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды).

Затем священник кропит святой водой каждый из освящаемых предметов, говоря при этом: «Освящается (название предмета) сей (сия) благодатию Пресвятого Духа, окроплением воды сея освящения во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь». После этого при освещении икон поются тропари и кондаки в честь изображенного на иконе (праведника или святого) и бывает отпуст.

На освящении Евангелия молитв не положено, ибо оно свято ка Слово Божие. Однако освящается вновь сделанный или поновленный оклад (переплет) к нему по чину освящения икон Спасителя и святых.

Для освящения срачицы на престол и опоясывания ее новою вервию особого чина не положено. Новая срачица освящается по чину освящения индитии, с тем, однако отличием, что читается не 92 псалом: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», — положенный при освящении индитии, а 131: «Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его», который поется при надевании срачицы на престол во время освящения всего храма. Облачение престола в новую срачицу сопровождается простым опоясыванием, а не крестообразным обвязыванием, даже в том случае, если бы раньше, при архиерейском освящении храма, престол был обвит вервию крестообразно. Облачение престола в новую срачицу может совершаться только по благословению архиерея.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 481; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!