Особенности чина освящения храма священником



До XVII века «чин освящения» священником храма мало чем отличался от «великого», совершаемого епископом. Патриарх Никон обратил внимание на ненормальное положение относительно освящения храмов, которое создалось в русской церкви. В новоисправленном им Требнике 1658 года патриарх Никон поместил только чин великого освящения храмов. Отцы Московского собора 1666/67 гг. одобрили это постановление, запрещавшее священникам действовать при освящении храмов по-архиерейски, и утвердили порядок освящение храма иереем, наименовав его: «Последование како освященный антиминс положити в новосозданнем храме, данным от архиерея архимандриту, или протопресвитеру, ...избранну по сие и искусну» (Свящ. В.Прилуцкий. Указ. сочин., с. 45).

По Требнику Петра Могилы освящение храма иереем не исключало нужды снова освящать храм епископом. Этот чин трактовался как временное средство к тому, чтобы, не дожидаясь епископского освящения известной церкви, дать возможность «до времени» совершать в ней литургию. Но как только епископу представлялась возможность быть в такой церкви, она освящалась уже снова, полным чином архиерейского освящения храмов (См. Предисловие к Чину. Требник П.Могилы, ч.II, с. 74).

Чин, составленный митрополитом П.Могилой, является продуктом его собственного литургического творчества. Составление чинопоследования разрешило важный богослужебно-практический вопрос. По его чину иерей уже не действовал при освящении храма по-архиерейски, то есть в создании чина освящения храма иереем он пошел тем путем, на который встала и северо-русская церковь после патриарха Никона (Свящ. В.Прилуцкий. Там же, с. 66).

При освящении храма самую важную и существенную часть составляет освящение антиминса, которое может совершаться только архиереем. Это освящение и имеется в виду в Требнике, когда там говорится: «Три убо действа суть, от них же ни единого священник, кроме самого точию архиерея, совершати может. Первое: мира освящение; второе: жертвенника и храма освящение; третье: рукоположение священства» (Больш. требн., г.107). Священники освящают храм, по благословению архиереем. Поэтому из иерейского чина освящения храма исключено все то, что связано с освящением антиминса. И сам чин отличается меньшей торжественностью и значительно короче в сравнении с архиерейским чином по числу входящих в него молитвословий и священнодействий. Особенности чина освящения храма священником состоят в следующем:

1. Накануне дня освящения перед иконой Спасителя у царских врат поставляется на аналое дискос с освященным антиминсом, покрытый звездицею и воздухом. Перед ним возжигается свеча. В алтаре на особом столе у горнего места полагаются кропило и камни для прибивания гвоздей.

2. Молитвы на утверждение престола, прочитанные архиереем при освящении антиминса, не читаются.

3. По чину, изложенному в Большом требнике, престол и стены храма не помазываются святым миром, т.к. миропомазание уже совершено архиереем над антиминсом.

4. Нижняя престольная одежда (срачица) обвязывается вокруг престола как пояс, а не крестообразно.

5. При крестном ходе вокруг храма носят не дискос с мощами, а антиминс с вложенными в него святыми мощами.

6. Слова: «Возьмите, врата князи, ваша» и «Кто есть сей Царь славы?» перед закрытыми дверями храма произносятся только один раз.

7. Святые мощи не полагают под престол, на него полагается только антиминс. После этого читается коленопреклоненная молитва: «Господи Боже наш».

8. По прочтении этой молитвы бывает малая ектения (Службой не бывает), и священник осеняет Крестом по три раза на четыре стороны. Хор в это время поет: «Господи, помилуй».

9. При целовании Креста священник окропляет присутствующих святой водой. Многолетие не поется.

Затем, как и после архиерейского освящения храма, читаются часы и совершается Божественная литургия.

Малое освящение храма

Архиерейский и иерейский чины освящения называются «великим освящением» храма. Это освящение совершается не только над новопостроенным храмом, но и в тех случаях, когда по какой-либо причине оказывается поврежденным или передвинутым престол.

Если же престол не был сдвинут со своего места или поврежден, однако каким-то образом были нарушены неприкосновенность и святость престола, тогда, по благословению епископа, бывает особенное обновление храма молитвою и кроплением святой водой для того, чтобы, по словам московского митрополита Киприана, совершалось «бессоблазненное священнослужение во храме». Это обновление храма называется «малым освящением» храма.

Малое освящение совершается, во-первых, в том случае, когда неосвященный человек коснется престола, его священной утвари и одежд (Например, при угрозе пожара или другого бедствия). В Ветхом Завете Надав и Авиуд были наказаны смертью за то, что вложили в свои кадильницы чудный огонь (Лев. 10, 1). Оза поражен был смертью за прикосновение к Кивоту Завета (2 Цар. 6, 6-7). Как и в Ветхозаветной Церкви, в православном храме к престолу могут прикасаться только избранные (Лев. 10, 3).

При малом освящении обычно совершают молебное пение тому святому, во имя которого построен храм, т.е. поется канон храмового праздника. Молебен совершается посреди храма. После малого освящения воды читаются две «молитвы на обновление храма» (Требн. Больш. гл. 93), принятые в чин малого освящения храма от Константинопольского патриарха Каллиста, жившего в последней половине XIV столетия. Первая из этих молитв: «Господи Боже наш», — та же самая, которая читается и при первоначальном освящении храма.

Во-вторых, малое освящение храма совершают после осквернения храма от еретиков и язычников. Если вообще лицу непосвященному не разрешается, по уставу Церкви, входить в алтарь и особенно касаться святыни алтаря, то святыня тем более оскверняется от прикосновения еретиков и язычников (Числ. 3, 10; Пс. 79, 1), когда они насильственно овладевают храмом, попирают его ногами, прикасаются к его утвари, либо совершают в нем свое служение. В этом случае при освящении храма читаются особые молитвы «на отверзение храма» (Церкви, в которых запрещено служить, называются «заключенными», выражение: «отверзать Церковь» означает разрешить в ней священнодействовать (Нов. Скр. ч.ІV. гл. 24, §5), именно молитва «на отверзение церкве, от еретиков осквернишияся» (больш. Требн. гл. 41) и молитва «на отвержение храма, осквернившагося от языков, еще же и от еретиков» (Больш. Требн. гл. 41). Чин освящении храмов от осквернения еретиками и язычниками составлен святыми отцами Никифором Исповедником и Тарасием, патриархами Константинопольскими в VIII в., поборниками Православия против иконоборцев.

В-третьих, малое освящение храма бывает после осквернения его насильственной смертью в нем человека или человеческой кровью; рождения или смерти в нем животного. по закону Моисееву, нечистого и нежертвенного. Ибо смерть есть следствие греха и рождение, как проводник греха, есть нечистое и оскверняющее (Числ. 19; Лев. 12). В большом Требнике содержится особая молитва (гл. 42), «на отверзение храма, в нем же случится человеку умрети нуждно» (т.е. насильственною или внезапною смертью). Та же самая молитва читается, как сказано в Требнике, когда «церковь осквернится смертию, или рождением в нем животного». Об этой молитве в Требнике сказано, что она «глаголется во входе прежде обычного», т.е. произносится при входе в храм прежде молитвословий, произносимых обычно священником при входе в храм перед совершение литургии.

Святая Церковь всякое осквернение храма считает наказанием за грехи наши, а поэтому при обновлении храма просит помиловать нас и обновить дух наш.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 2358; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!