Схема современного чинопоследования



І часть.

Благословен Бог наш

Псалом 118-й (3 статьи), после 1-й и 2-й: «Паки и паки»

После 3-й стропари по Непорочных, «Паки и паки»

Тропари: «Покой, Спасе наш...», «От Девы возсиявый миру...»

Степенны, 1-е: прокимен, Апостол, Евангелие, молитва седален и псалом 28-й с тропарем

2-е: прокимен, Апостол, Евангелие, молитва, антифон, псалом 23-й, тропарь и седален

3-й: прокимен, Апостол, Евангелие, молитва, антифон, псалом 83-й, тропари: «Помилуй нас, Господи...»

4-е: прокимен, Апостол, Евангелие, «Блаженны»

5-е: прокимен, Апостол, Евангелие, псалом 50-й.

ІІ часть.

Канон с ирмосами Великой Субботы: «Волною морскою...»

По третьей песни Седален

После 6-й – «Паки и паки», кондак: «Со святыми упокой...» 24 икоса с припевом «Аллилуиа»

После 9-й: «Паки и паки», Ексапостиларий

Стихиры на «Хвалите»

«Слава в вышних Богу»

Стихиры самогласны Иоанна Дамаскина

«Благо есть...» Трисвятое по «Отче наш», «Покой, Спасе наш» ектения: «Помилуй нас, Боже...»

Разрешительная молитва

Стихиры на последнее целование.

ІІІ часть.

Обнесение тела священника вокруг храма с пением ирмосов: «Помощник и Покровитель...»

Лития, Отпуст, Вечная память

Предание тела земле.

Содержание молитвословий чина

Последование отпевание священников по своему объему значительно превосходит прочие чины погребального отпевания. Оно более торжественно и напоминает чин утрени Великой Субботы, в котором поются погребальные песни Умершему за нас Христу Спасителю. Это сходство погребальных песнопений объясняется тем, что служение священника является образом вечного Священства Христова.

Усопший был возведен благодатию Божией в сан служителя алтаря Господня, возвышен над многими душами, которые должен был наставить на путь истинный и привести к Богу. Но по своей человеческой немощи, он не всегда мог оставаться на высоте пастырского служения. В молитвословиях и песнопениях Церковь ходатайствует перед Богом об отпущении всех его вольных и невольных грехов, содеянных им на его многотрудном пути.

В начале последнего молитвенного служения о спасении души почившего иерея Церковь обращается к Господу с теми же молитвами и песнопениями, что и при исходном отпевании мирских людей, тем самым как бы уравнивая пастыря с пасомыми, ибо, по слову апостола, все предстанут перед Вечным Судиею «в равном достоинства». Приводя ко Христу Его заблудших овец, духовный пастырь по необходимости касался «места сего озлобления», в волнах житейского моря вольно или невольно был обуреваем человеческими страстями. Поэтому Церковь те слова утешения и отрады, которые она говорила пред гробом странника сего мира, повторяет и для успокоения душе того, кто в свое время утешал других Словом Божиим.

Но далее в чинопоследовании говорится об усопшем как наставнике и учителе верующих: «...да о нихже (о верных) трудился в мире сем имене Твоего ради, примет богатое воздаяние...» (Молитва первая); «В священническом достоинстве благочестно пожил еси, приснопамятне» (тропарь 2 гл. после 23 псалма).

Воздавая честь служителю Таин Божиих. Церковь, помимо Апостола и Евангелия, положенных при отпевании мирских людей, читает над почившем иереем еще четыре Апостола и четыре Евангелие. Апостольское и Евангельское слово прерывается пением возвышенных антифонов – таинственных указании степени благодати, на которую возвысился усопший. В молитвах, произносимых Церковь, изливается любовь ее к почившему и звучит мольба к Владыке об упокоении избранника Божия.

Почитая в усопшем пастыре образ Божественного своего Пастыреначальника, Церковь возглашает над ним ирмосы канона Великой Субботы. Эти песнопения чередуются с другими, в которых изображается слабость человеческой природы, одержимой грехом. «Бездна последняя грехов обыде мя, — Церковь от лица усопшего, — и исчезает дух мой; по прострый, Владыко, высокую Твою мышцу, яко Петра мя, управителю, спаси». Тропари, прилагаемые к каждой песне канона, возвещают, что сила Божия совершалась в немощном сосуде, который всегда, а тем более сейчас, боится сокрушения.

«Куда идут ныне души? Как они теперь живут там? Я хотел узнать это таинство, и никто не мог поведать мне его. Поминают ли они нас – ближних своих, как мы их, или они уже забыли плачущих о них и творящих песнь: «Аллилуиа» (6 икос канона). В этих словах выражается состояние тех, кто стоит над гробом своего собрата.

«Если, переходил из одной страны в другую, мы нуждаемся в путеводителях, то что будем делать, когда пойдем в ту сторону, где мы ничего не знаем? Много тогда нужно будет тебе водителей, много молитв, способствующих спасению окаянной твоей души, пока успеем достигнуть Христа и воззвать к Нему: «Аллилуиа» (17 икос канона), так назидает и предостерегает Церковь нас, изображая духовную нищету нашу и за порогом жизни.

Душа усопшего, вводимая в созерцание таинств загробного мира, полна ужаса и трепета. «Молчите, молчите, — дайте покой умершему – и вы узрите великое таинство: ибо это страшный час; — молчите, — пусть идет душа с миром, — она теперь находится в великой борьбе и с великим страхом молит Бога: «Аллилуиа» 20 икос канона). Слова усопшего обращены к близким его: «Послушайте внимательно, молю вас, ибо я с трудом говорю к вам: для вас сотворил я рыдание, может быть, оно будет кому-нибудь на пользу. Но когда вы будете совершать его, помните и меня, знаемого некогда вами: ибо часто мы сходились вместе и пели в доме Божием: «Аллилуиа» (2 икос канона).

Церковь молит Господа спасти душу усопшего пастыря: «Жительством во благочестии, и украшен священник Твой, Христе, жрец и приноситель Божественных Таинств, Твоим Божественным повелением прейде от житейских молв к Тебе: егоже яко священника, Спасе, прими спаси, и с праведными упокой, его же принял еси, великия ради Твоея милости (Стихира З на «Хвалите»).

При выносе тела усопшего из храма поется не «Святый Боже...», а ирмосы великого канона святой Четыредесятницы: «Помощник и Покровитель», — этого канон в последний раз звучит над гробом священнослужителя, который многократно Великим Постом вместе со своей паствой оплакивал вдохновенными словами преподобного Андрея Критского падение грешного человека.

Вынос тела сопровождается крестным ходом – перед гробом несут хоругви, крест и Евангелие. Тело обнося вокруг храма, на каждой стороне храма совершают краткую литию. Погребальное шествие бывает с таким же перезвоном, как при выносе Креста (14 сентября) в Крестопоклонную неделю и при выносе плащаницы в Великую Субботу. При опускании тела в могилу бывает трезвон, возвещающий, что персть возвратилась в землю.

ЧИН ОТПЕВАНИЯ АРХИЕРЕЕВ

История чина

В Русской Церкви до середины XVIII в. погребение архиереев совершалось по чину погребении иноческого, с добавлением некоторых специальных обрядов, связанных с приготовлением тела к погребению, переноса его в церковь и служением литургии пред отпеванием.

По указу императрицы Екатерины ІІ в 1767 г. велено было «совершать над скончавшимся святителем чин погребения священников». Первым из иерархов, погребенным по этому чину, был Московский Митрополит Тимофей (Цербицкий) (Свящ. В. Прилуцкий. Там же. с. 286-289).

Особенности чина святительского погребения XVI-XVII веков состоят в следующем. После облачения над почившим велась заупокойная лития. До погребения гроб с телом должен был стоять в Церкви (приходской или крестовой). В день отпевания гроб при колокольном звоне переносили в собор. Священнослужителя должны были идти «за гробом святейшего патриарха». В храме гроб ставили сначала посредине, «прямо царских врат». Совершалась в алтаре проскомидия. На малом входе священники брали гроб и вносили его чрез царские врата в алтарь и поставляли по правую сторону престола. Во время Апостола гроб переносился на горнее место и поставлялся «ногами к престолу». По прочтении Евангелия поставлялся вновь с правой стороны престола. Почивший иерарх как бы принимал участие в совершении литургии. Во время херувимской песни «служащий святитель, сотворив прощение у святого престола, творит прощение у преставльшегося святителя, как у живого, и ему дает прощение». Так же делают и все служащие ему литургию. При возгласе: «Возлюбим друг друга», — святитель и прочие служащие целовали святой престол и преставльшагося святителя в шапку (митру), говоря: «Христос посреде нас». Перед причащением все священнослужители испрашивали у почившего прощение.

По заамвонной молитве гроб с телом почившего архиерея опять износился священниками на середину храма, где и совершалось отпевание по чину «иноческого погребения».

Современный чин архиерейского отпевания составлен митрополитом Мануилом в 1956 г. Этот чин не входил еще в печатные Требники и существует только в машинописи. Он возглавлен: «Последование мертвенное над скончавшимся архиереем».

Схема чинопоследования

І часть.

Благословен Бог наш

Псалом 118-й (3 статьи) с новыми особыми тропарями

Тропари по «Непорочных»

Тропари: «Покой, Спасе наш»

Степенны, 1-е: прокимен, Апостол, Евангелие, молитва

Седален, псалом 22

Тропарь (новый), 2-е: прокимен, Апостол, Евангелие, молитва, антифон

Псалом 23, тропарь (новый), Седален (новый), 3-й: прокимен, Апостол, Евангелие, молитва, антифон

Псалом 83, Тропарь (новый), покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи», 4-ые: прокимен, Апостол, Евангелие

«Блаженны» с новыми тропарями, 5-ые: прокимен, Апостол, Евангелие, псалом 50-й.

II часть.

Канон: «Волною морскою» (тропари канона новые)

По 3-й песне Седален. По 6-й – кондак: «Со святыми упокой» Икос «Саи Един». Остальные икосы опущены. По 9-й Ексапостиларий

Молитва ко всем святым святителям

Стихиры на «Хвалите» (новые)

«Слава в вышних Богу»

Тропари: «Глубиною мудрости», «Тебе и Стену»

Ектения: «Помилуй нас, Боже». Молитва: «Архиерею вечный»

Отпуст. «Вечная память»

Разрешительная молитва

Стихиры на последнее целование (новые).

III часть.

Обнесение тела архиерея вокруг храма с пением ирмосов: «Помощник и покровитель». Лития. Отпуст. «Вечная память»

Предание тела земле.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!