Схема современного чинопоследования отпевания мирских человек



І часть.

«Благословен Бог наш»

Псалом 90-й

Псалом 118-й (три статьи, первые две заканчиваются ектенией)

По Третьей статье: Тропари по Непорочных

Ектения: «Паки и паки»

Тропари: «Покой, Спасе наш», «От Девы возсиявый...»

Псалом 50-й

ІІ часть.

Канон: «Яко по суху», глас 6

Стихиры самогласны преп. Иоанна Дамаскина: «Кая житейская сладость»

Блаженны с тропарями

Прокимен, Апостол, Евангелие

Разрешительная молитва

Стихиры при последнем целовании.

ІІІ часть.

Лития

Вынос тела из храма

Лития и опускание тела в могилу.

Содержание и смысл молитвословий и священнодействий

При чтении 90-го псалма и символических образах аспидов, львов, скимнов и драконов изображаются ужасы мытарств, по которым проходит душа как по таинственному пути к обителям Отца Небесного. Верную душу, говорит псалмопевец, сохранит Господь: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,... щит и ограждение – истина Его».

118-й псалом представляет исповедь всякой души, отошедшей от нас и предстающей со страхом и трепетом на суд Божий.

В тропарях по Непорочных говорится о том, что Лики святых обрели Христа Источником жизни и дверью в рай. Они проповедали Агнца Божия и представились к жизни нестареющей, чтобы услышать глас Христа: «Придите, насладитеся, ихже уготовах вам почестей и венцов Небесных». И я, — поет Церковь от лица усопшего, — есть образ неизреченной Твоей славы, я – почтен Твоим Божественным образом. Ты, Владыко, очисти мя Твоим благоутробием и возжделенное отечество подаждь мне».

«Упокой, Боже, раба Твоего и введи его в рай, где праведные сияют, как светильники, — просит Церковь. – Просвети и нас, верою Тебе служащих...»

В тропарях канона молитва Церкви обращена вначале к святым мученикам, чтобы они походатайствовали пред Богом за усопшего (1-й тропарь), затем ко Господу, избавившему род человеческий от смерти и тления и знающему немощь естества нашего, чтобы Он спас душу усопшего раба (2-й и 3-й тропари). И наконец, просит святая Церковь Пресвятую Богородицу заступиться пред Господом за усопшего (4-й тропарь).

В стихирах самогласных излагается торжественная и трогательная проповедь о скоротечности земной жизни и таинственности смерти, которая делает тщетными все человеческие усилия, если они направлены к достижению богатства и славы. Душа, разлучившись с телом, может уповать только на милость Христа Бессмертного, чтобы Он упокоил ее в нестареющем Своем Блаженстве. «Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу во гробах лежащую по образу Божию созданную нашу красоту безобразною, бесславною, не имеющею вида. О чудо! Что это за таинство совершилось над нами? Как предадимся тлению? Как сочетались мы со смертью? Подлинно, по повелению Бога, написано, — Подающего представившемуся упокоение», — такими возвышенными словами заканчивается последняя, восьмая, стихира из тех, которые поются после заупокойного канона.

Затем поются «Блаженны», в которых словами Самого Спасителя возвещаются заповеди блаженств – в противоположность временному и тленному, каким являются все земные блага. Душа усопшего устремляется к обители Отца Небесного, видит рай и в нем благоразумного разбойника и в умилении повторяет молитвенный вопль его: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи». Блаженны прерываются тропарями – краткими прошениями усопшего ко Спасителю: «Разбойника рая, Христа, жителя, на кресте Тебе возопивша, помяни мя, предсодеял еси покаянием его, и мене сподоби, недостойного».

Далее следует пение прокимна и читается Апостол (1 Фес. 4, 13-18). Чтобы не оставить в страждущем сердце места печали и сомнению, святой апостол Павел возвышает свой утешительный голос, переносит взор наш за пределы смерти и раскрывает перед нами дивные тайны будущего преобразования тела человеческого, когда оставшиеся в живых при гласе Архангела и трубе Божией вместе с воскресшими будут восхищены к Господу.

После пения «Аллилуиа» начинается чтение Евангелия (Ин. 5, 24-31). Устами священника Сам Господь Иисус Христос возвещает нам о будущем воскресении мертвых.

Затем священник, стоя у гроба и обратясь лицом к покойнику, читает разрешительную молитву, текст которой печатается на особом листе. По прочтении этой молитвы священник сворачивает лист, на котором она напечатана, в свиток и влагает его в правую руку усопшего (в этом случае не читается прощальная молитва, помещенная в конце чина отпевания, т.к. она по содержанию такая же, как и первая, только более краткая). В этой молитве Церковь просит Господа простить умершему вольные и невольные согрешения, в которых он «сердцем сокрушенным покаялся и елико за немощь естества забвению предаде». Это молитва не разрешает усопшего от тех грехов, которые он сознательно утаил от духовника в Таинстве Покаяния. Разрешительная молитва представляет собой усиленное моление священника о даровании усопшему прошения от Господа всех открытых духовнику прегрешений, а также и тех, в которых почивший не раскаялся или вследствие свойственного человеку забвения грехов, или потому что не успел раскаяться в них, застигнутый смертью. Молитва является разрешительной и в собственном смысле слова, так как ею скончавшийся разрешается от церковного запрещения («клятвы» и епитимии за прежние грехи как меры исправительной, а не карательной), если он не имел возможность почему-либо освободиться от него при жизни. Эта молитва читается и для того, чтобы «подтвердить мир душе усопшего против его согрешений, может быть, случившихся после последнего покаяния и чтобы никто не сомневался, что он умер в общении с Церковью». Именно для этого, по мысли Филарета, митрополита Московского, и вкладывается листок с молитвой в руку покойного.

После разрешительной молитвы бывает целование, или последнее прощание с умершим, как выражение непрестающей нашей любви и духовного общения с ним во Христе Иисусе. «Последнее целование дадим, братие, умершему...», в которых говорится о разлучении его с нами и вместе с тем от лица умершего выражается просьба: «Прошу всех и молю, непрестанно о мне молитися Христу Богу, да не низведен буду, по грехам моим, на место мучения: но да вчинит мя, идеже свет животный» (последняя стихира).

Чин заканчивается заупокойной литием, отпустом и возглашением вечной памяти. После отпевания совершается погребение.

С пением «Святый Боже...» гроб с телом усопшего выносится из храма. В знак примирения и единения с душою усопшего Святая Церковь предает его тело земле. Для этого священник перед закрытием гроба и опусканием его в могилу посыпает крестообразно землю на тело умершего, произнося: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней». Затем на усопшего возливается елей, что совершается в том случае, если над усопшим при его жизни было совершено Таинство Елеосвящения. Оставшийся от помазания освященный елей с вином крестообразно возливается на тело усопшего посыпается пепел из кадильницы, который знаменует угасание земной жизни во имя вечной жизни, которая столь же благоугодна Богу, как фимиам кадильный.

В могиле умерший полагается лицом к востоку. Это делается в знак того, что он идет от запада жизни востоку вечности. Священник посыпает крестообразно опущенный в могилу гроб землей, взяв ее лопатой со всех четырех сторон могилы (в просторечии это называется «печатание гроба»), и произносит при этом: «Господня земля и исполнение ея вселенная и вси живущие на ней». И все присутствующие бросают землю на гроб в знак покорности божественному повелению: «Земля еси и в землю отыдеши».

По чину литии положена затем сугубая ектения, и после того, как могила будет засыпана и образован могильный холм, произносится отпуст: «Слава Богу, сице устроившему». Усопший предан земле до той страшной минуты, когда труба Архангела возвестит общее воскресение и ожидающий всех последний суд.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 444; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!