Схема современного чинопоследования
І часть.
Благословен Бог наш
Псалом 90-й
Аллилуиа, тропари: «Глубиною мудрости...»
Псалом 118-й (2 статьи) после первой ектении: «Паки и паки»
После второй статьи тропари по Непорочных, ектения
Тропари: «Покой Спасе наш...», «От девы возсиял еси...»
Псалом 50-й.
ІІ часть.
Антифоны степенны воскресные со стихирами восьми гласов
Кондак: «Со святыми упокой...» и икос: «Сам Един...»
«Блаженны» с тропарями
Прокимен, Апостол, Евангелие
Разрешительная молитва
Стихиры на последнее целование.
III часть.
Лития, отпуст, вечная память
Вынос тела их храма; стихиры самогласны: «Кая житейская сладость»
Предание тела земле, тропари: «Земле, зинувши»
Содержание молитвословий чина
Чин отпевания над принявшими обеты иноческого послушания, непрестанной молитвы и поста, имеет в настоящее время определенные отличия от чина погребения мирских человек. Эти отличия касаются и структуры чинопоследования, и содержания молитвословий. В монашеском погребении отображается личность монаха, его уединенность от мира и сосредоточенность на внутреннем покаянном делании, непрестанная устремленность его к Богу. Внутренняя суть последования пронизана духом высоких обетований, к которым призвана стремиться душа иноков.
Погребальный прокимен, читаемый после «Блаженных», звучит иначе: «Блажен путь, воньже идеши, брате днесь, яко уготовася тебе место упокоения».
При последнем целовании 5-10 стихиры заменяются другими, напоминающими о жизни и обетах иноческих.
|
|
При выносе тела усопшего монаха из храма для погребения поется не «Святый Боже...», а стихиры самогласны: «Кая житейская сладость».
После предания тела земле братия совершает двенадцать поклонов за усопшего, «скончавшего временную жизнь, которая вся исчисляется двенадесятым числом часов, как во дни, так и в нощи» (Новая Скрижаль ч. IV, гл. 21, §5).
ЧИН ОТПЕВАНИЯ СВЯЩЕННИКОВ
История чина
Современный чин священнического погребения вошел в нашу богослужебную практику только со времени патриарха Никона. Впервые он был напечатан в Требнике 1658 года (л.402-476).
До этого времени умерших иереев отпевали особым, довольно необычным по своему составу чином.
Со второй половины XV века сначала в греческих Евхологиях стали появляться особые чины иерейского богослужения. В памятниках более раннего времени имеются только отдельные молитвы «над скончавшимся иереем».
Подобное же явление наблюдается и в памятниках Русской Церкви. С конца XV века появляется даже «чин егда поп представится».
Греческие богослужебные последования XV века уже содержат специальные чины для погребения священников. Вот составные части их, которые вошли и в наш древнерусский чин иерейского погребения.
|
|
Одр с мощами иерея поставляется посреди храма и начиналось последование, по своей структуре приближающееся к чину утрени. После обычного начала и чтения предначинательных молитв следовал возглас утрени: «Слава святей», — и читалось шестопсалмие. Составные части погребения располагались применительно к порядку утреннего богослужения великого пятка. Между различными песнопениями и молитвами на протяжении всего чина полагалось 16 апостольских и евангельских чтений. После каждого Евангелия следовала заупокойная ектения и потом молитва. Первое чтение из Апостола и Евангелия начиналось после тропарей по великой ектении, второе после первой «Славы» 17 кафизмы, третье – по второй «Славе», четвертое – после следовавших за третьей «Славой» кафизмы, седальнов и тропарей: «Благословен еси Господи». Вместо канона пели антифоны всех 8-ми гласов со стихирами преподобных Иоанна Дамаскина и Феофана. За каждым антифоном опять следовало чтение Апостола и Евангелия. По прочтении 12-го Евангелия заканчивалось пение антифонов и продолжалось пение одних заупокойных стихир. После 13-го Евангелия исполнялись икосы Романа Сладкопевца с припевом «Аллилуиа». Икосы сменялись «Блаженными», после которых читалось 17-ые Апостол и Евангелие. Потом совершалась литургия. По заамвонной молитве происходило целование умершего, при пении стихир на последнее целование: «Придите, последнее целование дадим, братие, умершему». После прощания с умершим читались в 15-й раз Апостол и Евангелие, после чего умершего при пении «Святый Боже» несли к месту погребения. При засыпании могилы землей пели ирмосы Великого канона и особые тропари. В 16-й раз читали Апостол и Евангелие, когда могила засыпан, и следовала 16-я молитва (заключительная). Чин заканчивается отпустом, провозглашением вечной памяти и поклонами за умершего.
|
|
В XVI веке чин иерейского погребения состоит на Востоке уже из 8-ми частей. В него входит «утреня, вся псалтырь и непорочны». Далее следует отпевание, начинающееся пением антифонов всех восьми гласов со стихирами. И наш древнерусский чин погребения иереев распадался на восемь частей, в каждой части была особая молитва.
В начале XVII века существовало мнение, что чин погребения иереев редактирован болгарским попом Еремеем. Требник 1639 г. Патриарха Московского Иоасафа повелевал чин этого погребения считать еретическим и «погребати священники мирским погребением и никтоже о сем да соблазнится». И при патриархе Иосифе у нас на Руси погребали скончавшихся иереев чином мирского погребения.
|
|
Петр Могила в своем Требнике 1646 г. Помещает уже другой чин священнического погребения, заимствованный из венецианских евхологиев. Это тот чин, который содержит и наша современная практика. Чин отпевания священников Требника Петра Могилы предваряется извлечением из определений Киевского Собора 1640 г. «о погребении священников непременно соборне и распределение сорокауста по них между всеми церквами того благочиния, в котором служил умерший». Сам чин несколько короче современного. Предубеждения против чина священнического погребения существовали на Руси до 1651 г. В изданном в этом году при патриархе Иосифе Требнике этот чин снова помещен и держался в богослужебной практике до патриарха Никона. В Требнике 1658 г. Указанный чин заменен другим чином, заимствованным из венецианских печатных греческих книг и существует до сих пор (Свящ. В.Прилуцкий. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII в. Киев, 1912, с. 271-286).
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!