ЧИН ОТПЕВАНИЯ МИРСКИХ ЧЕЛОВЕК В СВЕТЛУЮ СЕДМИЦУ ПАСХИ



Происхождение чина

Чин пасхального погребения впервые появился в патриаршество Филарета в Требнике 1624 г. Пасхальный канон указано петь на 12, кондак: «Аще и во гроб...» — положено петь по 6-й песни канона. О прокимне, Апостоле и Евангелии сказано: «все празднику». Ексапостилария Пасхи нет.

Указ о погребении усопших на Пасху в Требнике Петра Могилы ничем не отличается от современного (Свящ. В.Прилуцкий. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII в. Киев, 1912, с. 297-299).

Схема чинопоследования.

І часть.

«Христос воскресе...» со стихами: «Да воскреснет Бог...»

Ектения заупокойная: «Помилуй нас, Боже...».

ІІ часть.

Канон Пасхи

По 6-й песни канона: «Со святыми упокой...», «Аще и во гроб»

«Елицы во Христа крестистеся...» прокимен, Апостол, Евангелие

Разрешительная молитва

«Воскресение Христово видевшее...», «Воскрес Иисус от гроба».

По окончании канона – тропари воскресные: «Благословен еси Господи...», «Ангельский собор удивися...»

Стихиры Пасхи: «Воскресения день...» и целование усопшего.

ІІІ часть.

Ектения заупокойная

Пасхальный отпуст, Вечная память

Лития у могилы, предание тела земле

Пение тропарей: «Земле, зинувши...».

ЧИН ОТПЕВАНИЯ МЛАДЕНЦЕВ

Происхождение чина

С особым чином погребения младенцев знакомят нас рукописи XV века. Вопрос об отпевании младенцев ставился и раньше (в XII в. в ответах епископа Новгородского Нифонта Кирику и в XIV в. в ответах митрополита Киприана игумену Афанасию) и разрешался положительно: «Над преставльшемся младенцем Пети».

В XV в. отпевание младенцев выглядело так: над младенцем до 2-х лет совершала весьма краткий чин, состоящий из заупокойной литии с чтением молитвы «Храняй младенцы, Господи». Если младенец был старше двух лет, то над ним совершался полный чин погребения мирских человек.

С XVI в. появляется особый чин погребения младенцев. Он еще не совпадает с современным. За обычным началом следовало чтение двух-трех псалмов: тропари: «Благословен еси, Господи», «Святых лик». Канона не было, а сразу же пелись седален: «Покой Спасе наш» и «Иже от Девы возсиявый». Читалось Трисвятое по «Отче наш» и пелся тропарь: «Помяни, Господи, яко благ», — кондак: «Со святыми упокой», — и Богородичен: «Тя стену и пристанище имамы». Возглас: «Яко свят», Трисвятое, прокимен, Апостол, Евангелие (те же, что и теперь). Стихиры на последнее целование (другие по содержанию), отпуст и молитва: «Храняй младенцы, Господи». Заупокойная ектения ничем не отличалась от современной ектении на погребении мирских человек.

Учитывая данные рукописных Требников, авторство древнерусского чина младенческого погребения приписывается митрополиту Киприану, хотя самая инициатива к составлению подобного чина заимствована из практики Восточной Церкви.

По разъяснению Требника Петра Могилы, «младенцы» — «дети сущие млеко донелиже глаголати не могут» и «отроки» — «дети отнелиже глаголати начнут даже до седьмаго лета, не могущии посреде зла и добра, то есть посреде греха и добродетели рассуждати», отпеваются младенческим чином. Некрещеных младенцев погребать с церковным отпеванием запрещается. Петр Могила положил начало введения в русскую богослужебную практику греческого канона на погребение младенцев («из греческаго заново на славянский язык переведенный»). В 1658 г. Этот канон был внесен и в московские богослужебные книга (Свящ. В.Прилуцкий. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI в. и первой половине XVII в. Киев, 1912, с. 289-297).

Схема современного чинопоследования

І часть.

«Благословен Бог наш»

Псалом 90-й, «Аллилуиа», глас 8

Трисвятое по «Отче наш»

Тропари: «Глубиною мудрости...»

Псалом 50-й.

ІІ часть.

Канон, глас 8, «Воду прошед...»

По 3-й песни: ектения с особыми прошениями и молитвой;

По 6-й песни: ектения, молитва, 4 икоса и кондак: «Со святыми упокой...»

По 9-й: ектения; Ексапостиларий; возглас: «Яко свят...»

Святый боже, прокимен, Апостол, Евангелие

Стихира при последнем целовании: «О, кто не восплачет...».

ІІІ часть.

Лития

Ектения: «Паки и паки»

Отпуст, вечная память

Молитва: «Храняй младенцы, Господи»

Предание тела земле.

Содержание и смысл молитвословий чина

При погребении и поминовении младенцев Церковь не молится об составлении их грехов, а только вручая их Богу, просит Его об упокоении их в Царствии Небесном, как обещал Христос, сказав, что «Таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10, 14).

«Последование погребения младенцев» короче чина отпевания взрослых мирских людей и отличается от него по составу и содержание входящих в него молитв и песнопений.

«Господи, упокой младенца», — молится Церковь. Не успев насладиться жизнью, почивший младенец не имел возможности вкушать земных радостей, наслаждаться прекрасным миром Божиим. «Земных лишил еси, Владыко, младенца наслаждений, — просит Церковь, — небесных благих сего, яко Правосудец сподоби» (Песн. 4, тр. 2). Церковь уповает, что, по закону правды Божией, христианский младенец сподобится Царства Божия, ибо, не вкусивши земных наслаждений, младенец не вкусил и земных пророков: «Многое не совокупил греховное богатство» (Песн. 3, тр. 4).

Младенец почил по воле Божией, ибо все совершается «Его праведным судом» (Песн. 5, тр. 1). Господь, «глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное все подаваяй» (Троп. По псалме), вместо временных благ дарует ему блага вечные. «Пресовершенное Слово по Божеству, Ты явился совершенный младенец и по человечеству, — говорит Церковь Своему Владыке, — испытал все немощи естества человеческого, кроме греха, понес все неудобства младенческого возраста. Ныне Ты к Себе приставил младенца несовершенна возрастом: упокой же со всеми праведными, Тебе благоугодившими».

В ектении и молитве почивший младенец называется «блаженным». В ектении нет прошений о прощении согрешений умершего. Церковь молит Господа сподобить душу преставившегося младенца Царства Небесного по непреложному Его обещанию.

После 6-й песни канона: «Со святыми упокой» поются еще четыре икоса и кондак, изображающие скорбь родителей об умершем младенце.

Церковь глубоко соболезнует вместе с родителями почившего младенца и от их лица оплакивает утрату. «О, кто не восплачет, чадо мое, — взывает Церковь, еже от жития сего плачевное твое преставление! Младенец незрелый от матерних объятий ныне ты, как птенец, скоро отлетел еси, и к Создателю всех избегл еси. О чадо, кто не восплачет, зря твое ясное лицо увядаемо, еже прежде яко крин красный!.. Как корабль следа не имущий, так ты скоро зашел от очей наших. Придите, друзи мои, сродницы и ближнии вкупе со мною сего целуем, ко гробу посылающее» (Икос и стихиры при последнем целовании).

Церковь стремится утешить родителей, не оставить их в скорби. Небесный голос говорит им, что младенец обрел теперь лучшую Матерь, сильнейшую Ходатаицу пред престолом милосердия Божия: «Ныне избрах Богоматерь Отроковицу, яко родился из Нея Христос, всех Избавитель. Господи, слава Тебе!» (Ексапост.).

Пред материнским взором Церкви младенец не умер; он жив, он радуется небесною радостию в недрах Аврамовых и утешает оставшихся на земле: «О мне не рыдайте, плача бо ничтоже начинах достойное, паче же самих себе согрешающих плачите навсегда, сродницы и друзи» (Песн. 5, 3), ибо блаженные младенцы после своего преставления становятся молитвенниками о любящих их, оставшихся жить на земле.

Иные в сравнении с чином отпевания взрослых мирских читаются Апостол и Евангелие: Апостол – о состоянии тел по воскресении (1 Кор. 15, 39-46), а Евангелие – о воскресении мертвых силою Воскресшего Господа (Ин. 6, 35-39).

Вместо разрешительной молитвы читается прощальная молитва: Господь, Уготовивший святым Своим ангельские светозарные места, принял туда душу младенца.

ЧИН ОТПЕВАНИЯ МОНАХОВ

История чина

Современный чин иноческого погребения печатается с Требников 1658 года и всецело с печатных греческих венецианских Евхологиев начала XVII века.

В XVI веке чин иноческого погребения мало чем отличался от отпевания мирских человек. Главною чертою монашеского погребения, как и мирского, служило отсутствие канона и замена его утренними воскресными антифонами 8-ми гласов с присоединением к каждому антифону четырех стихир «творения Феофана». В самом начале отпевания вместо обычного 90-го псалма иногда читался 50-й псалом, после которого следовала великая заупокойная ектения, аллилуиа и тропари: «Глубиною мудрости» с Богородичным. Семнадцатая кафизма делилась на две статьи, на каждой статье полагалось каждение алтаря и всей церкви. Остальное последование совпадало с современным. По отпусте священник читал, кроме положенных, еще новую, сравнительно с чином погребения мирских человек, молитву – «отрешению»: «Отреши, Господи, душу раба Твоего, имя рек, от всех злых прегрешений его».


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 980; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!