Дать определение простой трехчастной форме.



Простой 3-х частной называется форма со схемой ABA, где первая часть - период, а остальные не содержат более сложных структур.

ПРОСТЫЕ ФОРМЫ — муз. формы из 2 или 3 частей (возможны повторения), каждая из к-рых не сложнее периода.

Возникли в песенной и танц. музыке в 13 в. (другое назв. — песенные формы). Широко распространены поныне типы гомофонных П. ф., выработанные композиторами венской классической школы.

Используются в вок. и инстр. музыке как формы самостоят. произв., формы изложения темы, а также частей более крупных и сложных форм.

П. ф. различают по количеству частей на 2- и 3-частные, по виду 2-й части — на развивающие и контрастные; возможны вступление и кода. 1-я часть П. ф. — всегда период (обычно нормативный квадратный).

3-частная П. ф., как правило, имеет середину развивающего типа, для к-рой характерны тонально-гармонич. неустойчивость и мотивное развитие (1-я часть скерцо 3-й фп. сонаты Бетховена). Контрастная середина на новой теме бываетустойчивой (период в пьесе «Патер Лоренцо» из фп. цикла «Ромео и Джульетта» Прокофьева) и неустойчивой (предложение, развитие и предыкт в «Отзвуках театра» Шумана); наличие контраста роднит 3-частную П. ф. со сложной. 3-я часть 3-частных П. ф. за редким исключением представляет собой ясно выделенную репризу (часто изменённую).

Многие формы, которые в равной мере можно отнести и к 3-частной и к 2-частной репризной П. ф., принято называть простыми репризными формами (1-я часть Andante 15-й фп. сонаты Бетховена).

3-частная П. ф. имеет неск. разновидностей:
трёхпятичастная, образующаяся от повторения середины и репризы, иногда с незначит, изменениями (Муз. момент h-moll Рахманинова) ;
двойная трёхчастная — подобная трёхпятичастной, но с гармонич. и структурными изменениями, сближающими форму с рондообразной (3-й ноктюрн Листа);
3-частная форма с тональной репризой (Ариозо Онегина из оперы «Евгений Онегин»).

В 3-частных П. ф. возникают черты сонатности при транспозиции в репризе дополнения к модулирующему начальному периоду (трио 3-й части симфонии g-moll K.-V. 550 Моцарта) или при транспонированном воспроизведении в коде материала середины (А. Н. Скрябин, поэма для фп. ор. 32 № 1).

Вопрос 15.

Дать определение рондо.

Ро́ндо (от фр. rondeau — «круг», «движение по кругу») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами[1]. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном.

A — B — A — C — A — … — A


РОНДО- (итал. rondo, франц. rondeau, от rond — круг), —

Муз. форма, в к-рой неоднократные (3 и более) проведения гл. темы — рефрена — чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Песенно-танц. происхождение Р. сказывается в относит. простоте муз. материала и жанровости тематизма.

Старинное, или куплетное, Р. франц. клавесинистов многочастно (напр., в «Пассакалье» Куперена 17 частей) и малоконтрастно. Рефрен в форме периода проводится без изменений в осн. тональности; эпизоды (couplet) — развивающие или контрастные по тематизму — в родств. тональностях («Жнецы» Куперена). Старинное Р. используется в инстр. миниатюрах, в частях сюит (Гавот из партиты E-dur для скр. соло Баха) .

В классическом Р. частей меньше (5—7), они крупнее и контрастнее. Форма объединяется иногда сквозным развитием: рефрен (период или простые формы) при повторении может варьироваться, между частями возможны связки с элементами мотивной разработки (Рондо a-moll Моцарта, K.-V. 511). Классич. Р. используется в финале сонатно-симф. цикла (реже — в медленной части), в инстр. пьесах, вок. музыке (в т. ч. в романсах, оперных номерах).

В Р. 19 в. контраст между рефреном и крупными, замкнутыми эпизодами усиливается, вплоть до различия темпа и жанра, что сближает Р. с контрастно-составной формой
(Интродукция из оперы «Руслан и Людмила»).

В 19—20 вв. встречается проведение рефрена в неосновной тональности (песня «Болтунья» Прокофьева), отсутствие его последнего проведения (романс «Свадьба» Даргомыжского), следование двух эпизодов подряд («Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева).

Р. близки т. н. рондообразные формы— сложная 3-частная с 2 трио, двойная 3-частная, 3—5-частная.

2) В систематике гомофонных муз. форм, данной А. Б. Маркс Р. — наименование группы из 5 важнейших форм (наряду с песней и сонатной формой).

3) Рондо — муз.-поэтич. форма из 2 разных муз. построений, повторяемых в определ. порядке с одинаковым и разным текстом.
Распространена в одногол. и многогол. песнях (в т. ч. с инстр. солр.) Адама де ла Аля, Г. де Машо, Г. Дюфаи, Ж. Беншуа и др. .

 

Вопрос 16.

Дать определение сюите.

Сюи́та (с фр. suite — «ряд», «последовательность», «чередование») — одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке; состоит из нескольких больших частей, в старинном жанре сюиты обычно контрастирующих между собой[1].

В середине XIX века появились сюиты, не имеющие связи со старинным жанром, составленные из музыки к театральным постановкам, операм и балетам, а в XX веке — и из музыки к кинофильмам

Для сюиты характерны картинная изобразительность, тесная связь с песней и танцем. Различаются камерная бытовая и оркестровая концертная сюиты[2]. В XVII веке камерная сюита ничем не отличалась от камерной светской сонаты, представляла собой свободную последовательность танцевальных номеров: аллеманда, куранта, сарабанда, жига или гавот[3].

В конце XVII века в Германии сложилась точная последовательность частей камерной сюиты:

· 1. Аллеманда (allemande) как танец известна с начала XVI века. Претерпев эволюцию, она продержалась в качестве основной части сюиты почти до конца XVIII века. Эта часть сюиты может быть полифонической;

· 2. Куранта (courante) — оживленный танец в трехдольном размере. Наибольшей популярности куранта достигла во второй половине XVII века во Франции;

· 3. Сарабанда (sarabande) — очень медленный танец. Впоследствии сарабанду стали исполнять во время траурных церемоний, при торжественных погребениях. Танец скорбно-сосредоточенного характера и медленного движения. Трехдольная метрика имеет в нём склонность к удлинению второй доли;

· 4. Жига (gigue) — самый быстрый старинный танец. Трехдольный размер жиги нередко переходит в триольность. Часто исполняется в фугированном, полифоническом стиле.

Оркестровые концертные сюиты, появившиеся в конце XVII века, могли иметь совершенно иную структуру: состоять из большего количества частей, включать в себя марши, менуэты, гавоты, ригодоны, чаконы, «арии» и другие номера балетно-танцевального склада[4]. Таковы первые немецкие оркестровые сюиты И. Г. Фишера и Г. Муффата, написанные под влиянием театральной музыки Ж. Б. Люлли, эту традицию продолжили в своих оркестровых сюитах И. С. Бах и Г. Ф. Телеман[4].

Во второй половине XVIII века и камерную, и оркестровую сюиты вытеснили, соответственно, классическая соната, утратившая свой первоначальный танцевальный характер, и оформившаяся в самостоятельный жанр предклассическая, а затем и классическая симфония[5]. Появившиеся в конце XIX века программные сюиты, например у Ж. Бизе, Э. Грига, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова («Шехеразада»), М. П. Мусоргского («Картинки с выставки»), со старинным жанром сюиты не имеют никаких связей, как и сюиты XX века (например, из музыки к кинофильмам Д. Шостаковича или Г. Свиридова)[5].

Вопрос 17.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1242; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!