Понятие о певческой установке и певческих навыках (звукообразование, певческое дыхание, дикция, чистота интонирования)



Певческая установка.

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:

– голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;

– стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;

– в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;

– при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;

– сидеть, положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.

Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Для того чтобы обучать детей правильному пению, следует соблюдать певческую установку.

Певческая установка – правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Стулья должны соответствовать росту детей.

Во время пения дети 5-6 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно между животом и коленями. (При слушании музыки дети могут прислоняться к спинкам стульев.)

Дети 2-4 лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставя на пол под углом 90°. Руки также лежат свободно.

Голову держать надо прямо, не вытягивать шею и не напрягаться.

Рот надо открывать вертикально во избежание крикливого, “белого” звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Разучивать песни с детьми надо сидя. А уже разученные песни можно петь и стоя, так как в таком положении дыхательные мышцы, даже у 3-летних детей, работают активнее, и звучность пения заметно улучшается.

При пении стоя голова держится прямо, руки опушены.

Организация детей на занятиях – одно из существенных условий для лучшего усвоения ими материала и развития музыкальных способностей.

В младшей группе самые маленькие дети, а также отличающиеся неустойчивым вниманием, беспокойным характером, садятся в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать музыкального руководителя и воспитателя.

Во второй младшей, средней и старшей группах в первом ряду сидят дети с менее развитым слухом, с небольшим объемом диапазона голоса, недостаточно дисциплинированные, а также вновь поступившие дети.

Чтобы дети лучше слышали мелодию, инструмент надо ставить так, чтобы высокие регистры находились ближе к ним. Воспитатель сидит перед детьми на большом стуле в правильной позе. Он должен быть готовым к занятию: знать песни, суметь ими продирижировать.

В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам:

– правильному звукообразованию;

– правильному дыханию;

– хорошей дикции;

– чистоте интонации;

– ансамблю – стройному, согласованному пению. Остановимся на каждом из этих певческих навыков более подробно.

Звукообразование

Это способ извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример: педагогу также следует петь высоко, поскольку дети начинают подражать ему и петь в более высоком регистре.

Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает и отрывистым. Дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому, начиная с самой младшей группы, надо учить детей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Педагог подбирает соответствующие песни, например народные, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствующих большей протяженности звучания. Развитию протяжного звукообразования помогает пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.

Дошкольникам, особенно младшим, свойственно произносить слова говорком. Поэтому с ними особенно важно делать упражнения по протяжному пропеванию гласных и четкому произношению согласных звуков.

Дыхание

В пении большое значение имеет дыхание. Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Они имеют место на ежедневной утренней гимнастике.

На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого что не умеют им управлять. Достаточно музыкальному руководителю, воспитателю показать, как надо петь, не прерывая дыхания, где его брать, и ребенок легко справляется с этим.

Чтобы помочь детям научиться брать дыхание, на первых порах исполняются песни с короткими музыкальными фразами. В старших и подготовительной к школе группах этому помогает пение песен по фразам (цепочкой).

От правильного дыхания зависят чистота интонации, правильная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания. При обучении детей пению педагог не объясняет им всю сложность дыхания, а показывает наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. Следит, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы он был бесшумным, спокойным. Подводит их к медленному выдоху, умению брать дыхание в зависимости от строения фразы песни, предложения.

 

Дикция

Выразительность исполнения песни зависит не только от интонационно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным: в нем отсутствуют протяжность, выразительность звука. Однако от чрезмерного подчеркивания текста появляется излишнее напряжение, крикливость.

Педагоги должны научить детей певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чем поется, показать, как произносить отдельные слова, фразы.

Работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи в детском саду. Слова состоят из сочетания гласных и согласных звуков. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) – протяженность пропевания их является основой пения. Но для ясности дикции надо следить также и за четким произношением согласных.

Если в пении согласные произносятся вяло и недостаточно ясно, то оно становится невыразительным, недоходчивым. Исполнение текста должно быть четким, осмысленным, выразительным. Надо уметь подчеркивать голосом логические ударения. Так в русской народной песне “Во поле березка стояла” следует выделить слова “береза”, “кудрявая” и т.д. Необходимо помнить, что в пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют логическое ударение. Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной о, которая звучит как а. Надо петь: “карова”, а не “корова”; “актябрь”, а не “октябрь”; “мая”, а не “моя”. Нельзя в пении произносить безударную гласную е, как и. Например: “А на мостик волк нас не пускает, на мосту он серый отдыхает” (песня “На мосточке”, муз. А. Филиппенко).

Безударную гласную я можно произносить светло, ярко, как я, и менее ярко, как е, но ни в коем случае не как и. Так, можно петь “масляна” или “маслена”, но не “маслина”; в “октябре” или в “октебре”, но не в “октибре”.

Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Поэтому согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего, например, “огоньки сверкают” исполняется “ого-ньки све-рка-ют”. Если согласный звук находится в конце слова, то его нельзя тянуть или “проглатывать”, их надо обязательно произносить. Некоторые согласные в конце слов меняют свое звучание. Например, пишется – “листопад”, а поется – “листопа/и” (песня М. Красева “Падают листья”). Другие правила, которые применяются в речевом произношении, обычно употребляются и в певческой дикции, например: “што”, а не “что”; “хочецца”, а не “хочется”; “снек”, а не “снег”; “рыпка”, дне “рыбка”.

Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.

Правильному произношению слов способствуют:

– выразительное чтение педагогом текста песни в процессе ее разучивания (применяется во всех группах);

– коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе – так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

В старшей и подготовительной к школе группах рекомендуется прием коллективного произнесения текста шепотом на высоком звучании в ритме песни. Этот прием особенно полезен при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе (“Голубые санки”, муз. М. Раухвергера).

Дети младшего и старшего возраста часто неправильно произносят окончания слов, приставки. В таких случаях уместно предложить как отдельным детям, так и всей группе произносить слова по слогам.

Вышеуказанными приемами следует пользоваться очень осторожно, чтобы уточнение и усвоение текста усиливало эмоциональное восприятие песни и углубляло музыкальный образ, а не превращалось в сухую формальную тренировку.

Вопрос 25.

Особенности детского певческого голоса. Охрана детского голоса. Возрастная характеристика развития голоса и слуха дошкольников. Примерный возрастной звуковысотный диапазон голосов детей дошкольного возраста, диапазон песни.

Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естествен­ного звучания. Поэтому педагогу, обучающему детей пению, а так­же и методисту, направляющему педагогическую работу в детском саду, необходимо знать основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки.

Детский голос обладает особыми качествами,отличными от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткиеи тонкиепо сравнению со связками взрослых - отсюда особое зву­чание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резона­торами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов).

У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий.

Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильном извлечении звука, например при его форсировании, голос у детей приобретает неприятное низкое звучание. Дети дошкольного воз­раста поют, как правило, фальцетом.Детские легкие малы по сво­ей емкости - отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобрета­ет неприятный горловойхарактер и переходит в крик.

Понятия высоты и громкости звука неоднозначны. Звук кажет­ся нам тем громче, чем он выше и чем больше содержит в своем спектре высоких призвуков.

Мышечная сила детей дошкольного возраста еще очень слаба и при пении значительная ее часть затрачивается на преодоле­ние инерции окружающего воздуха. Если требовать, чтобы ребенок пел громче, он вытягивает шею, причем гортань под напором воздуха поднимается, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды, расположенные в голосовых связках от перена­пряжения могут даже лопнуть. Кровоизлияние в толщу голосо­вых связок влечет за собой неровности краев связок и длительную хрипоту. Громкий разговор, пение, крик не только портят голо­совые связки, но и понижают слух. Для освобождения мышц шеи можно рекомендовать перед пением упражнения с плавны­ми движениями рук, наклоном головы вперед, назад и в стороны, и упражнения с пропеванием гласных «у» и «о», но не «и», который сужает гортань.

Посредством пения упражняется и совершенствуется детское дыхание, иными словами, дети занимаются дыхательной гимнас­тикой. При пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Движения артикуляционно­го аппарата видны, в отличие от скрытой от глаз работы мышц глот­ки и гортани. Дети охотно и легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка воспитателя, которые при пении макси­мально активны.

Таким образом, пение активизирует мышцы гортани и глотки, связанные с мышцами артикуляционного аппарата. Активизацию голосового аппарата можно вызвать и применяя в упражнениях разного рода гласные и согласные.

Для пения дошкольников, голос которых находится в чисто дет­ской стадии развития, характерно «голосовое» фальцетное звуча­ние, лишенное какой-либо насыщенности (бестембровое). Невелик ( и диапазон детских голосов. Они лишены грудного звучания, которое обычно дает качество полноты и насыщенности, что естественно для пения взрослых.

Исследования в области физиологии голоса при помощи специ­ального аппарата показали, что основные показатели звукоизвлечения - высота тона, динамика звука - определяются работой двух групп мышц: вокальных (голосовых), сокращающих голосовые связки, и передних, натягивающих голосовые связки.

Педагогу важно знать, что происходит с голосовым аппаратом ребенка при естественном звучании голоса (т. е. фальцете) и при напряженном (грудном), чтобы не делать ошибок в работе. Уста­новка высокого звука происходит при участии обеих групп мышц. При грудном регистре в большой степени имеет место сокращение вокальных мышц, и голосовые связки колеблются всей массой (вибрируют). Получается полное закрытие голосовой щели, т. е. плотное примыкание голосовых связок друг к другу. У дошкольни­ков при этом задерживается дыхание, получается застой крови, шейные вены набухают, нарушается питание мозга. Такое звучание им не по силам и может быть доступно только в старшем школьном возрасте в результате общего психофизического развития.

Прифальцете - головном регистре, свойственном младше­му возрасту, наблюдается неполное замыкание голосовой щелии вибрирование краев голосовых связок. (Основная мышечная мас­са связок находится в относительном покое.) Таким образом, пере­напряженияголосовых связок не получается, и детский голос обе­регается от срыва.

Сила звукатакже вызывает большую амплитуду колебаний го­лосовых связок, и, следовательно, вовлекает в работу большее количество (площадь) вокальных мышц. У детей это ведет к излиш­ней активности в работе голосовых связок, возникает крикливость, что также вредно для развития детского голоса.

Поэтому первоочередной задачей воспитателя является охрана голоса ребенка, его слуха и создание спокойной обстановки при обучении. Очень важно, чтобы ребенок и в быту говорил спокойно, без крика, пел естественным голосом.

Основные музыкальные звуки, на которых построены мелодии большинства песен для детского сада, соответствуют диапазону го­лоса детей дошкольного возраста.

Однако мы встречаемся иногда с тем, что дети начинают петь взрослые песни. Это вызывает умиление родителей. Когда ребенок взрослеет, его исполнение становится все менее приятным для слу­шания. Ребенок не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения наблюдается кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не толь­ко портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред го­лосовому аппарату. Необходимо переключать внимание детей на репертуар песен, более подходящий им как по сложности исполне­ния, так и по содержанию.

Исполняя песни взрослых, которые им технически недоступ­ны, дети преодолевают трудности путем резкого нажима на раз­личные отделы голосового аппарата.Они, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поют громко, голоса от та­кого напряжения портятся, преждевременно изнашиваются. Воз­никают различные заболевания голосового аппарата. При обучении детей пению педагогу необходимо:

♦ удерживать детей от громкого пения и, особенно, от длительно­го громкого пения (прежде всего во время разучивания); не­громкое пение - одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а следовательно, их нормальное развитие;

♦ при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапа­зон песен, который должен соответствовать объему голоса де­тей данной группы; исполнение детьми трудных песен из репер­туара взрослых и школьных массовых песен - недопустимо;

♦ следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не крича­ли, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;

♦ добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т. д.);

♦ не предлагать детям много песен для исполнения на заняти­ях (не более 2-3), на праздниках (не более 4-5, а в младших группах - 3);

♦ не петь на улице при температуре воздуха ниже +18° С и влаж­ности выше 40-60 %.

Прежде всего, необходимо:

• учить детей говорить друг с другом спокойно без напряжения и крика.

• следует оберегать детей от простудных заболеваний.

• во время холодной погоды дышать не ртом, а носом.

• не позволять пить холодную воду и есть мороженое в разгоряченном состоянии.

• учите своего ребенка бережно относиться к своему здоровью, в том числе и к своему голосовому аппарату.

Несколько советов взрослым, как петь с ребёнком, чтобы не навредить голосу:

пойте не громко;

пойте не очень быстро и не слишком медленно;

пойте чаще;

интонируйте правильно, например, колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо, а весёлые песни - оживлённо;

помните: чем понятней ребёнку содержание песни, тем больше она ему нравится;

при заболевании горла петь не рекомендуется;

не желательно петь в ранее время, когда голос еще «спит».

Для защиты певческих голосов можно использовать некоторые оздоровительные упражнения:

J прежде всего разнообразные дыхательные упражнения;

J сочетание пения и пассивного движения;

J ритмическое чтение;

J чередование коротких и длинных слогов по руке;

J сочетание речевой интонации с музыкальной.

Пение сопровождает жизнь ребенка с самого раннего детства, закладывает основы его дальнейшего музыкального развития.

Уже на первом году жизни необходимо развивать у детей умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого. В период бодрствования ребенка взрослый должен постоянно разговаривать с ним, вследствие чего у малыша появляются голосовые реакции. В 3-4 месяца он издает гортанные звуки, а в 5 – певчие гласные, так называемое «гуление», в 6 – произносит слоги «ба», «ма», «на», «да».

У малыша от 2,5 месяцев до 6 наблюдается способность внимательно слушать и различать звуки: знакомый голос сразу же привлекает его внимание, радует, успокаивает.

После шести месяцев ребенок прислушивается к своему голосу, повторяет звуки подражая взрослому, различает интонации. Он уже может попасть в тот тон, который пропел взрослый. В это время пением следует воспитывать слуховое сосредоточение малыша; двигательные и голосовые реакции, создавать у него радостное настроение. Тогда к концу первого года он может повторить за взрослым простейший мотив из двух звуков.

В 2-3 летнем возрасте дети начинают говорить и многие из них начинают посещать детский сад, где воспитатель проводит музыкальные занятия с малышами. У ребенка в это время появляются простейшие певческие интонации, он может пропевать отдельные слоги. К тому же дыхание у малыша короткое и большинство слов он произносит нараспев. Перед родителями педагогом возникают новые задачи:

1) приучить прислушиваться детей к мелодии и словам песни, узнавать их;

2) разбудить у ребенка желание подпевать взрослому, воспроизводя отдельные слова;

3) развивать первоначальные певческие реакции.

Побуждая малыша к пению, педагог должен подбирать специальные песни с повторяющимися простыми словами и незамысловатым музыкальным текстом, например, русские народные песни «Заинька-зайка», «Идет коза».

По сравнению с предыдущей возрастной группой, дети 4-х лет более работоспособны в вокальном плане. Запас слов у них увеличивается, но еще не все звуки произносятся чисто. Слуховое внимание ребенка неустойчиво, певческий голос не сформирован, дыхание поверхностное, прерывистое. Поэтому в певческой работе преподаватель музыки старается использовать песни, состоящие из коротких музыкальных фраз в диапазоне квинты ( ре-ля первой октавы).

Занимаясь пением, педагог должен выполнять такие задачи:

· учить детей петь собственным голосом, без форсировки;

· внятно и осмысленно произносить слова, тянуть продолжительные звуки;

· интонационно точно петь мелодию в попевках и песнях;

· исполнять песню с музыкальном сопровождением и без (с помощью воспитателя).

Начиная с 5-ти лет, внимание детей становится более устойчивым. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения. Развиваются процессы запоминания и припоминания, совершенствуется зрительное и слуховое восприятие. Повышается способность откликаться на содержание песни. Дети этого возраста улавливают ритмический рисунок мелодии, тембр голоса, силу звучания, передают выразительные интонации песни. Дыхание становится глубоким и продолжительным. Педагог во время занятия пением должен уделить внимание нескольким пунктам:

1) необходимо брать дыхание между короткими музыкальными фразами;

2) произносить слова внятно и правильно;

3) диапазон песен должен быть в пределах ре-си первой октавы.

С 6-ти лет у детей совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Ребенок идет в школу. В этом период он овладевает простейшими формами учебной деятельности: приобретает способность понимать задачу, поставленную учителем, самостоятельно выполнять указания. Восприятие приобретает более целенаправленный характер, чем у ребят более младшего возраста.

Возникает способность произвольного запоминания. На музыкальных занятиях дети начинают отличать на слух интонационно точное и фальшивое пение. Появляется представление о высоте, тембре, силе музыкального звука. В пении они сознательно стремятся к выразительности создаваемых образов.

Дети этого возраста очень подвижны, внимание их сильно рассредоточено. Поэтому преподаватель музыки во время обучения пению обязан следить за правильной позой учеников. Они должны сидеть прямо и непринужденно, со свободным положением головы и корпуса.

Необходимо отметить, что в первые 9 лет жизни процесс голосообразования ребенка очень отличается от взрослого. В этот период голосовой складкой управляет в перстнещитовидная мышца.

Пение с 7-9 лет осуществляется только краевым смыканием складок и носит ярко выраженный фальцетный характер. Детскому голосу свойственна малая подвижность гортани, так как нервные разветвления, управляющие ею, только начинают образовываться. Укрепление нервной системы постепенно ведет к созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций. Особенно важно отметить, что в возрасте 7-9 лет образуются нервные разветвления в надхрящнице черпаловидных хрящей, к которым прикрепляются сухожильные волокна почти всех мышц гортани. А это значит, что именно в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое дальнейшее развитие. Если развитие органов дыхательной системы и голосового аппарата (легких, бронхов, трахеи, ротовой полости носа) проходит постепенно, то гортань до периода наступления мутации развивается крайне медленно и неравномерно. Это создает известную диспропорцию между ростом гортани и всех частей голосового аппарата. Все вышеизложенное, наряду с чисто физическими данными, влияющими, например, на дыхание (малый объем легких), показывает, что период от 7 до 9 лет является чрезвычайно важным в развитии голоса. С одной стороны, его можно назвать периодом ограниченных возможностей, с другой – периодом становления и воспитания правильных певческих навыков.

Диапазон голоса в 7-9 лет обычно охватывает ре1 и ре2. Этот естественный диапазон определяется возможностями голосовых складок (тонких и коротких). У отдельных детей можно встретить даже звуки малой октавы (си и ля), но, как правило, они звучат напряженно и не ярко. У другой группы детей можно наблюдать довольно красивое звучание ми2 и даже фа2.

Дети 7 лет значительно отличаются по своим возможностям от 10-летних. Если малышей еще нельзя разделить на сопрано и альт, то у 9-10 летних уже можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов. У детей 9-10 лет, особенно у мальчиков появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. Но педагог должен беречь детский голос от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения его «мощи». При фальцетном звучании, когда колеблются только края складок, самой природой ставятся естественные рамки динамической нагрузки голоса. У более старших ребят определеннее выявляется тембр, особенно при нефорсированном, спокойном пении.

Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Для нее наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков mр и mf. Но исключительно эмоциональная отзывчивость позволяет и при такой динамической шкале добиваться яркой выразительности исполнения.

Научными данными установлено, что только при умеренном звучании наиболее точно проявляется и тембр голоса. Именно в 7-9 лет и происходит становление характерных качеств певческого голоса.

В организме человека в подростковом и юношеском возрасте (10-17 лет) происходят большие анатомо-физиологические и нервно-психические изменения, оказывающие огромное внимание на всю его жизнедеятельность. За этот период ребенок превращается во взрослого. Естественно, что в это время в голосовом аппарате протекают сложнейшие процессы.

Как уже было сказано, становление голосового аппарата характеризуется диспропорцией в росте отдельных его органов. Особенно ярко это проявляется у мальчиков, голосовые складки которых сильно увеличиваются в длину, а ширина остается практически неизменной, гортань растет быстро, а резонаторные полости – незначительно. При этом надгортанник еще остается детским. Все эти явления нередко сопровождаются нарушением координации в работе органов дыхания и гортани. Приблизительно то же самое, хотя не в такой резкой форме, можно наблюдать и у девочек.

Бурный рост гортани, совпадающий с началом полового созревания, является наиболее трудным и опасным моментом в развитии голоса. В 14-17 лет голосовой аппарат постепенно оформляется, и к 18 годам развитие его в основном заканчивается, то есть он становится взрослым. Мужской голос хотя и продолжает формироваться, но интенсивность этого процесса совсем незначительна.

Следовательно, весь период от 10 до 17 лет можно разделить на три этапа:

Первый 10-13 лет - предмутационный, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате;

Второй 13-15 лет – мутационный, связанный с резким изменением гортани;

Третий 15-17 лет – послемутационный, соответствующий становлению и оформлению гортани и всего голосового аппарата.

Каждому из этих этапов присущи свои особенности, и характерные признаки, которые обязан знать педагог-вокалист.

Детский организм развивается чрезвычайно разнообразно, сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков мутации различны. Поэтому необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.

Коротко остановимся на некоторых, наиболее важных вопросах воспитания голоса.

Предмутационный период был рассмотрен нами выше. Поэтому обратимся ко 2-му этапу - мутации. Пожалуй, самым трудным бывает определить ее приближение. Практике, однако, известен целый ряд признаков, характеризующих наступление этого периода.

Обычно перед мутацией голос мальчиков значительно улучшается, увеличивается его сила, но вскоре они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, которые раньше исполняли легко и непринужденно. У мальчиков и девочек в голосе появляется сипота и скрипучесть. Нередко они поют фальшиво, чего ранее не было, утрачивается ровность звучания, напевность и звонкость голоса. У мальчиков часто наблюдается и чисто внешние признаки: повзрослевшие лица, расширение переносицы. Девочки испытывают артикуляционные неудобства, связанные с активным ростом языка.

Значительные изменения претерпевает диапазон голоса: у девочек он, как правило, понижается на 1-2 тона, у мальчиков - на октаву и больше. Резкое покраснение гортани, обилие слизи, нарушение дыхательных функций нередко приводит к временной потере голоса: такое явление особенно характерно для мальчиков, но может наблюдаться и у девочек.

Мутация у мальчиков протекает от 6-8 месяцев до 2-3 лет. У девочек она не бывает столь продолжительной, но может повториться в 15-16 лет или только обнаружиться впервые в этот возрасте.

В послемутационный период иногда остается покраснение гортани и складок, наблюдается остаточная слизь и малоактивная работа мышц гортани. Как правило, к 17 годам у девушек явление мутации исчезает, у юношей же они частично могут остаться. Диапазон голоса девушек в этот период значительно расширяется, а у юношей голос приобретает мужское звучание и ограничен в диапазоне.

Регулярные вокальные занятия в предмутационный период способствуют более гладкому, спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пение даже во время мутации. Занятия можно прервать на короткий срок, если этого потребуют обстоятельства, например, острые болезненные явления. В мутационный период особенно необходимы регулярные осмотры учащихся врачем-фониатором.

В период мутации нужно ограничить время вокальных занятий , категорически избегать громкого, форсированного звука. При первых же признаках переутомления пение вообще следует прекратить. Все это должен знать преподаватель и умело, в доступной форме объяснить подростку.

Пение – сложный, комплексный психофизиологический процесс, в котором участвуют многие системы организма. Управление этим процессом осуществляется через центральную нервную систему. Если во время мутации совсем прекратить пение, то это может привести к потере налаженной координации в работе органов голосообразования. И наоборот, систематические, хотя и ограниченные занятия пением будут способствовать сохранению и упрочнению этой координации.

Из практики хорошо известно, что даже у мальчиков мутация проходит гладко и незаметно, если они регулярно занимались пением в предмутационный период. Достаточно хорошо владея голосом, они умело приспосабливаются к новым условиям и выбирают те звуки, которые им удобно петь.

При систематических занятиях вместе с ростом голосового аппарата увеличивается диапазон голоса. Но так как рост складок идет неравномерно, расширять диапазон надо очень осторожно, тем более что и возбудимость гортанных нервов у детей весьма различна.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 5792; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!