Музыкально-драматические жанры. Что такое опера?
Опера - вид музыкально-театрального искусства, которое включает в себя драматическое действие, пение, танец, сопровождается оркестровой музыкой и дополняется декоративным оформлением. Возникла она в Италии на рубеже 16-17 веков.
В опере не говорят, а поют. Пение – основная часть этого искусства.
Оперное произведение это совокупность сольных эпизодов - арий, дуэтов, трио, квартетов, ариозо, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен.
Важное место в ней занимает хоровое пение. В некоторых операх оно играет ведущую роль. Хор может быть как фоном, не связанным с основной сюжетной линией, так и рассказчиком сюжета. Его художественные возможности помогают раскрыть картины народной жизни, показать взаимоотношения героя и народных масс. Примером этого являются выдающиеся оперы-драмы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина».
Опера делится на акты и картины, сцены и номера. В начале ее, перед актами, бывает пролог, в конце - эпилог.
Большая роль отведена в опере оркестру. Он выполняет многообразную комментирующую и обобщающую роль, доводя её до наивысшей точки напряжения.
Вопрос 22.
Музыкально-драматические жанры. Что такое балет?
Балет - вид сценического, музыкально-театрального искусства, основными выразительными средствами которого являются музыка и танец. В балетном спектакле сюжет, взаимоотношения выражаются посредством танца, движения, пантомимы.
В балете есть три основных составляющих: солисты, кордебалет, который представляет группа танцоров, и оркестр. В основе балета лежит какое-либо литературное произведение, по которому пишется сценарий – либретто. Автор перерабатывает произведение, внося в него некоторые коррективы, не нарушая смысла и сохраняя всех героев. Затем композитор пишет музыку, постановщик-балетмейстер ставит танцы.
Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец, а так же пантомима, посредством которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой.
Значительной частью балетного спектакля являются костюмы и декорации. Они не только украшают его, но и помогают зрителю различать и узнавать в актерах героев представления.
В современном балете широко используются элементы гимнастики и акробатики. В виде танцевальных сцен он иногда является частью оперы.
|
|
Вопрос 23.
Пение как вид музыкального искусства. Виды и основные жанры пения.
Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления певческого голоса. Прежде чем рассматривать развитие вокальных данных, попробуем разобраться, что же такое «человеческий голос», его функции.
|
|
Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос. Уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько. Во-первых, голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому: ребёнок голосом при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности. Чем сильнее и громче первый крик, тем спокойнее могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорожденного. Слабый голосок или вообще его отсутствие говорит о возможных проблемах со здоровьем.
Следующая функция: голос – это инструмент общения человека с окружающим миром. В нем проявляется вся гамма чувств и эмоций: любовь, нежность, ненависть, отражается личность человека, его психика.
И, наконец, голос человека при его желании и благоприятных условиях, может стать музыкальным инструментом. При помощи этого инструмента человек может выразить своё настроение, передать в пении своё эмоциональное и душевное состояние. Доказано, что пение гармонизирует деятельность всех жизненно важных органов и систем организма. Кроме того, пение освобождает человека от негативных эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение, приводит человека к состоянию покоя, радости. Однако, надо отметить, что пение, музыкальное интонирование – явление очень непростое, и зависит оно от нескольких факторов.
|
|
Во-первых, это наличие наследственных музыкальных способностей.
Во-вторых, это окружающая музыкально – певческая среда. Наличие музыкально-певческой среды является фундаментом, на основе которого формируются музыкальные способности ребенка.
Кроме того, сам процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие.
· Способствует развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти и др.,
· Активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания,
· Развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте,
· Естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки,
· Улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения,
· Расширяет диапазон голоса, а значит речевые и певческие возможности,
· Приводит к тому, что и речевой голос становится более устойчивым и выносливым, выдерживает длительную речевую нагрузку,
|
|
· Создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.
У детей четырёх лет ещё не сформированы ни вокальные связки (которые как таковые возникают лишь к шести годам и доразвиваются к двенадцати годам), ни способность к чистому интонированию мелодии голосом. Певческий голос, у большинства детей очень слаб, часто с хрипотцой, дыхание короткое. Артикуляция нечеткая, некоторые звуки отсутствуют вообще. Однако, уже выявляется тип певческого голоса: высокий, средний, низкий, это зона наиболее свободного и красивого звучания (в процессе занятий может произойти коррекция этих результатов). Поэтому, основные задачи развития вокальных данных на этом этапе:
- Охранять и беречь детский певческий и речевой голос. Учить детей слушать и слышать красоту звучания певческого голоса человека.
- Формировать у детей потребность и умение подпевать взрослому, а затем петь выразительно и музыкально, никогда не форсируя звук.
- Способствовать становлению резонансных ощущений в пении.
- Учить детей четко артикулировать согласные и ясно произносить гласные звуки.
- Научить читать стихи, тексты песен нараспев в медленном темпе за счет протяжного произношения ударных гласных.
- Учить свободно, без «зажимов» петь короткие распевки и песни в удобной тесситуре, соответствующие типу звучания голоса ребёнка.
- Учить распределять дыхание.
- Развивать чистоту интонирования мелодии голосом.
- Развивать исполнительские способности.
Для выполнения данных задач необходимы определенные условия.
Во-первых, у каждого ребёнка необходимо определить по тембру тип звучания речевого и певческого голоса, общий и примарный диапазоны и соответствии с этими данными разделить детей на три подгруппы: с высокими, средними и низкими голосами.
Во-вторых, начинать работу с речевого этапа, на котором организуются согласные звуки, артикуляционный аппарат в целом.
В-третьих, в процессе специальных двигательных игровых упражнений формировать необходимые ощущения и свободу звукоизвлечения.
В-четвёртых, использовать и укреплять в голосе ребенка главным образом примарный диапазон
В-пятых, формировать правильное положение корпуса во время пения: спина прямая, грудь развёрнутая.
В группе детского сада и в семье должна звучать нефорсированная, негромкая речь ребенка и взрослых. таким же нефорсированным и негромким и свободным должно быть пение взрослых и детей. Вокальный репертуар должен позволять всем детям участвовать в хоровых занятиях и петь в удобной для них тесситуре. Организация такого репертуара предполагает транспонирование имеющихся песен в нужные тональности, использование песен, в которых запев и припев удобны детям с разными голосами.
Таким образом: подчеркнем, что важнейшими условиями развития специальных певческих умений являются: музыкальные способности ребенка и педагогическая помощь в их развитии; целенаправленная работа компетентного музыкального руководителя, владеющего специальными технологиями обучения детей пению.
Виды пения: сольное, ансамблевое, хоровое. Пение бывает с сопровождением и без сопровождения (а капелла).
Жанры пения: оперный, камерный, эстрадный…
По исполнительской манере пение разделяют на такие виды: народное, академическое, эстрадное и джазовое пение.
Академический вокал
Академическое пение - это оперы, мюзиклы, литургическое пение. Певцы-академисты поют в высокой вокальной позиции. Академический стиль - манера вокального исполнения при классической постановки голоса. Постановка певческого аппарата для академического пения предполагает высокое нёбо, благодаря которому голос звучит объёмно и настолько мощно, что певцу-академисту не нужен микрофон. Громкость достигается и за счёт попадания потока голоса в резонаторы. Каноны академического вокала сформировались в ХVI веке, для академического вокала недопустимы призвуки и форсирование звука.
Эстрадный вокал
Эстрадный вокал - это поиск собственного стиля пения. Нет строгости, присущей академической манере пения, что даёт певцу экспериментировать с вокальными приёмами, искать индивидуальный вокальный стиль. Глиссандо, вибрато, легато - это приёмы, характерные для эстрадного вокала. Нередко певцы-эстрадники используют речевую позицию голосового аппарата, пропевают приёмы из академического и народного вокала в поисках собственного стиля. Эстрадные песни - это поп-музыка, рок-музыка и всё, что поётся с эстрады. Для эстрадных композиций характерны несложные слова и форма, направленные на массового слушателя.
Джазовый вокал
Что такое джазовый вокал? Это затейливые ритмические рисунки, гибкость и подвижность голоса. Певцы-джазисты имитируют голосом звучание музыкальных инструментов, синтезируют вокальные приёмы народного и эстрадного пения, используют фальцет и грудное пение. Для исполнения африканских ритмов и их вариаций певцы-джазисты тренируют идеальное чувство ритма.
Народное пение
Этнический вокал задевает чувственностью, эмоциональностью - народные песни несут энергетику поколений. С технической точки зрения народное пение различается у разных этнических групп. Русский фольклор - это грудное пение, тирольское пение (йодль) - это переключение с грудного на головной резонатор и обратно. Андалузское пение и вовсе строится на крике и хрипах.
Начиная учиться петь, посоветуйтесь с педагогом по поводу подходящего стиля пения, и выбирайте тот стиль, который нравится вам.
Вопрос 24.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 2395; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!