Хоровая музыка. Ее виды и жанры. Разновидности хоров. Характеристика певческих голосов.



ХОРОВАЯ МУЗЫКА - музыка, предназначенная для исполнения хором. Один из наиболее демократичных видов искусства. Различают Xоровую музыку народную и профессиональную, светскую и культовую. В муыкальном фольклоре хоровое пение бытует в виде народной песни, жанровые подразделения которой национально специфичны. Ее различают также по исполнительскому составу.

Источники указывают на богатые традиции народно-обрядовой и профессионально-культовой музыки в древних государствах Вавилона, Индии, Египта, Др. Греции, позднее - Византии. Разделение христианства на католичество и православие, обособившее культурные регионы Восточной и Западной Европы, сказалось на эволюции как культовой, так и светской хоровой музыки. Для культовой музыки Зап. Европы решающим этапом стало упорядочение принципов церковного пения в 4 - 6 вв. (григорианского пения).

МЕССА (позднелат. missa, от лат. mitto - посылаю, отпускаю; итал. messa; франц. messe; нем. Messe; англ, mass) - центральный обряд суточного богослужебного цикла католической церкви, в котором, как правило, важная роль отводится музыке. Текст обычно поётся (Missa solemms, или cantata, высокая, торжественная), но в некоторых случаях читается (Missa bassa, или lecta, - низкая ). Одна из разновидностей мессы – реквием (Моцарт).

В дальнейшем месса претерпела эволюцию, общую для всех церковных жанров; в искусстве барокко - в сторону концертности (сближение с оперой, "Высокая месса" h-moll Баха), во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. - в сторону симфонизации жанра (мессы Й. Гайдна, В. А. Моцарта, "Торжественная месса" Бетховена). В 19 в. месса испытала влияние эстетики романтизма.

МОТЕТ (франц. motet, от mot - слово; лат. motetus, также motellus, mutetus, motecta и др.; англ. motet; итал. motetto; нем. Motette) - род вокальной или вокально-инструментальной музыки. Появился в 12 веке. Важнейшее отличие - многотекстовость (со временем - многоязычная).

СТРАСТИ (пассионы)- жанр известен с 4 века как месса, исполняемая на страстной неделе. В 17 веке в жанр включались арии, вокальные ансамбли, инструментальное сопровождение. Вершина такого жанра – в немецкой музыке 18 века (Гендель, Бах - Страсти по Иоанну, Страсти по Матфею). В это время появилась и страстная оратория - она заменяла в Вене оперные спектакли на страстной неделе. В творчестве Бетховена (Христос на Масленичной горе), Листа, в 20 веке- К.Пендерецкий – Старсти по Луке.

МАДРИГАЛ [франц. madrigal; итал. madrigale, от ср.-век. лат. matricale (лат. mater - мать) - песня на родном (материнском) языке] - светский муыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. Истоки - в итальянском народном творчестве (пастушеская песня). С 14 в. известен как вид песенной лирики. Мадригалы в 14 в. создавались для 2-3 голосов (иногда с участием инструментом) с ведущим верхним голосом.

ШАНСОН – франузская многоголосная песня 15-16 века, обобщившая национальные песенные традиции - один из значительных жанров европейской музыки этого периода.

В 17-18 веках под воздействием оперы сформировались жанры кантаты и оратории (Италия, Германия).

КАНТАТА (итал. cantata, от cantare - петь: франц. cantate; нем. Kantate) - один из жанров вокальной музыки, произведение, исполняемое певцами-солистами и (или) хором в сопровождении инструментов, в большинстве случаев многочастное. Первонач. термин относимый к вокальной музыке, противопоставлялся термину "sonata" (т. е. инструментальной музыке). В 17 в. сольная Кантата получила распространение в Риме; В отличие от итальянской кантаты, преимущественно светской, немецкая развивалась как церковная. Среди текстовых источников – Библия. По образному богатству и разнообразию композиционных решений кантаты Баха - вершинные достижения жанра. Ко времени В. А. Моцарта и Л. Бетховена этот жанр стал восприниматься как анахронизм. В России первые Кантаты были созданы в 18 в. В 19 в. к этому жанру обращались П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, А. К. Глазунов, однако она не играла первостепенной роли в их творчестве. К жанру обращались также С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин.

ОРАТОРИЯ (итал. oratorio, от позднелат. oratorium - молельня, лат. oro - говорю, молю) - крупное музыкальное сочинение для певцов-солистов, хора и оркестра, имеющее драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. Зародилась практически одновременно с оперой и кантатой и имеет некоторое сходство с ними. В отличие от оперы, большее значение имеет не само действие, а рассказ о нём. По сравнению с кантатой Оратория крупнее по масштабу, отличается более развитым сюжетом. Появилась В 1-й пол. 17 в. Основные источники сюжетов - Библия, житийная литература. Преобладают героические и мистически-отрешённые, аскетические образы. К высшим достижениям принадлежат оратории Генделя ("Саул", "Израиль в Египте", "Мессия", "Самсон" и др.), отличающиеся широтой образного и смыслового содержания, богатством композиционных и жанровых решений. Они оказали заметное воздействие на произведения Гайдна (его оратории "Сотворение мира" и "Времена года" также являются вершинами в развитии жанра). В 19 в. отходит на второй план: в ней утрачиваются героика и монументальность, преобладает лирический образный строй ("Легенда о святой Елизавете", "Христос" Листа, оратории Ф. Мендельсона, Р. Шумана). Жанр О. возрождается в творчестве композиторов 20 в. Характерно сближение с др. жанрами: оперой ("Царь Эдип" Стравинского, "Царь Давид" Онеггер"), античной драмой (Э, Элгар, К. Орф), мистерией ("Жанна д'Арк на костре" Онеггера). Исторически сложившаяся традиция православного пения a cappella и хоровой характер русского музыкального фольклора обусловили исключительное значение в русской культуре.

КАНТ (от лат. cantus - пение, песня) - род бытовой многоголосной песни, распространённый в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв.; первоначально создавались на религиозные тексты (псальмы). Они стали излюбленной формой музицирования средних слоев городского населения. Период расцвета - сер. 18 в., однако развитие его продолжалось и позже. Некоторые в изменённом виде вошли в устную народную традицию.

Хоровой концерт относится к высшим достижениям доклассического периода ( произведения Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского, С. А. Дегтярёва, А. Л. Веделя).

Хоровое творчество М. И. Глинки открыло новую страницу в русской музыке, послужив истоком развития хоровой музыки русских композиторов-классиков. Велико значение хоров в русской опере (А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский). Интенсивно развивался жанр кантаты (А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, П. И. Чайковский, М. М. Ипполитов-Иванов). Циклы литургии и всенощной создали М. А. Балакирев, Э. Ф. Направник, П. И. Чайковский, А. Д. Кастальский, С. В. Рахманинов, П. Г. Чесноков. значит. этапом в развитии явилось творчество С. И. Танеева (кантаты, хор. циклы, оперные хоры).

ПЕСНЯ. В годы первой рус. революции 1905 - 07, а также Октябрьской революции 1917 огромное значение приобрёл жанр революционной песни. В 20-х гг. начал формироваться жанр советской массовой хоровой песни (хоры А. А. Давиденко, В. А. Белого, Б. С. Шехтера, М. В. Коваля и др. композиторов - членов "Яроколла", Н. А. Рославца, Дм. Я. Покрасса, позднее - Д. Д. Шостаковича, И. О. Дунаевского). Кантатно-ораториальные жанры становятся типичными для советской хоровой музыки с 30-х гг. (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин). В годы Великой Отечеств, войны 1941 - 45 военная и патриотическая песня была могучим духовным оружием на фронте и в тылу. С 1950-х гг. обогатили Г. В. Свиридов ("Патетич. оратория", кантаты на сл. Н. А. Некрасова, С. А. Есенина и др. поэтов, "Курские песни", "Пушкинский венок" и др.).

Хор– это большой вокально-исполнительский коллектив, который средствами своего искусства правдиво, художественно полноценно раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей творческой деятельностью способствует эстетическому воспитанию масс.

Хоровое пение имеет несколько видов: массовое пение, пение в самодеятельном хоре, профессиональное пение и пение в объединённом сводном хоре.

По характеру звучания и певческой манере различают народноеи академическое хоровое пение. Академическое пениезиждется на изучении и хранении традиций классической вокальной школы. Народное пениепреимущественно использует богатства песенного фольклора.

Массовое пение охватывает все слои населения. Оно наиболее доступно для выражения чувств и удовлетворения эстетических потребностей людей. Массовое пение не требует квалифицированного руководителя. Его организаторами обычно бывают энтузиасты-любители.

 

 

Хор это, прежде всего организованный коллектив поющих людей, в котором обязательно должны быть несколько различных групп голосов, называемых партиями. Партии группируются по характеру звучания и диапазону голосов.

Хор базируется на трёх группахпевческих голосов: детские, женские, мужские.

Высокий женский голос - Сопрано– колоратурное, лирическое, драматическое, лирико-колоратурное, лирико-драматическое, меццо-сопрано, контральто – низкий женский голос.

Низкий женский голос - Альт.

Высокий мужской голос - Тенор -лирический, драматический, лирико-драматический, альтино.

Низкий мужской голос - Бас -баритон – лирический, драматический; октавист (профундо).

Высокийдетский голос - Сопрано -(высокие голоса мальчиков называются дискантами).

Нередко каждая партия делится на две группы. Такое деление называется divisi. В этих случаях более лёгкие (высокие) голоса составляют первую группу, остальные (низкие) - вторую группу.

Для записи хорового произведения существуют общепринятые правила, благодаря которым мелодическая линия каждой партии отчётливо видна. Чаще каждая партия записывается на отдельной нотной строчке. Практикуется и такое, когда две и более партий помещают на одной строке. Это зависит от состава хора и от сложности фактуры хоровых произведений.

Запись или иным общепринятым способом хорового сочинения носит название хоровой партитуры.

Партия сопрано- характеризуется высоким, подвижным, лёгким и светлым звучанием. Чаще всего, особенно в хоровых произведениях гармонического, аккордового склада, ей поручается исполнение ведущей мелодии произведения. Наиболее распространённый диапазон(объём звуков от самого низкого до самого высокого) сопрановой партии от «до» первой октавы до «ля» второй, «до» третьей октавы (сопрано I). Пример: Сопрано – основная мелодия русской народной песни «Ай, во поле липенька» обработка Римского-Корсакова. Пример divisiу Сопрано - Вик.Калинников «Солнце, солнце встаёт».

Партия Сопрано состоит из лирических, колоратурных, лирико-колоратурных, лирико-драматических и драматических голосов.

Лирическое Сопрано- мягкий, нежный по окраске женский голосов, часто не обладающий большой силой звука, с диапазоном от «до» первой октавы до «ля» второй, «до» третьей октавы, а иногда доходит до «ми» третьей октавы. Голос лёгкий, достаточно подвижный. Средний регистр динамичный, выразительный, светлый. Ярко звучит верхний регистр (партия Татьяны).

Колоратурное Сопрано - самый лёгкий и подвижный голос, имеет широкий диапазон, общий – «ля»-«си» малой октавы - «фа»-«соль» второй октавы. Средний регистр довольно слабый, верхний сильный, оно не очень богато тембровыми красками и достаточно однообразно. Ему присущ жёсткий характер.

Лирико-колоратурное Сопраноэто почти тот же голос (лирическое сопрано), но более лёгкий и подвижный, менее колоритный по звучанию в низком регистре и более яркий, тембристый в верхнем. Диапазон тот же, с некоторым отклонением в одну из сторон в отдельных случаях. Наличие в партии Сопрано первых лирико-колоратурных голосов придаёт звонкость и яркость тембру партии.

Драматическое Сопрано- компактный, сильный, ярко тембристый женский голос, обладающий диапазоном «ля» малой октавы - «до» третьей. Голос с природной округлостью звучания и меньшей подвижностью, нежели лирическое и, особенно, лирико-колоратурное Сопрано. Голос обладает большой силой и хорошо развитым грудным регистром, может исполнять низкие звуки. Нижний и средний регистр звучат сочно и полно, верхний – сильно, насыщено (партия Аиды, Лизы).

В хоре партия Сопрано I состоят в основном из лирических сопрано. Драматические голоса помещаются в партию Сопрано II.

Общий диапазон партии Сопрано: «до» первой - «до» третьей октавы.

Рабочий диапазон: «ми-бемоль» - «ми» первой - «си-бемоль» третьей октавы.

Партияальтов- отличается более низким, плотным, насыщенным звучанием. В женском 2-хголосном хоре альты часто выполняют роль второго голоса или нижнего подголоска. В смешанном хоре Альтсредний голос, но иногда он выполняет ведущую роль, исполняя мелодию. Диапазон альтовой партии – «ля» малой октавы - «ре» второй октавы («фа-диез» малой октавы - «ми» -«фа» второй октавы. Пример: А.Бородин«Половецкие пляски» опера «Князь Игорь». Пример divisi у альтов: русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я» обр. А.Гречанинова.

Партия Альтов состоит из женских низких голосов - меццо-сопрано (драматическое, лирическое редко), альтов, контральтонизкий женский голос. Диапазон - «фа» малой - «ля» второй октавы, грудной регистр.

Меццо-сопрано (Е.Образцова, И.Архипова, Т.Синявская) - наиболее низкий голос из сопрановой группы или более высокой из групп альтов.

Меццо-сопранообладает сочным звучанием в низком регистре, сохраняя качества драматического Сопрано ( яркий, тембристый) в среднем и верхнем регистрах. По диапазонуголос уступает Сопрано в верхнем регистре (от «ля» малой октавы до «си-бемоль» второй октавы.

Драматическое меццо-сопраноотличается более ярким грудным звучанием в низком регистре и несколько крикливой манерой верхних звуков (состав партии вторых альтов). Обычно меццо-сопрано укомплектовывается партия первых Альтов.

Лирическое меццо-сопранообразует в хоре партию первых Альтов.

Альт - низкий женский голос, сочный, бархатистый по тембру, мягкий и устойчивый по звучанию, со свободными низкими звуками и нескоько напряжёнными верхними. Диапазон голоса «ля» малой октавы – «фа»-«соль» второй октавы.

Контральто чрезвычайно редкий женский голос (подобный мужскому) с крепкими низкими грудными звуками, сравнительно устойчивым звучанием в середине диапазона и напряжённым звучанием на верхних тонах. Диапазонконтральто - «фа» малой - «ми» второй октавы. Рабочий диапазон – «соль» малой - «ми» второй октавы.

Партия теноровприсуще подвижное, лёгкое звучание. Но голоса этой партии в то же время отличаются твёрдостью и силой. В смешанных хорахТенор – средний голос партитуры, иногда выполняет роль ведущей партии, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с Сопрано. ДиапазонТенора – «до» малой - «ля» первой октавы («си» малой - «си» -«до» второй октавы).

Теноровая партия записывается в скрипичном ключе, а звучит октавой ниже. Иногда нотируется в басовом ключе, звучит тогда так, как написано.

В состав партии Тенора входят лирические, лирико-драматические, драматические голоса, Тенор-альтино.

Тенор-альтино– самый высокий, лёгкий, подвижный, редкий голос (мужской голос). Звучит в опере «Золотой петушок». Диапазон«ре»-«ми» малой - «ми»-«фа» второй октавы.

Лирический Тенорвысокий мужской голос, мягкий по тембру, с «серебристым» оттенком, обладающим с лирическим Сопрано диапазоном, с той разницей, что звучит он на октаву ниже, хотя и нотируется в той же октаве, что и Сопрано. Общий диапазон«до» малой - «до» второй октавы.

Абсолютно аналогичны по характеристике с лирико-драматическим и драматическим Сопрано лирико-драматический и драматический Тенор.

Драматический Тенор– отличается большой силой звука, металличностью, яркостью, обладает диапазоном драматического Сопрано (звучит так же на октаву ниже).

Основу хоровой партии Тенора первого составляют лирические Тенора, вторых Теноров – драматические Тенора. Общий диапазон– «до» малой - «до» второй октавы. Лирический Тенор - И.С.Козловский, С.Лемешев, Карузо, Марио Ланца.

Басовая партия– фундамент хора. Характеризуется большой компактностью, мощностью, округлостью звучания. Партия Басов обычно составляется из баритонов, басов и октавистов. Диапазонпартии Басов – «фа» большой ( у октавистов – от «соль» контроктавы) до «ре»- «ми» первой октавы.

Баритоннизкий мужской голос (лирический). Диапазон«ля» большой - «соль» первой октавы. По характеру окраски баритоны бывают лирические, более мягкие и подвижные, близкие по звучанию к драматическим тенорам илиболее компактные, тяжеловесные, ближе к басу. Как правило, баритоны исполняют партию первых басов.

Баснизкий мужской голос, мене подвижный, обладаюший сочностью звучания в низкой и средней тесситуре и напряжённостью в верхах. Диапазон«соль»-«фа» большой - «ре»-«ми» первой октавы. В хорах басы исполняют партию вторых Басов.

Бас-октавист– (профундо) – чрезвычайно редкое явление, очень низкий, рокочущий мужской голос, звучащий на октаву ниже обычных басов. Голос, который своим тембром способен украшать и расширять хоровое звучание. В хоре их бывает два-три. Ф.Шаляпин – бас (высокий), Нестеренко, М.Магомаев (баритон).

Детские голосабывают высокие и низкие.

Сопрано– высокий детский голос девочек с диапазоном«до» первой - «соль»-«ля» второй октавы.

Альт– низкий детский голос – диапазон– «соль»-«ля» малой - «ре»-«ми» второй октавы.

Дискант– высокий голос мальчиков, но более металлический и серебристый, чем Сопрано.

Вопрос 12.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 5127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!