Система жанров белорусского фольклора



1. ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР - строго приуроченный к явлениям или событиям, изначально имел магическую функцию.

А) Календарно - обрядовый фольклор:

- зимний цикл (калядования, щедрования, масленица (тяготеет к весеннему циклу)

- весенний цикл (гуканне вясны, валачебные песни (на вялик дзень, пасху, троицкие, русальные...), летний цикл (купалье, жнивные), осенний цикл (льняные, ярные, «ягады беручы» ...)

Б) Семейно - обрядовый фольклор:

· родильные обряды

· крестильные обряды

· свадебные

- похоронные голошения

2. ВНЕОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР

Более поздний пласт, нет жесткой приуроченности к событию, мелодически более разнообразен: пастушьи, бурлацкие, чумацкие (торговцев), казацкие, солдатские, рекрутские, партизанские, лирические, шуточные, частушки.

К внеобрядовому фольклору относится и

3.ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Это произведения исполняющие взрослыми для детей или детьми в своей среде (колыбельные, потешки, считалки, дразнилки, заклички, игры с пением и движением).

Белорусские народные музыкальные инструменты

Все белорусские народные музыкальные инструменты в зависимости от их конструкции и способа звукоизвлечения подразделяются на духовые, клавишно-язычковые, ударные, струнные музыкальные инструменты.

Духовые музыкальные инструменты – те инструменты, звук которых извлекается при помощи потока воздуха. К ним относятся: окарина, свердёлка, дуда, рожок, дудочка, свистулька, двойная дудка.

Клавишно-язычковые инструменты – инструменты, в конструкции которых присутствуют клавиши, приводящие в движения «язычки», которые под воздействием струи воздуха воспроизводят музыкальные звуки. Инструменты: гармонь, баян.

Ударные инструменты – группа инструментов, звук которых извлекается при помощи удара о корпус инструмента, либо способом встряхивания. К этой группе инструментов традиционно относятся: бубен, барабан, треугольник, трещотка, ложки, рубель, коробочка, елка.

Струнные музыкальные инструменты – инструменты, отличительным признаком которых является наличие струн. Это: цимбалы, скрипка, балалайка, колесная лира.

Вопрос 9.

Детский музыкальный фольклор и его разновидности (детские и колыбельные песни, потешки, дразнилки, заклички, приговорки, считалки, игры и др.)

В фольклористике отличается собственный детский фольклор — фольклор, созданный самими детьми, и фольклор для детей — произведения, составленные взрослыми, которые обычно и выполняют их для детей.

Г.О.Барташевич, которая глубоко исследовала детский фольклор и опубликовала монографию о его основных жанрах, дает такое определение специфическому художественному творчеству:

«Фольклор для детей — это сложная совокупность жанров, различных по своей природе, времени возникновения, практической и функциональной предназначенности и художественном оформлении».

Она выделяет в детском фольклоре следующие жанры: «колыбельные, детские песни, дразнилки, считалки, жеребьевки, скороговорки, игры, рассказы, сказки, загадки, частушки, детские анекдоты.

В последнее время выделяются в отдельный жанр «страшилки» — рассказы о страшных событиях.

Как видно из этого перечня жанров, детский фольклор тесно связан с традиционным устно-поэтическим творчеством вообще, имеет одинаковые жанры.

Анализ произведений разножанрового детского фольклора позволяет сделать вывод о широком использовании в нем традиционных художественных приемов, изобразительных средств, ритмики, стереотипных образов из поэзии «взрослых».

Но в большинстве жанров проявляется специфическая художественная форма детского фольклора отображения действительности, своеобразная образная система.

Характерная особенность многих произведений детского фольклора — сочетание художественного текста с игрой преимуществом дидактической функции, хотя вообще в них проявляются, кроме этого, познавательная, эстетическая, этическая функции, таким образом, что мы с полным правом можем назвать детский фольклор полифункциональным.

Некоторые исследователи выделяют материнский фольклор, связанный по существу с фольклором для детей, к которому относят колыбельные, пестушки, потемки, поскакушки, загадки и другие произведения.

Колыбельные

Колыбельные — песенки, которые поет мать для ребенка, чтобы его усыпить. Название песни обусловлено ее выполнением: поется во время качания коляски с ребенком.

Древние колыбельные по своему происхождению и устойчивому существованию не потеряли своих функций и популярности и в наше время.

Цель колыбельных — успокоить ребенка — достигается всем ее содержанием и манерой исполнения: любезно и нежно призывается ребенок спать, ссылаясь при этом на животных персонажей — «помощников» в доме, способных взять на себя все зло, чтобы дитя было здоровое.

Самыми распространенными персонажами колыбельных кроме волчка, как в приведенной песенке, являются куры, петушок, голуби.

Г. А.Барташевич резонно заметила: «Чрезвычайная напевность создается пением отдельных слов, звуков, употреблением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Не последнее место здесь принадлежит распространенным повторам в такт качанию.

Потешки

Таким же популярным жанром в детском фольклоре являются потешки, которыми не только развлекают ребенка, чтобы он не плакал, но и приглашают участвовать пальчиками, ручками, ножками.

Например, потешки для водных процедур:

Считалки

Своеобразной игрой является считалка. Считалки представляют собой юмористические стихи, которые произносятся или поются с целью определить очередность участников игры. Например:

Тот, кто произносил считалку, указывал по очереди на каждого участника, и при словах «Тот и вон пойдет» или «А я водить не буду» и др., выходил участник игры, на которого эти слова выпали, и становился ведущим или выполнял другую роль — выбывал из игры (в зависимости от условий).

Детские песни

Разнообразными по тематике являются детские песни, главной функцией которых была развлекательная. Этому способствовало интересное содержание, нередко ирреальное, особенно в песнях, персонажи которых относятся к животному миру, но ведут себя как люди и действуют иногда в обычных крестьянских бытовых условиях.

Для этих песен характерен юмор. Приведем пример:

Некоторые детские песни имеют кумуляторную структуру подобную кумулятивным сказкам. Они представляют собой диалог. Приведем отрывок:

Дразнилки

Остроумным юмором, иногда едким, выделяются небольшие детские стихи дразнилки, для которых характерно насмешка определенной черты характера или внешнего облика человека или персонифицированного животного, и др.:

Игры

Особой популярностью у детей пользовались игры. До сих пор еще не выработана совершенная классификация их.

Е.Р.Романов выделял интеллектуальные игры (игры, которые воспитывают у детей интеллект, сообразительность; изобретательность и др.). и физические игры (они содействуют выработке ловкости, силы и др.).

Г. А. Барташевич делит детские игры на два разряда: игры как художественно-драматическое действие и игры как средство физического воспитания.

Многие игры связаны с земледелием, хозяйственной деятельностью крестьян, их жизнью и бытом.

В далеком прошлом игры, в которых отобразились аграрная деятельность и животноводство, несомненно имели магическую функцию («Редька», «Овца» и др.).

Сейчас же магическая функция потерялось, основными стали забавная, развлекательная, воспитательная, познавательная.

С особой заинтересованностью относятся дети к хороводным играм, в которых синтезируются пение под определенную мелодию, танцы.

Хороводные игры строятся по-разному, но общим для них является участие коллектива, который в хороводе исполняет танец с пением. Сначала создается танцевальная пара с дальнейшим вовлечением всех желающих, потом пара распадается в процессе ведения хоровода, в процессе ведения пары выходят в круг поочередно, девушки ходят мелкими шагами, потом тот, кого называют в песне, совсем выходит из игры.

Короткая характеристика детского фольклора не охватывает всех аспектов многожанрового детского творчества и народного творчества для детей. Мы остановились на наиболее важных, чтобы показать роль и значение детского фольклора, его специфику.

 

Вопрос 10.

Жанры камерной инструментальной музыки и их разновидности.

Название «Инструментальная музыка» означает только одно: средствами её исполнения служат музыкальные инструменты, без участия певческих голосов. Но ведь инструментов существует очень много. А сколько может получиться различных комбинаций этих инструментов — уже и сосчитать невозможно. То есть, наверно, всё-таки, возможно, но не нужно, чтобы «приписать» музыку к тому или иному жанру.

Когда-то первобытные люди считали по пальцам — до десяти. А всё, что больше, называлось «много». Этот древний способ, оказывается, очень удобен для разделения музыкальных жанров. Правда, по современным понятиям музыкальное «много» начинается не с 11, а с 15. И это «много» называется оркестром. Коллектив из 15 музыкантов уже можно назвать оркестром. А всё, что меньше — это камерный ансамбль. Это название происходит от латинского слова camera — «комната». Камерный ансамбль лучше звучит в комнате или небольшом зале. А оркестр в комнате просто не поместится. Оркестру нужен специальный большой зал, в котором камерный ансамбль будет звучать хоть и красиво, но слабенько.

Итак, инструментальную музыку можно разделить на…

Камерная музыка

Жанры камерной музыки имеют специальные названия по количеству исполнителей:

Соло Дуэт Трио (терцет) Квартет Квинтет Секстет Септет Октет Нонет Децимет Ундецимет Дуодецимет

Теоретически можно, конечно, довести наш список и до оркестра:

13. Терцдецимет 14. Квартдецимет ОРКЕСТР

В музыкальной практике названия дальше нонета встречаются очень редко. Но первые девять названий нам надо запомнить наизусть. Это несложно, потому что названия ансамблей происходят от тех же итальянских числительных, что и хорошо знакомые нам названия интервалов — заметили? А наиболее распространённые камерные ансамбли — трио, квартет и квинтет.

Часто в таких ансамблях участвуют инструменты только одного семейства: только смычковые струнные, только деревянные или только медные духовые. Поэтому нередко уточняется: «струнное трио», «духовой квартет», «брасс-квинтет». Английское слово brass означает «медь». В последнем примере речь идёт о медных духовых. А когда говорят просто «духовой», обычно подразумевают деревянные духовые. А в названии «струнный» чаще всего имеют в виду смычковые, а не щипковые струнные.

В камерной музыке сложилось несколько устойчивых инструментальных составов, для которых уже написано много музыки и продолжают создаваться новые произведения.

Самый распространённый из таких составов — струнный квартет, который состоит из двух скрипок, альта и виолончели. Скрипку и виолончель вы, конечно, знаете. И ещё вы знаете, что альты поют в хоре. Смычковый альт похож на немножко увеличенную скрипку и звучит чуть ниже — примерно в том же диапазоне, что и альты в хоре.

Для струнного квартета писали и Гайдн, и Моцарт, и Бетховен, и Шуберт, и Чайковский, и Шостакович. Семь квартетов написал уже знакомый нам современный композитор Тищенко.

Жанр струнного квартета всегда был особенно популярен в Австрии и Германии, а с XIX века — и в России. А вот во Франции не менее распространены ансамбли деревянных духовых — квартет и квинтет. Духовой квартет состоит из флейты, гобоя, кларнета и фагота.

Флейта — самый высокий и подвижный из этих инструментов. Она может забираться в высочайший, «птичий» регистр. Иногда композиторы действительно изображают флейтой пение птиц.

Гобой — тоже высокий инструмент своеобразного «носового» тембра. На нём очень красиво звучат медленные, певучие мелодии, но в быстрых пассажах он не угонится за флейтой. Тембр гобоя немножко похож на тембр зурны — восточного духового инструмента. Иногда композиторы используют гобой для подражания восточной музыке.

Кларнет — инструмент альтового регистра. Это инструмент «с характером». Он может быть мягким и «бархатным», а иногда вдруг сорвётся на резкий крик. Умеет он играть и быстрые пассажи, они у него «журчат». Это «журчание» часто используют в «морских» и «речных» музыкальных «картинах».

Фагот — самый низкий и неповоротливый инструмент в этой семье. Как и гобой, он хорошо умеет петь красивые мелодии, но только «мужским» голосом и только в середине своего диапазона. Чем выше он забирается, тем более хриплым и «сорванным» становится его голос. А в глубоких басах он приобретает мощь, но теряет красоту и звучит комично. Фагот используют и в печальной медленной музыке, и в забавных музыкальных «шутках».

Пожалуй, даже чаще, чем духовой квартет, встречается духовой квинтет. В нём пятый инструмент «приглашён в гости» из другого, медногосемейства. Это уже знакомая нам валторна. Её бархатистый, «круглый», но вместе с тем сильный звук очень хорошо сочетается с деревянными духовыми. Валторна придаёт этому ансамблю почти оркестровую мощь.

Медные духовые инструменты часто объединяются в брасс-квинтет — две трубы, валторна, тромбон и туба.

Кроме квартетов и квинтетов, встречаются и трио. Во всех семействах они строятся по одинаковому принципу: высокий инструмент, средний и низкий.

Скрипка + альт + виолончель

Флейта + кларнет + фагот

Труба + валторна + тромбон

Среди смешанных камерных ансамблей особенной любовью пользуются составы с участием фортепиано. Этот инструмент хорош не только как «солист», но и как «аккомпаниатор». Ведь на фортепиано мы можем брать звучные аккорды всеми десятью пальцами сразу. А на духовом инструменте мы можем изобразить только одноголосие, на струнном — «жиденькое» и немного фальшивое двухголосие.

Существуют дуэты практически для всех духовых и струнных инструментов с фортепиано. Даже для тубы. Но они редко называются дуэтами. Это или сонаты, или небольшие пьесы с разными названиями.

Но зато часто встречаются такие названия, как фортепианное трио, фортепианный квартет и фортепианный квинтет. Но это не означает, что в ансамблях участвуют три, четыре или пять роялей. Такие названия относятся к фортепианно-струнным ансамблям.

Фортепианное трио = скрипка + виолончель + фортепиано Фортепианный квартет = струнное трио + фортепиано Фортепианный квинтет = струнный квартет + фортепиано

Кроме этих основных видов ансамблей встречаются самые разнообразные, самые причудливые соединения инструментов, которые только может изобрести безграничная композиторская фантазия. У современного петербургского композитора Галины Ивановны Уствольской есть Композиция для флейты-пикколо (очень высокой флейты), тубы и фортепиано, а также Октет для двух гобоев, четырёх скрипок, фортепиано и литавр (ударный инструмент — несколько «котлов» затянутых кожаными мембранами).

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА (от ср.-век. лат. camera - комната; итал. musica de camera; франц. musique de chambre; англ. chamber music; нем. Kammermusik) - вид музыкального искусства, предназначенный для исполнения в небольших помещениях или для домашнего музицирования. Для нее характерны специфические инструментальные составы (от одного исполнителя-солиста до нескольких, объединяемых в ансамбле) и особенности музыкального изложения: детализация мелодических, интонационных, ритмических и динамических выразительных средств. Она обладает большими возможностями передачи эмоций и самых тонких градаций душевных состояний человека. Хотя истоки Камерной музыки восходят к эпохе средневековья, термин утвердился в 16-17 вв. В этот период под Камерной музыкой, в отличие от церковной и театральной, подразумевалась светская музыка, предназначенная для исполнения в домашних условиях или при дворах монархов. К сер. 18 в. это всё яснее выступает различие камерной и музыки концертной (оркестровой и хоровой).

Особым жанром являются КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МИНИАТЮРЫ. В 19- 20 вв. они нередко объединяются в циклы. В их числе: "песни без слов" Мендельсона, пьесы Р. Шумана, вальсы, ноктюрны, прелюдии и этюды Ф. Шопена, сочинения малой формы А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, "Мимолётности" и "Сарказмы" С. С. Прокофьева, прелюдии Д. Д. Шостаковича, "Маргиналии" Я. Ряэтса, скр. пьесы типа "Мелодии" и "Скерцо" П. И. Чайковского, прелюдии Цинцадзе и др.

С кон. 18 в. и особенно в 19 в. видное место в искусстве заняла ВОКАЛЬНАЯ КАМЕРНАЯ МУЗЫКА (в жанрах песни и романса). Исключительное внимание ей уделяли композиторы-романтики. Они ввели жанр вокальной миниатюры, а также вокально-песенные циклы, объединённые одной идеей ("Зимний путь" Ф. Шуберта, "Любовь и жизнь женщины" Р. Шумана и др.). Широкое развитие жанры песни и романса получили в России (с 18 в.); художественных высот М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, И. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов.

СОНАТА (итал. sonata, от sonare - звучать) - один из основных жанров инструментальной музыки. В 16 в. утвердилось понятие Сонаты как сочинения, предназначенного для инструментального исполнения, в отличие от кантаты - для вокального исполнения. Соната формировалась в течение 18 в. Стиль классич. венской Сонат - в творчестве Й. Гайдна, В. А. Моцарта, М. Клементи С. представляет собой 3-частный сонатно-симф. цикл и предполагает не более двух исполнителей.

ТРИО (итал. trio, от лат. tres, tria - три) - 1) ансамбль исполнителей из трёх человек; см. также Терцет. 2) Музыкальное произв. для трёх инструментов или певческих голосов. Выдающиеся образцы фортепианного трио создали Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, П. И. Чайковский, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов, Д. Д. Шостакович.

КВАРТЕТ (итал. quartette, от лат. quartus - четвёртый; франц. quatuоr; нем. Quartett; англ. quartet) - 1) ансамбль из 4 исполнителей (инструменталистов или вокалистов). В камерно-инструментальной музыке могут быть однородными (4 смычковых, 4 дерев. духовых, 4 медных духовых и т. д.) или смешанными. Распространение получил струнные (смычковые) (2 скрипки, альт, виолончель.).

ПРЕЛЮДИЯ, прелюд (ср.-век. лат. praeludium, от лат. praeludo - играю предварительно, делаю вступление), - небольшая инструментальная пьеса. Первоначально импровизационного характера, вступление к основной пьесе (обычно фуге) 2-частного цикла (П. и фуги Д. Букстехуде, "ХТК" И. С. Баха) или к многочастному цикличному произведению. В 16-18 вв. складывается жанр как самостоятельной пьесы, по характеру и типу изложения близкой фантазии. В 19 в. становится одним из наиболее распространённых жанров малых форм в творчестве композиторов-романтиков (циклы прелюдий Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др.). В творчестве композиторов 20 в. трактуется многопланово: может выполнять вступительную функцию (Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин), являться самостоятельной пьесой (у С. В. Рахманинова, Шостаковича) или развёрнутой композицией (Prelude op. 44 Шёнберга, "Прелюды" для орк. Дебюсси).

ЭТЮД (от франц. etude - букв. учение, изучение) - инструктивная музыкальная пьеса, первоначально предназначенная только для совершенствования технических навыков игры на инструменте. Развитие жанра связано прежде всего с расцветом в 19 в. виртуозного исполнительства на фортепиано. Позднее появляются для скрипки (Р. Крейцера, П. Роде), для виолончели (Д. Поппера) и др. инструментов. У композиторов-романтиков (Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс н. др.) становится художественно значительным произведением, трактованным либо как яркая концертная пьеса, либо как миниатюра типа прелюдии. В дальнейшем в творчестве русских (А. К. Лядова, А. С. Аренского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского), советских (С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Н. П. Ракова, Д. Д. Кабалевского и др.) и зарубежных композиторов (К. Дебюсси, О. Мессиана, Б. Бартока, К. Шимановского и др.) развивая определенный исполнительский навык, сохраняет значение художественного сочинения.

ПЕСНЯ (лат. cantus, cantio; итал. canzona; франц. chanson; англ. song; нем. Lied) - наиболее распространённый жанр вокальной музыки, а также общее обозначение поэтического произведения, предназначенного для пения или распевной речитации. Жанровая классификация может производиться по разным признакам: словесного и музыкального содержания ( революционные, патриотические, лирические, сатирические, маршевые, танцевальные и т. д.), социального функционирования (крестьянские, городские, бытовые, военно-строевые и др.), фактуры и исполнительского состава (одно- и многоголосные, сольные и хоровые, с инструментальным сопровождением и без него). Музыкальная форма связана со структурой и содержанием поэтического текста. Самая распространённая - куплетная форма.Авторская песня – созданная композитором (не фольклор). Среди крупнейших композиторов: Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, X. Вольф, Г. Малер, Р. Штраус (Австрия и Германия); Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж; Массне, Г. Форе (Франция); Л. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов (Россия).

Вместе с тем к нач. 20 в. понятие авторской Песни приобрело двоякий смысл: Песня (романс) - "высокий" жанр серьёзной музыки, сочиняемой композитором прежде всего для профессионального исполнения, и Песня "популярная" (в т. ч. эстрадная и массовая), нередко создаваемая без письменной фиксации самими исполнителями (во Франции - шансонье, в США, Великобритании и др. странах - рок-музыкантами, в СССР - т. н. бардами.

РОМАНС (испан. romance) - камерное вокальное произведение для голоса с инструментом. Термин возник в Испании и первоначально обозначал стихотворение на испанском ("романском") языке, рассчитанное на музыкальное исполнение. Отличается от песни большей детализацией мелодии и её связью со словами, выразительной ролью инструментального сопровождения. Романсы подразделяются на жанровые разновидности: балладу, элегию, баркаролу и др. В 19 в. Р. становится одним из ведущих жанров, отражая характерную для эпохи романтизма тенденцию - воспроизведение внутреннего мира человека во всех психология, нюансах ( творчество Ф. Шуберта , Р. Шумана, И. Брамса, X. Вольфа и др.) На протяжении 19 в. формируются национальные школы в России (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. Л. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов), во Франции (Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне), в Чехии (Б. Сметана, А. Дворжак), в Польше (М. Карлович, К. Шимановский), в Норвегии (X. Хьерульф, Э. Григ) и др. В 20 в. по-новому ставится проблема синтеза музыки и поэзии: возникают стихотворения с музыкой (С. И. Танеев, Рахманинов, Н. К. Метнер, С. С. Прокофьев, К. Дебюсси), в качестве текста широко используется свободный стих и даже проза; применяются новые приёмы декламации (А. Шёнберг); в Романс проникают народные музыкально-речевые жанры (И. Ф. Стравинский). Творческое развитие традиции Романса получили у советских композиторов (Прокофьев, Шостакович, Н. Я. Мясковский, АН. А. Александров, Ю. А. Шапорин, Свиридов).

ВОКАЛИЗ (франц. vocalise, от лат. vocalis - гласный звук; звучный, певучий) - 1) исполняющееся на гласном звуке упражнение для развития вокальной техники, специально сочинённое или импровизируемое певцом. 2) Концертное произведение, чаще для сопрано с инструментальным сопровождением. Отсутствие слов и кантиленность, иногда виртуозность ("Вокализ в форме хабанеры" Равеля) позволяют ярко показать красоту и выработанность голоса ("Вокализ" Рахманинова). В 20 в. В. сближается с инструментальными жанрами (5 мелодий для голоса или скрипки с фортепиано Прокофьева; этюд Шимановского), в т. ч. крупными (соната-Вокализ, сюита-Вокализ Метнера; концерт для голоса с оркестром Глиэра).

Вопрос 11.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 2540; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!