Ступень лада (относительная ступень)



В наиболее распространённых ладах (например, в мажорно-минорных или натуральных ладах) выделяют семь ступеней. Ступени лада нумеруются от первой до седьмой вверх и обозначаются римскими цифрами. Помимо этого, каждая из ступеней может иметь определённое название в зависимости от её положения в ладу и взаимоотношения с другими ступенями.

В англосаксонской нотации названия ступеней лада совпадают, с некоторыми отличиями, с принятыми в России и ряде других стран ступенями звукоряда: мажорные — Do, Re, Mi, Fa, Sol, La, Ti; минорные — Do, Re, Me, Fa, Sol, Le, Te)[4].

Также существует специальная система кратких обозначений каждой ноты звукоряда

Ля бемоль Ля бекар Ля диез / Си бемоль Си бекар / До бемоль Си диез / До бекар До диез / Ре бемоль Ре бекар Ре диез / Ми бемоль Ми бекар / Фа бемоль Ми диез / Фа бекар Фа диез / Соль бемоль Соль бекар Соль диез
Диезы     Li   Ti Du   Ri   Mu Fi   Su
Бекары   La   Si Do   Re   Mi Fa   So  
Бемоли Le   Se De   Ra   Me Fe   Sa    

Названия дубль диезов и дубль бемолей образуются добавлением «z»(ц) к уже «повышенным» или «пониженным» нотам, например: «Riz» = «Ре дубль диез»; «Saz» = «Соль дубль бемоль»

Ступени в мажорно-минорных ладах

· в порядке следования:

· I — тоника;

· II — верхний (нисходящий) вводный тон;

· III — верхняя медианта;

· IV — субдоминанта;

· V — доминанта;

· VI — нижняя медианта (субмедианта);

· VII — нижний (восходящий) вводный тон.

· в порядке симметрии тяготения:

· доминанта;

· нижняя медианта;

· нижний вводный тон;

· тоника;

· верхний вводный тон;

· верхняя медианта;

· субдоминанта.

Иногда условно используется понятие VIII ступени (тоники следующей октавы), называемой верхней тоникой.

Тот или иной звук в зависимости от своего положения в тональности может быть любой из ступеней. Так, нота C (до) в тональности C-dur (до мажор) является первой ступенью, а, например, в тональности В-dur (си-бемоль мажор) — второй и т. п.

I, III и V ступени (тоника, медианта и доминанта соответственно) называются устойчивыми ступенями лада; II, IV, VI и VII — побочными.

Наименования

Музыкальные лады
испанский итальянский французский румынский русский немецкий английский голландский японский
mayor maggiore majeur major мажор Dur major groot 長調 (chōchō).
menor minore mineur minor минор Moll minor klein 短調 (tanchō).

 

Взаимоотношения ступеней в ладу

Взаимоотношения ступеней в мажорно-минорных ладах характеризуются их тяготением. Так, тоника является наиболее устойчивой ступенью и не тяготеет никуда. Доминанта имеет наиболее яркое тяготение к тонике в своём гармоническом (аккордовом) проявлении. Недаром, появление «чужого» доминантного трезвучия и, особенно, доминантсептаккорда влечёт, как правило, переход в другую тональность или хотя бы кратковременного появления «чужой» тоники. Субдоминанта как гармоническая функция тяготеет больше к доминанте, чем к тонике. Вводные тоны (II и VII ступени) ярко тяготеют к тонике в виде ступеней, в гармоническом виде эта тяга проявляется слабее. И, наконец, самое незначительное тяготение имеют обе медианты (III и VI ступени) как в виде просто ступеней, так и в виде гармонических функций (трезвучий).

В так называемых натуральных ладах (лидийский, миксолидийский, фригийский и др.), в «искусственных» ладах (двенадцатитоновая гамма, гамма Черномора), а также в различных видах пентатоники (лады с пятью ступенями) внутриладовые отношения совершенно иные. В некоторых из них даже тоника перестаёт быть самой устойчивой ступенью.

Мажо́р (лат. major — больший, также, большой) в музыке — один из двух ладов (наряду с минором) гармонической тональности. Характерная особенность мажорного звукоряда — его третья ступень, отстоящая от первой ступени на большую терцию. Кроме натурального, существуют также гармонический и мелодический мажор[1]. Тоника (основая ладовая функция) мажора представлена мажорным трезвучием.

Ступени лада

Каждая ступень мажорного или минорного лада имеет самостоятельное название[2]:

· I ступень — тоника (Т),

· II ступень — нисходящий вводный звук,

· III ступень — медианта (средняя),

· IV ступень — субдоминанта (S),

· V ступень — доминанта (D),

· VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),

· VII ступень — восходящий вводный звук.

В мажоре есть три устойчивые ступени – I тоника, III субдоминанта и V доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями[3]

В мажоре полутоны расположены между III и IV ступенями и между VII и I ступенями.

Обозначение

При обозначении тональности слово «мажор» прибавляется к названию тоники, например «до мажор» (С-dur), «фа-диез мажор» (Fis-dur) и т. п.

Звучание

Обычно окраска звучания мажорных произведений субъективно воспринимается как «светлая» и «радостная», в противоположность окраске минора. Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.

Тональности

Квинтовый круг

Ces Ges Des As Es B F C G D A E H Fis Cis
as es b f c g d a e h fis cis gis dis ais

Мино́р (лат. minor «меньший, малый») в музыке — один из двух ладов (наряду с мажором) гармонической тональности. Характерная особенность минорного звукоряда — его третья ступень, отстоящая от первой ступени на малую терцию. Тоника (основная ладовая функция) минора представлена минорным трезвучием.

Обозначается moll (лат. mollis «мягкий, нежный»). Обычно окраска звучания минорных произведений субъективно воспринимается как «лирическая» и «грустная»[

Существует несколько подвидов минора, отличающихся друг от друга звукорядом, типичным набором аккордов и (в меньшей степени) другими ладовым категориями. Например, ладовый звукоряд натурального минора строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

Кроме того, существуют гармонический минор и мелодический минор.

При обозначении тональности слово «минор» (или moll) прибавляется к названию тоники, например, ля минор (a-moll), соль-диез минор (gis-moll) и т. п. Необращённое минорное трезвучие включает малую терцию, образованную между основным тоном и третьей ступенью, и большую терцию, построенную от третьей ступени. Так, состав трезвучия до минор — до, ми-бемоль, соль (c-es-g).

Тональности

Квинтовый круг

Ces Ges Des As Es B F C G D A E H Fis Cis
as es b f c g d a e h fis cis gis dis ais

Тона́льность (фр. tonalit é, от греч. τόνος — напряжение, натяжение; от лат. tonus тон) в учении о гармонии:

1. Принцип лада, центральной категорией которого является тоника. Остальные категории и функции тональности (прежде всего, доминанта и субдоминанта) прямо или косвенно связаны с тоникой. «Система функциональных отношений иерархически централизована, и тоника пронизывает всю гармоническую структуру»[1].

2. Высотное положение мажорного или минорного лада. В обозначении тональности указывается тоника (она же — основной тон тонического трезвучия) и лад (в данном случае, мажор или минор), например: C-dur (до мажор), Fis-dur (фа-диез мажор), a-moll (ля минор), es-moll (ми-бемоль минор) и т. п.

Общая характеристика

Для гармонической тональности типичны регулярные смены местных гармонических центров, не отменяющих центрального тяготения, а наоборот интенсифицирующих его. В развёртывании тональности большое значение имеет музыкальный метр (задающий местоположение консонанса и диссонанса) и метрическая экстраполяция (ожидание закономерного продолжения на основе данного начала) в форме.

Тональность некоррелятивна модальности, поскольку некоррелятивны основные признаки модальных и тональных ладов. В тональности непременно господствует центр, а звукорядная основа соблюдается в разной мере (например, звукоряд гармонического минора, мелодического мажора отклоняется от основной формы звукоряда этих ладов и т. п.). В модальности звукорядная основа непременна, а тяготения могут быть (например, в многоголосной музыке Машо и Лассо), а могут и вовсе отсутствовать (например, в большом знаменном распеве православных).

Средоточием теории мажорно-минорной тональности является теория функций, рассматривающая значения отдельных аккордов в пределах одной тональности и соотношения тональностей как функций высшего порядка. Главные элементы такого рода тональности — функции тоники (T), доминанты (D) и субдоминанты (S), совокупно именуемые «главными тональными функциями».

Соотношение тональностей

В мажорно-минорной музыке тональности (во 2-м значении) многообразно и сложно взаимодействуют. Следующие отношения тональностей закреплены терминологически:

· Параллельные тональности — мажорная и минорная тональности, внешний признак «параллелизма» — одинаковые ключевые знаки. Суть «параллелизма» — общий для обеих тональностей набор звукоступеней (высотных позиций) при несовпадении приписываемых этим звукоступеням тональных функций. Звукоряды параллельных тональностей отстоят друг от друга на малую терцию: мажорная сверху, минорная снизу (например, до мажор — ля минор, фа-диез мажор и ре-диез минор, си-бемоль мажор и соль минор и т. д.).

· Одноимённые тональности — тональности с одинаковыми тониками, принадлежащие к противоположным ладовым наклонениям (например, соль мажор и соль минор). Мажорная и минорная одноимённые тональности отстоят друг от друга по кварто-квинтовому кругу на три знака (мажор — в сторону диезов, минор — в сторону бемолей).

· Однотерцовые тональности — две тональности, в тонических трезвучиях которых терцовый тон является общим (например: до мажор — до-диез минор; общий терцовый тон ми), а тоники отстоят друг от друга на полутон (мажорная расположена полутоном ниже минорной). Однотерцовые тональности принадлежат разным ладовым наклонениям.

В английской терминологической системе параллельные тональности называются «родственными» (relative keys, relative буквально «соотнесённые»), а одноимённые — «параллельными» (parallel keys), что нередко порождает путаницу в переводах английской музыкально-теоретической литературы на русский язык.

Родство тональностей

Под «родством» тональностей понимается соотношение двух тональностей, определяемое количеством и значением общих аккордов (то есть аккордов, состоящих из звуков, которые встречаются в обеих тональностях). Родство тональностей определяется количеством общих звуков. Чем больше общих звуков, тем ближе друг к другу тональности.

В европейской теории музыки свои концепции родства тональности предлагали ведущие композиторы и теоретики, например, Арнольд Шёнберг и Н. А. Римский-Корсаков. Согласно же советскому «бригадному» учебнику (1937-38) существуют четыре степени родства тональностей .

· В первой степени родства находятся тональности, тонические трезвучия которых принадлежат к числу общих аккордов.

Каждая тональность имеет шесть тональностей первой степени родства: (1) параллельная данной, (2) натуральной доминанты, (3) ей (последней) параллельная, (4) натуральной субдоминанты, (5) параллельная ей, (6) минорной субдоминанты в случае мажора и мажорной доминанты для минора.

Любая пара из этих 6 тональностей имеет много общих аккордов и между собой. Каждая мажорная тональность имеет две мажорных и четыре минорных тональности первой степени родства, тонические аккорды которых являются в ней трезвучиями II, III, IV, IV гармонической, V и VI ступеней (к до мажору — ре минор, ми минор, фа мажор, фа минор, соль мажор, ля минор). Каждая минорная тональность имеет две минорных и четыре мажорных тональности первой степени родства, тонические аккорды которых являются в ней трезвучиями III, IV, V натуральной, V гармонической, VI и VII натуральной ступеней. (к ля минору — до мажор, ре минор, ми минор, ми мажор, фа мажор, соль мажор).

· Во второй степени родства находятся четыре тональности, имеющие два общих аккорда (не тонической функции) при двух знаках разницы в ключевом обозначении. Например, до мажор и ре мажор имеют общее трезвучие ми-соль-си, являющееся трезвучием III ступени в до мажоре и II — в ре мажоре

· В третьей степени родства находятся восемь тональностей, которые имеют одно общее трезвучие.

· В четвёртой степени родства (далёкое родство) находятся тональности, не имеющие ни одного общего трезвучия (например, до мажор и фа-диез мажор). Каждая тональность имеет пять тональностей четвёртой степени родства (одну того же лада и четыре — противоположного) не считая энгармонических замен.

Степень родства тональностей обусловливает возможность и характер модуляции.

Таблица буквенных обозначений тональностей

В русской традиции тональности обозначаются двояко — кириллицей (до мажор, ре минор, ми-бемоль мажор и т. д.) или латиницей (C-dur, d-moll, Es-dur). В буквенной системе обозначений прописные буквы указывают на мажор, строчные на минор; поэтому зачастую (для краткости) вторая часть обозначения тональности опускается, например, Es расшифровывается как ми-бемоль мажор.

В нижеследующей таблице показаны обозначения тональностей. Мажорные и минорные тональности расположены в порядке кварто-квинтового круга, после каждого мажора идёт параллельный ему минор. Тональности идут от бемольных к диезным, поэтому в последней графе для верхней части таблицы указано число бемолей, а для нижней — диезов. Первые шесть тональностей в таблице соответственно энгармоничны последним шести.

Таблица обозначений тональностей

Русское слоговое название Русское (= немецкое) буквенное Английское Количество ключевых знаков (диезов или бемолей)
до-бемоль мажор Ces-dur C-flat major 7 ♭
ля-бемоль минор as-moll A-flat minor 7 ♭
соль-бемоль мажор Ges-dur G-flat major 6 ♭
ми-бемоль минор es-moll E-flat minor 6 ♭
ре-бемоль мажор Des-dur D-flat major 5 ♭
си-бемоль минор b-moll B-flat minor 5 ♭
ля-бемоль мажор As-dur A-flat major 4 ♭
фа минор f-moll F minor 4 ♭
ми-бемоль мажор Es-dur E-flat major 3 ♭
до минор c-moll C minor 3 ♭
си-бемоль мажор B-dur B-flat major 2 ♭
соль минор g-moll G minor 2 ♭
фа мажор F-dur F major 1 ♭
ре минор d-moll D minor 1 ♭
до мажор C-dur C major 0
ля минор a-moll A minor 0
соль мажор G-dur G major 1 ♯
ми минор e-moll E minor 1 ♯
ре мажор D-dur D major 2 ♯
си минор h-moll B minor 2 ♯
ля мажор A-dur A major 3 ♯
фа-диез минор fis-moll F-sharp minor 3 ♯
ми мажор E-dur E major 4 ♯
до-диез минор cis-moll C-sharp minor 4 ♯
си мажор H-dur B major 5 ♯
соль-диез минор gis-moll G-sharp minor 5 ♯
фа-диез мажор Fis-dur F-sharp major 6 ♯
ре-диез минор dis-moll D-sharp minor 6 ♯
до-диез мажор Cis-dur C-sharp major 7 ♯
ля-диез минор ais-moll A-sharp minor 7 ♯

Французские названия тональностей особых сложностей не вызывают: ré mineur, mi bémol majeur, fa dièse mineur и т. п. Особенность здесь есть в том, что слог дообозначается как ut: ut mineurдо минор, ut dièse majeurдо-диез мажор


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 731; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!