Понятие о видах и жанрах музыки. Первичные и вторичные жанры. Характеристика музыкальных жанров.



Жанр (фр.) – род, вид, манера. Жанр – многозначное понятие. Жанр – особый вид художественного творчества, связанный с породившей его действительностью. Жанр – явление историческое. Одни и те же жанры могут существовать в разные эпохи на разных условиях.

 

Понятие жанр в музыке

- Род, вид музыкальных произведений.

- Исторически сложившиеся виды музыкальных произведений в связи с их происхождением, предназначением, способом и условиями исполнения и восприятия, особенностями содержания и форм.

Всякое музыкальное произведение представляет собой какой-то жанр или отношение жанров.

Определяются и классифицируются жанры по-разному. В музыкознании есть несколько уровней классификации жанров (приведенный ниже список далеко не полный):

1. По происхождению:

- первичные - самые древние, связанные с народным творчеством: со словом (песня), с движением (шествие, марш, танец);

- вторичные – могут быть связаны с первичными (Менуэт или Марш в симфонии, баркарола, ария песенного склада) или внешне независимые, но так или иначе коренящиеся на первичных (этюд, поэма и др.).

2. По способу исполнения:

- вокальные (сольные, ансамблевые, хоровые).

- инструментальные.

3. По жизненному назначению:

- музыка бытовая – сосредотачивает типы интонаций и ритмы эпохи, социальной среды и народа.

- музыка «преподносимая» - такая музыка лишена прикладных функций, это чисто художественное отражение действительности.

4. По отношению музыки к человеческой деятельности и другим видам искусства:

- жанры «чистой» музыки – не связаны с какими-то видами искусства, «автономные», это в основном инструментальная музыка (например, скерцо, баллада, фуга (хоровые фуги - разновидность фуги как жанра, относятся уже к синтетическому типу жанров)).

- синтетические жанры:

а) синтез музыки и движения (балет, танец, пантомима);

б) синтез музыки и театра (опера, оперетта и т.д.);

в) музыка и кино (телевидение).

Такие классификации не очень состоятельны, так как охватывают не все стороны музыки.

5. По обстановке исполнения и восприятия(к тематике предъявляются особые требования, но допускается смена обстановки исполнения):

- театральные (содержание здесь подчинено сценичному действию, а музыка воплощает характеры и переживания действующих лиц как людей, живущих самостоятельной, независимой от автора, исполнителей и слушателей жизнью; задача автора и исполнителей – перевоплотиться в персонажей, чтобы передать их сущность);

- концертные (предназначены для более или менее значительной аудитории) - симфония, соната, концерт, оратория, кантата и др. Исполнитель стремится произвести «композиторское» содержание музыки, переживая его, но не отождествляя его с собственным внутренним миром.

- культовые (жанры церковной музыки, следование определенному ритуалу) – содержанием такой музыки служат чувства и мысли присутствующих под влиянием обстановки (хор и солисты – воплощение каких – то идей, символов, эмоций );

- массово-бытовые (разновидности песен, танцев, маршей и т.д.- здесь исполнитель и слушатель могут сливаться в одном лице);

Жанры в абсолютно чистом виде практически не встречаются, жанрпроизведения определяетсяего соответствием:

- объективным требованиям той или иной обстановки исполнения, а также какими-то дополнительными признаками (форма, исполнительские средства, практическая функция).

Время от времени происходит взаимодействие разных жанров, приводящее к рождению нового жанра или к накапливанию изменений внутри жанра (симфоническая поэма, драматическая симфония (в такой симфонии черты оперы и оратории), взаимодействие оперы и симфонического жанра отличает творчество Моцарта, Берлиоза,Чайковского, Прокофьва, Шостаковича, Онеггера, Хиндемита).

Трактовка каждого жанра в большей мере зависит от индивидуальности автора, от его принадлежности к тому или иному стилевому направлению и от конкретного замысла произведения.

Вопрос 8.

Характеристика видов музыкального фольклора – песенного и инструментального. Разнообразие жанров. Народные музыкальные инструменты и белорусские народные музыкальные инструменты.

Проблема формирования национального самосознания как основы сохранения национального своеобразия культуры в современных условиях мировой глобализации несомненно заслуживает пристального внимания уже на первоначальном этапе постижения культуры человеком – в период дошкольного детства. И фольклор (народная мудрость), и авторские произведения искусства выступают незаменимыми средствами воздействия на чувства и сознание дошкольника, поэтому любая сфера воспитания, в том числе воспитания музыкально-эстетического, предполагает использование элементов национальной культуры.

Фольклор является более древним пластом музыкальной культуры, чем музыка композиторская. Главная его черта – устность традиции. Музыкальный фольклор - это совокупность песенного, танцевального, инструментального творчества народа. Его специфические черты:

1. Устность фольклорной традиции, передача от человека к человеку.

2. В результате устности в фольклоре сложились такие черты как вариативность, вариантность. Вариантность подразумевает существование многих схожих вариантов одного образца в пространстве и во времени. Вариативность изменение образца во время его исполнения.

3. В фольклоре присутствуют типовые мелодии, ритмы, тексты которые переносятся из одного образца фольклора в другой и часто являются признаками жанра.

4. Синкретичность. Слитность всех его элементов – пения, движения, использования инструментов, игрового начала.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 5494; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!