ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
На наш взгляд, система образования должна быть гибкой и подвижной, но её изменения, особенно вносимые извне, должны быть внятно и научно обоснованы. Одним из условий выполнения данной задачи является наличие в содержании образования, и отражение в образовательном стандарте личностного ученического компонента, кореллируемого но не обусловленного социальным заказом на образование. Подобное взаимодействие (диалог) личностного и государственного в образовательном стандарте есть залог его востребованности, самодостаточности и устойчивости в стремительно меняющихся внешних условиях [Хуторской А.В., 1996; Хуторской А.В., Король А.Д., 2008].
В какой мере ДК образовательного стандарта учитывает соотношение личностного и социального его компонентов? Проанализируем на предмет диалогового компонента федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования. Выделим для этого основные положения действующего Федерального компонента государственного стандарта общего образования, разработанного с учетом основных направлений модернизации общего образования.
- переход к 4-летнему начальному образованию;
- введение профильного обучения на старшей ступени школы;
- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье.
Сделаем вывод в отношении неэффективности устранения перегрузок содержания образования при монологичном способе передачи педагогически адаптированного социального опыта учащемуся и зафиксируем требования:
|
|
- Соответствие содержания образования возрастным закономерно
стям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой
ступени образования.
- Личностная ориентация содержания образования.
Обращение к личности учащегося подразумевает предоставление ей
возможности спрашивать, а не отвечать на внешний вопрос, который зачастую поставлен без учета личностных особенностей учащегося.
- Деятельностный характер образования, направленность содер
жания образования на формирование общих учебных умений и навыков,
обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, прак-
94
95
тической» творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.
По сути, передаточный характер лоликультурного содержания образования неэффективен для развития личностного потенциала учащегося, принадлежащего к определенной культуре. Воздействие на учащегося извне не развивает его продуктивную творческую деятельность, а, напротив, сковывает ее, затрудняет развитие заложенных в ребенке культурных, психологических, физических особенностей. Не сохраняет и поддерживает индивидуальность ребенка, а «затушевывает» ее, способствуя обучению всех по одинаковому образцу.
|
|
- Усиление воспитательного потенциала и социально-
гуманитарной направленности содержания образования, способствующе
го утверждению ценностей гражданского общества и правового демокра
тического государства, становлению личности ученика.
Передаточный характер содержания образования не изменился при все возрастающей степени информатизации и дифференцирования образовательной среды, что сказывается и на воспитательном аспекте -растрачиванию духовно-нравственных устоев личности. В подобном случае реализация воспитательного потенциала личности более эффективна в эвристическом диалоге личности с образовательной поликультурной образовательной средой.
- Формирование ключевых компетенций - готовности учащихся ис
пользовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реаль
ной жизни для решения практических задач.
В этой связи отметим, что передаточный характер образования не способствует и реализации компетентностного подхода в образовании [Король А.Д., 2007].
|
|
- Обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании
для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей,
педагогов и образовательных учреждений).
Выбор, на наш взгляд, заключается в предоставлении учащемуся возможности ставить собственные образовательные цели, проектировать собственное содержание образования, выбирать необходимые для этого формы и методы. А реализовать вышеперечисленное наиболее эффективно возможно в эвристическом диалоге учащегося с поликультурной образовательной средой, при предоставлении ему возможности спрашивать, проявляя, тем самым, весь спектр его предпочтений и особенностей личности, а не ограничивать возможностью следовать за логикой учителя.
В соответствии с указанными целями и направлениями модернизации образования внесены следующие основные изменения в содержание отдельных учебных предметов (по сравнению с Обязательным минимумом содержания общего образования, утвержденного приказом Минобразования России ещё в 1998 г.).
Русский и иностранный языки - существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Значительно увеличен удельный вес предметов: введено обязательное изучение русского языка в старшей школе и иностранного языка со 2-го класса начальной школы.
|
|
Биология - значительно расширено содержание раздела «Человек»
(проблемы физического и психического здоровья, здорового образа жизни, экологической грамотности).
Значительное увеличение удельного веса» при монологичном характере передачи знаний существенно противоречит здоровьесбережению школьников. Возрастание удельного веса содержания предметов при передаточном характере означает усиление давления на личность учащегося извне, рост его психо-соматических расстройств.
Рассмотрим некоторые образовательные стандарты по предметам.
Литература - значительно усилена духовно-нравственная и эстетическая функции предмета, существенно обновлен перечень изучаемых литературных произведений.
На наш взгляд, данный тезис не способен быть в полной мере реализован без изменения самого монологичного характера содержания предмета. Наиболее эффективно обеспечить утрачиваемый духовно-нравственный потенциал личности ученика, сменить идеологию потребительства представляется возможным за счет включения диалоговых компонентов в содержание предметной области.
В особенности речь идет о литературе и языке. Диалог в данных областях не использовал свой образовательный потенциал. А вопрос и его эмоционально-ценностный компонент, нравственно-формирующий не нашел должного места в системе оценивания деятельности учащегося.
В сегодняшних условиях быстроизменчивого мира технический прогресс особенно глубоко и широко со-причащается с миром нравственности, что, определяет особый общественный статус такой образовательной области, как физика. Физика является основой естествознания и современного научно - технического прогресса, формирует не только естественнонаучную знаниевую платформу, но и понимание нравственных и этических проблем общества. Отнюдь не случайно, что наиболее знаковые фигуры в формировании западного мышления и западной философии: Р.Декарт, Б.Паскаль, Г.В.Лейбниц, И.Ньютон, В.Гейзенберг и многие другие являлись физиками, математиками, естествоиспытателями.
Поэтому целями изучения физики является не только освоение знаний, овладение умениями (проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, и др.), развитие познавательных интересов, но и формирование творческих способностей, воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира.
Как отмечает В.Г. Разумовский, для «решения задачи развития творческих способностей школьников при обучении физике необходимо, прежде всего, знать особенности творческого процесса в развитии этой науки» [Разумовский В.Г., 2004].
Математика. Впервые введены элементы теории вероятности и статистики. На сегодняшний момент целями изучения математике являются:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое
96
97
мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Монологичный характер образования не способен эффективно решать первую из заявленных целей обучения математике - овладение учащимся и знаниями, и формирование его способности эффективно их практически применять. Если учащийся пассивен в приобретении знаний, то эффективность преобразования информации в знания посредством внутреннего диалога будет невысокой и сформированные знания не получают готовности быть реализованными практически.
Эвристический диалог особо эффективен в обучении математики, имеющей явно выраженную логическую составляющую. В этой связи отметим, что эвристический ДК в основных структурных частях математического образования (смыслах, целях, содержании, формах и методах) способствует развитию алгоритмических, оргдеятельностных основ школьника. Стоит отметить значимость внутренне-диалогового компонента в реализации целей математического образования, в отличие от приоритетной роли внешне диалогового компонента для реализации целей историческом образовании. Педагогический эксперимент по сравнительному анализу влияния диалогового компонента на степень творческой самореализации учащегося в предметах естественнонаучного и гуманитарного профилей показал, что такие типы внешне диалоговых заданий, как «Докажи, опровергни», «Спроси и узнай» коммуникативное задание (для выполнения в форуме), наиболее эффективно при изучении в предметах гуманитарного профиля с точки зрения реализации предметных целей. В то же время, внутренне ДК заданий (креативный, когнитивный, оргдеятельностный тип заданий) эффективны для реализации целей математического образования.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
• формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Поэтому в «Целях» по истории освоение знаний стоит на втором месте из пяти возможных - предпочтение отдается воспитанию патриотизма, уважительного отношения к правам и свободам человека. Весте с тем, традиционный передаточный характер образования не способствует реализации вышеизложенных целей.
В этой связи отметим, что реализация целей исторического образования возможна лишь при изменении самого подхода к конструированию образования на всех его основных этапах - смыслов, целей, содержания, форм и методов. Немаловажно так же отметить и необходимость модернизации критериев оценивания.
О педагогической роли диалога в изучении гуманитарных наук написано немало. Однако наибольшая эффективность в реализации целей исторического образования возможна в результате учета эвристического диалога в основных компонентах содержания образования. Обращение к личности учащегося, его целям, потребностям и особенностям подразумевает предоставление школьнику возможности самому спрашивать, а не давать ответ на внешний вопрос, продиктованный внешней логикой и намерением.
Например, умение отвечать на вопросы важно для историка, но это путь к следованию за чужой мыслью. В основе вопроса как творческого продукта ученика лежит его деятельность по отделению знания от незнания, имеет эмоциональный фон, что определяет личностную значимость вопроса и его компонентов в историческом образовании. Другими словами, вопрос учащегося - это путь к эвристичности обучения истории.
Вопрос учащегося имеет и знаниевый компонент (базис вопроса), и творческую составляющую, ориентированную на поиск определенного ответа. Поэтому с учетом вышеперечисленных целей исторического образования вопрос может рассматриваться оптимальным критерием оценивания деятельности учащегося на уроках истории.
Следует отметить и тот факт, что воспитательный аспект целей истории наиболее эффективно может быть реализован в эвристическом диалоге ученика с образовательной средой.
Приведем в качестве примера эффективности внешне диалогового компонента в содержании Всероссийских эвристических дистанционных олимпиад обществоведческого цикла (история, обществоведение, философия, МХК, психология) одно из многих рефлексивных высказываний учителей и администраторов учебных заведений - рефлексию учителя истории и социально-экономических дисциплин, МОУ COLLI N25, г. Златоуст Рыбкиной ТА,: «Многие из моих учеников уже принимают четвертый, пятый и даже шестой раз участие в олимпиадах «Эйдос», а в итоге простая истина - количество порождает качество! Вот так и изменяется сознание, тип мышления, а может быть и картина мира моих учеников».
Как известно, образовательный стандарт в концентрированном виде отражает в себе содержание сегодняшнего образования. В традиционной образовательной парадигме (В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.) содержание образования выступает в качестве педагогически адаптированного социального опыта, передаваемого учащему-
98
99
ся. Подобный опыт имеет четыре составляющих: опыт познавательной деятельности, зафиксированный в форме его результатов - знаний, опыт осуществления известных способов деятельности (умений действовать «по образцу»), опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений к действительности. «Готовые» знания и умения «по образцу» условно можно обозначить как статические, передаваемые ученику извне и потому отчужденные от него, в то время как опыт формирования творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений характеризуются динамикой, имеющей различный качественный культурный генезис.
На сегодняшний день в образовании уже явственно обозначена существенная дистанция между доминирующими первыми двумя составляющими содержания образования - передаваемыми знаниями и умениями по образцу, и крайне мало, фрагментарно представленными опытами: творческой деятельности учащегося и его эмоционально-ценностного отношения к действительности. Оценивать знания и умения учащихся сегодня в образовательной практике не составляет проблемы. Для оценивания же творчества ученика и его эмоционально-ценностных ориентиров отсутствует как таковая четко разработанная нормативная шкала, и, главное - концептуальная основа на уровне образовательных стандартов.
По мере возрастания степени информатизации и дифференциации общества, будет увеличиваться и вышеназванная дистанция между репродуктивной и творческой составляющей стандарта. Как следствие, возникает иллюзия необходимости расширения рамок стандарта. Однако образовательный стандарт - определенная замкнутая система, и увеличить объем знаний и умений по образцу в нем сегодня просто невозможно в силу перегрузки содержания образования, роста психических, и, как следствие, соматических заболеваний школьников.
Вместе с тем, решение проблемы перегрузки содержания образования, еще большего объема знаний и умений в стандарте может быть осуществлено за счет творческой и эмоционально-ценностной составляющей стандарта. Если учить школьника самого добывать знания, и оценивать в стандарте не только количество и качество приобретенных знаний, но и процесс их приобретения, то образование примет деятель-ностную форму. Обучать педагог будет не столько знаниям, сколько творческим умениям их приобретения, будет учить школьника размышлять, учиться.
Вышесказанное не отрицает необходимости присутствия в стандарте опыта познавательной деятельности и опыта осуществления известных способов деятельности учащихся. Во-первых, процесс творчества индивидуален и имеет свои ограничения - требовать от всех учащихся действовать всегда нестандартно, творчески было бы ошибочным и нелогичным; есть вещи, которые не нужно переоткрывать, например, исторические даты, операциональный инструментарий познания и т.п. Во-вторых, знания - важный элемент европейской культуры, являющийся залогом ее сохранности. Поэтому, обеспечить в стандарте динамическое равновесие между знаниями и умениями по образцу, с одной стороны, и творческой деятельностью ученика, с другой - первостепенная задача сохранности европейской цивилизации.
Для того, чтобы образовательный стандарт стал гибким и самоустойчивым по отношению к государству и личности, необходимо, во-первых, определить его личностный компонент в той форме, которая будет оптимальна для реализации. Во-вторых, определить основу взаимодействия личностного и государственного компонентов стандарта. Это и позволит устранить несоответствие между доминирующими сегодня в стандарте знаниями, умениями и практически отсутствующими механизмами генерации и оценивания опыта творческой деятельности учащегося, опыта его эмоционально-ценностных отношений к действительности. Что позволит определить органичную и гибкую взаимосвязь между знаниями и творчеством.
Для решения поставленных задач ответим на вопрос: Почему образовательный стандарт сегодня в значительной мере лишен личностного ученического компонента, что делает его однополярным и неустойчивым? Практически все предпринимаемые попытки наполнить образовательный стандарт творческой и личностной составляющей в существующей знаниевой парадигме образования являются недостаточно эффективными.
Проблемой проектирования образовательного стандарта занимались многие исследователи [Краевский В.В., 2001], [Краевский В.В., Хуторской А.В., 2003], [Байденко В.И., 1999, 2005], [Беспалько В.П., 1995], [Дик Ю.И., Рыжаков М.В., 2000], [Байчоров К.У., 1997], [В.С.Леднев, Н.Д.Никандров, М.В.Рыжаков, 2002], [Ищенко В.В., 1999], [Л.Л.Кезина, В.Д.Шадриков, 2002], [Корсак К., 2002] и ряд других исследователей. Вместе с тем, смыслы и цели современного образования монологичны: его содержание является педагогически адаптированным социальным опытом, передаваемым учащемуся, без учета его культурных, психологических особенностей. Учащийся должен «знать и уметь» применять те знания и умения по образцу, которые ему передаются извне.
В 1957 г. П.В. Копнин писал: «Стремление построить систему науки, в которой бы не находил никакого места вопрос как форма движения познания, порочно в своей основе. Оно основывается на извращенном понимании процесса научного мышления. В действительности вопросы входят в содержание науки» [Копнин П. В., 1957], В особенности, вопрос должен войти в содержание науки педагогики, в содержание образования, найти свое место в образовательном стандарте. Обучение школьника задавать вопросы не эпизодически, а системно - ключ к формированию познающей, творческой личности, способной выдвигать предположения, строить свой индивидуальный путь.
Каким образом оценить вопрос и сделать его педагогической моделью ответа учащегося? С педагогической точки зрения для нас важно, что всякая творческая деятельность может быть стандартизирована, «зафиксирована» и в знаниевых (в самом вопросе учащегося уже заключено определенное знание-базис вопроса), и в деятельностных (диалектическая основа перехода от старого знания к новому) «координатах».
В философско-логическом ракурсе, по своей познавательной функции вопросы подразделяются на два основных вида: уточняющие, альтернативные (ли-вопросы), и восполняющие (что-вопросы). Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например: «Верно ли, что,..»; «Является ли...». Вос-
100
101
полняющим называется вопрос, направленный на выяснение новых свойств у исследуемых явлений.
Вышеприведенные типы вопросов в образовательном процессе позволяют оценить содержащееся в вопросе знание, однако, не дают информации о том, как оценить творчество. Причиной тому, на наш взгляд, является отсутствие самой системы вопрошания в образовательной практике, что продиктовано знаниево-ориентированной образовательной системой.
В эвристической учебной деятельности мы выделяем следующие типы вопросов учащихся как их творческого продукта: когнитивные (интенсивные) вопросы ученика, направленные на более глубокое изучение нового материала; экстенсивные вопросы, связывающие тему предмета с другими темами и даже предметами; креативные вопросы. По сути, креативный вопрос - это вопрос, направленный «вглубь» междисциплинарного знания. Например, «Можно ли утверждать, что характер угасания культуры народа носит экспоненциальный характер?». Данные типы вопросов позволяют оценить не только определенный знаниевый объем вопроса, но и его творческую составляющую.
Эффективной для оценивания деятельностной составляющей творчества учащегося может использоваться и сама последовательность вопросов, доказательства и опровержения утверждения учителя, учебника. Например, последовательность двух соседних вопросов ученика в его доказательстве или опровержении утверждения дает возможность оценить способность учащегося дифференцировать и интегрировать предметные знания, находить аналогии и ассоциации между разнородными компонентами, выражать интенцию говорящего не эксплицитно, а имплицитно.
Кроме доказательств (опровержений), эффективной оценкой творчества учащегося является составленный им фрагмент диалога, беседы, который позволяет оценить такие характеристики его творческого мышления (по И.Я.Лернеру), как видение новой проблемы в знакомой ситуации, перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию, видение новых функций известных объектов, видение всей взаимосвязи структуры объекта, комбинирование известных способов действия и создание нового способа [Лернер И.Я., 1974].
Использование вопросов (а не ответов на них) в тестовых заданиях является важным этапом для оценивания творчества ученика. Не секрет, что современные тесты имеют больше недостатков, нежели достоинств, поскольку подобные тестовые задания не способны оценить мыслительный процесс учащегося. Если же ученику предоставить возможность самому выбирать вопросы из предложенного перечня, а не отвечать на них, тогда можно оценить не только знаниевую часть предмета, но и творческие способности учащегося. Например, в тестовом задании из каждого последовательно предложенного этапа учащемуся необходимо выбрать один правильный вопрос из нескольких, который, наряду с последующими выбранными на остальных этапах теста, оптимальным образом приведет к опровержению утверждения.
Подобный коммуникативный подход, реализованный в ходе тестирования учащегося при обучении его иностранным языкам, уже в ряде случаев практически доказал свою состоятельность [Capelle G., 1995].
Особый интерес для оценивания эвристической творческой деятель-ти учащегося имеет эмоциональный подтекст его вопросов. Напри-определенные эмоциональные высказывания в форме вопросов, которые не направлены на получение информации, позволяют оценить опыт эмоционально-ценностного отношения учащегося к действительности.
В педагогической литературе опыт эмоционально-ценностных отношений рассматривается как воспитание у школьника личностных ориентации и механизмов развития соответствующих качеств: способность дать собственную оценку тем или иным событиям, высказываниям, поведению - своему и других людей; способность осмысленно выйти из ситуации, требующей нравственного выбора и т.д. [Краевский В.В., Хуторской А.В., 2003].
Вопрос рождается из эмоции и благодаря эмоции - своеобразного раздражителя психики индивида. Поэтому вопрошание учит давать эмоционально-ценностную окраску событиям, рассматривать с нескольких точек зрения проблему, вести дискуссию с мыслителями прошлого, настоящего.
Использование эмоционально-волевой сферы индивида в обучении - перспективное направление в педагогике, которое может получить новый импульс при учете в образовательных нормативных документах подобных эмоционально-вопросных предложений ученика.
Включение компонентов эвристического диалога в содержание образования и образовательный стандарт, в частности, делает опыт эмоционально-ценностных отношений более глубокой основой для всех структурных частей содержания образования, необходимым условием формирования опыта творческой деятельности учащегося. Придает внутреннюю динамику, потенцию для развития образования, что отсутствует в сегодняшней знаниево-ориентированной образовательной парадигме.
Каким образом эвристический диалог может найти свое место в структуре образовательного стандарта? Как известно, общепредметное содержание образовательных стандартов включает в себя реальные объекты изучаемой действительности (в том числе, фундаментальные образовательные объекты); общекультурные знания об изучаемой действительности; общеучебные умения, навыки, обобщённые способы деятельности; ключевые образовательные компетенции [Там же]. Удельный вес вопроса в структуре образовательного стандарта определяется его наличием в таком элементе общепредметного содержания образовательных стандартов, как общеучебные умения, навыки, обобщённые способы деятельности. Причем, диалог является главным компонентом образовательного стандарта - он позволяет объединить остальные элементы общепредметного содержания стандарта в единый личностно-деятельностный механизм для формирования учащимся собственного образования.
Что следует понимать под компонентами эвристического диалога и каковы философско-методологические основы диалогового эвристического стандарта?
Предпринимаемые попытки наполнить образовательный стандарт творческой составляющей в существующей знаниевой парадигме обра-
102
но
зования являются недостаточно эффективными из-за невозможности обратить стандарт в направлении от внешне-знаниевого, а потому «безличного» компонента, к учету личностных особенностей каждого отдельного учащегося без изменения монологичного характера образовательной парадигмы. С другой стороны, сам эвристический подход к конструированию образовательных стандартов не задает готового предметного содержания в качестве результата изучения курса или темы, но требует от ученика в ходе обучения создания нового содержания, т.е., его собственного приращения [Хуторской А.В., Г.А.Андрианова, 1997; Хуторской А.В., 2003].
Следовательно, необходимо отразить в стандарте сами параметры задания творческой среды, необходимые и достаточные условия для взращивания личностного ученического содержания образования в диалоге с внешнезаданным содержанием образования.
Результаты эвристического обучения имеют две стороны - внешнюю и внутреннюю, а потому и диагностике, и оцениванию подлежат как внешние образовательные продукты школьника, так и их внутренние качества. Проанализируем существующие критерии оценивания эвристической деятельности учащегося.
Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
• по количеству творческих элементов;
• по степени оригинальности элемента;
• по относительной новизне элемента для самого ученика или его одноклассников;
• по емкости и лаконичности созданного образа, символа или определения;
• по многогранности человеческих возможностей, использованных для создания образовательного продукта;
• по практической пользе и использованию полученного продукта.
Анализ и оценка образовательных результатов происходит по критериальным шкалам. Применение шкал обеспечивает сравнительный анализ обучения, проводимого в разных педагогических условиях (классах, предметах).
Критериальная шкала для анализа ученических творческих работ (каждый параметр оценивается по 10-балльной шкале):
• степень творчества работы;
• оригинальность работы;
• новизна;
Критериальная шкала для анализа уровня развития личностных качеств ученика: высокий уровень, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.
Критериальная шкала для анализа рефлексивных самооценок учащихся:
• количество выделенных учеником личных и коллективных образовательных продуктов;
• количество прямых и косвенных упоминаний об эвристических видах своей деятельности и качествах личности;
• степень выражения личностных качеств ученика при составлении
оефлексивной самооценки.
Эвристическое обучение предполагает диагностику текущей образо-ельной продукции учащихся. В качестве основных элементов оцени-аНия выбраны: целеполагание, планирование, видение фактов, экспериментальные способности, формулирование вопросов, отыскание версий ответов, рефлексивные способности. Вопросу как элементу оценивания в эвристическом обучении отводится частная вспомогательная
роль.
Вместе с тем, следует отметить, что в рамках существующей эвристической шкалы оценивания образовательных приращений школьников, внутренних и внешних, не используется в полной мере традиционный элемент шкалы оценивания - знания, виды деятельности «по образцу».
На наш взгляд, ДК оценивания (вопрос, доказательство, опровержения, фрагмент диалога и др.) предоставляет возможность оценить и внешний продукт как с точки зрения эвристической системы оценивания, творческой самореализации, так и с точки зрения традиционных координат оценивания.
Личностный подход к образованию требует восстановить в правах субъективизм в оценке образовательных достижений ученика, повысить, а не понизить роль учителя в диагностике и оценке образовательных приращений ученика. Поэтому эвристическому обучению свойственна диагностика образовательных результатов с привлечением герменевтических, т.е. «понимающих» методов анализа происходящих в детях изменений. Согласно герменевтике, основная задача образования - понижающее, чувственное постижение истины путем проникновения в духовное содержание субъектов и объектов образования, а также в собственный субъективный мир [Сулима И.И., 1999]. X.- Г.Гадамер в работе «Герменевтическое первенство вопроса» фактически «узаконивает» герменевтический подход к оцениванию результатов [Гадамер Х.Г., 1988, 1998].
Вопрос рассматривается нами и как носитель личностно-значимого смысла учащегося, отражает его эмоциональную составляющую, и как эталон знания, т.е. концентрирует в себе объективность высказывания.
В этой связи отметим, что выделенные нами четыре основных типа вопроса учащегося в эвристическом диалоге (когнитивный (интенсивный), экстенсивный, синкретический и оргдеятельностный) имеют разную степень интеграции знания, а, значит, разный эмоциональный объем. Мы выделяем следующие типы вопросов, которые характеризуют временной фактор ЭД: ЗОВ - знаниевый объем вопроса (количество информации,
приобретаемой единичным вопросом учащегося), ЭОВ - эмоциональный объем вопроса, кВ - коэффициент времясбережения, кН - коэффициент нравственности, ЗОД - знаниевый объем диалога, ЗОД0 -
Удельный знаниевый объем диалога (отношение ЗОД к количеству вопросов (интенсивных, экстенсивных, оргдеятельностных)).
Заметим, что возрастание знаниевого объема вопроса, неразрывно связано с возрастанием эмоционального объема вопроса, и означает возрастание коэффициентов времясбережения и нравственности, кото-
104
105
рые зависят от подготовленности аудитории и учителя, учета возраста учащегося и др.
Т ЗОВ =>t ЗОВ =>t к ^ =>Т Lrn Т=> £#
яремясбережепия 01 Д
В этой связи вопрос и его компоненты определяются нами как эффективное сочетание между субъективной и объективной системами оценивания, что разрешает данный аспект проблемы оценивания.
Эвристический диалог позволяет осуществлять яиалогически-ориентированную систему диагностики и контроля, основанную на герменевтическом подходе к диагностике и оценке образовательных достижений ученика.
Как количественно измерить прирост нравственности в обучении?
Диалог Востока и Запада свидетельствует о том, что измерение активности учащегося возможно только при одновременном воспитании у него нравственности, и, наоборот.
Мы считаем, что для измерения нравственности необходимым '/сповзем является создание образа знаний, а достаточным - его активность в познавании нового. Поэтому качественный показатель измерения уровня нравственности является косвенным и зависящим от двух переменных (образ и активность), т. е. М = /{image, activity) . Корреляция между этими двумя переменными и определяет акцент нравственного воспитания личности наряду с дидактической составляющей учебного процесса.
Следует отметить также, что диалоговая рефлексия учащегося отражает синтез его познавательной активности и нравственности. Наряду с эмоциональностью эвристического обучения, характеризует качественный показатель.
Выявленные нами когнитивная, нравственно-формирующая, эмоционально-ценностная, рефлексивная, творчески-формирующая функции вопроса в проекции на образовательную плоскость определяют ДК как универсальный инструмент оценивания степени творческой самореализации учащегося. Поэтому, вопрос позволяет оценить приращение ученика в формировании им не только учебно-познавательной, но и информационной, коммуникативной, общекультурной компетенций.
На наш взгляд, оцениванию целеполагательных умений учащегося наиболее отвечают такие компоненты эвристического диалога, как вопрос, фрагмент диалога.
Оценкой рефлексивных умений учащегося выступает одновременное доказательство и опровержение утверждения учителя, самого учащегося. Оно позволяет ученику рассмотреть с двух противоположных сторон одно и тоже событие, явление, в результате чего оценить его эффективность наиболее оптимально.
Диалоговые компоненты контроля результатов эвристической деятельности учащегося успешно разрешают все более актуальную проблему списывания. Речь идет о заимствования ответов из сети Интернет, копировании материала учебников и других способов.
На основании рассмотренной ранее философско-методологической основы диалогизации образования эвристического типа диалогический компонент эвристического стандарта заключает в себе, во-первых, дея-
тельность учащегося по усвоению реальных образовательных объектов. Во-вторых, сравнение результатов собственной первичной деятельности с культурно-историческим аналогом. В-третьих, включение его собственного образовательного результата в общий образовательный продукт. При этом структурная диалоговая канва эвристического стандарта имеет соответственно, три уровня: целеполагательный, деятельностный, рефлексивно-творческий.
Так, ДК стандарта, отражающий начальный вопрос познания «Что?», включает в себя постановку вопросов учащегося к реальному фундаментальному объекту познания с целью отделения знания от незнания. Вопросы учащегося позволяют выявить его личностные особенности и образовательные цели. Данный элемент диалогового компонента стандарта характеризуется реализацией принципа личностного целеполагания учащегося.
Рассмотрим в качестве примера три возможных стадии изучения реального образовательного объекта с использованием диалоговых «координат».
Первая стадия - постановка вопроса «Что?» к объекту. Посредством вопросов, отражающих внутренний мир ребенка, происходит выявление целей, мотивов учащегося. На этой стадии происходит вычленение учащимся ключевых составляющих объекта. Далее, вторая стадия познания объекта характеризует использование типового вопроса «Как?» и включает в себя построение учеником цепочки доказательства (опровержения) того, что между компонентами объекта есть (нет) взаимосвязь. На третьей стадии происходит обобщение, которое выражается в составлении учащимся эвристического задания, собственного утверждения, фрагмента диалога и др., отражающего создание учащимся первичного образовательного продукта как результата его субъективного познания объекта. Данная стадия имеет характер вопроса «Почему?».
Создание учащимся собственного, субъективного познания объекта посредством вопросов позволяют выявить личностные особенности и образовательные цели школьника. Поэтому данный элемент диалогового компонента стандарта характеризуется реализацией принципа личностного целеполагания учащегося.
Второй ДК эвристического стандарта включает в себя доказательства и опровержения утверждений учителя, что наиболее полно отвечает постановке корреляционного вопроса «Как?».
В результате подобного, сообразного диалогу культур, сравнения реализуется принцип продуктивной деятельности учащегося, поскольку сравнение имеет эмоциональную платформу для творческой деятельности. Интериоризация учащимся знаний о культурной и природной действительности в процессе сравнения своего первичного продукта с культурно-историческим аналогом, влияет на интенсивность процесса взращивания учащимся собственного содержания образования. При этом скорректированные знания получают личностную интерпретацию сообразно культурным и религиозным особенностям учащегося.
Третьим, творческо-рефлексивным диалоговым компонентом стандарта являются одновременное доказательство и опровержение утверждений, составление эвристических заданий, диалогов оппонентов. Данный принцип единства доказательства и опровержения является
107
106
диалоговым принципом дополнительности Н.Бора и соотносится с постановкой учащимся вопроса «Почему?». Внутренний диалог учащегося на этом этапе свидетельствует о качественном изменении существующего содержания эмоционально-знаниевого пространства учащегося, преобразовании его.
Для лучшего понимания рассмотрим дидактические основы эвристической деятельности учащегося, согласно выше-приведенной структуре образовательного стандарта. При изучении реального образовательного объекта учащимся предлагается сформулировать свои вопросы к. объекту. Например, вначале урока учитель объясняет школьникам, как и в какой последовательности лучше задавать вопросы, используя базисную триаду вопросов («Что?», «Как?», «Почему?»). При этом учитель предупреждает аудиторию, что, если вопрос ученика будет задан с нарушением нижеприведенной последовательности вопросов, то учитель ответит вопросом на такой вопрос ученика («встречным» вопросом). Количество встречных вопросов учителя также служит критерием оценивания умений учащихся задавать вопросы в определенной последовательности.
Далее перед учениками в качестве реального образовательного объекта ставится главная проблема и приводятся ключевые слова, значение которых ученик должен узнать с помощью своих вопросов. Например, на уроке физики задание «Маятник с течением времени прекращает свои колебания» сопровождается ключевыми словами: математический маятник, скорость, ускорение, сила сопротивления, энергия.
Учебно-познавательная активность учащихся алгоритмизируется (алгоритм является ориентировочной основой действий как учителя, так и ученика в соответствии с теорией П.Я. Гальперина поэтапного формирования умственных действий) постановкой трех групп вопросов. Первая группа вопросов учащихся связана с выяснением смысла основных понятий и терминов, выраженных ключевыми словами (условно определяется группой вопросов «Что?»). Вторая группа вопросов («Как?») связана с нахождением корреляции между ключевыми словами. Например: «Как связана скорость маятника с его энергией?». Третья группа вопросов предусматривает постановку учениками любых вопросов учителю с целью дальнейшего изучения темы («Почему?»).
Отметим, что познание фундаментального образовательного объекта посредством вопроса позволяет наиболее эффективно определить образовательные цели и особенности мышления учащегося.
Кроме познания реального фундаментального объекта, диалог является необходимым и достаточным условием для сопоставления первичного образовательного продукта учащегося с его культурно-историческим аналогом (наиболее полно отвечает постановке корреляционного вопроса «Как?»).
На третьем этапе эвристической деятельности учащегося наиболее эффективными являются такие виды деятельности учащегося, как доказательства и опровержения одного и того же утверждения учителя, составление эвристических заданий, диалогов оппонентов, и др. Например, на уроке истории ученику предлагается придумать фрагмент диалога между двумя оппонентами, один из которых считает, что история - это
|епь случайных событий, другой - результат закономерности и необходимости.
Если ныне существующий стандарт, состоящий только из знаниевого, непродуктивного компонентов, с достаточной степенью точности может отразить результат внешнего воздействия на личность ученика, то он никак не сможет точно отразить творческий, эмоционально-ценностный процесс образовывания ученика. Этот принцип неопределенности находит свое разрешение в творческо-рефлексивном компоненте стандарта как диалектическом единстве дифференциации и интеграции. Единство доказательства и опровержения стирает различия между динамичным и статичным компонентом образовательного стандарта, наполняет их диалектическим единством дифференциации и интеграции. Поэтому творче-ско-рефлексивный компонент стандарта имеет глубокую диалогическую основу для взаимодействия знаниево-ориентированного характера образования и личностно-ориентированного.
Следует отметить, что каждый из трех диалоговых компонентов стандарта обладает рефлексивным смыслом, отвечает одному из важнейших принципов эвристического обучения - принципу образовательной рефлексии.
ДК не просто придает образовательному стандарту личностно-деятельностный ориентир, но и наполняет стандарт эвристическим содержанием. В особенности, речь идет о региональном компоненте образовательного стандарта, в котором диалог «учитывает» культурные и религиозные особенности учащегося, позволяет ему индивидуально осуществлять культуросообразные, внутренне адаптированные для него способы познания действительности, самостоятельно конструировать индивидуальную образовательную траекторию.
Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что диалог является консолидирующей основой для всех элементов общепредметного содержания образования и имеет воплощение в каждой из его функциональных компонент: в «Обязательном минимуме содержания образовательных программ» и в «Требованиях к уровню подготовки выпускников».
В диалоговых «Минимумах» речь идет об умениях учащихся отделять знание от незнания, составлять целеполагательный вопрос, умениях рассматривать несколько точек зрения на природу объекта и создавать собственное знание, умениях искать, преобразовывать, передавать информацию, доказывать, опровергать утверждения, составлять эвристические задания, диалоги и др.
Данные компоненты предполагают усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение им определенными образовательными компетенциями. Под образовательной компетенцией понимается совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности [Краевский В.В., Хуторской А.В., 2003].
Данный диалогический базис образовательных компетенций делает возможным представление образовательных стандартов в системном виде, который допускает построение четких измерителей по проверке успешности их освоения учениками.
108
109
Личностно-значимый и эмоционально-ценностный компоненты вопроса и его компонентов (доказательства, опровержения, фрагменты диалогов, эвристические диалоговые задания и др.) позволяют во многом решать задачу репродуктивности. В качестве примера рассмотрим роль и место диалогового компонента ЭЗ в решении проблемы контроля результатов обучения.
В ходе проверки более 20000 олимпиадных заданий было выявлено, что процент списывания в «традиционных» эвристических заданиях составляет от 13% до 19%, в то время как процент списывания в олимпиадах с диалогическими заданиями составляет 4%. Списывание носит явный (целиком размещенный в ответе фрагмент из Интернет) и скрытый характер, когда в предложения включены "взрослые", красиво сказанные фразы, научные обороты и т.д. Иногда мысль у учащегося собственная, но оформлена в виде предложений, заимствованных из других источников, чаще из глобальной сети Интернет. И, наоборот, участники олимпиад вставляют в ответ несколько фраз в виде заимствованной мысли, обрамляя их своими словами.
Некоторые участники размещают вопросы в созданных ими Форумах с целью обсуждения сверстниками в сети.
Решение данной проблемы, на наш взгляд, эффективно может быть разрешено на содержательном уровне: в наполнении структуры и содержания самих заданий диалоговым компонентом.
Приведем конкретный пример. Задание Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по экономике 2007 г. «ДЕНЬГИ - ЭТО...» Изложите в образной форме личные впечатления, взгляды и представления о слове деньги, подкрепите их убедительными аргументами и доводами.
Данное задание вызвало наибольший процент списываний (курсивом выделено предложение, заимствованное из сети Интернет).
Деньги - это всеобщий эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга.
Деньги - это особый товар, который:
1) принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги,
2) позволяет единообразно соизмерить все товары для нужд обмена и учета,
3) дает возможность сохранить и накопить часть текущих доходов в форме сбережений.
Деньги были рождены торговлей именно потому, что они облегчали обмен товарами. Деньги служат тем универсальным языком, с помощью которого легко договариваются между собой все продавцы и покупатели.
Ниже приводится задание, которое практически исключает какие-либо заимствования извне для ответа.
«Интервью с олигархом». Представьте, что Вы - репортер, который берет интервью у одного из олигархов РФ. Выберите конкретного персонажа и запишите 5 своих вопросов, которые вы ему зададите. Приведите также возможные ответы вашего собеседника.
Согласно проведенному анализу ответов участников курсов на предмет выявления оптимальных форм контроля образовательных приращений учащихся, только его вопросы, которые он формулирует и задает
ПО
другим участникам, показывают и особенности его авторского стиля, и интеллектуальный уровень, и степень владения определенной терминологией и пр.»
Таким образом, с точки зрения объективной оценки самостоятельно выполненного задания учащимся, диалогический компонент ЭЗ в значительной мере влияет на степень творческой самореализации дистанционного учащегося и, как следствие, отражает самостоятельность его ответа, не требующего помощи извне.
С другой стороны, следует отметить, что и ответы даже на самое интересное задание все равно включают в себя заимствованные фразы. Достаточно включить знак непечатного символа и появляются длинные тире, Другие скрытые обычно знаки, что характерно для сканирования или вставки абзаца с Internet.
Таким образом, соотношение знания и творчества в образовательном стандарте отражает соотношение социального и личностного его компонентов. Возможной эффективной основой для подобного соотношения является вопрос учащегося как педагогическая форма его ответа. Включение элементов эвристического диалога в содержание образования создает необходимые и достаточные условия в формировании опыта творческой деятельности учащегося и опыта его эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!