Глава IX. «Митрополичьи покои»



 

Все 35 лет своего служения в Тбилиси влады­ка Зиновий прожил в небольшом домике рядом с Алескандро-Невским храмом. «Митрополичьи покои» владыки состояли из двух крошечных комнат. Вот как описывает свое первое посеще­ние владыки Г. А. Гзиришвили: «Пожилая благо­образная монахиня встретила меня у порога и ввела в маленькую комнатку, в которой стояла железная кровать, маленький стол и два стула... Стены этой комнаты до потолка были обвешаны иконами и портретами священнослужителей». Владыка был верен монашескому обету до кон­ца своих дней. Все побывавшие здесь удивлялись тому, что у митрополита было такое скромное жилище.

Среди множества икон была и дорогая его сердцу икона Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинской», точная копия чудотворной иконы.

Однажды патриарх Мелхиседек вызвал вла­дыку к себе — он хотел отдать ему свою машину и предложил помощь в покупке хорошего дома. Но владыка Зиновий отказался, сославшись на то, что он должен ежедневно утром и вечером быть в храме. Позднее у владыки появился домик, но старец предоставил его схиархимандриту Андро­нику, а сам остался жить в двух своих маленьких комнатках около храма.

Аскетический образ жизни старца чувствовал­ся во всем. Даже в алтаре вместо епископского кресла у него стояла стасидия. Когда приезжал патриарх, стасидию переносили с правой сторо­ны алтаря на левую, для владыки, а специально для патриарха ставили кресло.

«Одна комната-келия, в которой помещались только письменный стол, кресло, кровать и два маленьких шкафчика для книг, служила ему и кабинетом и спальней. Когда Патриарх Давид V предложил устроить новую резиденцию, более соответствующую рангу и титулу, пообещав при этом, что его будут всегда возить в храм и куда угодно на машине, владыка, помолчав, отказался». В своей убогой келье он прини­мал всех, кто нуждался в духовном совете. При­ходивших к нему в келию поражала простота и скромность «митрополичьих покоев».

У владыки в келии было маленькое окошко. На нем была решетка. А в решетке специально была сделана дырочка. И когда кто-то проходил мимо келии, владыка через эту дырочку просовы­вал денежку. Преподобный Зиновий очень любил детей. Если они проходили мимо его келии, он обязательно протягивал им по металлическому рублю на конфеты.

 

Глава X. Духовные чада

 

Люди любили владыку прежде всего за его безукоризненную монашескую жизнь. Старец- митрополит был делателем непрестанной Иису­совой молитвы, и они видели, как какой-то вну­тренний свет озарял его лицо.

К владыке приезжали за тем, чтобы получить духовное наставление, утешение, облегчить свою совесть в таинстве покаяния, поведать о своих скорбях и просто за советом. Ехали не только миряне и монахи, но и опытные священники и духовники. Они приезжали для того, чтобы уви­деться со старцем-митрополитом. Всех надо было встретить, накормить, утешить, отправить домой, и непременно с подарками — от владыки Зиновия никто не уезжал с пустыми руками.

У него было множество духовных чад. Духов­ными чадами старца Зиновия являлись не только миряне и клирики, но и церковные иерархи. Ду­ховным сыном старца-митрополита Зиновия был Патриарх Илия II, совершая монашеский постриг над которым, владыка предсказал его будущее патриаршее служение в Грузии. В числе духов­ных чад владыки был и схиархимандрит Виталий (Сидренко), и протоиерей Александр Чесноков, протоиерей Георгий Пильгуев, архимандрит Ин­нокентий (Просвирнин) и многие другие служи­тели Церкви Христовой.

Пастырское служение старца Зиновия бы­ло многогранным. Основными принципами его духовного окормления были усердная молитва, духовное рассуждение и долготерпение. Будучи мудрым от Бога, он вникал во все тайники челове­ческого сердца и умел вовремя и правильно дать тому или иному человеку совет, относящийся к его спасению.

Не стоит забывать и о том, что долгие годы митрополит Зиновий был живой связью между Русской и Грузинской Церковью, служил в Гру­зии при пяти Патриархах и у всех пользовался любовью и уважением. С большим уважением относились к нему и Патриархи Русской Церкви Алексий I и Пимен. В истории Грузинской Церкви это был единственный случай в XX—XXI веках, когда архиереем, и даже митрополитом, стал не грузин по национальности.

Мы часто устремляем свой взор в прошлое, для того чтобы найти там, даже в глубокой хри­стианской древности, светоч, который служил бы нам примером истинно христианской жизни. Го­сподь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Церковь Христова — это Сам Христос и люди, которые взяли на рамена свои тяжелый крест Христов. Они пронесли его непорочно до конца своей жизни, исполнив слова Евангелия, согласно которым горящая свеча по­ставляется на подсвечнике (Мк. 4, 21), чтобы свет учения Господа нашего Иисуса Христа освещал нам путь ко спасению. Об этом говорит Христос Спаситель сразу после Своей Нагорной пропо­веди. Старец-митрополит Зиновий подвизался в Глинской обители, в горах Кавказа и, будучи испытан Господом подобно тому, как золото ис­пытывается в горниле, получил духовную закал­ку. Господь захотел прославить Своего верного служителя. На нем исполнились слова Господни: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасут­ся». Схимитрополита Серафима можно поистине отнести к числу тех духовных людей, которые и сами спасаются, и спасают многих. Даже про­сто находясь рядом с этим духоносным старцем, человек получал Божественную благодать через таинственное и невидимое общение душ чело­веческих. Он жил и учил словом и делом, всей своей жизнью являя пример для подражания в вере, смирении и послушании.

 

Эпилог

 

Восприняв опыт духовной жизни глинских старцев, преподобный Зиновий смог осуществить его в своей жизни и передать своим духовным чадам как указание истинного пути в Царствие Небесное. Он был добрым пастырем, постоян­но заботившимся о своих пасомых. Даже став архиереем, он не забыл монашеских обетов и до конца своих дней прожил в маленькой скромной келии. Уникальным образом он сочетал в себе и святительское служение, и благодать старче­ского послушания.

За кротость и смирение Господь наделил его даром духовного рассуждения и прозорливости. Святейший Католикос-Патриарх Илия II, вспоми­ная своего духовного отца, говорил: «Владыка был большим молитвенником, духовным человеком. И его помощь я и сейчас чувствую. Это выдаю­щаяся духовная личность...

 

 

Я очень рад, что он находится у нас, и мы очень его почитаем».

12 сентября 1983 года, в день престольного праздника храма святого благоверного князя Александра Невского, Святейший Илия II обра­тился к народу с такими словами: «Я должен ска­зать, братья и сестры, что владыка Зиновий яв­ляется великим светильником не только нашей Грузинской Церкви, но и всего Православия. Преподобный Серафим Саровский говорит: "Стяжи частицу благодати Божией, и вокруг тебя спа­сутся тысячи". И вот, владыка Зиновий является как раз носителем этой Божественной благода­ти, и источающее отсюда тепло, тепло неземное, а небесное тепло как раз собирает вокруг него столько духовенства, столько верующих».

В заключение хотелось бы привести слова архимандрита Антония (Гулиашвили) о преподоб­ном Зиновии: «Владыка всегда показывал пример послушания, пример чистоты, пример кротости и терпения. Я знаю, что владыка Зиновий пере­страдал, будучи еще монахом Глинской пусты­ни, претерпел все гонения и лихолетия, когда свирепствовала безбожная власть. Тем не менее, он сохранил любовь к людям, а самое главное — всепрощение ко всему и ко всем».

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!