Понятие служебного коллектива и основные профессионально-нравственные характеристики его становления, развития и функционирования.



Вопросы к зачету по дисциплине «Профессиональная этика»

1.Специфика и роль морали в условиях становления и развития правового и демократического общества.

Главный принцип демократического государства – принцип гуманизма, который предусматривает расцвет личности, обеспечение ее правами и свободами, высокие нравственные принципы по которым строится жизнь общества. Основная базовая ценность демократии – свобода личности.

 

Основные права, которые гарантирует человеку демократичное общество: право на жизнь, свободу и личную собственность. Право на жизнь – это базисное право каждого человека, предусматривающее невмешательство государства в частную жизнь человека, если она проходит в соответствии с нормами, установленных в обществе законов.

 

Свобода – ценность, которая не навязывает человеку конкретного поведения или вида деятельности, а предоставляет ему широкие возможности для выбора. Частная собственность, как право, гарантирует каждому человеку равные стартовые права в достижении материального благополучия путем индивидуальной деятельности, но не отменяет наличие социального неравенства. Хотя демократические государства ежегодно принимают законы, защищающие социально-экономические условия жизни своих граждан.

 

Второй базовой ценностью демократии является принцип равенства людей. Все люди независимо от расы, национальности, вероисповедания, системы личностных ценностей признаются равными в возможности вести сознательную жизнь. Все они имеют неотъемлемое право на достойную жизнь, развитие своих способностей и возможности достичь счастья.

 

Демократичная мораль в обществе допускает наличие у людей разных талантов и способностей. Своей задачей она ставит создание надлежащих условий для их расцвета. Общество считает преступным и недопустимым лишать человека способности к самореализации. Кроме того развитие талантов и способностей одной личности развивает в целом все общество.

2.Философия как методологическая основа профессиональной этики. Этика и мораль.

любой человек располагает определенными знаниями об этике и морали на уровне, так сказать, обыденных представлений. Нам же предстоит познакомиться с этикой как с научной теорией. Начнем с основных определений.
Этика (от греч. еthos, лат. еthiса — обычай, характер) — область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль во всех формах ее проявления.

Мораль (от лат. mогеs - характер, нрав, проявляющийся в общении) — форма общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования. В отличие от права мораль носит в основном неписаный характер, предоставляет личности широкую возможность выбора и санкционируется воздействием общественного мнения. Требования морали фиксируются в общественном сознании в виде обычаев, традиций и общепринятых представлений.

Правственность — практическая воплощенность моральных идеа- лов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними[1].
Поскольку этика относится к области философских наук, то здесь зачастую приходится прибегать к языку философских категорий, не говоря уже о том, что ее сущность и все основные принципы базируются на философской методологии.

Главной составляющей философской основы этики является диалектический метод познания. Поэтому нам прежде всего следует вспомнить, в чем заключается сущность этого метода и некоторые его принципы, которые имеют к этике непосредственное отношение.
Диалектический метод отличается от так называемого «обыденного» познания (и знания) тем, что он рассматривает каждый объект познания, во-первых, в процессе движения и развития, а во- вторых, вовзаимосвязях с другими объектами и учитывает их взаимовоздействие. Это главное. Кроме того, необходимо принять во внимание следующие положения диалектики, сформулированные еще Г. Гегелем:

• абстрактной истины нет, истина конкретна; и процесс познания есть прежде всего процесс движения «от абстрактного — к конкретному»;

• одноплановых явлений не существует, всякое явление представляет собой единство противоположностей (и их борьбу), причем иногда может осуществиться их взаимопереход; применительно к этике в ряде ситуаций то, что воспринималось как зло, начинает рассматриваться как добро, и наоборот;

• всякое количественное изменение, перейдя определенную границу, называемую мерой, придает явлению новое качество[2].

Как известно, процесс познания, так же как и его результат — знание, состоит из двух основных компонентов. Одним из них является пост ижение и усвоение свойств и характеристик (в конечном счете сущности) объектов;

 

3.Сущность и структура морали.

Мораль – исполнение божественных устремлений, как опыт житейских мудростей, школа воспитания, средоточие человеческих трудодеятелей, высшая удовлетворенность индивида своим поведением, возвышенное служение чести, непререкаемые исполнения долга, инструмент обеспечения общественной стабильности и порядка, требования общественной пользы, обречение несправедливости и орудие утверждения справедливости в обществе, средства обеспечения взаимопонимания и сотрудничества людей, следования голосу совести, путь достижения высшего смысла человеческой жизни и т.д.

Структура морали.

1.Моральная деятельность. Это важнейший и определяющий компонент морали. Моральная деятельность проявляется в поступках. «Человек есть не что иное, как ряд его поступков» (Гегель). Поступок включает 3 компонента: мотив или мотивация, результат, оценка – соотнесение с его социальной значимостью. Поступок может быть моральный, аморальный, внеморальный (не влияет на общественные отношения).

2.Моральные (нравственные) отношения – это те отношения, в которые вступают люди, совершая моральные или аморальные поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного и объективного. Субъективное – это те социальные факторы, прародителем которого является сама личность – это побуждения, интересы, чувства индивидов. Под объективном мы понимаем нормы, идеалы, права, обычаи и другие социальные факторы с которыми индивидам приходится считаться и имеют императивный характер. Вступая в моральные или нравственные отношения люди добровольно возлагают на себя моральные обязательства, и вместе с тем приобретают определенные моральные права. Устойчивые нравственные отношения присущи любому здоровому обществу.

Три уровня нравственных отношений в служебном коллективе:

1)Субординированное (отношение между начальником и подчиненными).2)Между коллегами.3)С гражданами.

3.Моральное сознаниевключает в себя познание, знание, волевое побуждение, оказывает определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения.

В структуру морального сознания входит моральное самосознание, самооценка.

Моральное сознание порождается потребностями общественного развития и прежде всего в потребности регуляции общественной жизни людей и их отношений между собой.

Моральное сознание, так же как и моральное знание носит обязательный характер.

Моральное сознание может быть истинным или ложным. Это можно понять на практике.

Соотношение морального и религиозного сознания.

Вывод: отнесение поступков и отношения к неморальным поступкам носит условный характер. Через нравственную деятельность и через нравственные отношения человек осознает интересы других людей в коллективе и в обществе в целом, именно они вырабатывают в сознании образцы поведения образующие в своей совокупности систему ценностей. Все они базируются на основном нравственном требовании ( твори добро и не делай зла), золотое правило нравственности – не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе.

 

4.Основные функции, ценности, принципы и нормы морали.

Мораль – это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали – нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука – этика.

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).

2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).

3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности – и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Философы выделяют пять функций морали:

1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.

2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.

3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей.

4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.

5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали.

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.

2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей. Наш великий пост – одно из проявлений этой моральной нормы.

3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.

4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).

5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.

6. Смирение. Смирение – это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.

7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость – основа дипломатии.

Моральные принципы – это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали» (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный – принцип гуманизма. Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

 

 

5.Основные категории этики и морали и их реализация в профессиональной деятельности.

 

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

 

Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

– добро и зло; благо; справедливость ;долг; совесть; ответственность; достоинство и честь.

К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие "юстиция" по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливости".

Справедливость – этическая и правовая категория. "Эта категория, – пишет Е. А. Лукашева, – подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами – как специфически правовая"

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами

 

 

6.Понятие, особенности и социальные функции этических категорий.

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

– добро и зло; благо; справедливость ;долг; совесть; ответственность; достоинство и честь.

К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие "юстиция" по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливости".

Справедливость – этическая и правовая категория. "Эта категория, – пишет Е. А. Лукашева, – подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами – как специфически правовая"

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека,

 

7.Профессиональный долг, честь и совесть – основа нравственных отношений в профессиональной деятельности.

 

Долг - одна из основных категорий этики, поскольку сфераморали - это сфера должного (быть честным, быть справедливым и т.п.). Долг -общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности.Иными словами, это превращение общего для всех требования нравственности вличную задачу конкретного лица, сформулированную применительно к его положениюи определенной ситуации.

Профессиональный долг юриста – совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу при осуществлении им своих служебных полномочий. Так, профессиональный и нравственный долг следователя исключает промедление с осмотром места происшествия или отказа от его проведения.

Честь юриста, т.е. профессиональная честь - это движущая сила всех нравственных поступков, которые проявляются при выполнении профессионального долга.

Честь следователя, адвоката, судьи, нотариуса и других неотделима от чести коллектива, в котором они работают. Поэтому они не могут позволить себе совершить поступок, который бы позорил своих товарищей по работе. Честь коллектива - это честь конкретного юриста.

Здоровое честолюбие должно быть у любого юриста, ибо оно определяет стремление занять в иерархической служебной пирамиде то место, которое соответствовало бы способностям, затратам труда..

Совесть - это внутреннее осознание нравственного долга и ответственности перед обществом, требующее от личности самоконтроля, строгого выполнения норм личного и служебного поведения, самокритичной оценкисобственных поступков. Здесь долг и ответственность перед самим собойнеразрывно связаны.

Совесть личности вообще и юриста в особенности проявляется вразличных формах:

1нравственного удовлетворения (исполненный долг; помощьчеловеку, нуждающемуся в ней; защита от посягательств преступника);

2. чувства стыда (при совершении безнравственногопоступка, ставшего известным кому-либо; деяний, которые известны только лицу,их осуществившему).

 

8.Взаимообусловленность морали и права.

МОРАЛЬ охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

 ПРАВО-совокупность правил (норм) , определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе.

 Единство права и морали заключается в следующем:

право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

СХОДСТВА:

 -и то, и другое по сути является сводом правил, норм;

 -главная задача-регулировать общественные отношения (то есть отношения между людьми) .

 РАЗЛИЧИЯ:

 -у морали и права различные объекты регулирования (то есть немного разные сферы действия)

а) Право регулирует лишь общественно значимое поведе­ние. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека.

б) Объектом морального регулирова­ния является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.) .

 -разные способы регулирования (то есть методы воздействия на людей)

а) право использует правовые акты, постановления, законы, которые устанавливаются государством;

б) мораль воздействует на людей при помощи общественного мнения, об­щепринятых обычаев, индивидуального сознания и тп.

 -различные средства обеспе­чения выполнения соответствующих норм ( то есть разные подходы к отслеживанию того, соблюдаются ли нормы или нет)

а) невыполнение правовых норм карается законом (правовое осуждение, государственное принуждение, санкции) ;

б) невыполнение моральных норм влечёт за собой моральное осуждение со стороны общества и со стороны собственной совести.

 

9.Взаимообусловленность морали и политики.

Мораль (от лат. moralis – «нравственный») – особая форма общественного сознания или вид общественных отношений, в основе которых лежат такие гуманистические идеалы, как добро, справедливость, честность, нравственность, духовность.

В первобытных племенах мораль являлась одним из основных средств регулирования общественных отношений. Но с возникновением государства и политических институтов в управлении обществом возникает проблема соотношения политики и морали.

Общим между политикой и моралью является то, что и мораль, и политика призваны управлять поведением людей. Однако методы управления существенно различаются. Мораль опирается прежде всего на убеждения, а главными критериями оценки поступка являются собственная совесть или порицание окружающих. Политика опирается на силу, на использование принудительных мер, а критерием поступка является суд.

Политика – это особый способ регулирования социальных отношений, основанный на писаных законах и опирающийся на политическую власть.

политику от всех других средств регулирования общественных отношений.

У политики и морали различные источники (основания) для создания структуры управления.

Мораль основывается на существующих в обществе ценностях, обычаях, традициях, т. е. имеет ценностно-нормативную основу. В основе политики лежат интересы различных социальных групп общества, которые трансформируются в законы (нормы). Политика, по сути дела, начинается с введения в систему управления обществом писаных законов. Правовые нормы придают политике определенную логику развития, делают ее предсказуемой, создают общее правовое поле, определяют пределы компетенции субъектов и участников политического процесса.

 

10.Взаимообусловленность морали и искусства.

Мораль и искусство — две формы общественного сознания и духовно-практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом. В основе их лежит единство этического и эстетического в явлениях общественной жизни..

Иными словами, значительную часть содержания И. составляют моральные проблемы. Эти же проблемы делает предметом своего рассмотрения нормативная этика. В И. эти проблемы выступают в художественной форме, в виде чувственно-конкретных образов, путем раскрытия определенных жизненных ситуаций и конфликтов, столкновения противоположных начал, исход борьбы между к-рыми далеко не всегда предопределен их нравственными достоинствами. И в этом отношении И. воспроизводило и осмысляло моральные проблемы человека гораздо богаче, многостороннее и диалектичнее, чем любая абстрактная теория или нравоучение.

Это, конечно, не означает, что моральная проблематика исчерпывает содержание И. или что оно может заменить теорию М. Соотношение М. и и. выступает в более сложной форме. Художник, отражая к.-л. стороны действительности, всегда, намеренно или ненамеренно, изображает ее тенденциозно, самим способом ее освещения склоняет читателя, зрителя, слушателя к той или иной ее нравственной оценке. Его эстетическая позиция, т. обр., включает в себя определенную нравственную позицию. Морально совершенное выступает в И. как эстетически прекрасное.

 

11.Нравственная сущность служения обществу и государству.

 

Каждый современный цивилизованный человек мечтает жить в правовом государстве, в государстве, где действует принцип верховенства права, где действуют хорошие законы, мечтает чувствовать себя защищенным, уверенным в завтрашнем дне, Непременным условием развития такого общества является повышение уровня правосознания, которое начинается с уважения к Основному закону государства. Решение этой задачи заключается, прежде всего, в необходимости правильно организовать правовое воспитание граждан, которое будет способствовать снятию в дальнейшем многих государственных и общественных проблем. Воспитание человека в духе уважения к закону очень сложная задача. В ее реализации должны принять участие абсолютно все члены общества, и решать ее необходимо, начиная с государства в целом, с выработки им совершенно новой идеологии и заканчивая каждой отдельной семьей и конкретной личностью.

 

 

12.Уважение закона – понятие нравственное.

Уважение к праву -- явление, формирующееся в процессе развития общественных отношений, правовой культуры общества. Об уважении к праву говорилось с момента его зарождения. И сегодня проблема знания законов и воспитания граждан в духе уважения их остается одной из актуальных.

 

«Почтительное», «уважительное» отношение -- это связь между людьми. Всякая такая связь проявляется в соответствующем поведении. А поведение, основанное на уважении, обязательно предполагает удовлетворение притязаний уважаемого. Именно такой смысл следует вкладывать в понятие «уважение к закону».

Воспитание уважения к закону должно начинаться с детства. В прошлом была заложена традиция гуманного, благородного отношения к детям, оставшимся без родителей или попечительства.

 

Задача ставилась так: работники правоохранительных органов должны идти в места, где деформируется психика, уродуется физическое и нравственное здоровье детей. Здесь все может сыграть свою роль: и лекции профессионалов правоохранительных органов, тематические дискуссии, вечера вопросов и ответов, и индивидуально-воспитательная работа с каждым молодым человеком, пропаганда по радио и в газетах ярких положительных примеров уважительного отношения детей к закону, и работа с трудновоспитуемыми подростками.

 

13.Нравственная культура сотрудника.

 

Нравственно-правовая культура — это продукт нравственно-правовой деятельности сотрудника правоохранительных органов. Она включает в себя системную характеристику правовых и нравственных явлений, концентрацию нравственно-правовых взглядов, целостность реально функционирующей и развивающейся системы воспитания.

Уровень культуры обусловлен не только познанием, он является результатом деятельности в целом. Нравственно-правовая культура сотрудника — это прежде всего степень овладения моралью и правом в его общественно-значимой деятельности. Она выражается в нравственных и правовых идеях, политическом развитии людей, их нравственно-правовых отношениях.

 

 

14.Понятие нравственной культуры.

это состояние общества с точки зрения соблюдения им (большинством членов общества) моральных норм и правил. Нравственная культура выражается в обычаях, нормах поведения, нравах, ценностных ориентациях, в оценках добра и зла, в понимании счастья, героизма, в отношениях к любви и дружбе. Граждане в обществе с высокой нравственной культурой живут в согласии со своей совестью, в гармонии с внешним миром и властью, они никому не причиняют ущерба и живут по «золотому правилу», никому не причиняя зла. «Нравственная культура» является важной этической и культурологической категорией.

определенный уровень отношения к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающейся в объеме знаний, интересе к ним и их выборе в качестве мотива своего поведения. Нравственная культура гармонично сочетает и утверждает такие качества, как честь и совесть, добро, любовь, дружбу, достоинство. В то же время она включает и противоположные компоненты: зависть и зло, предательство, эгоизм, ненависть.

 

15.Структура нравственной культуры сотрудников.

Нравственно-правовая культура — это продукт нравственно-право- вой деятельности сотрудника правоохранительных органов. Она вклю­чает в себя системную характеристику правовых и нравственных яв­лений, концентрацию нравственно-правовых взглядов, целостность ре­ально функционирующей и развивающейся системы воспитания.

Уровень культуры обусловлен не только познанием, он является результатом деятельности в целом. Нравственно-правовая культура со­трудника — это прежде всего степень овладения моралью и правом в его общественно-значимой деятельности. Она выражается в нравст­венных и правовых идеях, политическом развитии людей, их нравствен­но-правовых отношениях.

Нравственно-правовая культура предполагает гарантированность неотчуждаемых прав человека.

Нравственно-правовая культура способна обеспечить подчинение государства обществу, политики — праву и нравственности. В услови­ях современной правоохранительной деятельности обозначилась тен­денция взаимопроникновения, сближение нравственного и правового сознания. Этот процесс сближения может быть представлен как про­цесс формирования высокой гражданственности сотрудников право­охранительной деятельности, когда в развитии нравственно-правово- го сознания возникают новые качественные образования морально­правового характера: гражданственность, ответственность, справед­ливость, что проявляется в соответствующих им правилах поведения.

 

16.Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины.

Профессиональная деформация - изменение профессиональных возможностей и личных качеств сотрудника органов внутренних дел в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности при наличии искаженного опыта или искаженного осмысления профессионального опыта сотрудником.

Профессиональная деформация начинается с того, что сотрудник органа внутренних дел «утрачивает истинное представление о нравственном смысле своей профессии. Притупляется чувство профессионального долга, работа представляется все более бессмысленной, повышается восприимчивость к отрицательным влияниям

Для своевременной нейтрализации и профилактики негативных факторе» нравственной деформации и преступной деградации служебного коллектива необходимо также знать и учитывать основные причины появления этих факторов, которые, конечно, в конкретном проявлении зависят от действий отдельных членов служебного коллектива, но в своей служебной основе имеют объективно существующие причины, порождаемые как спецификой службы (внутренние причины), так и определенными условиями общественной жизни (внешние причины):

Ш негативный пример руководства;

Ш перегруженность работой;

Ш низкая нравственная воспитанность коллектива;

Ш низкая правовая культура коллектива, «правовой нигилизм», низкий уровень

Ш низкий социальный престиж правоохранительных органов;

Ш воспитательной работы;

Ш негативное воздействие семьи (там, где это есть);

Ш изолированность, ограниченность общения с культурной средой, определенная «кастовость» органов

 

Понятие служебного коллектива и основные профессионально-нравственные характеристики его становления, развития и функционирования.

Служебным коллективом понимается специально сформированное (созданное на правовой основе) объединение людей, в котором каждый из его членов связан едиными и общезначимыми целями либо интересами, с четко обозначенными функциональными обязанностями и которое реализует свои полномочия в процессе. Принципиально такие коллективы имеют единые организационно-правовые основания для формирования и функционирования, а потому и названы служебными коллективами.

Первая стадия — стадия формирования, на которой руководитель формулирует свои основные цели и требования, определяли задачи, порядок и последовательность работы, место действия каждого члена, формы и виды взаимодействия членов коллектива, их ресурсное обеспечение

Вторая стадия — стадия разделения или дифференцирования коллектива. Здесь наиболее четко выделяются инициативные, добросовестные, творчески настроенные на работу лица и группа, активно противодействующая им

Третья стадия — стадия соединения и синтеза интересов подавляющего большинства членов коллектива. На этой стадии устанавливаются отношения подлинного товарищества, содружества, взаимопомощи и взаимовыручки, максимально активизируется роль общественных организаций и движений

Четвертая стадия — стадия достижения целостного уровня развития коллектива. Такой коллектив отличается достаточно высокой степенью сознательности, готовностью добросовестного отношения к выполняемой работе,

Достигнув наивысшего уровня своего развития, служебный коллектив выполняет в обществе следующие функции:

- экономико-производственную — путем активного использования предоставленных в его распоряжение основных средств материальных ресурсов для достижения поставленных целей;

социально-политическую — путем формирования у членов коллектива определенного мировоззрения

психолого-педагогическую (воспитательную) — путем развития определенного уровня знаний, навыков, умений, достижения высокой общей,

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 2023; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!