Глава 3. Исторический этап смены «Культуры Работы» на «Культуру Досуга»



 

 

Открытие новых горизонтов жизни

 

До этого мы говорили об Умении Коммуникации, которое мы начинаем изучать на первых уровнях ЭССЛ. Но приобрести Умение Коммуникации – это только первый шаг к тому, что способна дать методология ЭССЛ.

Я знаю, что большая часть здесь присутствующих пришла по рекомендациям. Причем, вас привели именно те эффекты – реальные перемены в жизни – тех людей, которые уже прошли часть курса. То есть, я вполне отдаю себе отчет в том, что вас привели сюда не рассказы о том, «как это здорово», привели не рекламки или нечто похожее. Да, пожалуй, мы никогда и не занимались «дешевой рекламой» – и впредь не станем этого делать. Поэтому я понимаю, что каждому хотелось бы иметь целостное представление о том, что тут будет происходить – что же мы будем узнавать. Понимаю, что вам интересно – первым шагом к какому новому, «совершенному» умению является приобретение «Умения Коммуникации».

Но именно в этом моменте в самом предмете того, что позволяет приобрести ЭССЛ и возникает основное непонимание. Именно то, что именно мы изучаем, зачем это Умение нужно помимо коммуникации, как оно связано с управлением своей жизнью, а вовсе не сами приемы или техники – нередко остается непонятым. А между тем, именно от общего понимания зависит и эффективность использования Умения – это то, что называется отношением к изучаемому материалу.

Представьте, что волей случая вы приобрели телескоп; но если человек не имеет никакого представления ни об истинном назначении телескопа, ни о его возможностях, максимум, до чего он может додуматься – это смотреть с его помощью вдаль, используя его, как бинокль – то есть, не зная настоящего и основного назначения телескопа, направить его на звезды вам даже может не прийти в голову. Когда же случайно или осознанно, вы этот телескоп направляете на звезды – то есть используете его по прямому назначению и на полную мощность, которой он обладает – то в первый момент возникает восторг, позитивный шок, озарение.

Именно это состояние удивления, восторга, граничащего в первые моменты с неверием в то, что они открыли в ЭССЛ для себя, и возникает нередко у слушателей. Слушатели, осознав всю мощь и силу приобретенного Умения, нередко не одну неделю не могут поверить в то, что у них теперь есть: это состояние очень похоже на то, как человек, уже смирившийся с тем, что ему весь остаток жизни предопределено жить в темной пещере, из которой нет выхода, и передвигаться на ощупь, вдруг оказывается на поверхности и открывает глаза – видит горизонт, траву, деревья.

Думаю, это состояние озарения, шока, восторга и неверия в разных контекстах каждый из вас переживал. Сложность же понимания состоит именно в том, что человеку сложно просто признать, что нет больше «пещеры». Поэтому именно понимание, принятие новых своих возможностей еще вчера казавшихся нереальными, вымыслом, сказкой и требует определенного отношения к тому, что мы изучаем. Отношение к ЭССЛ, как к не более чем, набору приемов, нередко, на моменте осознания заставляет человека кричать про себя, что «этого не может быть!», что «это сказка!», что «у него этого быть не может!» или что «ему не может так повезти!» и, закрыв глаза снова бежать вглубь пещеры, убеждая себя, что ему только померещилась трава, птицы, горизонт…

Те же, кому удалось понять, что же из себя в действительности представляет это Умение, продвигаются к тому, что мы называем «проявлением собственного Я» или просто – «созданием собственной реальности». О том, что мы подразумеваем под «собственной реальностью», мы поговорим на более поздних курсах ЭССЛ, пока же можно прочитать об этом в книге СФЕРО. А займемся мы тем, что определимся в самом вопросе того, что же мы все-таки приобретаем…

Таким образом, чтобы «не забивать микроскопом гвозди», погрузимся в эту тему.

 

Требование времени –

В модернизации жизненного опыта каждого

 

Еще лет пять-десять назад вопрос об Умении Коммуникации так остро не стоял: подавляющее число людей для взаимодействия с окружающими вполне обходились собственным опытом и личными представлениями о том, как «правильно общаться». Да, пожалуй и сегодня большинство людей предпочитают обходиться собственным опытом и знаниями, представлениями в этой области. Я говорю не об улучшении какого-то одного аспекта общения – например, обучение переговорам, продажам товаров и т.д.

К тому, что мы изучаем, необходимо отнестись, как к модернизации именно собственного опыта взаимодействий с окружающими; сами же приемы, навыки, принципы, собранные в единую методологию ЭССЛ – это только способ.

Можно сказать, что методология – это прямая и короткая дорога к тем возможностям, которые заявлены в концепции СФЕРО. Поэтому первое, о чем необходимо задуматься, изучая тот или иной, даже самый малый, прием – это о том, что в этот момент мы решаем для себя куда более важную и значимую задачу, чем просто изучение отдельных приемов: мы занимаемся тем, что модифицируем и переводим на современный уровень собственный опыт того, как действовать в жизни. Ведь именно от эффективности опыта зависит то, реализуете ли вы в жизни желаемые задачи, достигните ли того, что хотите и, в результате, будете ли жить так, как вам того хочется.

К сожалению, даже нередко успешно решая бытовые и текущие задачи сегодняшнего дня, в результате жизни человек так и не достигает того, что хочет – его желания так и остаются мечтами. Человек же считает, что мало работал, что ему не повезло, что его кто-то подвел или что его просто за всю жизнь так и не смогли оценить по достоинству. Но дело не в каких-то внешних причинах, а только в его собственном жизненном опыте.

По своей же сути, личный опыт человека – это способ реализовывать задачи каким-то заученным с детства способом, который в процессе жизни только наполняется новыми деталями, а, по сути, не меняется. Мы же говорим о модернизации именно основания опыта человека, а не о том, чтобы к старому опыту «прилепить» новые знания и приемы.

Таким образом, основное непонимание возникает именно в том, что пришло время модернизировать именно целостное Умение взаимодействий – личный опыт человека. Это очень похоже на то, как вместо устаревшей программы в компьютер ставится более современная и мощная: эффект такой же, как вместо «допотопного» Бейсика в компьютер ставится Виндос 2000.

 Начнем же мы эту тему с рассмотрения глубинных процессов всего современного общества – законов его развития: именно в самом обществе скрыты причины, сделавшие необходимым данный шаг. Можно сказать, что именно общество сегодня достигло такого уровня, что требует и более совершенных программ мышления – модернизации опыта. Поэтому данный момент – приобретения Умения – является требованием того этапа развития общества, в который мы вступаем сегодня. Теперь об этом чуть подробнее.

 

Глобальная Идея Прогресса

 

На каждом этапе прогресс общества в чем-то улучшает жизнь людей: на одном этапе это касается изменения культуры, на другом – бурного расцвета естественных наук, – еще на следующем – прорыва в области машиностроения… В каждую историческую эпоху происходит прорыв в какой-то одной области жизни людей. И действительно, прогресс – это качественное изменение: человеку открываются такие возможности, которые ранее ему были недоступны. Например, огонь принес в жилища людей тепло и свет; земледелие и животноводство позволило начать вести оседлый образ жизни и обеспечивать себя пищей.

Прогресс – это не какие-то улучшения в деталях, например, модернизация двигателя или формы автомобиля, а качественный прорыв: раньше были конки, а теперь автомобили, – то есть прогресс меняет лицо мира, а не улучшает формы и детали того, что уже присутствует в жизни в той или иной форме. Причем, в какие-то периоды прогресс касался внешних изменений жизни, например, комфорта жизни, в другие – внутренних: уровня мышления, миропонимания, взаимоотношений и устройства общества. Можно сказать, что внешние и внутренние изменения происходили по очереди: новое миропонимание требовало последующего изменения фактической стороны жизни, изменение которой, в свою очередь, требовало и нового прорыва в миропонимании, мышлении.

Когда, к примеру, происходит прорыв во внешней стороне жизни людей, например, бурный расцвет машиностроения то меняется и сам образ жизни человека; между тем, его мышление и миропонимание, по своей сути, остается на том уровне, когда этот прорыв только начался. В итоге, если в самом начале этого прорыва инновации в жизни несли только позитив, то по мере их все большего появления, начинают возникать и новые проблемы, связанные с ними – и решить эти проблемы на старом уровне не представляется возможным.

Например, техногенные катастрофы были невозможны без гиперразвития техники. Попытки решить их на том же уровне мышления, на котором создавалась техника, по сути, оказываются бесполезны. Нужен «гуманитарный» скачок – прогресс в области миропонимания, иное видение происходящего. Об этом говорил и Эйнштейн: «Невозможно решить проблемы на том уровне мышления, на котором мы их создавали».

Иными словами, прогресс в одной области производит позитивные перемены, но создает и проблемы, для решения которых прогресс должен произойти в другой области – по принципу чередования прогресса во внешних и внутренних областях жизни. Развитие техники требует прорыва в мышлении, а прорыв в мышлении приводит к новым открытиям и фактическим изобретениям, которые, в свою очередь, требуют очередного прорыва во внутреннем мире человека…

Но необходимо понимать, что следующий шаг прогресса определяется не людьми, а происходит, как требование общества: это требование поначалу выражается, как склонность интересов большинства к чему-то, например, искусству или искусственному интеллекту – а потом эти интересы объединяются в некую, поначалу абстрактную идею, которая захватывает умы людей. Эта идея, с одной стороны, показывает выход из проблем общества, а с другой стороны, определяет следующий шаг прогресса – его направление. Согласно этому, на каждом этапе возникает своя Глобальная Идея развития, концентрирующая внимание людей на том или ином круге актуальных вопросов. Эта Идея своеобразный маячок, указывающий, какими вопросами человеку следует уделить особое внимание для того, чтобы не отстать от жизни.

Необходимо отметить, что не отдельные люди или группы людей определяют эту Идею общество само определяет направление своего развития. Носителями же идеи – ее проводниками в обществе становятся люди, раньше других и более глубоко понявшие очередную тенденцию развития: великие ученые, мыслители, политики, музыканты, художники…

Любая идея, перед тем, как зазвучать в обществе и стать основной для прогресса в следующей области, в которой произойдет развитие общества, зреет в недрах старого, уже уходящего, этапа. Для того, чтобы своевременно заметить завершение старого этапа и приближение нового, необходимо понимать, что Идея из воздуха не возникает. Необходимо понимать, что именно предыдущие достижения человечества в различных областях деятельности создают фундамент для следующего шага прогресса: то, что создано предыдущим этапом и людьми на этом этапе, делает не просто возможным приход нового этапа, а естественным и необходимым.

Признаки смены эпох

 

Именно в глубинах общества предыдущего этапа развития общества – в реализации задач уходящего этапа рождается потребность в дальнейшем прогрессе, которая, в итоге и определяет эту Идею. Момент, когда происходит смена этапов, и вот-вот перед социумом появится новая Идея будущего развития, проявляется либо как массовое увлечение чем-то, либо, как строго определенная проблематизация жизни неудовлетворенность чем-то. Причем и увлечения, и проблемы, и неудовлетворенность должны быть абсурдными, непонятными, нереальными, малозначащими с точки зрения уходящей в прошлое идеи… Между тем, как именно эти «глупые» проблемы и увлечения, с точки зрения старого бессмысленные, являются для обычных людей наиболее актуальными и волнующими.

Именно в том, что сама мысль о новом надвигающемся этапе, который затрагивает иную область жизни человека не актуальную ранее кажется непонятной и абсурдной, и скрыта причина того, что принято называть консерватизмом мышления: консерватизм можно определить, как излишнюю увлеченность людей решением задач старого этапа, даже тогда, когда это уже не соответствует потребности общества и интересам большинства. Этих людей можно смело назвать идеологами предыдущего этапа прогресса общества и отдать им должное: именно благодаря им во многом была создана та база, которая сделала возможным наступление нового этапа.

Но, к сожалению для этих людей, невозможность принять новое – пусть и абсурдное с их точки зрения делает их слова, рассуждения просто неинтересными, скучными для большинства людей: они просто теряют авторитет – нередко в прошлом огромный, и общество со временем перестает к ним прислушиваться и попросту забывает. Например, сама мысль о компьютерах для бытового пользования когда-то казалась глупой и абсурдной: «а зачем обычным людям нужны компьютеры?». Сегодня именно бытовые компьютеры имеют важное значение в жизни общества: Интернет, игры, хранение документов и написание текстов… Или, к примеру, возьмите Циолковского, когда-то за его идеи объявленного сумасшедшим, а сегодня считающегося отцом космонавтики…

Но сказать надо и следующее: «идеологи нового этапа» – люди, уже почувствовавшие новую Идею, увлекшиеся и живущие ею, нередко отрицают все достижения прошлого, как люди увлеченные, они стремятся отказаться от того, что создано «консерваторами». Надо понимать, что развитие нового возможно только на фундаменте старого: отрицать все подряд из прошлого, значит пытаться разрушить и фундамент, на котором стоит новая Идея. То есть, это значит то же, что и пословица «рубить сук, на котором сидишь». В истории подобные реализованные «инновации» дорого обходились: возьмите хотя бы революцию 17-го года, которая, разрушив «старый мир до основания», в итоге, привела к годам разрухи.

Все, что создано, должно также работать, развиваться и приносить пользу: происходит не более чем смещение внимания и интереса людей на иные области жизни – и не более. То, что раньше было основным в жизни общества, уходит на второй план, но продолжает существовать, внося свой вклад в новый этап развития. Прогресс – это естественный, без шоковых мер, переход от одного этапа к другому: необходимо гармоничное соединение нового с тем, что уже создано. Рычагом же перехода является именно Идея, объединяющая умы людей вокруг решения задач нового этапа развития общества.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!