Нести добро – как основной мотив действий человека



 

Мы начинаем первый семинар курса ЭССЛ /Эффективное Становление Социальной Личности/ «Основы Коммуникации» с вводной лекции. Ее задача – прояснить то, чему же мы будем учиться на первых семинарах ЭССЛ, в том числе и на этом.

То есть, вначале давайте определим то основное Умение, которое у вас возникнет по прохождении начального курса семинаров – того, что в ЭССЛ называется «Бронзовым Уровнем». Кстати, кого интересует сама структура ЭССЛ и ее полные задачи, то рекомендую ознакомиться с книгой «СФЕРО» / Кронин. С.И. «Сферо: законы формирования событий» Изд. «КСП+» М. 2004 г./, в которой методология достаточно полно определена, сейчас же мы будем говорить только на уровне знаний данного семинара.

Давайте сразу разберем несколько примеров, наглядно демонстрирующих ту проблематику, с которой сталкивается каждый человек в своей повседневной жизни – для простоты понимания возьмем элементарные жизненные ситуации.

Например, женщина готовит ужин: она хочет накормить семью, иными словами – ее желание состоит в том, чтобы близкие ей люди были сыты. Мужчина много работает: естественно, что, с одной стороны, он хочет заработать больше денег, но его желание заключается в том, чтобы его семья была более обеспечена и лучше жила. Наставник, казалось бы излишне, требователен к ученику, естественно, что он хочет, чтобы ученик лучше усвоил учебный материал – ведь желание учителя в том, чтобы его ученик стал великолепным специалистом. Обратите внимание, что во всех случаях человек хочет сделать конкретное действие, но движет им при этом его внутреннее желание позаботиться об окружающих – сделать жизнь близких и дорогих людей более уютной, обеспеченной, счастливой.

А теперь давайте подумаем, что же действительно делает каждый из выше рассмотренных людей такого, что скрыто от глаз окружающих – что каждый из них искренне и от чистого сердца вкладывает в свои действия?

Итак, женщина, готовящая ужин, в этот, внешне обыденный и привычный, процесс приготовления еды вкладывает частичку своей любви, заботы о домочадцах. Мужчина же, изнашивающий себя на работе ради улучшения благосостояния семьи, проявляет поистине колоссальную волю, и в этой форме собственного перенапряжения он вкладывает в процесс «зарабатывания денег» любовь и заботу о семье – проживает беспокойство об их будущем и достойном уровне жизни. Наставник же в форме излишней требовательности отдает собственные силы, знания, время – преодолевает собственные неудобства ради будущего ученика, – можно сказать, что таким образом он вкладывает частичку самого себя в ученика.

Иными словами, за внешне обыденными, бытовыми действиями этих людей скрыто нечто большее: каждый из них словно жертвует свои чувства, силы, время – окружающим. Возможно, для того, чтобы человеку сделать эти действия, ему приходится в чем-то ущемлять самого себя ради благополучия окружающих – что, по сути, может являться даже внутренним подвигом.

Отвергнутые чувства: «это бесчеловечное «спасибо»»

 

Таким образом, можно сказать, что даже в своих обыденных, повседневных действиях человек жертвует окружающим то лучшее, что есть у него самого: жертвует именно то, что у него есть, и так, как способен и умеет это делать – но делает это всегда искренне и от чистого сердца.

А как вы думаете, что в ответ на свои искренние действия все эти люди ожидают от тех, кому они посвящают свою заботу? Иными словами, какую бы реакцию от окружающих они хотели бы получить? И что они получают в действительности?

Конечно, никто из них сознательно об этом не задумывается, иначе их действия не были бы искренними. Но внутренне, жертвуя себя – свои силы, время – в процесс приготовления еды, зарабатывания денег или обучения, они хотели бы получить в ответ обыкновенную искреннюю благодарность. И вовсе не за еду, деньги или знания, а за то – сколько сил, чувств и внутреннего тепла они вложили в свои действия. Им просто достаточно того, чтобы окружающие осознали то, что ими двигало – оценили ту любовь, теплоту, которую они им передали в форме еды, средств и знаний. Самое интересное – этим людям не надо большего: просто искреннее понимание того, какие чувства ими двигали.

Но, к сожалению, действительность такова, что зачастую вместо искренней благодарности, выраженной просто в отношении – взгляде, интонациях, эмоциях – они получают формальное «спасибо», нередко, вообще без встречной искренности. Женщина слышит от близких «спасибо», но сразу же после этого видит, как пренебрежительно они едят приготовленный ею ужин: например, увлеченно смотрят телевизор, автоматически пережевывая пищу. Мужчина приносит заработанные деньги, слышит то же формальное «спасибо» и видит, как деньги автоматически отправляются «в тумбочку». То есть каждый получает формальное «спасибо», а, по сути – пренебрежение в меру годами устоявшейся привычки: как будто так и должно быть.

К сожалению, социум устроен так, что человек не может показать окружающим свои чувства иначе, как через какую-то внешнюю форму действий: работу, добросовестное исполнение обязанностей, слова и прочие внешние действия. И, к сожалению, зачастую окружающие видят только внешнюю форму – только действия, – но даже не догадываются о том, что при этом двигает человеком. Человек же хочет не формальной оценки внешних действий – «хорошо» или «плохо» он справляется со своими обязанностями, – а неосознанно хочет того, чтобы окружающие оценили жертву его внутренних чувств. И, опять же, к сожалению, практически никогда человек не получает искренней благодарности от тех, на кого направлены его лучшие чувства, выраженные даже через самые обыденные дела и обязанности.

А ведь искренняя благодарность – это, прежде всего, отношение, которое выражается в ответной реакции: человек хочет не похвалы, одобрения или премии – он хочет того, чтобы человек так же ему ответил своими чувствами. Можно сказать, что человек хочет признания своей внутренней жертвы, выраженной у окружающих, как ее глубинное понимание и искреннее принятие – как пробуждение их лучших чувств в отношении человека.

Таким образом, что-то делая, человек искренне желает того, чтобы окружающие заметили, приняли и оценили те внутренние силы, которые человек отдает им – его искреннюю и глубинную чувственную жертву – и повели себя соответственно тому, что им человек отдал.

И опять же, если человек искренне жертвует окружающим то лучшее, что у него есть внутри, то он не может им говорить об этом; тем более, он не может внешне требовать от них благодарности (если же это происходит, то утрачивается искренность чувств – имеет место то, что принято называть «манипуляцией чувствами»). Только тогда, когда окружающие сами и добровольно оценят ту жертву, которую им приносит человек, они способны действительно испытать благодарность. Они должны сами понять, увидеть, осознать и заметить, что действительно отдает им человек; самому же человеку остается только надеяться на это озарение и… ждать. И опять же, к сожалению, многим так и не удается дождаться того момента, когда окружающие смогут взглянуть дальше тех формальных действий и обязанностей, которые для них совершает человек – и увидеть его таким, какой он есть на самом деле.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!