Фандорин как феникс русской интеллигенции,



Или Реабилитация социально чуждого жанра

Б. Акунин, проект “Новый Детективъ”

Рецензия на романы Б.Акунина. Автор рецензии не против почитать перед сном “детективчик”, но терпеть не может “герметический детектив” в духе Агаты Кристи.

 

http://www.sibogni.ru/archive/11/283/

Владимир Шапошников

Эра добровольного невежества

“Сибирские огни”, 2001, № 5

Заслуженный литературный критик рассуждает о культурной ситуации в мире и в нашей стране, не обходя своим вниманием и детектив.

“...получился забавный, но по сути чудовищный парадокс. Большие мастера слова создали литературную кормушку, к которой быстренько примазалась тьма ловких щелкоперов. Но куда большей бедой оказалось то, что детективная кормушка совратила и сбила с пути истинного многих настоящих, талантливых писателей”.

www.vestnik.com/issues/2000/0704/win/sharov.htm

Андрей Шаров

Подозреваемый - Эдгар По?

“Вестник”, № 14 (247), 4 июля 2000

Почему-то автор статьи решил заподозрить в убийстве Мэри Роджерс (история которой была описана Эдгаром По в рассказе “Тайна Мари Роже”) самого писателя, но к концу статьи самостоятельно развеял эти подозрения.

 

http://www.peoples.ru/art/literature/prose/detectiv/doyle/history1.html

Андрей Шаров

Собака преткновения

Автор статьи, по-видимому, специализируется на пересказе сенсационных обвинений классиков детективного жанра в душегубстве с последующим разоблачением этих сплетен. В статье 2000 года речь шла об Эдгаре По, в данной - 2001 года - о Конан Дойле. Но несмотря на одиозность темы, статья содержит интересную информацию об истории создания “Собаки Баскервилей”.

“Флетчер Робинсон скончался в январе 1907 г. в возрасте 35 лет. Очень сомнительно, что он был отравлен Конан Дойлом, желавшим скрыть роль Робинсона в создании “Собаки Баскервилей” и свой флирт с супругой журналиста.

Скрывать Конан Дойлу было нечего: он с самого начала признавал участие Робинсона в работе над книгой, хотя со временем признание мало-помалу сошло на нет”.

“…вряд ли понадобится помощь могучего интеллекта великого сыщика, чтобы определить истинную цену этому обвинению: “Чепуха, Уотсон, сущая чепуха””.

 

http://tpl1999.narod.ru/WEBLSE2002/SHEIGALLSE2002.htm

Е. И. Шейгал, Е. С. Арчакова

Тезаурусные связи и структура концепта

О понятии “тайна” в англоязычной литературе

 

http://www.znanie-sila.ru/online/issue_2532.html

Ян Шенкман

Автопортрет на фоне голубого экрана

“Знание-сила”, 2004, № 1

О телевидении и “массовой культуре” на телеэкране. Очевидно, что автор статьи противоречит сам себе. С одной стороны, он считает, что те 5% населения, которым не нравятся основные телепрограммы, не имеют права навязывать свои вкусы остальным 95%.

“…масскульт демонстрирует нам не что иное, как наше собственное лицо. Просто раньше это лицо не показывали по телевизору, и с непривычки мы испугались”.

С другой - он утверждает, что эта неприглядная действительность создается телевидением:

“…если мы не нравимся себе такими, как есть, с помощью ТВ можно изменить положение. …Речь о том, чтоб повысить планку, а не понижать ее дальше. Не черненькими себя любить, а привыкнуть жить в чистоте”.

Читатель, видимо, сам должен решить, какое из этих утверждений ближе к истине.

 

www.ruthenia.ru/sovlit/j/2920.html

Виктор Шкловский.

Техника романа тайн

“Леф”, 1923, № 4, 125-155

Работа В. Шкловского, перепечатанная затем в книге “О теории прозы”, где она примыкает к главе “Новелла тайн”. Ничего непосредственно касающегося теории детектива в данной работе нет, но она создает определенный контекст для “Новеллы тайн”. В этом отношении интересно, что работа начинается с обсуждения народных загадок.

 

http://piterbook.spb.ru/2004/11/detectiv/marinina.shtml

Татьяна Шоломова

Александра Маринина: русская Кристи или мадам Жанлис?

ПИТЕРbook, N 11, ноябрь 2004

Несколько неожиданный взгляд на творчество А.Марининой. По ходу рассуждений автор высказывает интересную гипотезу о том, почему в русской литературе не привился жанр детектива.

“Александра Маринина - классический пример автора, испытывающего неодолимое стремление поделиться с прогрессивным человечеством своим богатым жизненным опытом и взглядами на проблемы мироустройства и жизнестроительства. …Она обладает ничуть не меньшим желанием наставлять, как надобно жить, чтобы жить достойно, чем, например, Лев Толстой”.

“…детектив, пришедший к нам из английской литературы, подразумевал нечто другое, то, что мы привыкли искать только в пределах философского романа: рассуждение об устройстве мира и о борьбе добра со злом. Злом оказыватся нарушение закона, добром (в английском понимании) - торжество закона. Справедливость торжествует юридически. Русская литература, может быть, именно потому и оказалась неспособной адаптировать детективный жанр, что “юридическое” и “справедливое” никак не могут быть синонимами в национальном сознании”.

 

http://magazines.russ.ru/voplit/2004/5/sh24.html

М. Штейнман

Популярная литература: Опыт культурного мифотворчества в Америке и в России.

Вопросы литературы, 2004, N5

Рецензия на книгу “Популярная литература: Опыт культурного мифотворчества в Америке и в России: Материалы V Фулбрайтовской гуманитарной летней школы. М.2003”.

“Авторы подводят нас к мысли о тесной связи между функционированием массовой культуры и выполнением социального заказа”.

 

Щербаков А.

Пусть повезет!

“Литературное обозрение”, 1987, N 1, 45-46

Читательское письмо: простому инженеру Сименон интереснее Пруста, а Агата Кристи ближе, чем Фолкнер, которого приходится не читать, а расшифровывать, выбиваясь из сил.          “Времени на чтение хорошо если два часа в день, да еще после работы, вот и выбираешь не писателя-интеллектуала, а хороший детектив. Но значит ли это, что я неправ, что должен “работать над собой”, стараясь отвыкать от вредной привычки глотать детективы...”

 

http://www.ej.ru/015/life/litera/detectiv/

Галина Юзефович

Травой ничто не скрыто”, “Неестественные причины” и “Сочинитель убийств”

“Еженедельный журнал”, № 015, 19.4.2002

Рецензия на упомянутые в заглавии три романа (авторы: Г.Нюквист, Ф.Д.Джеймс и П.Хайсмит), вышедшие в 2002 году в серии “Сочинитель убийств”, в которой издательство “Независимая газета” предполагало публиковать “окололитературные детективы”.

“Cтараниями английских романистов добрая половина человечества убеждена, что на свете нет места, более опасного для жизни, чем сельская Англия”.

 

http://www.ej.ru/061/life/13/

Галина Юзефович

Жемчужины в компосте

Еженедельный журнал, № 061, 17.3.2003

 “…романы Дашковой, у нас не слишком высоко ценимые литературными эстетами, в Германии считаются чтением интеллектуальным и изысканным…”

“…российский женский детектив перестает быть исключительно российской литературной реалией и выходит на мировую арену. Возможно, именно ему суждено стать новой визитной карточкой русской литературы за рубежом, потеснив в сознании европейцев и американцев как Толстого с Достоевским, так и Битова с Маканиным”.

 

htttp://www.statya.ru/index.php?op=view&id=2668

Игорь Юрин, Артем Платонов


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!