АНАЛИЗ РИСУНКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРИТЕРИЕВ АРХЕТИПИЧЕСКИХ СТАДИЙ БОЛЬШОГО КРУГА МАНДАЛЫ
Как правило, рисунки в круге включают элементы нескольких архетипических стадий, что создает определенные сложности для интерпретации. Наличие признаков нескольких стадий свидетельствует о представленности разных переживаний или аспектов психического опыта, которые могут как дополнять друг друга, так и противоречить друг другу. «Структурный» подход к анализу таких сложных мандал требует соотнесения признаков конкретных стадий Большого Круга и их комплексного анализа в контексте процесса психического развития клиента.
Стадии, располагающиеся в верхней половине Большого Круга Мандалы, отражают преимущественно сознательную активность, а карты в нижней части Большого Круга Мандалы — проявления бессознательного. Если в рисунке имеются признаки стадий, расположенных на противоположных точках Большого Круга Мандалы, это может указывать на противоречивые переживания или внутриличностный конфликт (Фрейм, 2006). В то же время, это может указывать на проявление взаимодополняющих психологических качеств.
115
Рис. 13. Система архетипических стадий Большого Круга Мандалы
Дж. Келлог
116
В качестве основы для понимания психологической нагрузки Большого Круга Мандалы можно воспользоваться его делением на четыре квадранта или сегмента. Центр (нулевая стадия) и стадии, расположенные в левом нижнем секторе (первая-третья стадии Большого Круга Мандалы), отражают телесный опыт, предшествующий рождению (внутриутробный опыт), а также опыт, связанный с процессом появления на свет и наиболее ранними фазами постнатального развития (фаза грудного кормления), имеющими большое значение для формирования «базового доверия к миру». При этом первая стадия, или «Пустота», часто отражает переживания, связанные со второй перинатальной матрицей, а также ранний опыт дуальности, переживание закрытости и темноты. Такие изображения могут иногда быть характерны для тревожно-фобических расстройств, отражать переживание угрозы и являться одним из признаков перенесенной психической травмы. Вторая стадия, или «Блаженство», характеризуется текучестью, отсутствием ощущения «Я», отражает опыт внутриутробного развития, а также «пребывания у материнской груди». Мандалы с преобладание признаков этой стадии у взрослых могут свидетельствовать о позитивном переживании психического регресса, в том числе говорить о так называемом «идеализирующем переносе». Третья стадия, или «Спираль» («Лабиринт»), с онтогенетической точки зрения характеризует развитие первичных психических процессов, появление у ребенка зачатков самосознания, проявление потребности в большей самостоятельности, а также движение к еще непонятной цели. Эта стадия может затрагивать переживания, связанные с третьей перинатальной матрицей.
|
|
|
|
Верхний левый квадрант Большого Круга Мандалы отражает опыт появления на свет и последующее развитие осознаваемого «Я», борьбу с так называемой «тенью», а также формирование сексуальной идентичности и потребности во взаимоотношениях. Этот квадрант соответствует фазе психологического самоопределения и начала активного взаимодействия с внешним миром. Мандалы, соответствующие этим стадиям, в большей мере характеризуют опыт детства и подростковой фазы развития.
Как отмечает Фрейм (2006. С. 46), «шестая стадия, "Единоборство с драконом", отражает эдипальную стадию психосексуального развития, стремление освободиться от негативного опыта прошлого, борьбу с "тенью" или теми частями "Я", которые личность пытается подавить или отрицать. Седьмая стадия, "Оквадрачивание круга", отражает опыт генитальной стадии психосексуального развития, готов-
117
ность к отношениям и разрешение внутренних противоречий. Она также говорит об объединении мужских и женских качеств "Я"».
|
|
Верхний правый квадрант отражает опыт, связанный с выходом в социум и самостоятельной жизнью, начинающейся после завершения психосексуального развития. Расположенные здесь стадии говорят об устойчивой сексуальной идентичности, ориентации на здесь-и-сейчас, на профессиональные достижения и взаимоотношения. Мандалы этого сектора также свидетельствуют о способности ставить и достигать цели, контролировать эмоциональные проявления, о развитых мыслительных процессах. Так, восьмая стадия, «Функционирующее Эго», говорит об ориентации на здесь-и-сейчас, оформленной идентичности, приоритетности деятельности и профессиональных достижений при значительной внутренней свободе и достаточной спонтанности. Девятая стадия, «Кристаллизация», связана с устойчивым функционированием в семье или какой-либо институциональной системе, потребностью во взаимной поддержке и самоорганизации. В отличие от восьмой стадии, девятая стадия характеризуется снижением спонтанности, часто — повышенным самоконтролем и консервативными установками.
Нижний правый квадрант отражает болезненный опыт, связанный с утратой привычного чувства «Я», крушением прежней системы ценностей и отказом от прежних форм поведения. Так, десятая стадия, «Ворота смерти», отражает опыт «встречи со смертью», экзистенциальные переживания, нередко также включает депрессивные эпизоды и тягостное переживание утраты. Одиннадцатая стадия, «Фрагментация», отражает утрату прежнего чувства «Я», переживание неопределенности и неясности перспектив будущего. Эта стадия нередко связана с патологическими переживаниями (деменция, спутанность) либо с измененными состояниями сознания, сопровождающимися утратой ощущения собственной телесности. Двенадцатая стадия, «Трансцендентный экстаз», отражает опыт обновления, формирование нового, целостного «Я». Эта стадия может рассматриваться как связанная с установлением новых отношений с трансперсональным «Я» (Самостью), формированием духовных приоритетов и успешной интеграцией опыта измененных состояний сознания.
|
|
Пример 1. В качестве одного из примеров создания мандал в ходе арт-терапевтических занятий приводим следующий рисунок, созданный участником арт-терапевтической группы, работающей на базе дневного
Рис. 14. Мандала участника арт-терапевтической группы |
118
стационара психоневрологического диспансера. У автора рисунка имеется длительная алкогольная зависимость. Он неоднократно, в связи с острыми психотическими состояниями, развивавшимися на почве алкогольной зависимости, поступал на лечение в психиатрическую больницу. В то же время, этот относительно молодой мужчина (35 лет) периодически заявляет о своем желании избавиться от алкогольной зависимости. Нигде длительно не работает, однако, потеряв работу, возобновляет поиски новой. Семьи не имеет. Снижения трудоспособности нет.
После выписки из психиатрической больницы ему было предложено пройти курс восстановительного лечения и реабилитации на базе дневного стационара. Вскоре после начала посещения дневного стационара он был включен в арт-терапевтическую группу. Его мандала была создана на одном из первых занятий.
119
Можно видеть, что рисунок включает два центра. Один из них в виде оранжевого ромба расположен ниже, другой — в виде красного солнца с короткими лучами и черным центром — выше. Оба центра находятся в средней части мандалы, ассоциирующейся с вертикально расположенным «каналом». В верхней части этого «канала» имеются многочисленные пунктирные линии голубого цвета, напоминающие дождь. В нижней части — нечто напоминающее радугу.
Внешние границы мандалы преимущественно толстые, выполнены черным и синим цветом. Можно видеть, что границы имеются и внутри мандалы. Они отделяют ее правую и левую части от средней части, где помещены два центра. Левый сегмент заполнен темно-фиолетовым цветом, правый сегмент включает изображение птицы, которая клюет нечто напоминающее красный плод.
В процессе создания рисунка клиент испытывал напряжение. В ходе обсуждения он признался, что внутренне «проживал» ситуацию жизненного выбора, решал, по какому пути ему идти. Чувствовал неясность перспектив будущего, страх перед ним и, в то же время, «боялся заглянуть в прошлое», потому, что «там нет ничего хорошего». В то же время, чувствовал, что в связи с проводимым лечением у него есть шанс.
Наличие двух центров в рисунке говорит о неуверенном, колеблющемся «Я», а слабая связь обоих центров с другими элементами рисунка и внешними границами — о недостаточной активности и слабой воле. Толстые внешние и внутренние границы, отделяющие левую и правую части рисунка от центра, можно рассматривать как «бегство» и от прошлого, и от будущего. Поскольку оба центра располагаются в средней части (настоящее), можно предположить, что это отражает ориентацию на здесь-и-сейчас. Однако опыт здесь-и-сейчас, судя по элементам, расположенным в средней части, имеет, скорее, регрессивную природу. Так, повторяющиеся штрихи синего цвета можно квалифицировать как один из признаков второй стадии Большого Круга Мандалы, «Блаженства».
120
Мандала асимметрична, что подчеркивает противоречивость стремлений автора, возможно — переживание внутриличностного конфликта. В то же время, в качестве положительных индикаторов можно рассматривать выразительную цветовую гамму (признак эмоциональных ресурсов, наличия достаточной психической энергии), относительно высокую организованность композиции (познавательные ресурсы), наличие прорисованных в правой части (предположительно, область проекции представления о будущем) элементов с положительной символической нагрузкой.
Как показала последующая работа этого мужчины в группе, ему удалось в определенной мере закрепить положительную установку на избавление от алкогольной зависимости, сформировать более реалистичные планы на будущее, избавиться от тревоги и перейти к конструктивным шагам, связанным с поиском работы (ему удалось через некоторое время найти временную работу). Положительным было преодоление чувства одиночества и некоторое повышение самооценки за счет его активного участия в арт-терапевтической группе.
Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 345; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!