СТРУКТУРА АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕСОЧНИЦЫ



Когда песок используется при работе с группой детей, занятия мо­гут продолжаться до 60 минут. При индивидуальной работе со взрос-


95

лыми продолжительность занятий составляет от одного до двух ча­сов, при работе с группой взрослых — от двух до трех часов.

При работе с песком желательно, помимо песка, обеспечить всех участников занятий ватманом и рисовальной доской формата А2 или A3, а также бумагой и ручками для записи.

Вводная (разогревающая) часть занятия может включать выпол­нение разных манипуляций с песком, позволяющих почувствовать материал и получить удовольствие от контакта с ним. Можно совер­шать различные жесты, проводя руками по песку. Большое значение могут иметь полная тишина и глубокое дыхание в процессе манипу­ляций с песком, а также фокусировка внимания на телесных ощуще­ниях.

Основная часть занятия может начинаться с создания индивиду­альных песочных композиций, затем может последовать выполнение интерактивных и интермодальных (сочетающих изобразительную де­ятельность с сочинением историй, драматизацией, музыкой и танца­ми) техник — в парах, микрогруппах или совместно всей группой. Пос­ле этого следуют рефлексия процесса и подведение итогов занятия.

НЕКОТОРЫЕ САМООТЧЕТЫ УЧАСТНИКОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕСКА

«Я загнан на этот остров. Я хочу, чтобы кто-то перекинул на него мост. Мне очень одиноко, хотя мой остров красив и уютен. Мне нра­вятся такие места — пустынные горы, свободные пространства. Они дают мне возможность уединиться и поразмышлять».

«Чувствую, как мое дыхание постепенно замедляется. Оно сейчас ровное и глубокое. Мне приятно. Я не помню, когда я в последний раз расслаблялся!»

«Я похоронил все, что хотел. Так много тайн под песком! И мне хорошо от этого. Хотя в реальном мире я совсем не чувствую себя защищенным».


96

«Я чувствую себя засыпанной песком. Меня почти нет. Я ощущаю лишь потоки песка над собой... Мне нравится ощущать песок, его прикосновение к пальцам. В этом есть что-то гипнотическое...»

«Мне нравится то, что я сделала, и я это сломала. Я почувствовала от этого удовлетворение, но через некоторое время мне захотелось восстановить сделанное, и сейчас вы можете это увидеть».

«Я легла рядом с песком, расслабилась и мечтала, водя при этом рукой по поверхности песка... Мне казалось, что я дельфин или ру­салка, плывущие в воде. Я продолжала прикасаться к песку и фанта­зировать, и сложилась целая история. Это была история, повествую­щая о длительном путешествии — моем путешествии».

«Моя песочница — поле битвы. Где сражаются воины и демоны... В конце концов я всех их уничтожил — просто сравнял с землей».

«Ни грязи, ни красок, ни кисточек — возникло ощущение пол­ной свободы».

«Я собираюсь отправиться на берег моря и сделать ту же самую фигуру из песка, только гораздо крупнее».

«Песочные скульптуры такие разные! Мне нравится, как смеши­вается песок разных оттенков. То, что получается, ассоциируется у меня с историей Земли».

«Поначалу было скучно, но затем оказалось так интересно, так кра­сиво!»

«X сказала, что созданная ею форма из песка банальная, но я на­хожу ее такой простой, элегантной и безмятежной! Мне бы хотелось чувствовать себя так же».

«Моим рукам было так приятно. Неважно, что я не умею рисо­вать. Я словно погружалась, уходила в песок, чувствовала себя свер­нувшейся в комочек и спящей».


ГЛАВА 9.

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ОБЪЕКТАМИ (АССАМБЛЯЖ, ПРЕДМЕТНАЯ СКУЛЬПТУРА, ИНСТАЛЛЯЦИЯ)

Помимо традиционных изобразительных материалов — красок, мелков, глины и др., в ходе арт-терапевтических занятий могут ис­пользоваться различные предметы как естественного, природного происхождения (камни, семена, ракушки и т. д.), так и созданные че­ловеком. Некоторые из таких предметов могут являться личными вещами клиента или участников группы, другие же могут быть най­дены ими на улице или входить в оснащение арт-терапевтического кабинета.

Одно из существенных отличий художественной практики, осу­ществляемой с использованием предметов, от живописи, графики и лепки заключается в том, что большинство предметов уже имеют оп­ределенную форму. Благодаря этому создание какой-либо творческой продукции с использованием предметов возможно главным образом за счет создания оригинальных авторских композиций, связанных с выбором предметов, их пространственной организацией и придани­ем им новых значений (рефреймингом).

Участники арт-терапевтических занятий могут не только созда­вать из предметов композиции, но и сочинять на основе выбранных предметов художественные повествования, использовать их в ходе драматических выступлений и ритуалов, изготавливать на основе предметов талисманы и осуществлять другие творческие акты.

В некоторых случаях предметы могут использоваться в сочетании с графикой, живописью, лепкой или коллажем. Так, например, участ­ники занятий могут создать рисунок, исполняющий роль своеобраз­ного песочного подноса, на котором затем располагаются различные


98

предметы. Возможно создание композиций такого рода как индиви­дуально, так и в парах и группах.

Использование предметов в сочетании с рисунком или коллажем обеспечивает возможность перемещения предметов в пределах ри­сунка или коллажа, а это позволяет находить новые значения обра­зов, драматизировать композицию, использовать построенную ком­позицию для игры.

Масштабы композиций определяются размерами предметов. В не­которых случаях композиция может занимать почти все простран­ство арт-терапевтического кабинета. Возможно построение предмет­ных композиций за пределами арт-терапевтической студии, что дает основания в некоторых случаях называть построенные композиции ландшафтными скульптурами.

Уникальное достоинство использования предметов в арт-терапев­тическом процессе — возможность выражения участниками занятий своего отношения к среде своего обитания и даже воздействия на нее (если их продукция становится частью окружающей среды). Кроме того, через объекты может исследоваться и выражаться отношение к различным явлениям внешнего (людям, животным, природе, соци­альным институтам) и внутреннего мира.

Одна из задач создания предметных композиций в ходе арт-тера­певтических занятий — развитие экологического сознания и актив­ной позиции участников занятий к среде своего обитания.

Пример 1. Построение предметных композиций (ас­ самбляжей) с использованием найденных предметов.

Арт-терапевтическая программа, связанная с разви­тием экологического сознания, осуществлялась на базе детского дома в летний период. Участниками за­нятий выступали сотрудничающие с учреждением специалисты и волонтеры. В ходе одного из занятий им было предложено выйти на какое-то время на тер­риторию детского дома и, исследовав ее, найти не­сколько предметов природного происхождения или объектов, которые созданы людьми (главным образом, мусор), а затем создать из них композицию. Ведущая группы предупредила, что, если участники занятия захотят использовать природные материалы и объекты, то это не должно приводить к ущербу для природы -нельзя отламывать ветки, рвать траву или цветы).


99

Участникам занятия было предложено постарать­ся при построении композиции передать свое жела­ние положительно повлиять на окружающую среду и тех, кто в ней находится, в том числе воспитанников детского дома, способствовать тем самым их «исце­лению».

Выполняя данное задание, некоторые участники группы принесли найденные ими предметы в поме­щение и там создавали из них композиции. Другие предпочли создавать предметные (ландшафтные) скульптуры непосредственно на территории детского дома. Примечательно, что когда две участницы груп­пы создавали одну из таких ландшафтных скульптур, к ним присоединились игравшие на территории дет­ского дома ребятишки. Они стали помогать взрослым. Созданная при этом композиция представлена на рис. 8.

Рис. 8. Ландшафтная скульптура, созданная участниками группы развития экологического сознания


100


При создании предметных скульптур в помещении использовались такие предметы и природные матери­алы, как обрывки бумаги, черепки от цветочного гор­шка, магнитофонная лента, вырванные и обожжен­ные страницы из книги, фольга, перья, мягкая игрушка (Чебурашка), ракушки, куски дерева и стек­ла, семена, сухая трава, зеленые (сорванные детьми) яблоки, тополиный пух и др.


101


 

102


Рис. 9. Ассамбляжи, созданные в арт-терапевтическом кабинете из найденных предметов

Пример 2. Построение ассамбляжей в сочетании с рисунком и живописью. Во время работы в динами­ческой (аналитической группе) участникам было предложено создать индивидуальные композиции, используя личные и найденные предметы в сочетании с рисунком и коллажем. Ведущий сказал, что можно выбрать любую тему — как имеющую отношение к проблемам участников и значимым отношениям, так и отвлеченную, метафорическую. В качестве одного из вариантов работы можно было использовать такой, когда человек выбирал наиболее интересные, вызы­вающие определенный ассоциативный и эмоциональ­ный отклик предметы, даже не зная, с какой темой они могут быть связаны, а затем создавал из них ассамб­ляж. В таком случае связь с темой могла осознаваться автором в процессе или после построения компози­ции.


103

В то время как большинство участниц группы ра­ботали индивидуально, две участницы решили рабо­тать совместно. Одна из них подошла к другой и ска­зала, что у нее сегодня такое настроение, что она не хочет работать самостоятельно, и та согласилась со­ставить ей компанию.

Как и некоторые другие участники группы, они на какое-то время вышли на улицу, чтобы собрать какие-нибудь материалы и предметы. Принеся их в кабинет, они создали из ватмана подобие подноса, загнув у лис­та края, а затем начали играть с краской — окуная кис­точку в разную краску, они брызгали ею в поднос. Края подноса позволяли им не только брызгать краской, но и затем размазывать ее, не пачкая окружающие пред­меты. Было заметно, что такая деятельность доставля­ет обеим большое удовольствие. Через некоторое вре­мя они начали помещать в поднос разные природные материалы (опавшие осенние листья, мох, ветки, зем­ля, песок) и найденные предметы, дополняя их лич­ными предметами (трамвайный и железнодорожный билеты) и единичными вырезками из журнала. Затем они разрезали апельсин и в виде раскрывающегося бу­тона поместили его в центр композиции.

Комментируя свои впечатления от процесса сов­местной работы, женщины сказали, что получили очень яркий чувственный опыт. Тактильные, обоня­тельные, вкусовые, зрительные ощущения дополняли и усиливали друг друга. Одна женщина сказала, что со­зданный ассамбляж отражает для нее некое идеальное состояние, к которому ей хотелось бы прийти, обща­ясь с людьми и миром, — состояние открытости, на­полненности разными впечатлениями, радостью встре­чи с миром и людьми. Она призналась, что такое состояние ей удалось пережить сегодня, возможно, впервые, благодаря совместной работе с партнершей.

Другая женщина сказала, что испытывала радость, играла, словно окунулась в детство, позволяла себе то, что обычно не позволяет, впервые попробовала разма­зывать краску по дну подноса. Она сказала, что компо­зиция ассоциируется у нее с миром, «в котором есть все».



104


Рис. 10. Ассамбляж на свободную тему, созданный в паре, —

общий вид

Рис. 11. Ассамбляж на свободную тему, созданный в паре — деталь


105

Одна из работавших индивидуально участниц груп­пы — пожилая женщина — создала ассамбляж, отра­жающий ее восприятие своего жизненного пути, про­шлого, настоящего и будущего.

Рис. 12. Ассамбляж, отражающий восприятие прошлого, настоящего и будущего

Подобно предыдущей паре, женщина использова­ла разные предметы — как найденные, так и личные — и изобразительные материалы и техники (живопись, коллаж). Левая сторона композиции отражает ее пред­ставление о прошлом, средняя — о настоящем време­ни, а правая — о будущем. Наиболее заполненными разными предметами и образами в ее композиции яв­ляются средняя и правая части. Так, располагая в иерархическом порядке разные предметы в средней части, она отразила различные аспекты жизненного опыта. В этой части доминируют символы духовного поиска (принадлежащее автору композиции серебря-


106

ное кольцо с лазуритом), творческих проявлений (ба­ночка с синей краской и фломастер) и мудрости (при­несенный с улицы и положенный внизу композиции камень).

Справа вырезками из журнала обозначены те сферы деятельно­сти, которые автору хотелось бы освоить (компьютерная графика и фотография). Здесь также расположены природные элементы и най­денные предметы — кусочки стекла, листья, гриб, цветок, — симво­лизирующие единение с миром природы.

В левой части композиции, связанной с прошлым, предметов нет. Эта часть заполнена синими и зелеными стрелками, направленными вправо. Судя по комментариям женщины и тем темам, которые до­минировали в ее сновидениях и рисунках в этот период работы, од­ной из наиболее актуальных была тема примирения и расставания с прошлым и построения планов на будущее, что красноречиво под­твердила данная работа. Женщина сказала, что благодаря построе­нию композиции и ее осмыслению она смогла сформировать целост­ное представление о своем прошлом, настоящем и будущем и прояснить те шаги, которые ей необходимо предпринять в ближай­шие месяцы.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 303; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!