Бегство. Долгая дорога в дюнах 7 страница



Таким образом, четырнадцатилетний Салават женился двадцатичетерехлетней Амине, согласно канонам предков. Провели скромную свадьбу, куда был приглашен известный сэсэн Айдар со своей домброй.

После свадебных мероприятий к вечеру была запланирована встреча с Айдар-сэсэном, куда могли прийти все, кто хотел. Импровизатор выступал св течение двух часов со своими кубаирами, которые отражали историю башкирского народа с древних времен. Пел под аккомпанемент домбры речетативом и комментировал. Затем перешел к кубаиру “Урал-батыр”:

 

В древнюю пору, давным-давно

Было, говорят, место одно,

Куда никто не ступал ногой

(И на целом свете никто

Не знал, не ведал о суше той),

С четырех сторон обступала

Это место морская вода.

С незапамятных пор проживала

Там семейная чета:

Старик по имени Янбирде

С Янбикою, старухой своей.

Куда б они не желали пойти,

Не было преград на их пути.

Как на земле оказались той,

Где мать, отец их, где край родной,

Говорят, они сами забыли.

Так иль нет, в стороне морской

Жизни семя они заронили.

Двое детей родились у них,

Двое сыновей удалых.

Шульгеном старшего нарекли,

Уралом младшего нарекли.

Так и жили они вчетвером,

Не видя людей, в местечке глухом.

Своего не имели скота,

Не обзаводились добром,

Даже не вешали котла

Над полыхающим костром;

Не знали, что такое болезни,

Смерть была им неизвестна;

Полагали: для всех на свете

Сами они являются смертью.

На охоту коней не седлали,

Лука и стрел еще не знали,

Приручили и держали

Льва-арслана, чтоб их возил,

Сокола, чтобы пернатых бил,

Пиявку, чтоб кровь животных сосала,

Щуку, чтоб рыбу для них хватала.

С древности тот обычай дошел

И навеки с ними остался,

Янбирде ли его завел:

Когда зверь-самец попадался,

Старики его убивали,

Голову его поедали,

Шульгену же и Уралу,

А также льву-арслану,

Соколу и прожорливой щуке

Остальное поесть бросали…

Всиреча с сэсэном закончился далеко за полночь, люди задавали ему вопросы, просили еще спеть другие кубаиры. Все разошлись довольными.

На следующее утро семья Юлая проводила Айдара сэсэна. От имени народа Юлай выразил благодарность и между разговором сказал, что Салават балуется стихами. Тот попросил Салавата рассказать один из стихов.

- Про родину не написал? – спросил сэсэн.

- Написал,- кратко ответил Салават, «Мой Урал» назван.

- Расскажи!

 И он начал декломировать:

 

     Мой Урал

Ай, Урал, ты, мой Урал,

Великан седой, Урал!

Головой под облака

Поднялся ты, мой Урал!

Моя песня о тебе,

О любви моей к тебе.

Вместе с полною луной

Золотом одет Урал,

Вместе с утренней зарей

Серебром блестит Урал.

По бокам твоим, Урал,

Встали темные леса,

А у ног твоих, Урал,

Степь - зеленая краса.

Белоснежные цветы

На лугах твоих цветут,

И цветы, и соловьи

Честь аллаху воздают.

Громко славит птиц напев

Первый ясный солнца луч,

А закатный солнца луч

Провожает, присмирев.

Ай, Урал, ты мой Урал,

Великан седой, Урал!

Все слова я растерял,

Как воспеть тебя, Урал?

Заиграй же, мой курай,

Песню, чтоб вошла в сердца,

И Урал, и весь наш край

Прославляя без конца!..   

 

- Молодец сынок! Твой стих зрелый, занимайся дальше.

В заботах прошло лето, пришла осень. В начале октября старшина Азналин получил письмо от генерал-губернатора Оренбургского края. В письме предписывалось организовать отряд из 100 человек и направить против вора Пугачева. Сбор отрядов – пристань Стерле. На следующей неделе старшина получил манифест царя Петра III, где было написано:

 

Я, единственный царь всей России, Петр III, объявляю бедному народу, жаждущему свободы, что моя бывшая жена Екатерина в сговоре со своими любовниками лишили меня власти, а я с помощью придворных спасся бегством. Теперь ввиду наличия честных и храбрых и свободолюбивых казаков и при доверии мне со стороны угнетенного русского народа я постепенно стал возвращать свою власть. В ближайшее время всю Россию и престол, доставшийся мне еще от дедов, верну под свое крыло, а моим любимым (уважаемым народам) дам возможность жить свободно, счастливо и мирно.

Поэтому все солдаты, воюющие против моих войск, должны немедленно прекратить войну и перейти на мою сторону. Коменданты городов и крепостей должны сдаться на мою милость. Князья должны прекратить притеснять народ, помещики должны наделить своих крестьян землей и отпустить на свободу. Все, кто немедленно исполнит этот мой приказ и присоединится ко мне, по моей милости будут прощены за борьбу против нас, а кто ослушается и будет продолжать борьбу, впоследствии будет жестоко казнен. Я хочу, чтобы весь народ был свободным. Поэтому и народам иной веры даю свободу. Ликвидирую власть князей над ними. Приказываю им избрать руководителей из своей среды, кого они пожелают. Казаки, киргизы, башкиры, татары, чуваши и черемисы пусть уже сейчас воспользуются моим обещанием. Все угнетенные и ограбленные народы радуйтесь, пришли дни вашей свободы.

Секретарь Малик, сын Муллы Умяра Киликая».

(Текст воспроизведен по изданию: Манифест Емельяна Пугачева // Москва, № 6. 1958).

Юлай составил список тех, кого можно было послать, велел Салавату собрать всех уже готовыми к походу. Собралось 95 всадников, оказалось, что пятеро имеют веские причины. Юлай Азналин назначил молодого Салавата руеоводителем этого отряда. Перед отправлением старшина выступил перед воинами с напутственной речью, прочитал им указание генерал-губернатора и манифест Петра III. Закончил выступление так:

- Братья! Я, выполняя указание Рейнсдорпа, направляю вас против Пугачева, который утверждает, что он наш царь. Где правда, где неправда – я незнаю. Очень прошу: слушайтесь Салавата как меня. Он не поведет вас неправильной дорогой. Всегда советуйтесь и подчиняйтесь решению большинства. Если вы вернетесь живыми издоровыми из этого протистояния, я буду самым счастливым человеком на свете! Берегите себя в любых ситуациях!

 

Дымят демидовские заводы

 

Первые русские переселенцы появились за Уралом еще в XVII веке. В этих обширных местах они устроились в селениях, называемых слободой, построили монастыри, крепости, остроги (баструки).

Долматовский монастырь расположен на холмистом берегу реки Исет и стал своеобразным центром-крепостью для здешних людей. Монастырь был основан в 1644 году иноком Далматом (или Долматом), в миру — Дмитрий Иванович Мокринский. Он родился в 1594 году в городе Березове, где служил. А в 1642 году удалился в один из монастырей Верхотурского уезда (Невьянский Спасо-Богоявленский), где постригся в монахи. Через некоторое время ушел за Урал, где на берегу Исети вырыл себе землянку, в которой поселился.

Вскоре вокруг него появились слободы (свободные поселения) за счет беглых людей. В эти края стекались, в основном, беглые русские люди: крестьяне, казаки, солдаты, а так же арестанты, бежавшие из-под караула, из тюрем и из ссылки. Среди этих мельких поселений Долматовский монастырь своей белизной, внушительными размерами выглядил как петух среди цыплят.

Этот монастырь был основан еще в 1644 году, спустя чуть более полувека после легендарного похода Ермака. Связь с Ермаком у этих мест куда больше, чем может показаться. Ведь Далматовский монастырь основан прямым потомком одного из казаков ермаковской дружины – Дмитрием Ивановичем Мокринским. Ударившись после смерти горячо любимой жены в веру, он присвоил себе имя Далмат. Первое время Далмат жил на берегу Исети в вырытой им в глине пещере, потом появился монастырь.

Далматово отличилось еще и тем, что здесь возникла первая в Зауралье женская школа. Ее открыла  у себя дома жена священника П.И. Черемухина.

Зачем подземные тайны пришли на земли Каменного Пояса? Когда речь идет о городах европейской части нашей страны, то причины строительства под землей вроде бы понятны: постоянная организация обороны от многочисленных воинственных соседей и обеспечение защиты во время затяжных княжеских междоусобиц, сложные условия централизации Русского государства и утверждения самодержавия, накопление ценностей у знати, дворянства, богатых купцов, у церквей и монастырей и, конечно, реальная угроза народных волнений. На Урале появление подземных сооружений определялось своеобразными, иногда присущими только этому региону условиями. Освоение Урала по-настоящем протекало уже в тот период, когда сильные внешние враги на востоке, а самый главный и близкий - Орда, были сломлены, междоусобные войны давно ушли в историю. Однако первым русским селениям на Урале, появившимся в XV-XVI веках, долго еще угрожало разорение от сибирских царьков и их вассалов. Поэтому крестьянские слободки непременно обносились тыном, а позднее, к XVII веку, обрели вид настоящих крепостей с башнями и стенами. Укрепления строились с соблюдением всех русских фортификационных традиций, а значит, имели и тайную подземную часть. На важных торговых перекрестках появились опорные пункты Верхотурскнй и Далматовский монастыри-крепости. Начиная с XVII века на уральскую землю вторгается горнозаводское производство, принесшее с собой новый вид поселений - заводских. Группируясь вокруг основного ядра - завода, такие поселения не оставались незащищенными: окружались валами, рвами, стенами, оснащались пищалями и пушками. Словом, кроме укрепленных крестьянских слобод на Урале появились заводы-крепости, перераставшие в города.
И эти укрепления имели скрытые оборонные объекты. Естественно, возникает вопрос: ведь массовое заводоустройство приходится на XVIII век, а к тому времени об Орде и Сибирском ханстве вроде бы и думать забыли. К чему же все эти крепостные ухищрения? Действительно, казалось бы, время крупных военных операций на Урале и в Сибири прошло, но поселения и заводы ощущали постоянную опасность набегов. Близость к землям башкиров, вогулов, киргиз-кайсаков, а то и развертывание строительства прямо на их землях, приобретение прав на угодья и недра силой или обманом вызывали крайнее недовольство коренного населения. Недовольство переходило в волнения и вооруженную борьбу не без подстрекательства местных феодалов, помнящих себя данниками и союзниками сибирских ханов. Начиная со второй половины XVII века и до конца XVIII века было шесть многолетних периодов восстаний и набегов на заводы и поселения. Но и внутри завода-крепости никогда не было спокойно. Чудовищная эксплуатация работного люда, который не по своей воле был завезен в чужой и еще дикий край, полное бесправие и утонченная зависимость от хозяев и их прислужников порождали народные восстания. Заводчики и прислуживающая сошка никогда не забывали о путях собственного спасения и спасения своего добра.Так, в период Крестьянской войны под руководством Пугачева, когда восставшие русские крестьяне в союзе с башкирскими повстанцами осаждали и сжигали заводы, наблюдалось усиление строительства подземных сооружений в уральских городах-заводах. Но не только крепостных, оборонных. Заводчики делали для себя подземные убежища и копали тайные пути из них. Тяжелые условия жизни на заводах постоянно пополняли армию беглых. Беглые объединялись в ватаги. Иные сразу уходили на "вольные" земли Сибири, другие отрывали себе подземные лабиринты в глухих местах, укрывались в них, обеспечивая свое существование грабежами купеческих караванов. Много было таких разбойных нор по берегам Камы, в таежных распадках вдоль Великого Сибирского пути.
Была и еще категория уральского населения, внесшая свой вклад в потаенное строительство. Это раскольники, бежавшие на Урал от преследования церкви или высланные сюда властями. Фанатичные в вере, раскольники рыли скиты-убежища, устраивали под землей молельни.
Встречаются подземелья, назначение которых не сразу поддается объяснению. Они либо связаны с каким-то тайным производством, либо с сокрытием следов злодеяний заводчиков и их подручных, либо с хранением сокровищ и ценностей. Существует также целая группа скрытых от глаз сооружений технологического назначения: водоводы, транспортные коммуникации, вентиляционные каналы, сливные лотки. Забытые, они служат иногда источником романтических легенд, хотя и сами по себе представляют большой интерес как элементы старинной технологии и свидетели незаурядного технического мастерства. Итак, города и веси обширного уральского региона, не составляя исключения в ряде себе подобных на Руси, таят в недрах своих исторических территорий рукотворные полости, которые мы называем архитектурно-историческими подземными сооружениями.

Возле этого монастыря появились небольшие города-крепости как Шадринск, Маслянский и другие. Вокруг крепостей городов появились хутора, где пришлый народ взялся за полеводство, занимался скотоводством, охотой. Жили свободно, не было у них ни хозяев, ни помещиков, ни полицийских, ни чиновников. Лес под носом, сообща быстро строили жилье, ставили печку с лежанкой наверху и начинали жить по совему ровно и неторопливо. Каждая слобода окружалась высоким забором, за забором рыли канавы, заполняли водой и таким образом защищались от набегов киргиз-кайсаков. Некоторые их называли казахами, которое название правильное никто не знал.

Вот на эти бескрайние земли положил глаз Никита Акинфиевич Демидов. Он хозяин Тагильского завода, в настоящее время строит Кыштымский завод. Много раз ездил в Санкт-Петербург он и, наконец, добился своего: за Кыштымским заводом Сенат прикрепил 7 тысяч крестьян. Вскоре Сенат дал согласие построить Каслинский завод. Дело осталось тем больше – тем лучше. Тогда завод задышит не на шутку.

Начало осени. На строительстве Кыштымского завода работных людей не хватает. Решили превратить в рабочих население близлежащих слобод и острогов. Ближе всех к Кыштыму находится Маслянский острог-крепость. Народ тут работящий, ныне пора уборки и весь народ от мала до велика в поле собирает урожай. Когда Демидовский приказчик со своими помощниками с утра прибыл в острог, кроме стариков и старух никого не встретил, но ждать их не стал. Велел собрать народ Маслянского острога и близлежащих сел в мирскую избу на межпоселенческий сход. После обеда еле-еле собрали крестьян. Все удивлены и ждут дальше что будет. Какой еще срочный сход в жаркую пору работ. Может где-то началась война?

Сход открыл староста Маслянского острога и передал слово Демидовскому приказчику:

- Ну, мужики, радуйтесь! Такая большая радость больше не будет! С сегодняшнего дня вы освобождаетесь от налога в пользу государства. За вас будет платить наш добрый купец Никита Акинфиевич Демидов. За это вы должны будете работать на заводе. Вы знаете его? Мы его хорошо знаем, отличный радетель крестьян, заводчик демократичный. Чем он любит заниматься? А не знаете? Тогда скажу я так коротко и конлетно: наш радетель Никита Демидов любит заниматься науками и покровительствовал ученым и художникам; он находится в дружеской переписке с Вольтером. Большие суммы тратит на обучение молодых дарований. Немало крепостных художников по его указанию было направлено на учёбу в Москву и в Петербург, в Императорскую Академию художеств, и за границу. Если у вас имеются сыновья, охочие быть специалистами, обращайтесь к нему – не откажет. Знаете, он какой человек? Тогда я вам скажу…

Приказчик Селезень не успел договорить, в передних рядах возник недовольный гул, шум-гам усилился. Заплакали женщины. Кто-то крикнул:  

- Не знаем мы его! И даром не надо!

Другой продолжил:

- Мы свободные хлебопашсы, налоги можем платить сами. Не пойдем на завод, не хотим быть рабами.

- Найдите других дураков, мы вам не быдло.

- Нас ждет земля, а не завод. Мы умеем работать на земле, что такое завод мы не представляем.

- Уходите отсюда! Не мешайте нам жить спокойно!

Селезень внимательно следит за каждым крикуном. Да, сибирские крестьяне не похоже на российских собратьев. Тех подчинить легко, до крика не доходят, всегда ходят с опушеный головой, ломают шапку при начальстве. Эти не такие. И одеты добротно: в яловых саожках, в дорогих кафтанах и казакинах, на голове картуз. Не на крестьянина, а на купца похож. Один из молодых крестьян зычно крикнул:

- Народ! Разойдись! Зачем мы его слушаем?

Приказчик Селезень перебил его:

-Эй, паря! Тебе говорю! Иди-ка сюда ближе! Слищком много шумишь! Кто такой? Как имя, фамилия?

- Я-то? Я – Иван Грязнов, из казаков. А односельчане правильно кричат, мы – свободные землепашцы, мы – народ сельскохозяйственный, тем и живем. Вы не имеет право гонять нас на заводские работы.

- Молокосос! Молчать!

- Сам молчи! Криком не испугаешь нас!

- Эй, Грязный! Слушай меня внимательно: кто против указа, тот против императрицы! Таких людей придется арестовать. А всем вам объявляю: завтра с восхода солнца собираетесь тут и под руководством старосты идете на завод. Не опаздывать или пытайтесь укрыться – все ровно найдем. Берите хлеба побольше, а холодную воду сами дадим. Понятно сказал? Да, по-моему, сказал ясно и имчерпывающе. А ты, молодой казак, приходи первым и жди наших людей. У тебя, я вижу, язык острый. Посмотрим, как ты будещь работать. Сколько тебе годков, э-э-э, как тебя там, Грязный?

- Не грязный, а Грязнов. Восемьнадцатый пошел. Зачем вам мой возрасть? Армия по ме плачет или хотели поженить?

- Вот хорошо, для завода нужны, такие как ты, молодые люди. Там, на заводе, таких, как ты - быстро приводим в порядок. Дошло, молодой человек?             

- Никак не доходит. Как это так: идет уборка урожая, дел непроворот, а мы добровольно должны идти на завод бросив все дела? Чтобы там быть вашими рабами? Я, например, не мог обещать, что обязательно пойду на завод. Меня ждет моя поляна, моя земля. А хлеб нужен каждому: и богатому, и бедному, и царю, и заводчику. Все любят хлеб, все одинаково уминают за обе щеки.

- Эй, паря! Как тебя там, Грязнов! Рот не закроешь – кнутом познакомишься!

- Сперва поймайте, потом гутарьте! Но предупреждаю: сколько раз кнут попадется на спину мою, столько раз и ты будешь битым.

- А кто это меня бить будет?

- Я сам буду бить. В этом деле мне помощники не нужны. Подчеркиваю: мы – вольные казаки, нет у вас прав бить кнутом или сделать рабами. Повторяю: мы – казаки вольные.

Все стали кричать. Кто-то кого-то бранил, гул все время усиливался.

Вперед вышел старик с широкой бородой:

- Братцы! Не горячитесь, пожалуйста! Послушайте меня! Надо уметь договариваться между собой. Раз имеется указ, мы должны подчиняться. Сопротивление – дело бесполезное. Может быть, попросим старосту села и приказчика повременить время отправки на завод еще на одну неделю! Тогда наши уборочные работы, в основном, закончатся. Вот ты, господин приказчик, скажи честному народу, за работу на заводе сколько платят за день? Когда расплачиваются? Сколько месяцев в год крестьяне должны будут работать на вашем заводе? Ответьте на все эти вопросы.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!