Бегство. Долгая дорога в дюнах 2 страница



-Уважаемые гости! Наши соплеменники! Очень приятно получить поддержку с вашей стороны в столь трудное время для нашего рода. У нас много общего и мы понимаем друг друга с полуслова. Да, в жизни нужны и увелесительные мероприятия и веселье, и отдых. В гостях многие находят друзей и даже невест. У нашего народа имеется прекрасная традиция одаривать своих любимых гостей. С разрешения Аллаха, разрешите выполнить эту миссию сейчас же.

Серке батыру, Букаю, Аблаю и Айсуак султану преподнесли по аргамаку- породистых восточных лошадей, Сеитбаю, Бикбаулы Сеитмаметкул-батыру достались еляне, одежда, носимая поверх рубашки. Эти еляне были особенно красивыми, украшенные аппликацией, вышивкой, кораллами и монетами по плечам, они блистали на солнце, очаровывая всех присутствующих. Остальным раздарили тубетейки, сарыки (мягкие сапоги), башмаки и галоши. После раздачи подарков вышли на простор перед юртами и казахский думбрист спел только что созданный им улен о том, что дружба между народами продлится навека. После этого гости разошлись. В белой юрте остались Серке батыр и Букей ака. После провода гостей к ним подсели Илекей-тархан и мулла Худайбирде. Началось рабочее совещание по вопросам, которых надо было немедленно решать: кто, где кочует? Как распознать границы кочевки. В случае разногласия или спора кто должен решать данный вопрос? Это был первый вопрос. Второй вопрос касался защиты башкир. Как могут помочь местные мужи Тургайской долины в случае опастности? Если хан послушает русских и нападет на башкир – что делать? Попытаться договориться или открыть войну против хана? Или подчиниться ему? В случае нападения ханских войск как спрячутся бурзянские женщины, дети? Вопросов было больше, чем ответов.  

- Есть предложение оседлать коней и выехать в безбрежную степь. И посмотрим вокруг и поговорим вдоволь. Согласны? – спросил тархан.

- Согласны, согласны… - ответили все. Так и сделали. Тема разговора само собой незаметно перешла на флору и фауну здешних мест.  

- Имеются ли в этих краях сплошные леса? – спросил Илекей-тархан у Букая.

- Да, леса имеются, только не сплошные. Это пространство, где мы находимся можно назвать лесостепью. Настоящие пески находятся дальше, степные дюны идут от Каспия до озер Алакул и Балхаш. Сейчас самая красивы период степи: везде травка, везде цветы – все расцветает. Красиво как, посмотрите вокруг внимательно и все увидите. Ещё не успевает стаять в лощинах снег, как распускаются тюльпаны. Казахстан ведь, не только родина яблок, но и отечество тюльпанов. И хотя наши дикие тюльпаны в последние годы сильно сбавили свои позиции в природе – зрелище их цветения ещё доступно всем желающим. Есть и другие прекрасные цветы…

- И это крастот длится до осени? - спросил мулла Худайбирде.

- Нет. В саратане (июнь) степь желтеет, остается только островки зелени в лощинах, в поймах. Через месяц опять начинается цветение. Не так как у вас на Урале.

- Какие деревья тут растут? – заинтересовался тархан.

- Почти то же самое, что и у вас, - ответил  Серке-батыр, - значит, сосна, береза, лиственница, тополь, дуб и разные кустарники Береза и дуб распространен в основном по берегам Иртыша и Ишима. Дальше начинаются такыры и пустыня. Там растет только саксаул.

- Кого из лесных обитателей можно встретить?

- У нас водится так называемый муравьиный медведь, степные волки, красные лисы. Охотимся на касулю. Водятся еще зайцы и разные грызуны, как летяга, бурундук бобр, лесная соня, огдатра, песчанки, тушканчик, пищуха, - ответил Серке-батыр на вопрос Худайбирды.

- Серке братец! Можно задать еще один вопрос, - обратился к нему Илекей-тархан и получил утвердительный ответ.

- Я вообще не в курсе дела, поэтому спрашиваю: Карасакала помните? Где он? Что с ним?

- Мы о нем кое-что знаем. Слышали, что ваш хан Карасакал, приняв последний бой на берегу Кизили, отступил под натиском карателей в кахахские степи. С ним осталось в живых всего 50 человек. Бродил он со своим небольшим отрядом по степи. Ханы не хотели иметь рядом этого человека, да и боялись мести русских властей. Карасакал оказался не только глубоко верующим, а знатоком Корана. Он в свое время посетил Мекку и Медину и за это получил звание хажи и кнему подтянулись люди. Поэтому он стал как бы признанным толкователем и знатоком Корана и наставником всех мулл и муадзинов.

- А как сложилась дальнейшая судьба?

- Вот тут начинается самая интересная часть его жизни, уважаемый башкирский тархан. Оренбургский начальник генерал Василий Урусов потребовал от наших казахов поймать и доставить к нему беглецов. За голову «башкирского возмутителя» была обещана награда в 1000 рублей. Близ реки Олькейек Карасакал и его приближенные подверглись нападению людей Абулхаира. Тяжелораненый Карасакал был схвачен и привезен в улус Канджагалы-Аргынского рода. Казахский старшина Букенбай доложил Урусову, что его задание выполнено, и получил приказ немедленно доставить пленника. Башкирского хана ожидала незавидная участь. Сотни участников восстанияЬ как мы слышали, в том числе соратники Карасакала, подверглись мучительной казни: были посажены на кол, повешены, обезглавлены. Но Карасакалу была уготована другая судьба. Он получил убежище у влиятельных старейшин Среднего жуза братьев Казбек-бия и Кабанбай-батыра. Возможно, они были знакомы раньше. Известно, что до начала восстания Карасакал выезжал из Башкортостана в Казахстан. Его покровителями стали также султаны Барак и Батыр. Карасакал произвел на казаховблагоприятное впечатление. Степным воинам, очевидно, импонировал человек, бросивший вызов могущественному государству и храбро сражавшийся с превосходящими силами русских. Казахская аристократия приняла его в свой круг. Он был назначен правителем племени найманов, а затем стал ханом Старшего жуза. Было еще одно обстоятельство, способствовавшее его возвышению. Вероятно, не без подсказки своих новых друзей, Карасакал вдруг объявил себя джунгарским принцем Шуной. Он говорил, что вернулся за тем, чтобы свергнуть тирана Галдан-Церена. Любопытно, что скитальца в течение многих лет сопровождали его спутники калмык и казах, которые подтверждали его невероятные истории. Слухи о появлении воскресшего Шуны мгновенно распространились вокруг. В 1742 году к диссиденту прибежали из Джунгарии настоящие братья Шуны —Кашка и Барга. Русские же власти предпочитали считать его «подлым башкирцем», чтобы было удобнее требовать его выдачи. Умер он естественной смертью.

- Да, все мы смертны и грешны, - воскликнул Илекей-тархан. На все воля Аллаха. Способный человек во всех делах. Мы знаем, что он из низов, из простой башкирской семьи, звали его по-другому - Миндигулом Юлаевым. 

- Вряд ли Карасакал был также простым башкирским крестьянином Миндигулом Юлаевым, – возразил Серке старшина. - Во-первых, его в таком случае не признали и не поддержали бы казахские ханы и султаны, во-вторых, откуда такая осведомленность о событиях в соседних странах, такое основательное знание мусульманских догматов, языков многих народов? Наконец, выше уже отмечалось, что внешность и язык Карасакала обличали в нем человека отнюдь не башкирского происхождения.

- Так кто же тогда этот самозванец? – спросил Букей ака своего соратника.

 - Некий башкир Ягафер Юлдашев, проживший ряд лет в Казахстане и Средней Азии, возвратясь на родину, рассказывал мне, что в 1740 году, когда Юлдашев намеревался выехать из кочевьев Среднего жуэа в Каракалпакию, к нему обратился Карасакал, тогда еще только что доставленный казахами в безопасное место. Он попросил башкирского купца навестить каракалпакского князя Шайбака Ишимова, который ему «племянник родной», и передать, что Карасакал « жив и в добром здоровье и ежели де Карасакалу  будет невозможно жить, то де придет к нему, Шайбаку хану». Спустя год Юлдашев оказался во владениях хана Шайбака, которому и передал весть о Карасакале. «И услыша показанной Шайбакхан такие от меня речи, — говорил Ягафар Юлдашев, — и с матерью своею Аишею, с женою и с детьми своими заплакали и на другой день, зарезав быков, сделали для великой радости обед, а подлинно для какой радости сделал, о том никому не объявили и мне о том сказывать запретили». Более того, когда к хану приехали посланные Карасакалом казахские воины, то «оной Шайбак-хан с приезду моего накрепко мне запрещал, – рассказывал торговец, – чтоб мне не сказывать, что ему Карасакал дядя, тако ж и после предписанных посланцев запрещал, чтобы каракалпакам не сказывать, а ежели де услышу, то де будет тебе смерть». В конце концов, хан поведал Юлдашеву историю жизни своего дяди. Отец Карасакала «Хасян-солтан был в городе Ургенче ханом, только не знаю, – рассказывал Шайбак, – какой ради причины – выгнан ли или сам выехал к калмыцкому хану за Волгу с двумя сыновьями Ишимом да Байбулатом, кой называется ныне Карасакалом». Байбулату в то время было 13 лет. Если допустить, что Карасакал был сыном одного из каракалпакских ханов, то почему же он нападал на своих соплеменников? Тот же Юлдашев сообщал, что он делал это «по приказу тайно показанного Шайбака-хана, ибо от оного Шайбака владения ево некоторые каракалпаки отбыли, а почитают у себя ханом одного беглеца сарта (сарт - название племени)  Абдрахмана». Вполне, как нам представляется, возможная вещь. Факты, сообщенные Я. Ялдашевым, подкрепляются показаниями других лиц. Когда в 1740 году султан Барак впервые увидел Карасакала, он сказал, что этот человек, «конечно, не калмык и не кубанец, и может быть из природы каракалпакских ханов», и приказал своим дружинникам наблюдать за ним и пресекать всякие сношения с кем-либо, «дабы де он не мог согласиться с каракалпаками и туда уйти и нам вреда учинить, ибо он хотел прямо ехать в каракалпакскую землю, токмо ево остановили с башкирцами в Киргизской орде». Думается, что есть все основания признать эту версию наиболее приемлемой и правдоподобной. Если Карасакал жил много лет среди волжских калмыков, то, разумеется, он мог сравнительно неплохо овладеть монгольским языком, знал о событиях, происходивших в Джунгарии, и, возможно, даже встречался с подлинным Шоно-батыром. Кроме того, не исключено, что он бывал на Кавказе и в Крыму, общался с мусульманскими народами.

- Ладно, с этим Карасакалом, все ясно, - подключился в разговор мулла Худайбирде, - скажите мне, пожалуйста, почтенные вот вы себя назваетет кайсаками, остальные – казахами. Как это так?

- Я скажу, - Букей ака, видимо, знал ответ на этот вопрос. – Скажу так: у нас в Кахахстане испокон веков жили большие и малые роды. Самыми крупными родовымиобъединениями были кайсаки и киргизы. Кайсаки –выходцы из племени знаменитых саков. Кай+сак означает решительный сак. Русские, а затем за ними остальные почему-то стали называть нас казахами. Так и пошло и мы сами стали себя называть казахами. Что касается киргизов, то они выходцы из кыр огузов, то есть из степных огузов. Есть еще лесные огузы, кёк огузы (небесные огузы) в Причерноморье. Но все это уже история наших предков и я не буду нагружать ваши головы давно прошедшими историями наших родов.

- Рядом с Жузами какие народы живут? – поинтересовался у Букей-ака Худайбирде.

- Скажу так: рядом с казахами живут племена и роды Нугай, Найман, Кирей, Усен, Кангюй, Карлук, Тюргеш, а так же узбекский, туркменский, каракалпакский народы. Все они мусульмане.

- Оказывается, набирается много мусульманкого народа, а мечети хватают, -опять спрсил мулла Худайбирде.

- По строительству мечетов узбеки впереди. Мы – народ кочевой, поэтому мало обращаем внимания на строительство домов Аллаха. Хотя мы верующие, но грамотных мулл почти нет, по вопросам Корана и сунны народ совсем неграмотный. Толком не знают даже пайгамбара Мухаммада. Уважаемый мулла Худайбирде! Пока есть время, расскажи нам о Мухаммеде. Рассказ о нем меня он очень интересует.

- Тогда сойдем с лошадей, присядем, - предложил Илекей-тархан, - и послушаем. Пусть кони отдохнут и щиплют траву, а мы попьем свежего кумыса, которог я захватил.

Все согласились. Мулла Худайбирде начал свой рассказ так:

- О Мухаммед-пайгамбаре не грех вспоминать каждый день. Если бы его не было, быть может, среди нас не распространились бы исламские порядки и не было бы мусульман. Он, как известно, родиля в городе Мекке. Отец- Габдулла из мощного рода Курайшитов, мать – Амина. Отец его, внук Хашима, был мелкий купец и умер до рождения сына. Через шесть лет умерла и мама Мухаммеда — Амина, родом из Медины; она отличалась, по-видимому, чувствительным и нервным темпераментом; своего сына она отдавала на некоторое время в пустыню, на воспитание к бедуинке Халиме.

Сироту принял к себе сперва дед Абдель-Мотталиб, потом дядя Абу-Талиб, человек великодушный и добрый, но чрезвычайно бедный. Мальчик вскоре принужден был сам себе зарабатывать хлеб. За скудную плату он нанялся пасти коз и овец мекканцев (занятие, считавшееся низким), да собирал ягоды в пустыне; по целым дням он не видал человеческого лица. На 24-м году жизни Мухаммед поступил на службу к богатой, знатной вдове Хедидже и путешествовал, по ее торговым делам, с караваном в Сирию, сперва погонщиком, потом приказчиком. Пожилой Хедидже юноша понравился до того, что она, даже против воли своего отца, предложила ему свою руку. Брак этот (богатый детьми, из которых сыновья скоро умерли) дал Мухаммеду известный вес в корейшитском обществе и вряд ли был заключен по корыстным расчетам: молодой человек искренно любил свою жену, которая была старше его на 15 лет (когда впоследствии, по смерти Хедиджи, у Мухаммеда было уж много жен, наиболее любимая из них Аиша ни к одной из живых соперниц не ревновала мужа столько, сколько к покойной «беззубой бабе»).

Хедиджа окружила мужа чисто материнским попечением. Освободившись от забот о хлебе насущном, Мухаммед вскоре начал тревожиться иными вопросами — религиозными. Его соплеменники были, собственно, полидемонистами; они населяли всю природу, отдельные местности и дома невидимыми духами, добрыми и злыми, имели идолов, племенных и семейных, с которыми обращались очень фамильярно и чтили их больше по привычке; род арабского пантеона был в храме Мекки. В городах вырабатывали много идолов и продавали бедуинам, но для тех часто было достаточно и простого камня. Мухаммед выступил против поклонения идолам и начал диктовать аяты и суры Корана своим помощникам и стал пайгамбаром.

- Спасибо, дружище! Я понял все из сказанного, - заключил Букей-хан беседу. – От имени всего нашего рода Жагылбайспасибо вам, друзья, за хлеб-соль и кумыс. Нам пришла пора вернуться в свой жяйляу. До скорого свидания!

 

Хан Нурали услышал о том, что роды Жагылбай и Табын приняли в своей земле истяков-башкортов и беглецы устраиваются жить на новом месте. Он, хан, все еще не решился, как быть. Прогнать этих башкир или всех взять в плен и сдать российским властям? Они за это готовы платить большие деньги.

В это время ему доложили, что в сопровождении группы казахов пришли башкиры - истяки и просят приема. Принял он их немедленно, говорил свысока о том, что они без разрешения хана заняли территорию в степи. Отправив сопровождающих казахов, на время арестовал делегацию бурзянцев, посадил их в местную тюрьму до выяснения всех остоятельств, поставил караул. После этого немедля направил своего брата Эрали-султана с группой телохранителей в Оренбург, чтобы получить ответ на вопрос: как быть?

Эрали со своей группой вернулся быстро и вручил старшему брату письмо генерал-губернатора. После прочтения инструкции генерал-губернатора хан Нурали решился открыть военные действия против башкирского рода. Для этого надо было собрать курултай и принять соответсвующее решение. Он был уверен, что курултай представителей всех племен поддержит предложение хана и он немедленно выступит в поход против беглых башкир. Несмотря на воззражения представителей рода Жагылбай и Табын курултай разрешил хану открыть военные действия против пришлых людей. Жагылбайцы и табынцы обещали, в случае нападения на башкир, выступить против ханских войск с оружием в руках. Нурали хан знает, что его войско многочисленное и легко преодолеет сопротивление 2-3-х родов. Главное – начать военные действия. Затем необходимо арестовать оставшихся в живых мужчин-башкир и сдать русским. Денег будет столько, сколько захочешь. Скот разделить между аймаками, жен и детей раздать влиятельным людям: султанам, старшинам, батырам в качестве трофея. Пусть живут в рабстве.

Наконец, Нурали-хан смог собрать войско. Прибыло более 1200  воинов, разделили их на два полка. Тактика полков по замыслу хана должна быть такова: первый полк сражается, а второй полк отдыхает и включается в борьбу в самом разгаре сражения и тогда победа будет обеспечена. Плохо то, что объединение семи племен киргизцев решили выступить против хана совместно с родами Табын и Жагылбай. Услышал хан и о том, что Алланазар бей, Серке-батыр, Букей-ака, Айсуак-султан и Аблай-султан дали присягу защитить беглецов и выступить против ханского войско. Они, по мнению хана, смогут собрать не более 500-550 человек для сопротивления. Зато на стороне хана мощные роды Алсынбай, Алимулы, Баюлы и Житеру.

Весть о том что ханский войска приближаются к Тургайской долине дошла до всех. Как быть? Выступишь против хана – ты преступник, не защитишь бурзянцев – ты человек, который нарушил свое слово, и ты за это сгоришь в аду. С большим усилием противники хана собрали около 700 бойцов вместе с башкирами. Вся эта рать была подчинена Алланазар-бею и он, как главнокомандующий, решил встретить войско хана на берегу реки Ишим и дать открытый бой.

На горизонте поднялся пыль, приближалась ханская орда. Первым гарцевал Эрали-хан, увидев войско, которое закрыло дорогу, поднял руку и велел остановиться своим. Сам погнал коня навстречу непрятелю. Оттуда ему навстречу поскакал Алланазар-бей. Два всадника встретились на серединной полосе. Первым начал говорить Эрал-султан громко и зычно, чтобы слышали все:

- Казахи и киргизы! Слушайте меня внимательно: я направлен к вам, чтобы обнародовать приказ хана о выдаче истяков в наши руки. Выдайте только мужчин, а женщин и детей раздайте своим родам, пусть служат у вас, как рабы. Их скот разделите между собой. Таков приказ хана! Если не подчинитесь – в сию же минуту начнем сражение. У вас две пути: подчиниться ханскому указанию или погибнуть в позорном бою против ханского войско.

Алланазар-бей ответил вкратце:

- Говоришь долго. Мы не падки как Нурали хан к чужому скоту и богатству. Своего скота и домашнего скарба хватает. А истякам мы присягнули в том, что их будем защищать даже ценою жизни. Предки наши говорили «где хан, там и кровь». Сегодняшний поступок хана это подтверждает.

- Скажи свое последнее слово Алланазар-бей: будешь ли выполнять приказ хана или нет? Подчинение хану или сражение?

- Схватка. Вот мое последнее слово.

- Повтори это слово три раза!

- Сражение, схватка, противостояние.

Больше говорить было не о чем. Послышались боевые кличи воинов Эрали-султана:

- Каптагай!

- Алаш!

- Тулпар!

Им ответила противная сторона!

- Туксаба!

- Тараул!

  - Кундуз!

Военный клич означал начало сражения. Обе стороны одновременно устремились  друг к  другу, и начался страшный рукопашный бой. С первых же минут сражения зеленая трава окрасилась в алый цвет. Крики ярости, блеск клинков, град ударов, отлетающие от щитов щепки, вмятины на доспехах, хрипы умирающих, хруст костей треск ломающихся костей, звон мечей, топот, свист стрел, булькающая из рассеченного горла кровь, заляпанный ею, скользкий пол, перекошенные в гневе лица – все это было похоже на большой муравейник. В широкой поляне стало очень тесно, падающих раненых или убитых топтали беспрестанно. Получилось несколько малых волн, протистоящих и сражающихся. Вскоре волны превратились в круги и они все время становились меньше и меньше. С обеих сторон погибли по сотни человек, но чаща весов оставалась по-прежнему. Нельзя было предугадать, чья сторона возьмет. Видит Аллах: сражающихся стало намного меньше, чем убитых и раненых. Битва была в разгаре. Втянутые в общий хаос, сражающие не жалели себя или перед возможной смертью стремились побольше сразить своего противника. В самом разгаре боя второй полк хана ударил сзади по противникам хана и входя в середину начал крушить вокруг и уничтожать противника. Каждого из противников атакавали по 2-3 человека из ханских войск. В этих условиях сопротивление стало невозможным. Табынцы, жагылбайцы, киргизы и башкиры начали отступать под сильном натиском неприятеля до тех пор, пока не оказались окруженными со всех сторон. Их уничтожали нещадно, не после окрика Эрали-султана, оставшихся живых бурзянцев взяли в плен. 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!