Бегство. Долгая дорога в дюнах 9 страница



- Что ты мелешь, Никитушка! Велел сюда принести легкое питание, потому, что в столовой ролно народу. Да и от пересудов и сплетень остерегаюсь.то такой? Я не понимай! – Ганс хотел по-своему обьяснить эту ситуацию.

Ага-а-а! Не понимаешь? Сейчас поймешь! – Демидов схватил тощего немца, приволок к окну, открыли и выбросил того через окно. Тот, к счастью, приземлился, видимо,  удобно, встал и быстро убежал.

- Почему так поступаешь Никитушка? Не стыдно тебе? – Александра Евтихеевна начала плакать и причитать. – Скоро уже месяц, а ты ни разу не был в моей постели. Даже разговаривать со иной у тебя нет времени. Я, жена богатого Демидова, что должна делать? Скажи мне! С кем я должна беседовать, чтобы отвести душевных тягот. Со слугами? Я тут никому не нужна! Отдельно спишь, наверное, во сне видишь своих сибиряшек!

- Что ты говоришь? Какие сибиряшки?

- Какие, какие? В дневнике твоем все написано, поэтому говорю. Когда распаковали чемодан дневник случайно вывалился. Открыла, прочитала. Как дошел до того, что придумал “право первой ночи”? Насиловав детей, получал удовольствие, да? Ты насильник и преступник!Если захочу – из тюрьмы не выйдешь, Никитушка. Богатство твое тебя на этот раз не спасет, дневник будет работать против тебя. А почему караешь и убиваешь рабочих? Они тоже люди, христиане! Пусть будет мусульманином, разве ты имеешь право убивать людей? Ты не бог, запомни это. Не забывай того, как ты развернулся на деньги моего отца. Если сожжешь дневник, улики останутся. Я переписала кое-какие места и спрятала у отца. Почему выбросил Ганса? Кроме него нет у меня друга, а подруг иметь не хочу!

Демидов не знал, что сказать. Плохо, что дневник попал в руки жены. Если о записях в дневнике узнает тесть, купец Сафонов, дело пропаще, так как он якшается с прокурорами. Поэтому пришлось ему отступать, чтобы примиритьсяс женой. Если о его проделках узнают находящие при власти, и спрятать его в тюрьму – пару плевков. Он обратиля к жене более мягко:

- Успокойся, Сашенька! Прости меня, круглого дурака! Если хочешь того немца найди и скажи, чтобы дальше учил тебе немецкий язык. Знание этого языка пригодится, если придется выехать заграницу. Где дневник?

- В моем шкафу. – Александра Евтихеевна подала злополучный дневник.       

Взяв дневник Демидов начал его рвать на части, бросил в печку и чиркнул спичкой. Бумага загорелась, дым пошел в спальню.

- Печка некудышная что ли? Совсем не тянет!

- Печка хорошо тянет, просто ты не открыл сверху дымовую задвижку, то есть вьюшку.

- Тьфу! Почему не предупредила до топки?

- Я и не предполагал, что ты до такой степени стал диким, находясь в Сибири в глухом лесу.

-Уйди отсюда, спальню проветрить надо, уже стал похожим на черную баню.

Императрица приняла Демидова в своем маленьком рабочем кабинете. Заводчик очень волновался. Как советовал комердинер, он вошел и с порога снял шапку. Опустив голову низко поприветствовал так, как учили. Движением руки Екатерина Алексеевна дала знак подойти поближе. Заводчик быстро подошел и поцеловал руку правителя. Увидел, что императрица в голубом платье, где нет никаких рисунков и узоров.

- Здравствуй, Демидов, как дела?

- Слава богу, матушка Екатерина Алексеевна, все идет нормально.

- Говоришь, нормально? Это означает, что все идет так, как ты задумал. Я пригласил тебя по очень серьезному вопросу. Мы ведем войну с турками, знаешь об этом?

- Знаю, матушка Екатерина Алексеевна!

- Раз знаешь должен и понимать. Мы ведем тяжелую войну и нам нужны пушки, ядра, огнестрельные оружия, порох, селитра. Надо кормить армию, одеть, обуть, а денег для этих целей не хватает. Поэтому спрашиваю в упор: можешь ли дать взаймы государству расплавленную медь? Послне войны уплатили расплатились бы деньгами.

- Могу дать, Екатерина Алексеевна, без слов.

- На какой период?

- До окончания войны.

- Спасибо, Демидов, ты поднял мое настроение. Я ждал именно такого ответа. Подойди сюда к двенадцати, я тебя приглашаю на обед. Не опаздывай, у нас все расписано, врмени не хватает. Если есть какие-то просьбы – там скажешь. А пока до свиданья.

Никита Демидов пришел пораньше. Приглашенные не торопясь садились на указанные места и стали ждать императрицу. Демидову многие лица оказались знакомыми, в том числе граф Шувалов, полковник Безбородко, граф Строганов, Дашкова и другие. На столе все блюда были плотно закрыты крышками, от них слегка выступал пар. Ровно в 12 часов комердинер, стоящий у двери зычным голосом объявил:

- Идет всемилостивейшая государыня Екатерина Алексеевна. Откройте блюда!

Комердинеры мгновенно открыли блюда.

Когда вошла императрица, встали все и сели после нее. Демидову досталось место напротив матушки Ектерины Второй. На столе золотые чашки, миски. В середине горшки с ручками, обернутые белой салфеткой. Екатерина Алексеевна передвинула горшок, взяв черпак разложила в тарелки щи для своего круга и призвала начать трапезу. Демидову понравилось то, что матушка вела себя как простая женщина. Разговоры шли, в основном, о новостях Москвы, об успехах или неуспехах на фронте. Никита Акинфиевич чувствовал себя не в своей тарелке, поэтому больше молчал. Императрица обратилась к нему:

- Демидов, я смотрю, ты любишь молча слушать других. Скажи-ка, есть ли у тебя такое обстоятельство, от чего ты боишься? Далее: есть ли такая вещь, с которым можешь хвалиться? Вот тебе два вопроса, отвечай, как можешь!

- Многоуважаемая Екатерина Алексеевна! Недавно получил письмо из Сибири. Разбойники Пугачева захватили мой Кыштымский завод и сожгли. Очен боюсь того, что если все мои заводы попадут в руки этих разбойников, я останусь, как говорят,  гол, как сокол.

- Голым не останешься, Демидов. За сожженные заводы возьмешь у государства компенсацию. А чем можешь хвалиться? Вот, например, граф Шувалов имеет оркестр и орекстрантов, этим и гордится и хвалится.

- Мое главное дело выпускать ядра для пушек, строго выполнять государственный заказ. Если хотите послушать, как пушки стреляют моими ядрами, прошу в Тулу. Всех, здесь сидящих, приглашаю.

Это предложение понравилось всем, гости дали согласие съездить в Тулу и разошлись. Однако в Тулу никто не прибыл, потому, что заводчик не указал конкретную дату. На этот счет была у Демидова своя причина: он не хотел показать завод чужим людям и, во-вторых, надо было поготовиться к поездке в Европу. Денег достаточно, жена и слуги рядом, что еще надо? Жена Александра Евтихеевна заказала швеям камзолы из шелка и бархата. Были закуплены ткани для пошива платьев, рубашек и икафтанов. Были сшиты модные шубы и польто Подготовили кареты с рессорами. Экипажи были покрашены в черный блестящий цвет. Однако  не было хорошего переводчика, чтобы иметь дело с иностранцами, знание жены по немецкому равнялось первому классу. Но, как и бывает в жизни,  помог бог! В рабочий кабинет зашла жена и сказала, что молодой человек просит у него аудиенции.

- Кто такой? Если тот немец не приму!

- Не тот немец, свой человек, Андрейка.  

- Какой еще Андрейка?

- Ну, Андрей Воробыжкин. Неужели не помнишь? Несколько лет назад ты его послали учиться заграницу.

- Да, да, вспомнил! Пусть заходит. А он знает ли иностранные языки? Взял бы с собой.

- Я не знаю, сам спросишь.

Андрей зашел, поздаровался и остался стоять у двери.

- Та-а-ак! Иди сюда поближе! - начал разговор Никита Акинфиевич, - рассказывай, что делал? Как учился? Чему научился? Документы имеются?

- Да. Документ есть. Получил специальность горного мастера, по другому называется  штейгер.

 - Вроде бы направлен был в Италию?

- Да. Учился в Италии. В самом городе Риме.          

- Так, так, так. Очень хорошо. Скажи-ка мне: какими иностранными языками владеешь?

- Полностью освоил итальянский, свободно говорю на немецком, английский хромает, понимаю, но плохо разговариваю.

- Ладно, хорошо. Через два дня направляемся в Италию. Готовься. Я тебя беру с собой. Иди! Что стоишь как истукан? Что надо?

- Я хотел бы съездить к маме, очень соскучился.

- Ты, что, холоп? Забыл, что ты крепостной? Марш отсюда!

- Еще хотел сказать: я из Италии вернулся женатым.

- Ого! Уже успел жениться, холоп. Почему не спросил у меня разрешения? По моим правилам с твоей женой первую ночь я должен проводить, понял? Где она? Оставил там, в Италии?

 - Нет. Я ее взял с собой. Я ей рассказывал о “праве первой ночи”, сперва она не верила, а поверив, сказала, что, если меня кто-то тронет, жить не буду. Она – очень гордый человек.

- Ладно, ладно. Покажи ее мне! Наверное, очень некрасивая, какая нормальная девушка выйдет замуж за такого нищего и убогого человека. Иди за ней и приведи ее сюда!

Через полчаса Андрей появился с женой. Перед Демидовым появилась густо черноволосая, небольшого роста, с круглым белым лицом, удивительной красоты божье создание. Шелковое платье повторяло всю конфигурацию ее фигуры.  

-Ого-о! Вот где райская гурия. Она вообще не похожа на наших русских женщин, наши похожи на большую бочку, а у тебя настоящая фигура. Ну-ка, скажи, красавица, по-русски калякаешь? Как тебя звать?

-Мое имя – Анна, по-русски пока разговариваю плохо, некоторые слова не понимаю.

- Ладненко! Ладненко. До сей поры такую красавицу, как ты не приходилось встречать. Эх-ма! Где моя молодость? Как она быстро прошла! Прошла в Сибири среди диких людей и зверей. Плаксивые сибирские девушки по своим достоинствам не чета тебе. Ну, а какимие работами тебя загружать можно? Ты грамотная Аннушка? Неужели ты дочка какогото местного богача?

- Я из бедной семьи. Имею среднее образование. После школы получила специальность швеи, выучилась на кондитера. Знакома со всеми женскими работами будь то уборка, мытье, стирка.

- Ого-о-о! Говоришь на кандитера училась! Будешь моим личным поваром? Я люблю вкусно приговленные блюда, еще люлю денег и красивых девушек. Ха-ха-ха. Ладно, идите! Устройтесь во флигеле. Дальше что делать скажет дворецкий.

Анна вышла, а Андрей остался стоять.

- Что тебе? Все еще думаешь отказаться от поездки? Нет уж! Дудки! Поедешь со мной. Иди!

- Никита Акинфиевич! Может послушаете мою игру на скрипке? Там, в Италии, ходил на курсы по скрипке, учил ноты. Знаю нотную грамоту.

-Что такое нота? Я впервые слышу об этом. Музыку знаю, а ноты нет.     

- Это графическое изображение музыки. Имеется всего семь названий нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

- Не мучай меня пустяками. Иди устройся во флигеле, а ночью пойдешь караулить главные ворота. Все. Иди!

Не смог обуздать свои страсти Никита-заводчик. Ближе к ночи пошел во флигел, избила Анну за сопротивление и изнасиловал жестко, не обращая на мольбы и стенания бедной девушки. После этого дикого случая, не зная что делать, гордая Анна наложила на себя руки. Возвраившись утром с караула и увидев труп своей любимой Андрей понял все и свалился без памяти.

Смерть Анны взбудорожило все имение, ходили противоречивые предположения и сплетни, но Демидову никто ничего не сказал. Слуга есть слуга: у них рот на замке, без каких-либо человеческих прав, можно издеваться, можно бить, можно убить – хозяин за это нисколечко отвечать не будет. Такая система, удобная лишь имущим слоям населения. Российские законы не защищают слабых, убогих и простых людей.

После похорон своей любимой жены Андрей крепко задумался. Да, он решил: ни в коем случае не выедет заграницу с таким дикарем и человекоубийцей. Надо мстить этому ублюдку! Как? Наконец, решился: ночью взял топор и проник в спальню Никиты Демидова. Преступление не было совершено только из-за того, что заводчика в эту ночь не было дома. Он, оказывается, в тот момент гулял с богатыми вельможами на берегу Нивы. Второй раз Андрей увидел, как хозяин вернулся пьяным и уснул при открытых дверях. На этот раз он с топором дошел до дверей спальни и стоял, не решаясь на следующий шаг. Проходивший мимо дворецкий увидел его, сразу понял в чем дело и отобрав топор повел к себе. Долго уговаривал дворецкий дядя Ваня не делать этого, не брать на душу страшного греха. Он говорил: “Случись убийство всех слуг закуют в кандалы и отправят в Сибирь, а кого-то убьют. Тебе такой оборот устраивает? Нет. Здесь, живя в неволе, мы и наши дети если не сыты, то не голодны и в какой-то мере одеты. Нам, простым людям, большее и не светит. Ты, Андрюха, уходи отсюда, познакомься с людьми, у кого такая же беда и печаль. Как –нибудь, переживи свое горе. Когда-нибудь бог его накажет”.

Рано утром Андрей Воробыжкин ушел от своего хозяина и долго бродил по улицам Санкт-Петербурга, несколько раз прошел по улице  “Набережной”, сам не зная, шел дальше куда-то. Плакал горючими слезами, вспоминая свою любимую и то короткое счастье, которое было у них в Италии. Вдруг он услышал женские голоса и неудержимый хохот мужчин. Кто-то пытался пиликать на скрипке и не мог, так как скрипка, чувствовалось, была расстроена. Андрей шагнул туда, откуда доносились шумы и разговоры людей и дошел до кабака. “Ни копейки в кармане”, - подумал он, но какя-то сила тянула его вовнутрь. Зашел и остановился возле дверей.

Через дым от самокрутки и дешевых сигарет он увидел, как скрипач преклонных лет пытался вывести музыку, но у него ничего не получалось. Звук скрипки никто не слушал, люди громко разговаривали, спорили, беседовали, попивая пиво и русскую водку. Кто-то пел унылом голосом о судьбе босяков.

- Старик! Дай-ка скрипку, попробую сыграть!

- А ты, молодой человек, вообще-то умеешь играть?

- Сперва послушай, потом скажешь!

-До тебя пробовали, ничего не получилось, поэтому говорю: здесь лкчше меня никто не играет.

Воробыжкин не торопясь настроил скрипку, она оказалась вполне пригодной и повела смычком то вверх, то вниз. Полилась музыка, доселе не знакомая никому из посетителей кабака. Она звучала, напоминая прекрасную природу Италии, ее теплые воды, о великой любви во мраке. Музыка рассказывала о коротком человеческом счастье, о горе, о потери любимого человека и о стремлении к мести. Тихая музыка усиливаясь, плакала, стонала то женским голосом, то слышен был грубый мужской голос. Разговоры затихли, все уже слушали чарующую музыку молодого человека и удивлялись тому, как такой великий музыкант, одетый по-иностранному во фрак, спустился сверху, с небес, в подвальное помещение кабака, где каждый раз собираются одни убогие, искалеченные жизнью. Закрыв лицо руками, старик-музыкант беззвучно плакал. Музыка закончилась тем, что она резко оборвалась, как будто оборвалась чья-то жизнь. Все были в недоумении и удивлении. Первым пришел в себя старик-музыкант. Он спросил:

- Что за музыку ты сыграл, молодой человек? Я никогда не слышал такую музыку!

- Это “Полонез”. Называется “Прощание с любимой”. Я сам на днях создал его. Вам нравится?

- Конечно, нравится, - подхватил разговор бородатый человек огромного роста. Братцы! Посмотрите на этого музыканта, перед вами стоит русский композитор, пока, быть может,  не великий, но народный. Посмотрите внимательно и запоминайте: это первый настоящий музыкант, который зашел к нам в гости. Хотя одет своеобразно, наверное, не из имущих слоев? Паря! Ты кто? Откуда? Куда путь держишь?

- Я- крепостной холоп, одним словом, раб. Учился за границей и вот на днях вернулся. Там в Италии, выпало счастье играть на сцене на скрипке Страдивари. Вот это звучание!

- Я краешком уха слышал о скрипке Страдивари, расскажи о нам, если можешь. Мне это очень интересно, - попросил старик-скрипач.

- Долго не будет?

- Нет. Нам некуда спешить. Правильно, братцы?

- Правильно, правильно, пусть расскажет, а мы послушаем,- загалдели присутствующие.     

Вот что язнаю: в детстве Антонио Страдивари пытался выразить голосом то, что было спрятано у него в сердце, однако у мальчика выходило не очень хорошо, и люди просто насмехались над ним. Странный ребёнок постоянно носил с собой маленький перочинный ножик, с помощью которого вырезал различные деревянные фигурки. Родители мальчика желали ему карьеры краснодеревщика. В одиннадцать лет Страдивари узнал, что в их родном городе Кремона живёт известный Николо Амати, который считался лучшим мастером скрипичных дел во всей Италии. Антонио обожал музыку, поэтому выбор профессии был очевиден. Мальчик стал учеником Амати.

    В 1655 году Страдивари был всего лишь одним из многочисленных учеников мастера. Поначалу в его обязанности входило доставлять послания молочнику, мяснику и поставщикам дерева. Учитель, конечно, делился с ребятами своими секретами, но самое важное, благодаря которым скрипка имела неповторимое звучание, рассказывал только старшему сыну, ведь это было, по сути, семейное ремесло. Первым серьёзным делом для юного Страдивари было изготовление струн. Их он делал из жил ягнят, лучшие получались из 7-8 месячных животных. Следующая тайна заключалась в качестве и сорте дерева. Самым подходящим деревом для изготовления верхней части скрипки считались ели, выросшие в Швейцарских Альпах, нижняя часть делалась из клёна. Первая скрипка Страдивари была создана им в 22 года. Антонио тщательно оттачивал своё мастерство с каждым новым инструментом, но всё ещё работал в чужой мастерской.

Своё дело Страдивари открыл только в 40 лет, но скрипка Страдивари была пока ещё подобием инструментов его учителя. В этом же возрасте он женился на Франческе Феррабочи, она подарила ему пятерых детей. Но счастье мастера было недолгим, ведь в их город пришла чума. Заболели и умерли жена и все пятеро детей. Даже скрипка Страдивари больше не радовала, от отчаяния он почти не играл и не изготовлял инструментов.

После эпидемии в дом Антонио Страдивари постучался один из его учеников с грустным известием. Родители мальчика умерли, а он не мог обучаться у мастера из-за нехватки средств. Антонио пожалел юношу и взял его к себе в дом, позже усыновил. Вновь Страдивари почувствовал вкус жизни, ему захотелось создать что-то необыкновенное. Антонио решил создать уникальные, непохожие на другие по звучанию скрипки. Мечты мастера сбылись только в возрасте шестидесяти лет. Скрипка Страдивари имела летящее неземное звучание, которое до сих пор никто не может воспроизвести.

- Иди сюда браток! Ты так хорошо и дивно рассказываешь. Выпей чарку вина! Расскажи не таясь о своей судьбе, легче станет. Делись с нами со своим горем, если можно радостью. Тут все свои  - нищеброды-пьяницы.

Андрей открылся полностью, выпивая вино, рассказывал о своем детстве, о смерти отца и тяжелой жизни. Как рос и как был направлен В Италию, где шибко влюбился в красавицу, женился. Рассказал о смерти молодой и красивой жены, о дикости Никиты Демидова. Люди слушали молча и кивали головой. Оказалось, и в самом деле здесь свои люди, тебя понимают. Бородатый воскликнул:

-Эх, браток! Скорбь и несчастье всегда рядом идут. Надо быть терпеливым до конца. Кстати, будем знакомы, я – Ермилка. Здесь меня знают все. Тебя зовут?...

-Андрей, фамилия Воробыжкин

- Браток Андрей! А сейчас куда путь держишь? О чем думаешь?

- Некуда мне идти. Завтра утром кавалькада, вернее караван Демидова, выезжает заграницу. Думаю убить Демидова и предать огню все его имение. Мне нужен помощник.

- Ой-ой-ой! Остановись, браток! Убийство человека – большой грех. Думаешь,убью заводчика и буду жить спокойно. Не получится. Будешь вечно в тюрьме. Второе, виновником смерти твоей жены можно назвать кого угодно, никто не видел. Имение трогать не надо, там живут сотни людей-холопов. Это и их кров.   

- А что делать? Посоветуй, Ермилка.

- Забудь про Демидова. Будь с нами, не пропадешь. Давай сделаем так: выйди в дорогу вместе с нами. Мы, ватага горемычных, собираемся уходить на Яик, за Каменный пояс. Пойдем к самому Пугачеву. Думаю, за два месяца дойдем. Нас тут больше сотни. Это уже великая сила. Мы найдем и пропитание и сумеем защитить себя. Ну, согласен? Что тут думать? Долго не стал думать Андрей сразу согласился, куда еще пойдешь? А тут все свои, тебя понимают и за человека считают. Значит, судьбина такая.                                             


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!