САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНИКИ ИМАМА АШ-ШАФИИ



Имам аш-Шафии имел множество учеников, распространявших мазхаб Имама в Хиджазе, Ираке, Египте и других исламских землях. Ниже приводятся пять наиболее известных учеников Имама, приложивших много сил для распространения его мазхаба, да будет милостив к ним ко всем Аллах субхана ва тааля.

1. ЙУСУФ Б. ЙАХЙА (Абу Йа'куб; аль-Бувэйти; аль-Мисри; ум. 231/845).

Имам пал шехидом в Багдаде от рук мутазилитов, которые сковали цепями ему ноги и шею, а руки связали над головой. Будучи одним из самых крупных ученых мазхаба, был также и самым близким другом Имама аш-Шафии. Он был прекрасным чтецом Корана и крупным ученым по фикху. Йусуф б. Йахйа учился хадисам у Абдуллаха б. Вэхба и у Имама аш-Шафии. От него передатчиками хадисов были Абу Исмаил ат-Тирмизи, Рэби б. Сулейман аль-Муради, Ибрахим б. Исхак аль-Харби, Абу-ль-Вэлид б. Абу-ль-Джаруд, Мухаммад б. Амир аль-Мэсиси, Касым б. аль-Мугира аль-Джэвхери, Ахмад б. Мансур ар-Рамади, Касым б. Хашим.

Абу-ль-Асим передает: "Если кто-либо обращался к Имаму аш-Шафии когда время его было ограничено, то он посылал к имаму Йусуфу". Имам аш-Шафии перед смертью завещал, чтобы главным Имамом после него признали имама Йусуфа б. Йахйа.

Имаму принадлежит известная книга "Аль-Мухтасар". (IAA, III: 333).

2. ИСМАИЛ Б. ЙАХЙА (Абу Ибрахим; Аль-Музени; 175/791-264/877).

Один из выдающихся учеников Имама аш-Шафии, который говорил о нем: "аль-Музени - помощник моего мазхаба". Имам Аль-Музени является автором многочисленных произведений по мазхабу Шафии. Учился и передавал сообщения также и от Нуайма б. Хаммада.

Среди известных произведений имама: 1. "Мухтасар", 2. "Джами-и Кабир", 3. "Джами-и Сагир", 4. "Мэнсур", 5. "Мэсал-и Му'таабара", 6. "Ат-Тэргиб фи-ль-Ильм", 7. "Китаб-уль-Вэсаик", 8. "Китаб-уль-Акариб", 9."Китаб-и Нихайат-иль-Ихтисар". (IAA, III: 252).

3. АР-РЭБИ Б. СУЛЕЙМАН

(б. Абд-уль-Джаббар аль-Муради; Абу Мухаммад; 174/790-270/884).

Был муадзином в Асе при "Фустат Джамии". Передатчик книг мазхаба. Долгое время находился при Имаме аш-Шафии и впоследствии передавал его книги (обучал по его книгам). Через него стали известны такие книги Имама аш-Шафии, как: "Ар-Рисала", "Аль-Умм" и другие. Он был первым имамом в Египте, под диктовку которого переписывали хадисы в мечети "Ибн-и Толум Джамии". Про него Имам аш-Шафии говорил: "Никто не помог мне столько, как он". После смерти Имама аш-Шафии, к нему обращались более 200 человек за получением знаний по шафиитскому мазхабу. Когда появляются какие-либо противоречия в книгах мазхаба, то предпочтение отдают книгам Абу Мухаммада. (IAA, III: 287).

4. ХАРМАЛА б. ЙАХЙА б. ХАРМАЛА (ум. 266 г.х.).

Был передатчиком книг Имама аш-Шафии, не упомянутых имамом Рэби б. Сулейманом. Его перу принадлежат: "Китаб-уш-Шурут" - в трех томах, "Китаб-ус-Сунан" - в 10 томах, "Китаб-ун-Никях" и "Китабу-ль-Элвани-ль-Ибиль ва-ль-Ганам ва Сыфатуха ва Эснануха". (IFA, I: 32).

5. МУХАММАД Б. АБДУЛЛАХ Б. АБД-УЛ-ХАКИМ (ум. 268 г.х.).

Поначалу учился у Имама Малика б. Анаса. Затем долгое время учился у Имама аш-Шафии и был одним из его любимцев. Египетские ученые ценили его очень высоко. Но, впоследствии, он все же оставил этот мазхаб и вновь стал следовать мазхабу своего первого учителя - Имама Малика б. Анаса. Да будет милостив к ним ко всем Аллах субхана ва тааля. (IFA, I: 32).

Основные положения, принятые в мазхабе Шафии:

1) При наличии двух разных мнений Имама аш-Шафии по какому-либо вопросу, муфтий в своих фетвах должен придерживаться иджтихада первого поколения ученых мазхаба. То есть, опираться на сообщения имамов аль-Бувэйти, Аль-Музени, аль-Муради, переданных ими от Имама аш-Шафии.

2) Среди ученых последующих поколений самым надежным комментатором трудов ранних ученых мазхаба считается имам ан-Навави,[36] да будет милостив к нему Аллах. К таким работам имама относятся: "Минхадж-ут-Талибин" и "Умдат-уль-Муфтин". Более того, несмотря на существование у него работы по фикху - "Равда", ученые шафииты отдают предпочтение "Минхаджу" и считают эту работу имама основной книгой мазхаба. При написании этой книги имам ан-Навави опирался на произведение "Аль-Мухаррар" Абу-ль-Касыма ар-Рафии.[37]

Шейх Закариййа аль-Ансари[38] сократил книгу "Минхадж-ут-Талибин" и назвал этот сокращенный вариант "Аль-Мэххадж". В свою очередь, книга "Минхадж" также имела много комментаторов, наиболее ценной считается произведение имама Ибн-и Хаджара аль-Макки[39] "Тухфат-уль-Мухтадж" в четырех томах.

Таким образом, современные фетвы мазхаба должны опираться на положения фикха, указанные в книге комментариев имама ан-Навави "Минхадж-ут-Талибин"; на комментарии к этой книге имама ар-Рэмли[40] "Нихайат-уль-Мухтадж"; на книгу Ибн-и Хаджара аль-Макки "Тухфат-уль-Мухтадж" и на работы Шейха Закариййа аль-Ансари, да будет милостив к ним ко всем Аллах.

3) В мазхабе Шафии различают два вида Сунны в молитве: а) Эб'аз, б) Хэйет.

При пропуске одного из положений Эб'аза, возникает необходимость совершения двух дополнительных земных поклонов (Суджуд ас-Сахв).

а) Эб'аз состоит из следующих положений: Ташаххуд, Сидение в Ташаххуде, Салават в первом Ташаххуде, Сидение в конечном Ташаххуде, Салават в конечном Ташаххуде, Чтение Дуа 'Кунут' в Утренней молитве, Салават после Дуа.

б) Хэйет - сюда входят до сорока положений Сунны. При пропуске Хэйета (например, тасбихов), Суджуд ас-Сахв не совершается. (См. IFA, II: 10).

Некоторые термины, принятые в мазхабе Шафии:

1. "Аквал" - Мнение Имама аш-Шафии.

2. "Эвджух" - Мнения ученых - шафиитов, обоснованные правилами,

установленными Имамом аш-Шафии.

3. "Турук" - Разногласия передатчиков сообщений (Рави) по толкованию правил мазхаба.[41]

4. "Аль-Джедид" - Слова Имама аш-Шафии, высказанные им в виде фетв, когда он находился в Египте. Передатчиками этих сообщений были: аль-Бувэйти, аль-Музени, ар-Рэби, аль-Муради, Хармала, Йунус б. Абд-ул-А'ла, Абдуллах б. Зубайр аль-Макки, Мухаммад б. Абдуллах б. аль-Хаким и другие. Предпочтение отдается сообщениям первых трех имамов. Остальные имамы передавали сообщения в строго ограниченных пределах.

5. "Аль-Кадым" - Высказывания Имама аш-Шафии в Ираке в виде фетв, или его сообщения, классифицированные в книге "Аль-Худжа". Передатчиков этих сообщений было много. Наиболее известные среди них имамы: Ахмад б. Ханбал, аз-За'ферани, аль-Керабиси и Абу Сэври. Имам аш-Шафии впоследствии от этих своих высказываний отказался и запретил давать фетвы по этим сообщениям. Соратники Имама дали фетвы по этим сообщениям приблизительно по 17-ти вопросам.

Высказывания Имама аш-Шафии между периодами нахождения его в Египте и Ираке относятся: Ранние - к разряду "аль-Кадым". Поздние - к "аль-Джедид".

Если по какому-либо вопросу существуют сообщения и "Кадым" и "Джедид", то действуют по сообщению "Джедид". Однако существуют фетвы по 17-ти вопросам, которые даны на основе сообщений "Кадым".

6. "Кьавль-аль-Джедид" - Два различных мнения Имама аш-Шафии на проблему разряда "Джедид". Если есть возможность различить эти два мнения по времени высказывания, то действуют по более позднему высказыванию Имама. Если различить невозможно, и Имам действовал по одному из этих сообщений, то другое сообщение не принимается во внимание.

7. "Киле" - Термин указывает на то, что сообщение имеет слабое подтверждение (Заиф).

8. "Шейхан" - При указании этого термина в тексте, подразумевается мнение имамов ар-Рафии и ан-Навави. Хвала Аллаху Господу миров!

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ОСНОВАМ ФИКХА (УСУЛЮ-ЛЬ-ФИКХ)

СОСТАВЛЕННЫЕ В СООТВЕТСВИИ С ИДЖТИХАДОМ ИМАМА АШ-ШАФИИ

(так называемый 'Метод Мутакаллимов'):

Нижеследующие книги являются основополагающими произведениями по Основам Фикха, составленные по методу мутакаллимов:

'Аль-Умда' - Кады Абд-уль-Джаббара аль-Мутазили (ум. 415/1024).

'Аль-Муьтамад' -

Комментарии к 'Аль-Умда' Абу-ль-Хасана аль-Басри аль-Мутазили (ум. 463/1071).

'Аль-Бурхан' -

Имам-уль-Харамейна Абд-уль-Малика б. М. б. Абдуллаха аль-Джувайни (ум. 478/1085).

'Аль-Мустасфа' - Абу Хамида Мухаммада аль-Газали (ум. 505/1111).

После имама аль-Газали появлялись и другие книги по Основам Фикха, но они составлялись уже из вышеуказанных произведений. Например, произведения:

'Аль-Махсуль' - Фахр-ад-Дина Мухаммада б. Умара ар-Рази (ум. 606/1209).

'Аль-Ихкам' - Сайф-уд-Дина аль-Амиди (ум. 631/1233).

Книги по Основам Фикха написанные впоследствии, комментировали в основном эти два произведения с вариантами сокращенных добавлений из предыдущего списка.

Примером могут служить книги:

'Аль-Хасиль' - Тадж-уд-Дина аль-Урмави (ум. 656/1258) является комментариями к 'Аль-Махсуль'у имама ар-Рази, и 'Ат-Тахсиль' - Сираджудина аль-Урмави (ум. 682/1283).

В свою очередь, некоторые основные главы из этих двух произведений были комментированы имамом Шихаб-уд-Дином аль-Карафи (ум. 684/1285) в небольшой работе

'Ат-Танкихат'. Нечто подобное составил и имам Кады Абдуллах б. Умар аль-Бэйдави (ум. 685/1286) в книге под названием 'Аль-Минхадж'.

Вторую книгу ('Аль-Ихкам' - Сайф-уд-Дина аль-Амиди) взял за основу своей работы имам Абу Амр Ибн Хаджиб (ум. 846/1442) в книге под названием 'Мюнтаха-с-сюьль ва-ль-амаль фи ыльмэй-иль-усуль ва-ль-джедель'. Затем эту работу автор взял за основу другого своего произведения - 'Мухтасар-уль-мюнтаха'. Далее были написаны и другие произведения, которые комментировали уже эти 'Мухтасар:'ы. Хвала Аллаху Господу миров!

Абу Асад аль-Ханафи. Санкт-Петербург - 2002.

Из книги: 'Ислам Хукук Ильминин Эсаслары' - (Усулю-ль-Фикх).

Проф. Др. Зекиюддин Шаьбан; Доч. Др. Ибрахим Каафи Донмез. Анкара - 1990.

***********

III - МАЗХАБ ХАНБАЛИ

ИМАМ АХМАД Б. ХАНБАЛ

(Абу Абдуллах; Шэйбани Марузи; жил в Багдаде в 164/780-241/855)

Ахмад б. Ханбал, да будет милостив к нему Аллах, является основателем 4-го мазхаба Ахл-ас-Сунна. Отец его был родом из Мерва. Великолепный знаток хадисов и фикха, он был известен своей отличной памятью, глубоким умом и богобоязненностью. Даже представить себе трудно, какая должна быть работоспособность, чтобы собрать до 1 000 000 (одного миллиона!) хадисов. А по некоторым сообщениям Имам обладал именно таким багажом! Этот свой багаж он пополнял не из книг, а собирал сам, объездив почти весь исламский мир. Был он в Куфе и Басре, в Мекке и Медине, в Алжире, Йемене, Сирии, и других центрах. А какова память Имама Ахмада - судите сами. Он знал 300 000 хадисов на память, вместе с их толкованием и именами их передатчиков.

Фикху, он учился у Имама аш-Шафии. А Имам аш-Шафии брал у Имама Ахмада хадисы. Ибрахим аль-Харби говорил: 'Видел я Имама Ахмада. Всевышний Аллах обогатил его знаниями по всем наукам'.

Кутайба б. Саид вторит ему: 'Если бы Имам Ахмад жил во времена Имамов Саури, Авзаи, Малика, Лейса б. Саида, то был бы выше их всех'.

Однажды Имам Ахмад получил письмо от Имама аш-Шафии из Египта. После прочтения - заплакал. Когда спросили причину, он ответил: 'аш-Шафии видел во сне Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Пророк велел ему написать письмо Абу Абдуллаху Ахмаду б. Ханбалу (значить мне), передать привет и сказать, что скоро с него спросят о сотворенности Корана. Пусть на этот вопрос не отвечает'. Действительно, его вскоре арестовали. И из-за того, что он не соглашался с тезисом о сотворенности Корана, был наказан палочными ударами.

На похоронах Имама присутствовали 800 000 человек, в том числе 60 000 женщин. Его смерть вызвала большой общественный резонанс. И не только среди мусульман. Это значительное событие послужило толчком для духовного роста и представителей других конфессий. До нашего времени дошли свидетельства, что в день его похорон приняли ислам большое количество иудеев, назаретян и огнепоклонников.

В книге Имама Ахмада 'аль-Муснад' собраны 30 000 хадисов. Он их выбирал из 700 000. Известны его книги: 'Китаб-ур-Редди алель-Джехмиййа ва-з-Занадика', 'Китаб-уз-Зухд', 'Китаб-уль-Ашриба', 'Фадаил-ус-Сахаба', 'Китаб-уль-илель уа Марифат-ур-Риджал'.

***********


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 968; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!