III. ИСЛАМСКИЕ НАУКИ (УЛУМ-И ИСЛАМИЙА)



(Из посланий Саййида Абд-уль-Хакима аль-Арваси.) [11]

Два раздела Исламских Наук

Необходимые для мусульман науки, называемые "Улум-и Исламийа" имеют два раздела:

1. "УЛУМ-И АКЛИЙЙА" - Общественные и Естественные науки.

2. "УЛУМ-И НАКЛИЙЙА" - Религиозные науки.

1. "Улум-и Аклиййа" - Общественные и Естественныенауки.

Изучение этих не религиозных наук в разряде Фард-ы кифайа (то есть при условии выполнения этого предписания частью мусульман, остальные освобождаются от этой обязанности). Тогда как приобретение необходимых религиозных знаний, предписано в обязательном порядке для каждого мусульманина (в разряде Фард-ы айн). Предписания, относящиеся к Улум-и Аклиййа, и исполняемые частью мусульман, могут в ходе научного прогресса, изменяться. Учиться этим наукам можно где угодно и у кого угодно. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), предписывал нам за знаниями идти хоть в Китай.

В религиозных же науках изменений быть не может. Добавлять, или менять смысл Предписаний Священного Корана и Сунны нельзя ни в коем случае. Любые реформаторские идеи, искажающие смысл Предписаний Всевышнего Аллаха и Сунны Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), являются НЕДОЗВОЛЕННЫМИ НОВШЕСТВАМИ - БИДА' - и ведут к разрушению Истинной Веры.

2. "Улум-и Наклиййа" - Религиозныенауки.

Эти науки можно и нужно изучать только по книгам ученыхАхл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а. Как было сказано выше, эти знания ученые (основатели мазхабов) черпали из 4-х источников: Священный Коран, хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха), Иджма - (согласованное решение по вопросам вероучения и права первых 3-х поколений ученых Ислама) и аль-Кыйас - решение, принимаемое муджтахидом, методом суждения по аналогии.

Религиозные знания состоят восемь основных разделов:

1. Ильм-и тaфсир - Наука толкования Корана. Ученых этой науки называют МУФAССИР.

2. Ильм-и усул-и хадис - Наука, изучающая разновидности хадисов и способы их отбора.

3. Ильм-и хадис - Наука о методах изучения хадисов учеными - МУУХАДДИСами, тщательный отбор сообщений и изучение слов и привычек Пророка Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

4. Ильм-и усули калам - Наука о способах извлечения знаний по основам богословия из айатов Корана и хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха).[12]

5. Ильм-и калам - Наука, разъясняющая суть Единобожия, и связанные с этим шесть условий веры. Эти условия мусульманину необходимо не только произнести устно, но и воспринять сердцем. Ученые - МУТАКАЛЛИМИНЫ.

6. Ильм-и усули фикх - Наука, разъясняющая способы извлечения знаний по основам фикха из Корана и Сунны.[13]

7. Ильм-и фикх - Наука, разъясняющая мусульманам способы исполнения поклонений телом. Разновидностей телесных поклонений всего 8. По существу, они делятся на 3 основные группы: Предписанные поклонения, Запрещенные и Исполняемые по Желанию. Ученых называют ФАКИХ; ФУКАХА.

8. Ильм-и тасаввуф. По-другому эту науку еще называют Ильм-и ахляк, Ильм-и ихлас. Знатоки этой науки - МУТАСАВВУФЫ. С помощью этой науки, избранные Всевышним Аллахом богобоязненные люди, обретают духовную силу Священного Корана. Мусульмане, достигшие уровня ат-Тасаввуф, исполняют все поклонения с любовью. Величие Аллаха они видят во всем, на что бы ни посмотрели, о чем бы ни подумали. Духовное возвышение достигается ими путем строгого следования указаниям Всевышнего Аллаха. Каждый свой шаг эти люди соизмеряют с Предписаниями Священного Корана и с Сунной Пророка Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Их высокая степень осмотрительности позволяет им избегать и Запретное, и Сомнительное. Это состояние, называемое ВАРА',вместе с преданием себя божественной воле (ТАВАККУЛЬ) и терпеливым перенесением страданий - (САБР), дает им надежду на получение высшей благости Аллаха.[14]

Из 8-ми основных наук, перечисленных выше, обычным мусульманам необходимо изучение 3-х. Это ильм-и калам, ильм-и фикх и ильм-и тасаввуф. Обучение этим наукам в меру необходимости, обязательно - Фард-ы айн. Не заниматься вовсе этими науками, не обучать им своих детей - большой грех. Те же, кто отрицает эти науки, теряют веру и становятся кафирами. Об этом пишут в своих книгах Мухаммад аль-Багдади, Абд-ул-Гани ан-Наблуси, Ибн Абидин и другие ученые Сунниты. Более подробное изучение этих 3-х наук, а также изучение остальных 5-ти - весьма желательно - Фард-ы кифайа. Для изучения 8-ми наук, необходимо знание еще 12-ти других наук, относящихся к арабскому языку: 1. Сарф 2. Иштикак 3. Нахв 4. Китабат 5. Иштикак-и кабир 6. Лугат 7. Матн-и лугат 8. Байан 9. Ма'ани 10. Бади 11. Балагат 12. Инша. Об этом пишется в книге "Барика:" имама аль-Хадими (ум. в 1176/1762г).

Таким образом, число основных наук в Исламе достигает 20-ти!

Отсюда следует вывод: чтобы стать ученым Ислама самого высокого уровня, нужно до тонкости изучить 8 + 12 = 20 главных религиозных наук - УЛУМ-И НАКЛИЙЙА. Кроме того необходимо знать все четыре мазхаба Суннитов и иметь широкое современное образование, чтобы разбираться в общественных и естественных науках - УЛУМ-И АКЛИЙЙА.

Имам Ибн-уль-Бэззаз (Мухаммад б. Мухаммад аль-Кэрдэри, ум. в 827/1424) в книге "Фатава-и Бэззазиййа" пишет:[15]

"После того, как мусульманин выучит наизусть некоторую часть из Священного Корана, необходимую для совершения молитв, ему нужно сразу же приступить к изучению фикха. Так как изучение Фикха относится к разряду Обязательных Предписаний для каждого мусульманина - Фард-ы айн, а знание всего Священного Корана наизусть в разряде - Фард-ы кифаййа. То есть, если это Предписание исполняет часть мусульман, то остальные мусульмане освобождаются от обязательного его исполнения. Имам Мухаммад аш-Шэйбани (135/752-189/805) писал, что мусульманину необходимо стремленине к познанию порядка двухсот тысяч (!) решений по фикху, разъясняющих Халял (дозволенное) и Харам (запрещенное в Исламе).

Таким образом, после исполнения фардов, получение знаний по фикху - главная обязанность мусульманина".

В сборниках Бухари, Муслима и Тирмизи приводится хадис: "Если Аллах пожелает проявить благосклонность к кому-либо из своих рабов, то позволит ему стать факихом в религии (знатоком религиозно-правовых предписаний).

В книге "аль-Хадика:" Абд-ул-Гани ан-Наблуси (1050/1640-1143/1731) говорится:

"Мусульманам, не являющимися специалистами по богословию, предписано изучение науки Ильм-и калам только в определенных пределах. То есть, нужно знать основы Вероучения, разъясненные в книгах Приверженцев Сунны, и уметь разъяснить условия Веры сбившимся с Истинного Пути и неверным. Знание науки Ильм-и калам в этих пределах для мусульман предписано обязательно - фард-ы айн. Изучение богословия сверх минимальных пределов могут позволить себе только ученые, имеющие достаточно высокий уровень, занимающиеся науками ради Аллаха и для помощи другим мусульманам. Остальным же людям, не имеющим обширных знаний по фикху и тасаввуфу, заниматься вопросами богословия - Ильм-и калам - очень и очень опасно. Существует большая вероятность запутаться в дебрях этой сложнейшей науки и сбиться с Пути. Да защитит нас Аллах от такого большого несчастья! Имам Абу Йусуф (113/731-182/798), да будет милостив к нему Аллах, пишет: "Не должны быть имамами (при совместной молитве) люди, занимающиеся наукой Ильм-и калам". Имам аш-Шафи'и (150/767-204/820), да будет милостив к нему Аллах, сказал: "Сбиться с Истинного Пути, занимаясь богословием, - гораздо большее несчастье, чем совершить великий грех". Если это было так опасно во время имама аш-Шафи'и, то представьте себе, чем угрожает такое занятие в наше время. И вот еще что говорит имам аш-Шафи'и по этому поводу: "Если бы люди знали, насколько опасно заниматься наукой Ильм-и калам, без достаточного на то уровняобразования, то от такого занятия бежали бы как от разъяренного льва".[16]

Наука ФИКХ состоит из четырех главных частей:

1-ая часть - 'ИБАДАТ- ПОКЛОНЕНИЯ АЛЛАХУ. Она делится на 5 разделов: 5-ти кратная Молитва, Пост, Закяат, Хадж, Джихад. Каждая из этих групп имеет свои ответвления.

2-ая часть - МУНАКАХАТ. Эта часть науки, рассматривает вопросы женитьбы, развода, обеспечение средствами к существованию, и т.п.

3-тья часть - МУАМАЛЯТ. Эта часть фикха о торговле, найме, процентах, наследстве и др.

4-ая часть - УКУБАТ - НАКАЗАНИЯ или ПОСЛЕДСТВИЯ. Укубат состоит из Пяти видов наказаний: Кисас, Сиркат, Зина, Казф, Риддат.[17]

Каждому мусульманину Предписано в обязательном порядке изучение основных разделов 1-ой части Фикха - 'ИБАДАТ. И весьма желательно изучение 2-ой и 3-й частей. Отдельные, необходимые в жизни разделы этих частей необходимо изучить обязательно. Хадисы, приведенные у Бухари и Муслима на данную тему, говорят о том, что самыми лучшими мусульманами являются те, кто изучает ФИКХ и передает эти знания другим. Хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) свидетельствуют о том, что основатель первого мазхаба, из дошедших до нас 4-х школ Приверженцев Сунны, Имам А'зам Абу Ханифа стоит на самом высоком уровне среди муджтахидов.

О Джихаде

Мы видим, что подготовка к джихаду и сам джихад, являются поклонением Всевышнему Аллаху. Сказано в хадисе:

"Джихад - обязанность всех мусульман, мужчин и женщин";

"Уклоняющийся от джихада пусть не говорит, что он мусульманин".

Пророк Аллаха (мир ему и благословение) сообщает нам

о 2-х видах джихада, - словом и делом.

Джихад словом, это распространение истинных знаний по Исламу. В наше время эта форма джихада приобретает особое значение ввиду массированной атаки неверующих на устои Ислама через средства массовой информации. Чего только не придумывают противники Ислама, приклеивая всякие ярлыки последователям исламской веры. А неосведомленные репортеры спешат тиражировать эти выдумки в газетах, журналах, на радио и по телевидению. Многие обыватели принимают эту информацию за чистую монету. Им недосуг изучение истинного положения дел. А напрасно! Чтобы уяснить себе, что настоящий Ислам ничего общего не имеет с понятиями "экстремизм", "возврат в средневековье" и т.п. нужно не так уж много времени. Для этого достаточно ознакомиться с некоторыми высказываниями ученых просвещенной Европы.

Вот к примеру высказывание историка О'Лири: "История, однако, совершенно ясно доказывает, что легенда о фанатиках - мусульманах, которые ходят по миру и силой оружия обращают в Ислам порабощенные народы, - это один из самых фантастических и абсурдных мифов, который историки когда-либо рассказывали".

(Де Лейен О'Лири. "Ислам на распутье", Лондон, 1923).

Французский востоковед, историк Седиллот (1808-1875) считал своей обязанностью сказать следующее: 'Время между 9 и 13 веками было отмечено в Исламе быстрым развитием литературы. В результате активизации человеческой мысли был сделан огромный скачок в науке. В мире Ислама появилось очень много ценных изобретений и открытий. Это оказало большое влияние на Европу. Настолько большое, что мусульмане заслуженно могут называться нашими учителями!'.

Эта истина долгое время умалчивалась.

Профессор Е.Ф. Готье (1864-1940) вторит ему: 'В начале Ренессанса, Европа, просыпающаяся от варварства, с благоговением взирала на блестящую культуру Ислама'.

Джихад словом означает и противостояние искаженной информации об Исламе. Цель данного джихада - разъяснение основ Шариата, а также разъяснение того, что Всевышний Аллах через Священный Коран и Сунну Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), ниспослал для всего человечества высшие ценности и указал пути достижения этих благ. Джихад словом должен донести до людей, что спасутся от вечного огня Ада лишь те из людей, которые будут следовать указаниям Всевышнего Аллаха. Высказывания и действия отдельных мусульман или общин, сбившихся с Верного Пути, толкающих мусульман на противостояние всему и вся, не имеют ничего общего с предписаниями Милостивого, Милосердного Создателя и с Сунной Его Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Пожалуй, джихад в виде разъяснения сущности Ислама в наше время является одной из самых трудных, и наиболее необходимых форм. Это потому, что, несмотря на кажущееся обилие литературы по Исламу, на книжных полках чаще всего можно встретить брошюры, книги, сплошь напичканные реформаторскими идеями и измышлениями заблудших. Особенная опасность заключается в том, что такие сведения даны вперемешку с настоящими знаниями, почерпнутыми из книг Приверженцев Сунны. Как правило, в выходных данных такой, с позволения сказать "литературы", отсутствует или имя автора, или не указаны источники, или нет имени переводчика. Встречаются и такие издания, где вообще отсутствуют выходные данные. Иногда такую литературу распространяют сами же мусульмане, не утруждая себя поиском достоверных знаний. Но чаще всего распространение такой "литературы" - плод усиленной подрывной деятельности врагов Ислама, которые имеют для этого огромные средства и большой опыт. И, будьте уверены, они не дремлют в отличие от многих беспечных мусульман. Кстати, не надо забывать, что враги Ислама могут выглядеть и как шейхи, и как простые мусульмане, и как истинные сторонники мусульман. На самом деле эти люди стремятся или к власти, или к обеспеченной жизни. Они вербуют себе сторонников порою и среди людей светски образованных, но мало разбирающихся в религиозных вопросах.

Если человек прикладывает свои духовные, физические и материальные возможности для распространения веры в Единого Создателя, то этот человек совершает джихад. Вместе с остальными ежедневными поклонениями, которые мусульманин совершает по Предписанию Всевышнего Аллаха, джихад является для него отдельной обязанностью.

Каждый мусульманин обязан бороться с нововведениями в исламе и со всем тем, что ведет к падению нравов, к возврату веры в многобожие или к идолопоклонству. Джихад совершается только лишь ради Аллаха субхана ва тааля. Постоянная цель джихада - распространение света Веры в Единого Создателя, защита обладателей такой веры и распространение знаний о Вере и среди тех, кто еще не встал на Истинный Путь, и среди тех, кто считает себя мусульманином, но не знает самых элементарных основ Веры.

Джихад делом - также и военные действия, имеющие целью спасение угнетенных людей от диктаторских режимов, и предоставление им возможности приобщения к основам Веры в Единого Создателя. Такой джихад совершается не отдельными личностями или группировками, а только самим государством и в составе государства, законы которого опираются на шариат (то есть на Коран и Сунну). В противном случае, когда отдельные люди объявляют джихад и вербуют себе сторонников вразрез интересам Исламского государства, расценивается в шариате не более чем провокация (фитна). На протяжении веков было немало случаев, когда отдельные политические деятели или группировки объявляли джихад и, придя к власти при помощи обманутых мусульман, с ними же и расправлялись.

Для совершения военного джихада, государство должно быть достаточно подготовленным. Прежде всего, должны быть разрешены социальные вопросы. Джихад не совершается за счет лишения средств беднейших слоев населения. И, если это не оборона, то право на военный джихад имеет только государство, достигшее исполнения предписаний шариата в отношении обеспечения своего населения социально-правовыми нормами, а также имеющее достаточное вооружение для отражения любых притязаний извне. Джихад с использованием силы совершается с единственной целью, - целью распространения Истинной Веры. Надо заметить, что Истинная Вера предписана всем людям Земли, а не только этническим мусульманам. Захват в заложники детей, стариков, женщин, взрывы домов, тем более убийства невинных людей, никогда не являлись целью военного джихада по шариату. Всевышний Аллах предписывает джихад, но предупреждает при этом "не преступать":

"И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, - поистине, Аллах не любит преступающих!" (2: 190).

Исламское государство всегда должно быть готово к отпору врага: "И приготовьте для них, сколько можете, силы и отрядов конницы; ими вы устрашите врага Аллаха, и вашего врага, и других, помимо них; вы их не знаете, Аллах знает их. И что бы вы ни издержали на пути Аллаха, будет полностью возмещено вам, и вы не будете обижены" (Коран, 8: 60).

Джихад, - это и "Эмр-и Ма'руф", и "Нехй-и Мюнкар", что означает необходимость разъяснения неверующим сущности Ислама, призыв мусульман к правильному, одобренному образу жизни в Исламе и удержания их от совершения недозволенного (Харама).

Ложь и Истина противостоят друг другу в самых различных формах, поэтому и джихад необходимо вести везде и постоянно, вплоть до Судного Дня. И в этом противостоянии мусульманину Предписано быть на стороне Истины и приложить все свои силы для низвержения Лжи и Зла. Но это только одна сторона джихада - открытая форма. Есть еще скрытая форма. Это борьба с самим собой, со своими страстями. Это, в конце концов, пополнение своих знаний, преодоление своего невежества. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: "Джихад - это не только размахивание саблей". Только настоящие знания могут помочь мусульманину совершить "Джихаду-ль-Акбар", цель которого победа над собой, над своим невежеством, своими слабостями. И эта форма джихада считается главной, так как сказано в хадисе:

'Настоящим муджахидом является тот, кто борется со своими страстями'.[18]

А по поводу джихада путем распространения знаний, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "В Судный День будут взвешенына одной стороне весов - кровь шэхидов (мучеников за веру), на другой - чернила ученых. Чаша с чернилами ученых перевесит".

Да простит Всевышний Аллах ошибки всех верующих в Его Предписания, а заблудших направит на Путь Истины.

Итак! Если человек, проживающий в стране со свободным вероисповеданием, не знает символов веры, не имеет понятия о Предписаниях и Запретах Всевышнего Аллаха и не заботится о своем образовании, то оправданий у него в Судный День не будет. Не обучаться этому - большой грех. Необходимо, хотя бы кратко изучить эти предписания и обучить им своих детей. Мусульманин, не придающий значения этим Предписаниям и по этой причине не изучающий их, становится Неверующим - КАФИРОМ. Какой-либо человек, сказавший: "Ашхаду алляа иляха иль-ал-Лах ва ашхаду анна Мухаммадан абду-Ху ва расулю-Ху" и предварительно понявший и поверивший в сказанное, - становится мусульманином. Но далее, ему необходимо подробно изучить шесть условий веры, Предписания и Запреты Всевышнего Аллаха (а мусульмане должны помочь ему в этом). Если же не станет утруждать себя получением необходимых знаний, перестанет посещать мечеть для совершения пятничной совместной молитвы, не будет придавать значения ежедневной пятикратной молитве, то вера его будет постепенно слабеть, он откатится назад и станет ОТСТУПНИКОМ - МУРТАДОМ. Читать нужно книги Приверженцев Сунны, называемые Ильмихал, книги по религиозному праву (Фикху) и др. При отсутствии литературы, нужно спрашивать у знающих мусульман, как и предписано в Священном Коране и Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Аль-хамду-лиль-Лахи!

СТЕПЕНИ ИДЖТИХАДА

В книге "Вакфуниййат" Имама Ахмада Ибн-и Камаля,[19] да будет милостив к нему Аллах, сказано:

"Ученые по фикху разделены на 7 уровней:

1 - На самой высокой ступени стоят ученые - основатели мазхабов, называемые МУТЛАК МУДЖТАХИД (еще их называют "МУДЖТАХИД ФИ-Ш-ШАР"). Среди них Имамы Абу Ханифа, Малик бин Анас, аш-Шафи'и, Ахмад бин Ханбал, да будет милостив к ним Аллах субхана ва тааля, - основатели (эпонимы) сохранившихся до нашего времени богословско-правовых школ Приверженцев Сунны. Эти четыре Имама являются истинными наследниками Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) согласно хадису: ":Ученые - наследники Пророков".

2 - Ученые, совершающие такой же обширный иджтихад, но в рамках, установленных основателями мазхабов. Они называются МУДЖТАХИД ФИ-Л-МАЗХАБ. Например, такие имамы, как Абу Йусуф (113/731-182/798), М. аш-Шэйбани (135/752-189/805), Абу Хамид аль-Газали (450/1058-505/1111), ар-Раббани (ум. 1034/1624)

3 - Ученые, совершающие иджтихад по определенным вопросам (не освещенным ранее), не выходя за рамки установленных правил своего мазхаба. Их называют Муджтахид фи-л-Масаил. Например, ат-Тахави (238/853-321/933; Египет), аль-Хассаф Ахмад бин 'Умар (ум. в 261/874 г. в Багдаде), Абдуллах б. Хусайн Кэрхи (260/873-340/952), аль-Халвани (ум. в 456/1064 в Бухаре), Аль-Паздави (400/1009-482/1089), Ас-Сэрахси (400/1010-483/1090), Кады Хан (ум. 592/1196) и др.

4 - Ученые, комментирующие книги муджтахидов. Их называют Асхаб ат-Тахридж. Например, Ахмад бин Али Абу Бакр ар-Рази.

5 - Ученые этой категории комментируют какую-либо определенную тему из книг муджтахидов своего мазхаба. Их называют Арбаб ат-Тарджих. Например, автор книги "Хидаййа", Бурхан ад-Дин аль-Маргинани (ум. 593/1197 г.)

6 - Ученые этой группы, называемые Мукаллид, систематизируют сведения, касающиеся отдельной темы, располагая их в своих книгах в порядке значимости. Они способны различать степень достоверности исследуемого материала, и поэтому все сведения в их книгах верны. К таким ученым относятся: автор книги "Канз-уд-дакаик" ан-Насафи (ум. в 710/1310. Багдад); автор книг "Мухтар", "Ихтийар" Абд-ул-Лах бин Махмуд (599/1202-683/1285) и др.

7 - На седьмом уровне находятся мусульмане, которые различают достоверные знания, переданные Приверженцами Сунны, от так называемых "знаний", заключающих в себе недозволенные новшества - бида'. Хорошо понимают прочитанное ими в книгах по фикху, и правильно передают эти знания другим мусульманам". (Конец цитаты).

Альхамду лиль-Лахи Раббиль алемиин! - Хвала Аллаху Господу миров!

 

IV. УЧЕНЫЕ - ПРИВЕРЖЕНЦЫ СУННЫ - ОПОРА ИСЛАМА

Люди, не понимающие какое важное место занимают ученые Ислама в деле распространения Предписаний Аллаха (Велик Он и Славен) и Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха), говорят: "Нет необходимости в каких-либо ученых, когда имеется возможность непосредственного обращения к самому Благородному Корану". Видно такие люди не задумываются хотя бы над тем, что если бы так просто было понять значения айатов Корана, то не было бы необходимости в Пророках и Посланниках. Не понимают они, что высказывания Посланника, - это и есть толкование Корана. А труды истинных ученых, в свою очередь, разъясняют это толкование. Не каждый знаток арабского языка может стать ученым. Когда мусульмане говорят "ученый Ислама", они подразумевают человека, обладающего огромной эрудицией (широким спектром знаний по всем наукам Ислама), что позволяет ему толковать айаты Корана. Естественно, что этот человек не просто "кладезь наук", а, прежде всего, благочестивый мусульманин очень высокого интеллектуального уровня, вероучение которого соответствует вероучению Приверженцев Сунны (Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а). Такой ученый знает весь Коран не только наизусть, но и много других тонкостей. К примеру, когда и где был ниспослан каждый айат и по какому случаю. Кроме этого, ученый знает, какое толкование этому айату Корана дал Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а также знает всю цепочку передатчиков этого высказывания и комментарии к этим хадисам ученых первых трех поколений.

Не может считаться ученым человек даже с очень большим багажом знаний, но придерживающийся искаженного вероучения. Только правильное вероучение, полученное Приверженцами Сунны в наследство от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и первых трех поколений мусульман, определяет ценность каких-либо знаний. Главы всех остальных 72-х направлений также обладали большим комплексом знаний, но беда их в том, что они, не следуя согласованному мнению предыдущих Муджтахидов, не смогли отличить верный путь от искаженного и сбились с Пути Праведных Предков.

Хадисы об Ученых Ислама:

"Ученый выше невежды настолько, насколько пророк выше своей общины".

[Хатиб].

"Ученый выше абида (человека, который находится в постоянном поклонении) так же, как полный месяц ярче звезд". [Абу Нуайм].

"Ученый выше абида в семьдесят раз. При появлении бида' (нововведений), ученый предупреждает людей. Абид же в это время занят поклонением. Так что и с этой стороны ученый ценнее абида". [От Дейлеми].

"Чернила ученых будут сопоставлены с кровью шахидов, и Весы с чернилами ученых перевесят". [И. Наджар].

"Ученый, - это человек, в котором Аллах уверен и может на него положиться". [От Дейлеми].

"Ученые, - это факелы Земли, преемники и наследники мои и других пророков". [Абу Нуайм].

"После смерти ученого, даже рыбы молят о его прощении до самого Судного Дня". [Дейлеми].

"Следуйте ученым! Они факелы всего мира (освещают дорогу всем землянам)". [Дейлеми].

"Ученые, - это лоцманы (указывающие пути спасения) и руководители". [От И. Наджара].

О толковании айата: "Держитесь за вервь Аллаха:" (3: 103).

Ахмад б. Мухаммад ат-Тахтави (был муфтием Каира мазхаба Ханафи; ум. в 1231/1815; да будет милостив к нему Аллах) сказал по поводу этого айата следующее: "В данном случае "вервь Аллаха" означает ученых по Фикху и другим исламским наукам. Кто отделится от ученых по Фикху хоть на пядь, - собьется с Пути Истины. Путь ученых по Фикху, - это путь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Праведных Халифов. Кто отделится от этого пути, тот попадет в Ад. Мусульмане могут обрести спасение только лишь следуя вероучению общины Ахли-с-Сунна ва-ль-Джама'а. В школах этой общины собраны достоверные знания. Кто в наше время не следует ни одному из 4-х мазхабов Ахли-с-Сунна, непременно собьется с Пути Истины".

Имам аль-Хадими (автор книги "аль-Барика:") пишет следующее:

"Четыре Источника религиозных знаний являются источниками для ученых - Муджтахидов. Для обычных мусульман источниками знаний служат решения ученых одной из богословско-правовых школ (мазхабов) Приверженцев Сунны, так как не дозволено принимать решение по айату или хадису, толкуя их по собственному разумению. Поэтому, если при следовании какому-либо правовому решению нашего мазхаба, мы видим какие-то, как нам кажется, несоответствия с айатами или хадисами, то все равно следуем решению своего мазхаба. Так как мы знаем, что, скорее всего решение было принято в соответствии с другими айатами и хадисами путем сопоставления или согласованного мнения Праведных Предков. Правильное решение могут принять только ученые - Муджтахиды. Поэтому, мы должны читать не книги по тафсиру или хадисам, а книги по Фикху".

Каким образом надо следовать Корану

Следовать Корану, а значит Исламу, возможно только следуя правовым решениям муджтахидов одного из 4-х мазхабов Приверженцев Сунны. Невозможно следовать Корану путем собственного толкования айатов или чтения тафсиров. Несмотря на то, что в Коране есть все необходимые Предписания, истинное значение их раскрыл только Посланник (мир ему и благословение Аллаха). А в Коране строго предписано следовать Посланнику:

"Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной: " (3: 31).

И еще: "Веруйте же в Аллаха и Его посланника: и следуйте за ним, может быть, вы пойдете прямым путем!" (7: 158).

И еще: "Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху:" (4: 80).

В своей книге "Мактубат" Имам Раббани, да будет милостив к нему Аллах, пишет: "Всевышний Аллах сообщает в Коране, что следовать Его посланнику, - значит следовать Ему. Стало быть, нет других вариантов без следования Посланнику. Об этом Всевышний Аллах неоднократно утверждает словами "Несомненно, это так", напоминая тем, кто не задумывается над этим Предписанием. Всем необходимо запомнить, что эти два следования неразрывны друг от друга. В суре "Ниса" Аллах, хвала Ему Всевышнему" предупреждает: "Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников и желают отделить Аллаха от Его посланников, говорят: "Мы веруем в одних и не веруем в других". И хотят найти между этим путь, - они неверующие по истине. И уготовали Мы неверным унизительное наказание!" (4: 150-151).

О Значении Хадисов

Теперь, когда мы выяснили, что следовать Пророку (мир ему и благословение Аллаха) является Обязательным Предписанием (Фард), становится ясным необходимость следования и его высказываниям (хадисам), и его образу жизни. Весь комплекс информации об образе жизни и высказываниях Пророка (мир ему и благословение Аллаха) называется Сунна, являющаяся Весьма желательными предписаниями для всех мусульман. Если бы не было Сунны, то мы не имели бы сведений о количестве рукнов и способах выполнения молитв. Не знали бы кому, с какого момента, когда и сколько выплачивать закяат. Не имели бы сведений о посте, хадже и других религиозных предписаниях. То есть, никто не смог бы извлечь подобные знания из Корана.

Отсюда следует, что для понимания Корана необходимо обращение к хадисам, раскрывающим смысл Священного Писания.

Как пользоваться хадисами

Теперь, давайте рассмотрим, как это должно происходить. Зададим себе вопрос: "Каждый ли человек может обращаться к хадисам"? Вопрос можно поставить и по-другому: "Все ли мусульмане способны понимать смысл хадисов"? Можно спросить и так: "Нет ли скрытых знаний и в хадисах"?

Да, безусловно, есть хадисы, смысл которых ясен. Но большинство хадисов требуют комментирования их знатоками науки Фикх - Факихами.

Знатоки хадисов (Мухаддисы) могут дать информацию лишь о том, кто, где и когда услышал это высказывание Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и кто были последующие передатчики этого хадиса. Истинный смысл каждого хадиса определяет ученый - Факих (Фукаха). Настоящий Факих является Муджтахидом. Таковы основатели мазхабов - эпонимы сохранившихся до нашего времени 4-х богословско-правовых школ Приверженцев Сунны и их самые способные ученики. Только такие ученые способны дать заключение по правовому решению какого-либо вопроса путем обращения к 4-м Источникам: 1. Коран; 2. Сунна; 3. Иджма - согласованное мнение ученых первых трех поколений (Благородных Предков); 4. Аль-Кыйас - исследование путем сопоставления аналогий.

Науки хадисоведения (Ильм-и Хадис) и религиозного права (Ильм-и Фикх) весьма сложны, и являются двумя из восьми основных религиозных наук Ислама.

Итак, для того, чтобы понимать смысл непростых сообщений, которые обычный человек может истолковать по-разному, необходима помощь ученых. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) по этому поводу высказывался довольно определенно: "Следуйте пути ученых" [от Дейлеми]. Да и в Благородном Коране об этом сказано так же довольно ясно: ":- спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете" (16: 43). И далее, сказано: ":И что даровал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь:!" (59: 7). А даровал нам Посланник (мир ему и благословение Аллаха) многочисленные хадисы, в которых настойчиво призывает следовать за учеными, а не толковать айаты и хадисы по собственному разумению.

Вспомним еще раз приведенное выше высказывание имама Ахмада ат-Тахтави в комментариях к книге "Дурр-уль-Мухтар", где он говорил, что Предписание Всевышнего в Коране: 'Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь:' (3: 103) является указанием каждому мусульманину следовать за учеными по фикху, выполняя все их религиозно-правовые решения.

Обычным мусульманам, не знакомым со способами лечения собственных болезней (а тем более болезней души), невозможно выбрать и использовать из огромного количества хадисов, именно те, которые необходимы в данный момент. Ученые - Муджтахиды, являющиеся в то же время лучшими врачевателями душ и сердец, выбрали из этого океана хадисов и поместили в свои книги именно те из них, которые могут помочь при решении определенных проблем каждого мусульманина. Если продолжить сравнение с медициной, то Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), - это великий врачеватель, приготовивший для всеобщего пользования сотни тысяч лекарств. А ученые-правоведы подобны домашним врачам - пользуются этими готовыми снадобьями для лечения наших конкретных болезней. Представьте себе ситуацию, когда вы заболели какой-нибудь серьезной болезнью (не дай Аллах). Вы что, идете в аптеку и, глядя на огромное количество лекарств, гадаете, каким бы лекарством воспользоваться? Или, может быть, вы садитесь за изучение какой-либо отрасли медицины? А может быть, вы решитесь пойти полечиться к каким-нибудь гадалкам или шарлатанам? Благоразумный мусульманин никогда этого делать не станет! Да и любой человек не станет этого делать, если не лишен элементарной рассудительности. Он что, - враг самому себе? Скорее всего, больной обратиться к квалифицированному врачу.

Похожая ситуация может возникнуть (и постоянно возникает) при получении религиозных знаний. Мы не знаем истоков своих духовных болезней и не разбираемся в составе лекарств, необходимых для их лечения. Если мы в таком положении начнем выбирать для себя "лекарства" из сотен тысяч хадисов, то вместо лечения своих болезней, скорее всего их умножим. Поэтому и возникает необходимость следования указаниям ученых. И не просто читать книги так называемых "ученых", которых наплодилось в последнее время великое множество (согласно хадисам о 73-х направлениях в Исламе). Нельзя забывать, что все эти направления имеют свои университеты, своих профессоров и свое понимание (толкование) Корана.

Учеными - Приверженцами Сунны могут называться лишь те, которые следуют одной из 4-х богословско-правовых школ (мазхабов) Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а. Мазхабы эти сохранились под именами их основателей, и называются: мазхаб Ханафи; мазхаб Малики; мазхаб Шафии и мазхаб Ханбали. Настоящие ученые (да будет милостив к ним ко всем Аллах) при передаче знаний на протяжении веков опирались на четыре Источника (см. выше). Они и сами следовали этим четырем мазхабам, и призывали мусульман так же следовать лишь этим мазхабам. Это и есть СогласованноеМнение ученых Ислама. Не следовать согласованному мнению, - значит сойти с Пути Истины. Об этом сказано в хадисах:

"Ученые моей общины никогда не объединятся в заблуждении". [Ибни Маджа].

"Два человека, лучше, чем один. А трое, - лучше, чем двое. Поэтому, будьте всегда с джама'атом! Благоволение Аллаха, Его милосердие и помощь ниспосылается джама'ату. Кто отделится от джама'ата, свалится в Ад".

[от Ибни Асакира].

"Отделившийся от джама'ата, упадет лицом в Ад" [от Табарани].

В книге "Барика:" имам аль-Хадими (да будет милостив к нему Аллах) пишет, что нельзя передавать какой-либо хадис, не зная его достоверность. Даже если хадис был действительно достоверным, то, все равно, произносить его без уверенности в его достоверность является грехом. Сказано в хадисе: "Тот, кто выдает неизвестные словосочетания за хадис, получит наказание Ада". Непозволительно мусульманину (не ученому) совершать действия по хадису, истолковывая его по собственному разумению.

Итак! Истинное значение айатов Корана понимал лишь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) и своими высказываниями раскрыл их смысл. Истинный смысл высказываний Пророка (мир ему и благословение Аллаха) понимали лишь его Сподвижники (да будет ими доволен Аллах), передавшие эти знания со своими комментариями ученым-муджтахидам следующих поколений. Знания, переданные по цепи надежных передатчиков, сохранились до нашего времени в 4-х упомянутых мазхабах. Все члены общины Ахл-ас-Сунна (Приверженцев Сунны) следуют, и будут следовать инша-Аллах этим знаниям вплоть до Судного Дня!

Таким образом, невозможно изучить религию по айатам Корана и хадисам, истолковывая их смысл по собственному разумению. Каждый мусульманин обязан получать знания из книг, подготовленных для всеобщего пользования учеными - Приверженцами Сунны. Хвала Аллаху!

Как Познается Религия

В переводе смысла следующего айата Корана говорится: "Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день" (4: 59). Смысл этого айата в том, что в спорных вопросах необходимо обращаться к Корану и Сунне, но делать это надо ученым (Муджтахидам), а обычные мусульмане должны следовать их научным выводам (Иджтихаду).

Для верного понимания религии необходимо чтение книг по Фикху, которые единогласно одобрены учеными Ахл-и-с-Сунна. Посредством чтения каких-либо других книг, невозможно правильно понять религиозные основы. Невозможно совершать поклонения, руководствуясь первой попавшейся книгой, или по указаниям неизвестных учителей. К великому сожалению, в наше время не каждая, красиво оформленная арабской вязью книга, так же как и не каждый шейх, могут быть нашими наставниками. Но на то воля Аллаха испытывать нас таким образом. Получение религиозных знаний является слишком серьезным делом и требует от нас большого внимания и избирательного подхода к книгам, к учителям. В связи с этим, мусульманам необходимо иметь религиозные учебники, переведенные из достоверных книг Приверженцев Сунны. И да спасет и сохранит нас Аллах субхана ва тааля от чтения так называемых "религиозных учебников", основывающихся на книгах "ученых", давно сбившихся с Истинного Пути. Родителям необходимо помнить, что самым лучшим наследством для их детей будет хорошее воспитание, основанное на книгах "Ильмихал" ученых Ислама - Приверженцев Сунны.

И снова об Ученых

Один из выдающихся муджтахидов Ислама Имам Раббани[20](да будет милостив к нему Аллах) еще четыреста лет тому назад писал в своих посланиях: "В наше время значительно уменьшилось количество ученых Ислама. А те, немногие из существующих истинных последователей сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха), скомпрометированы современными "шейхами" тарикатов, погрязших в нововведениях и смешении Ислама с чуждыми этой религии культами. Эти шейхи-неучи старались завоевать сердца нации любым способом, не чураясь и самыми отвратительными культами религиозных систем, далеких от Единобожия. Видимо, эти несчастные рассчитывали таким способом увеличить количество последователей Ислама. Горе им! Их деятельность скорее разрушает религию. Да простит их Аллах и направит на путь Истины. Современным мусульманам надо быть более разборчивыми в выборе наставников, и следовать только за учениками настоящих Муджтахидов прошлого". (Имам Раббани, "Мактубат"; том - 2, послание - 62).

Имам Абд-ул-Гани ан-Наблуси (да будет милостив к нему Аллах; ум. в 1143/1731) в книге "Хадика..." говорит о том, что надо быть внимательным в выборе наставников. Необходимо следовать указаниям ученых-Суннитов. Кто не следует за ними, непременно подпадет под влияние заблудших "шейхов", книги которых - сущая отрава. И приводит следующие хадисы:

"С приближением Кыйамата (Конца света) уменьшатся знания, и распространится невежество".

"С уменьшением количества ученых, уменьшатся и знания. Невежественные люди будут давать фетвы по собственному разумению. Это собьет людей и откроет дорогу фитне".

"Каждый век будет хуже предыдущего. И так будет продолжаться до Конца Света".

В книге "Мерадж-уль-бахрейн" Рукн-ад-Дина аль-Чешти (ум. в 983/1575 в Ширазе) говорится: "Имам Малик б. Анас (да будет милостив к нему Аллах; 90/708-179/795), сказал: "Если кто-либо начнет заниматься ат-Тасаввуфом, не изучив в необходимых пределах науку Фикх, в конце концов, сойдет с Пути Истины. Если же изучит Фикх, но не будет иметь понятия об ат-Тасаввуфе, то, скорее всего, не избежит нововведений (бида') и пойдет по ложному пути. Истины достигнет лишь тот, кто получит достаточные знания по обеим наукам".

Ученые Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а предупреждали, что не дозволено читать тафсиры, не получив знаний по Фикху, необходимых каждому мусульманину (фарду-айн). Тем более, это касается нашего времени, когда не только настоящих ученых, но даже их книг не сыскать "днем с огнем". В нашем сегодняшнем состоянии совершенно невозможно извлечь религиозно-правовые знания из толкований (даже из самых лучших!) Корана. Не обладаем мы сейчас, после стольких лет духовного паралича, даже самыми минимальными знаниями, чтобы понимать тафсиры Корана, которые по существу предназначены для ученых. Только они, ученые Сунниты, могли выносить правовые решения, обладая знаниями по многочисленным наукам, и в том числе по тафсиру. "Ученые" остальных 72-х направлений Ислама потому и оказались на ложном пути, что неверно понимали значения айатов по толкованиям, порою весьма сомнительным. Теперь, представьте себе обычного мусульманина, который принимается за изучение тафсиров. Куда его выведет такое занятие, если даже ученые не всегда справлялись с этим. Более того, многие из так называемых "ученых" сошли с пути истины, даже тогда, когда предметом их изучения были лучшие толкования Корана. Но даже и тут они не смогли правильно их понять.

Чем отличаются ученые Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а

от ученых - реформаторов.

Имам Абд-ул-Хаким аль-Арваси (да будет милостив к нему Аллах) пишет, что существуют две группы ученых ислама:

В первую группу входят имамы по религии. В соответствии с их специализацией по определенным наукам, их называют "Муфассирин-и изам", "Мухаддисин-и кирам", "Мутакаллимин", "Мутасаввифин" и "Фукаха-и фихам" (да будет милостив к ним Аллах субхана ва тааля). Каждое слово, каждое сообщение этих ученых является толкованием айатов Благородного Корана и Сунны Пророка Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Все указания этих ученых высшего разряда являются руководством к действию для простых мусульман. Муфассир - это не автор одного из многочисленных тафсиров. Тафсиром(толкованием айатов Благородного Корана) являются лишь слова Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые он передал своим Сподвижникам. И далее, тафсиром являются лишь эти сообщения, переданные по цепочке и дошедшие до нас, благодаря трудам ученых высшей категории. Муфассирами являются ученые, правильно понимающие эти сообщения и только на этой основе дающие толкования айатов Корана. Ученые этой группы получили Толкования Корана и Сунны по цепи передатчиков от самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его Сподвижников. Именно поэтому этих ученых, и тех, кто следует за ними, - называют "Люди Сунны и Согласия" (Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а).

Высшую ступень среди муфассиров по единодушному признанию ученых Ислама всех времен заслуженно занимает Имам аль-Байдави (да будет милостив к нему Аллах).[21]

Во вторую группу входят ученые, не являющиеся специалистами по тафсиру, хадисам, богословию, тасаввуфу и фикху. Книги этих ученых не могут использоваться как руководство к действию, так как чаще всего базируются на весьма сомнительных выводах реформаторов. Очень часто в книгах ученых второй группы наряду с достоверными знаниями, могут излагаться и собственные измышления авторов. Тогда как книги истинных ученых Ислама опираются лишь на айаты Благородного Корана и на Сунну Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), в толкованиях, согласованных с мнением ученых первых трех поколений. Иными словами - все знания, переданные этими учеными, соответствуют сообщениям Праведных Предков (ас-с-Салаф ас-Салихун).

Итак, мы выяснили, что основатели мазхабов (вышеупомянутые 4 имама) являются учеными самой высшей категории - Мутлак Муджтахидами.

В их школах есть муджтахиды высокого уровня - Муджтахид-и фил-Мазхаб. Например:

В мазхабе Ханафи - это имам Абу Йусуф и имам Мухаммад аш-Шэйбани;

В мазхабе Малики - имам Ибн-и Касым, имам Абд-ул-Лах б. Вэхб;

В мазхабе Шафии - имамы Йусуф б. Йахйа, ар-Рафи'и, аль-Газали;

В мазхабе Ханбали - имам Салих б. Ахмад, имам аль-Эсрем и другие, [22]

да будет милостив к ним Аллах субхана ва тааля.

Иджтихады всех остальных ученых этих мазхабов фактически являются иджтихадом упомянутых ученых. То есть, иджтихады других ученых могут быть приняты лишь в том случае, если будут соответствовать трудам ученых предыдущих уровней. Без подобного соответствия, ничьи работы не могут быть квалифицированы как истинные знания. Аль-хамду-лиль-Лахи Рабби-ль-алемиин!

Использованная литература:

"Ma'lümat-ı nafia"- Ahmаd Cаvdаt P. İst. 1991. "Tam İlmihal", M. Sıddık G. İst. 1996.

"Islam Alimleri Ansiklopedisi"- İst. 1982.

Санкт-Петербург, 2001-2003 гг.

Молю Аллаха субхана ва тааля сделать эту работу полезной для мусульман

Абу Асад аль-Ханафи.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

МАЗХАБЫ АХЛ-И-С-СУННА ВА-ЛЬ-ДЖАМА'А - ОПОРА ИСЛАМА!

РАЗДЕЛ 1. РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВЫЕ ШКОЛЫ СУННИТОВ

МАЗХАБЫ ИМАМА А'ЗАМА АБУ ХАНИФА, ИМАМА МАЛИКА Б. АНАСА,

ИМАМА АШ-ШАФИИ, ИМАМА АХМАДА Б. ХАНБАЛА

РАЗВИТИЕ МАЗХАБОВ В ТРУДАХ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЕНИКОВ ИХ ОСНОВАТЕЛЕЙ

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МАЗХАБОВ ПО РЕЛИГИОЗНОМУ ПРАВУ

О БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ УЧЕНЫХ АХЛ-И-С-СУННА ВА-ЛЬ-ДЖАМА'А

К СУННЕ ПОСЛАННИКА МУХАММАДА (МИР ЕМУ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ АЛЛАХА)

РАЗДЕЛ 2. ШКОЛЫ БОГОСЛОВИЯ СУННИТОВ

МАЗХАБ ИМАМА АБУ МАНСУРА АЛЬ-МАТУРИДИ; МАЗХАБ ИМАМА АЛЬ-АШАРИ

О НЕСУЩЕСТВЕНЫХ РАЗЛИЧИЯХ В ТОЛКОВАНИИ НЕКОТОРЫХ АЙАТОВ

ОСНОВНЫЕ КНИГИ МАЗХАБОВ ПО ВЕРОУЧЕНИЮ

О ТОЛКОВАНИЯХ КОРАНА (О ТАФСИРАХ)

***

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Стр. 32---------Кто может быть Муджтахидом. Стр. 33-----Основатели 4-х мазхабов - Мутлак Муджтахиды.

Стр. 34----I. Мазхаб Ханафи. Цепь передатчиков сообщений. Стр. 34------Имам А'зам Абу Ханифа.

Стр. 42---------Наиболее известные ученики Имама А'зама. Стр. 42------Имамы Абу Йусуф и Зуфар б. Хузайл.

Стр. 43---------Имам Мухаммад аш-Шэйбани. Стр. 44------Имам Хасан б. Зийад.

Стр. 44---------Развитие мазхаба учениками. Стр. 45------Виды Шариатских Предписаний.

Стр. 46---------Шарты и Рукны. Стр. 47------Отношение Ханафитов к термину "Ваджиб".

Стр. 48---------Термины и правила принятые в мазхабе. Стр. 49------Произведения по Основам Фикха мазхаба Ханафи.

Стр. 50---II. Мазхаб Малики. Имам Малик б. Анас. Стр. 51------Наиболее известные ученики Имама Малика.

Стр. 53---III. Мазхаб Шафии. Имам аш-Шафии. Стр. 55------Самые известные ученики Имама аш-Шафии.

Стр. 56--------Основные Термины мазхаба. Стр. 57------Основные Правила мазхаба Шафии.

Стр. 58---Произведения по Основам Фикха мазхаба Шафии. Стр. 59---IV. Мазхаб Ханбали. Имам Ахмад б. Ханбал.

Стр. 59--------Наиболее известные ученики Имама Ахмада б. Ханбала. Стр. 61---Основные Термины и Положения мазхаба Ханбали.

Стр. 62----V. Отношение ученых - Приверженцев Сунны к понятию "Ас-Сунна".

Стр. 62-------Приверженцы Сунны различают три вида "ас-Сунна". Стр. 63-------Два Вида Суннат-ут-Такрири.

А) Различия в определении степени достоверности хадисов по мазхабам

Стр. 64--Три степени достоверности хадисов по мазхабу Ханафи: "Мутаватир", "Мешхур", "Ахад".

Стр. 64--В мазхабах Малики, Шафии, Ханбали различают Две степени достоверности хадисов: "Мутаватир" и "Ахад".

Б) Методы использования хадисов "Ахад" Приверженцами Сунны.

Стр. 65--------Метод Сахабов. Стр. 66---------Метод Ханафитов.

Стр. 67--------Метод Маликитов. Стр. 68---------Метод Шафиитов.

Стр. 68--------Метод Ханбалитов. Стр. 69---------Место Сунны среди Источников.

Стр. 69--------Виды предписаний, указанные Сунной. Стр. 70---------Об отмене одних предписаний другими (Нэсих).

Стр. 71--------Об Основах Хадисоведения. Стр. 72---------Разновидности хадисов.

Стр. 74--------Имамы по хадисам (Мухадиссы) - Выдающиеся ученые.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

I. О Вероучении Приверженцев Сунны

Стр. 78----------О Вероучении. Стр. 78----------Выделение знаний по Вероучению в отдельную науку.

Стр. 79----------Двенадцать Положений Вероучения по Имаму А'заму Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах.

II. Школа Имама Абу Мансура аль-Матуриди

Стр. 83---------Имам Абу Мансур аль-Матуриди.

Стр. 84---------Приверженцы Сунны разъясняют смысл Единобожия следующим образом.

Стр. 89---------Основополагающие Книги по Вероучению мазхаба Матуриди.

III. Школа Имама Абу-ль-Хасана аль-А'шари

Стр. 90---------Имам Абу-ль-Хасан аль-А'шари. Стр. 91-------Основополагающие книги по Вероучению мазхаба А'шари.

Стр. 93---------О некоторых различиях в толкованиях айатов между матуридитами и ашаритами.

Стр. 94---------Ученые о Вере. Стр. 95--------Вера - Это Слово человека или его Действия?

Стр. 96---------Вера - Это Творение Аллаха или Его Слово?

IV. О Толковании Корана (О Тафсирах)

Стр. 97---------Каких толкований (Тафсиров) надо опасаться. Стр. 99---------О скрытых знаниях.

Стр. 99---------О неверных способах толкования.

Стр. 100--------Возможны ли изменения в толковании Корана применительно к новой эпохе?

РАЗДЕЛ - 1


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 351; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!