Школы Суннитов - Благость Аллаха



ЛЮДИ СУННЫ И СОГЛАСИЯ Абу Асад аль-Ханафи  

ЧАСТЬ - 1

ЗАРОЖДЕНИЕ ОБЩИНЫ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ СУННЫ

СПОСОБЫ ИДЖТИХАДА;

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ НАУК В МАЗХАБАХ; СТЕПЕНИ ИДЖТИХАДА

ВЕРОУЧЕНИЕ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ СУННЫ; ШКОЛЫ СУННИТОВ - БЛАГОСТЬ АЛЛАХА

РАЗНОВИДНОСТИ ИСЛАМСКИХ НАУК: КАКИМ ОБРАЗОМ НАДО СЛЕДОВАТЬ КОРАНУ

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ХАДИСАМИ; КАК ПОЗНАЕТСЯ РЕЛИГИЯ

ЧАСТЬ - 2

РАЗДЕЛ I БОГОСЛОВСКО-ПРАВОВЫЕ ШКОЛЫ СУННИТОВ

МАЗХАБЫ АХЛ-И-С-СУННА ВА-ЛЬ-ДЖАМА'А - ОПОРА ИСЛАМА!

МАЗХАБЫ:

 ИМАМА А'ЗАМА АБУ ХАНИФА,

ИМАМА МАЛИКА Б. АНАСА,

ИМАМА АШ-ШАФИИ,

ИМАМА АХМАДА Б. ХАНБАЛА

РАЗВИТИЕ МАЗХАБОВ В ТРУДАХ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЕНИКОВ ИХ ОСНОВАТЕЛЕЙ

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МАЗХАБОВ ПО РЕЛИГИОЗНОМУ ПРАВУ

О МЕТОДАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХАДИСОВ РАЗРЯДА "АХАД"

РАЗДЕЛ II ШКОЛЫ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ СУННЫ ПО ВЕРОУЧЕНИЮ:

МАЗХАБ ИМАМА АБУ МАНСУРА АЛЬ-МАТУРИДИ; МАЗХАБ ИМАМА АЛЬ-АШАРИ

О НЕСУЩЕСТВЕНЫХ РАЗЛИЧИЯХ В ТОЛКОВАНИИ НЕКОТОРЫХ АЙАТОВ

ОСНОВНЫЕ КНИГИ МАЗХАБОВ ПО ВЕРОУЧЕНИЮ

О ТОЛКОВАНИЯХ КОРАНА (О ТАФСИРАХ)

ВВЕДЕНИЕ

В этой работе автор делает попытку передать читателю, насколько даст Аллах, знания об Основах религиозного права и вероучения общины, называющейся "Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а", что в переводе означает "Люди Сунны и Согласия" (Приверженцы Сунны, Сунниты).[1]

Аллах субхана ва тааля (Велик Он и Славен) дал мусульманам право выбора: - за каким ученым следовать, какой богословско-правовой школы (мазхаба) придерживаться, кого остерегаться.

Да, право выбора за нами. Но чаще всего, значительная часть мусульман не подозревает о существовании особых правил и методов, которых необходимо придерживаться при извлечении знаний из Источников (из Корана и Сунны). Из-за отсутствия достаточных сведений о богословско-правовых школах (мазхабах), мусульмане зачастую вынуждены следовать вероучению и духовной практике ученых реформаторских движений. Одни из них основали свои школы, толкуя по собственному разумению Священный Коран и Сунну Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Другие - поначалу следовали одной из школ Приверженцев Сунны, но затем возомнили себя Мутлак Муджтахидами и в своих выводах вступили в противоречие с правилами этой школы, создав свои мазхабы. Третья категория "ученых" предлагает мусульманам не следовать никаким мазхабам, а действовать в соответствии с собственным пониманием прочитанных айатов и хадисов. Что парадоксально, эти последние, похоже, не понимают, что тоже предлагают свой выбор, а значит, предлагают все-таки следовать определенному пути, но уже их собственному мазхабу. [2]

В этом сборнике, инша-Аллах, вы получите информацию о способах передачи знаний учеными Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а, полученных ими через цепь передатчиков от Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Если даст Аллах, в последовательной форме будут изложены основы вероучения, способы и степени иджтихада, а также информация об основополагающих произведениях по богословию и религиозному праву сохранившихся 4-х школ Суннитов.

В следующих разделах книги, которые готовятся к изданию, инша-Аллах, будут даны краткие жизнеописания и названия основных произведений

наиболее выдающихся и известных ученых Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а

Все сведения взяты из достоверных книг Приверженцев Сунны.

ЛЮДИ СУННЫ И СОГЛАСИЯ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)

В первой части книги в краткой форме прослеживается путь возникновения общины Суннитов. Приводятся разъяснения некоторых исламских терминов. Говорится о разных путях Иджтихада учеными различного уровня, а также о возникновении и развитии богословско-правовых школ (мазхабов) и систематизации религиозных знаний. Также приводится информация о различных исламских науках, - главных и вспомогательных.

Рассмотрены способы следования Предписаниям Корана и Сунны.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр. 2------Введение.    Стр. 3------------Первые десятилетия общины.

Стр. 5------Что есть Иджтихад и как образовались мазхабы. Стр. 6------------Почему произошло разделение уммы.

Стр. 7------Что может объединять. Возникновение школ. Стр. 7------------Кого называют "Гайр-и Мукаллидин".

Стр. 8------Ученые Ислама о мазхабах. Стр. 9------Муджтахиды - передатчики знаний мазхаба Ханафи.

Стр. 10-----Из каких источников черпаются знания.         Стр. 11-----------Способов иджтихада вначале было два.

   Стр. 12-----Школы Суннитов - благость Аллаха. Стр. 13--Распределение обязанностей после праведных Халифов.

Стр. 15-----Исламские Науки. Стр. 16-----Религиозные знания имеют восемь основных разделов.

Стр. 17-----Наука Фикх состоит из четырех главных частей. Стр. 18------------О Джихаде.

Стр. 21-----Степени Иджтихада. Стр. 22------------Ученые-Приверженцы Сунны - Опора Ислама.

Стр. 23-----Хадисы об Ученых Ислама. Стр. 24-------------Как следовать Корану.

Стр. 24-----О значении хадисов и как ими пользоваться. Стр. 27-------------Как познается религия.

Стр. 27-----И снова об ученых. Стр. 28------Чем отличаются Ученые Сунниты от Реформаторов.

 

I. ЗАРОЖДЕНИЕ ОБЩИНЫ АХЛ-И-С-СУННА ВА-ЛЬ-ДЖАМА'А

Во имя Аллаhа Милостивого и Милосердного!

Би-сми л-Лаhи-р-Рахмани-р-Рахим!

Первые десятилетия общины

При жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) люди разделились на три группы. Людей, не принявших веру и открыто выступивших против Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), назвали КАФИР (НЕВЕРУЮЩИЙ). Не принявшие веру, но сделавшие вид, что приняли Ислам, стали называться МУНАФИК (ЛИЦЕМЕР). Те, которые приняли Ислам при жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), встречались с ним, и умерли мусульманами, назывались АСХАБ - (СПОДВИЖНИКИ). Вера всех сподвижников была истинной, и они одинаково воспринимали явные предписания Благородного Корана и Сунны.

После смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), в одиннадцатом году Хиджры (далее г.х.) первым Халифом был единодушно избран Абу Бакр, (родился за 50 лет до Хиджры.) да будет доволен им Аллах. Он был Халифом 3 года и умер в возрасте 63-х лет. В 13-ом г.х. вторым Халифом стал 'Умар бин ал-Хаттаб, (р. за 40 лет до х.) да будет доволен им Аллах. В 23-м г.х. в возрасте 63-х лет стал шахидом. Затем, Халифом был избран 'Усман бин 'Аффан, (р. за 47 лет до х.) да будет доволен им Аллах. В 35-ом году он стал шaхидом в возрасте 82-х лет. После него четвертым Халифом правоверных стал Али бин Аби Талиб, (родился за 23 года до хиджры.) да будет доволен им Аллах. В сороковом году хиджры в возрасте 63-лет он стал шахидом от руки хариджита.

Община после Праведных Халифов

Первых четырех Халифов Ислама называют аль-Хулафа ар-Рашидун. Праведные Халифы правили 30 лет. Все эти 30 лет правления первых Халифов мусульмане были на истинном пути. Хотя и были отдельные случаи появлений групп, с неверным толкованием Корана и Сунны, но книги их еще не были написаны и открыто против ученых Суннитов они не выступали. После этих 30 лет, в подтверждение слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха),[3] стали появляться группы верующих, сбившихся с пути, указанного Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), и открыто выступивших против истинного пути. Однако количество заблудших никогда не было многочисленным, что так же было предсказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха).[4] Последователи неверных учений находятся под гневом Всевышнего Аллаха. Спаслись лишь те мусульмане, верования которых были такими же, как и верования Сподвижников Пророка Мухаммада(мир ему и благословение Аллаха).

Последователи этого Пути стали называться

'АХЛИ-С-СУННА ВА-ЛЬ-ДЖАМА'A"(ЛЮДИ СУННЫ И СОГЛАСИЯ).

Подтверждением истинности этого пути являются многочисленные айаты Благородного Корана и Хадисы (Высказывания Посланника). О достоверности этого пути написано много сотен книг, в которых произведен самый тщательный анализ основополагающих произведений Приверженцев Сунны. Результаты этих исследований неопровержимо доказывают, что последователи общины "Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а" (последователи 4-х мазхабов) идут по пути Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и его Сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Написано также великое множество книг с опровержениями неверных учений. В этих книгах ученые Ислама скрупулезно, шаг за шагом, основываясь на толкованиях Священного Корана и Сунны, опровергают буквально каждый абзац книг реформаторов, в которых искажаются истинные знания. Из-за неверного толкования Корана и Сунны в соответствии с собственным пониманием смысла айатов и хадисов, выводы этих 'ученых' противоречат согласованному мнению (Иджма) Сподвижников, Табиунов и Табаи Табиунов.

Таким образом, в Исламе стали появляться различные направления, школы, отличающиеся друг от друга использованием различных методов при извлечении знаний из первоисточников. Стало воплощаться в жизнь предсказание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) о появлении в будущем в мусульманской умме (общине мусульман) 73-х направлений, из которых только одна община будет стоять на верном пути.[5]

Религия Ислам не обязывает своих последователей знать все сокрытое в айатах Благородного Корана. Таковы, например научные знания. Не всякая наука (и светская и религиозная) понятна обычному человеку. Из области научных знаний обычный человек воспринимает лишь малую ее часть. Ведь сказано в Коране: "Эти притчи Мы приводим людям, но разумеют их только сведущие"

(сура 29, айат - 43).

Что Есть Иджтихад и как образовались Мазхабы

Проявляя милость к мусульманам, Всевышний Аллах в Благородном Коране и Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) в своих высказываниях (хадисах), не разъяснили в открытой форме часть предписаний.

Если бы эти предписания были указаны в открытой и единственной форме, то исполнение их было бы обязательным - ФАРД, или же весьма желательным - СУННА. А не исполнение, влекло бы за собой грех. Не придающие значения этим предписаниям и вовсе бы стали кафирами. Верующие оказались бы в сложном положении.

Способы исполнения таких предписаний могут определить лишь ученые Ислама, обладающие полным комплексом необходимых знаний. Ученых мусульман, занимавшихся определением этих способов, разъяснявших скрытые знания, называют МУДЖТАХИД. Для достижения этой цели муджтахиду необходимо использовать все свои физические и духовные возможности - знания, эрудицию, кругозор и т.п. К этому обязывают его айаты Благородного Корана и хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Эти исследования, целью которых является разъяснение скрытых знаний, называются ИДЖТИХАД.

Комплекс знаний, добытый муджтахидом самого высокого уровня путем упорного труда, есть ПУТЬ этого ученого, его школа, - его МАЗХАБ.

В случае, если муджтахид при своем иджтихаде (научном исследовании), совершит ошибку, то Всевышний Аллах даст ему за его труд один сауаб (благость, вознаграждение). При верном иджтихаде, муджтахид получит по разным сообщениям от двух до десяти сауабов. Все сподвижники, да будет доволен ими Аллах, получившие знания непосредственно от самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), были учеными - муджтахидами разного уровня. И среди мусульман следующего поколения (Таби'ун), также было много крупных ученых, достигших уровня иджтихада. Каждый из них имел свою школу - мазхаб и своих последователей. Во времена Сподвижников и их последователей - Таби'ун, существовало много мазхабов. Все они были истинными и верными. Если бы они сохранились до сегодняшнего дня, то мы могли бы следовать любому из этих мазхабов. Но со временем численность мазхабов стала уменьшаться. Последователи, а иногда и Муджтахиды большинства школ становились последователями мазхабов, в которых различные ветви основных религиозных наук были наиболее изучены и систематизированы, а для их познания использовалась более совершенная методика.

ПРИВЕРЖЕНЦЫ СУННЫследуют предписаниям Аллаха, указанным в Благородном Коране и Сунне. Сунна, это высказывания и образ жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). На сегодняшний день Сунниты являются последователями 4-х богословско-правовых ШКОЛ(МАЗХАБОВ), основанных учеными высшего ранга, получившими знания непосредственно от СПОДВИЖНИКОВ (САХАБОВ; АСХАБОВ) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), или от их учеников (ТАБИ'УНОВ). Основы веры у всех 4-х мазхабов едины. Существуют различия в способах поклонений, в толковании исламского права, в понимании некоторых малозначительных вопросов теории.

Мазхаб ХАНАФИ был основан Имамом А'замом Абу Ханифа (ан-Ну'ман бин Сабит, 80/699-150/767 г.г. Хиджры). Здесь слово "Ханиф" обозначает - "Правильно верящий", "Знающий" мусульманин. А сочетание "Абу Ханифа" в данном случае обозначает - "Отец мусульман с правильной верой".

Основателем мазхаба МАЛИКИ был имам Малик бин Анас, живший в 90 - 179 г.г. Хиджры.

Основателем мазхаба ШАФИИ был имам Мухаммад бин Идрис аш-Шафи'и, (150/767-204/820). Имам взял имя "аш-Шафи'и" в память о своем прадеде, который удостоился чести быть Сподвижником Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

И четвертый мазхаб- ХАНБАЛИ. Эту школу основал имам Ахмад бин Ханбал (164-241 г.г. Хиджры). Эти четыре имама были учеными из высшего разряда муджтахидов - МУТЛАК МУДЖТАХИДЫ (или Муджтахид-уль-Мустакиль).

Почему произошло разделение уммы

После смерти всех Сподвижников Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) среди вновь принявших ислам стали появляться люди, неверно толкующие Священное Писание. Обычно, это были малообразованные люди, не имеющие представления о сложности иджтихада, переоценившие свои возможности. Ошибочное толкование айатов Священного Корана и неправильное понимание Сунны, стали причиной потери ими верного пути.

Некоторые "ученые", считавшие, что достигли уровня иджтихада, стали толковать айаты и хадисы в соответствии с собственным пониманием их смысла, что противоречило знаниям (согласованным толкованиям), полученным от Праведных Предков (ас-Салаф ас-Салихин). Некоторые из таких "ученых" обвиняли отдельных Сподвижников и их учеников - Таби'унов в неправильном понимании религии. В результате неверного подхода к толкованию Источников религиозных знаний, они сошли с Истинного Пути и исключили себя из рядов Приверженцев Сунны. Их стали называть: "Идущие Другим Путем"; "Не Последователи" (ГАЙР-И МУКАЛЛИДИН). Они не последовали тем знаниям, которые получили Сподвижники от самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и передали следующему поколению мусульман. Группы людей, сбившихся с пути, не стали кафирами, но причинили распространению Ислама гораздо больше вреда, чем неверующие. Между этими группировками постоянно шли междоусобные войны, часто перераставшие в войну против Приверженцев Сунны. Поэтому, говоря об Исламе, о мусульманах, нельзя смешивать общины, использующие в поклоненияхНЕДОЗВОЛЕННЫЕ НОВШЕСТВА - БИДА ', с Суннитами, последователями вышеуказанных 4-х религиозно-правовых школ.

Следуя богословско-правовым решениям одного из мазхабов, Сунниты считают остальные 3 мазхаба также верными, истинными. Между мазхабами существуют прочные связи и на уровне ученых, и в среде простых мусульман. Некоторые различия в понимании отдельных богословских вопросов и способов поклонений, не мешают им с любовью относиться друг к другу,

так как ОСНОВЫ ВЕРЫ У НИХ ЕДИНЫ и ПУТЬ ИХ ЕДИН!

На этой основе Приверженцы Сунны и объединяются.

Что может объединять

В переводе смыслов Благородного Корана (3: 103) сказано: "Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по его милости братьями!". Знатоки толкования Корана (Муфассиры), например имам Абуссууд аль-Имади [6] комментирует этот айат на основе Сунны следующим образом: "Не сворачивайте с истинного пути, не разделяйтесь на группировки, как это делали иудеи и христиане. Не враждуйте между собой, как вы враждовали в доисламский период - во времена Джахилии". Объединение на основе правильной веры было предписано нам Всевышним Аллахом. А о том, что правильной верой будут обладать Приверженцы Сунны - Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а, было сообщено в многочисленных хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Стало быть и объединяться нужно на основе школ Приверженцев Сунны!

 

II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШКОЛ АХЛ-И-С-СУННА

Тех, кто не следует ни одному из 4-х мазхабов Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а, называют "ГАЙР-И МУКАЛЛИДИН" - НЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ, или "БЕЗМАЗХАБНЫЕ".[7]

Они (безмазхабные ученые) в свое оправдание обычно говорят:

"Всевышний Аллах и Его Посланник не предписывали нам следовать за кем-либо из простых смертных, или следовать какому либо мазхабу."В ответ им можно указать на следующие айаты Благородного Корана:"О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите приближения к нему и усердствуйте на пути Его, - может быть, вы будете счастливы!" (5: 35). И еще: ": Спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете!" (21:7).

Многочисленные хадисы об основателях 4-х мазхабов Суннитов приведены в книге "Асхаб-и Кирам"- Ахмада аль-Фарука ас-Сарханди (ум. 1034 г.х./1624 г.). Основатели этих школ, как было уже сказано, ученые самой высокой категории. А в известном сборнике "аль-Джами' ас-Сахих" Имама аль-Бухари приведен общеизвестный хадис: ":Ученые - наследники Пророков!".

Современным мусульманам, неискушенным в тонкостях многочисленных, взаимодополняющих наук вероучения и религиозного права, невозможно постигнуть путь Посланника (мир ему и благословение Аллаха) без чтения книг ученых. Если учесть, что в Исламе существуют 20 основных и 80 вспомогательных наук (о них см. ниже), то становится совершенно ясно, что самостоятельно освоить из океана знаний хотя бы самое необходимое - практически невозможно! Этим багажом знаний в полном объеме обладали только Мутлак Муджтахиды - основатели школ Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а и их ученики. В книгах мазхабов ученые разных уровней своими комментариями и разъяснениями довели эти сложные знания до уровня понимания их обычными мусульманами.

Напрашивается вывод: - Получать знания возможно лишь путем изучения книг ученых суннитов - последователей 4-х богословско-правовых школ.

Так как: -

Следовать Одному из 4-х мазхабов Приверженцев Сунны, -

Значит - следоватьПредписаниямКорана и Сунны

Наилучшим Образом !!!

а стало быть, - следовать Пути, указанному Посланником Мухаммадом,

мир ему и благословение Аллаха!

Ученые Ислама о мазхабах

Ученые, передававшие знания каждому мазхабу от самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), были истинными последователями Корана и приверженцами Сунны, так как получали знания по непрерывной цепи передатчиков.

Один из крупнейших ученых Египта 16-го столетия Имам аш-Ша'рани (898/1493-973/1565) в своей книге "Мизан-уль-Кюбра", разьясняющей знания по фикху 4-х мазхабов, пишет: "Существующие на сегодняшний день 4 школы (мазхабы) и существовавшие в прошлом, но забытые со временем мазхабы Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а, верны и истинны. Преимуществ друг перед другом не имеют, так как взяты из одного и того же источника. Во всех школах есть предписания разной степени сложности. Если последователь, имеющий возможность исполнять более сложные предписания своей школы, ищет легкие пути в других мазхабах, то он принимает опасное решение. Использовать более легкие пути остальных 3-х мазхабов в исполнении некоторых поклонений, имеет право лишь тот, кто физически не может действовать по фетвам своей школы ввиду болезни или других уважительных причин. В противном случае, верующий, не придавший значения решениям своего мазхаба, рискует отойти от Последователей Сунны, а значит и сбиться с Пути Спасения. Использование же в отдельных поклонениях более сложных форм исполнения, указанных в других мазхабах, говорит о духовном росте мусульманина. Но для этого необходимы знания по всем школам. Действовать по собственному разумению, не придавая значения указаниям основателей мазхабов, очень опасно. В сравнении со знаниями этих великих Имамов - Муджтахидов самого высшего разряда, знания других мусульман - Ничто!"

А вот мнение известного ученого 17-го столетия, жившего в Сирии, Исма'ила бин Абд-уль-Гьани ан-Наблуси (ум. в 1062/1652) В своем 12-ти томном произведении "аш-Шарх ад-Дурар" он пишет: "Мусульманин не обязан следовать только одному мазхабу. Он может (в случае затруднений) исполнять отдельные предписания и по другой школе. Однако при этом должен соблюсти все условия этого мазхаба в исполняемом поклонении. При исполнении разных предписаний, не связанных друг с другом, у мусульманина есть право выбора любой из 4-х школ Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а" (если исполнение данного поклонения затруднено по правилам своей школы).

Другой крупнейший ученый 19-го столетия из Сирии Ибн-и Абидин ад-Димашки (ум. в 1252/1836) в своей книге "Рэдду'ль-Мухтар:" пишет по этому поводу следующее: "Совершать какое-либо поклонение, выискивая и используя самые легкие способы из разных школ не разрешается. Например: По мазхабу Имама Абу Ханифа, омовение будет нарушено, если на коже у совершившего омовение появится кровь. Надо будет совершить повторное омовение. В мазхабе Имама аш-Шафи'и просто вытирают кровь, и омовение не нарушается. В другом случае, если, совершивший омовение, прикоснулся кожным покровом к посторонней женщине, по мазхабу "Шафии" омовение нарушается. По мазхабу "Ханафи" никакого нарушения не будет и намаз можно исполнять без повторного омовения. Если же у совершившего омовение на коже появилась кровь, а также он соприкоснулся с кожей женщины, необходимо повторное омовение по обоим школам, так как произошло совокупное нарушение. Таким образом, совершая какое либо поклонение по своему мазхабу, нельзя в то же самое время следовать и другой школе.":

Как было отмечено выше, указаниями других школ можно пользоваться в крайнем случае. Использовать фетвы других мазхабов под силу лишь тем, кто хорошо изучил данный вопрос по всем четырем школам. Совершать собственный иджтихад, как предлагают отдельные реформаторы, в наше время невозможно. Для этого, как минимум, необходимо знание всех 4-х мазхабов, и знания по 20 основным наукам. Достаточно сказать, что только в мазхабе Имама Абу Ханифа (80/699-150/767), самим имамом и его главными учениками Абу Йусуфом (113/731-182/798) и Мухаммадом аш-Шэйбани (135/752-189/805) на основе Корана и Сунны разрешены 500 000 вопросов!!!

Муджтахиды - передатчики знаний мазхаба Ханафи

Основатель мазхаба Имам Абу Ханифа (ум. в 150 г. хиджры) получил основные знания по фикху от имама Хаммада б. Аби Сулеймана (ум.120/738). Тот учился у Ибрахима ан-Наха'и (ум. в 96/715), который учился у Алкама бин Кайса (ум. в 62/681). Алкама же был учеником знаменитого Сахаба - Абдуллаха бин Мас'уда, да будет милостив к ним и доволен Аллах субхана ва тааля.

Теперь посмотрим, кто они, эти муджтахиды:

АБДУЛЛАХ Б. МАС'УД (да будет доволен им Аллах; ум. в 32/651).

Первый в цепи передатчиков знаний по фикху мазхаба Ханифа.

Абдуллах б. Мас'уд был шестым человеком, принявшим Ислам. В то время был очень молод. Дважды совершал хиджру. Вначале в Абиссинию (Эфиопию), затем в Ясриб (Медину). И до, и после хиджры постоянно жил рядом с Пророком. Из-за этого, многие считали его членом семьи Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Был участником всех сражений против неверных и одним из немногих Сподвижников, знавших весь Коран наизусть. Также, знал на память и передал большое количество хадисов. Он стремился во всем следовать Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), и был из числа лучших его учеников.

Ученые Ислама называют Абдуллаха бин Мaс'уда и Ибн-и Аббаса первыми Муфассирами. Имам также был и одним из первых и лучших знатоков религиозного права (Фикха). Знания, полученные от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), передал своим ученикам, среди которых выделялся Алкама бин Кайс.

(IAA, I: 193-198).

АЛКАМА Б. КАЙС /ум. в 62/681/

(Абу Шибл Алкама б. Кайс б. Абд-ул-Лах б. Малик ан-Нэхаи аль-Куфи)

Алкама б. Кайс - выдающийся Таби'ун и известный ученый по Фикху, Толкованию Корана, Хадисам и другим религиозным наукам. Он из числа тех, кто родился при жизни Пророка, но не видел его (то есть - "Мухадрамун"). Все ученые единодушно признают высочайшую степень его образованности. Алкама встречался со многими Сподвижниками, обучался у них разным наукам и изучал хадисы. В том числе, уАбу Бакра, 'Умара, 'Усмана, Али, Айшы, Абдуллаха бин Мaс'уда, Салмана ал-Фариси, Абу-д-Дарда, Хузайфата аль-Йамани, да будет доволен ими Аллах. Алкама сражался в Нихаванде против Хариджитов с саблей в руках и плечом к плечу с хазратом Али б. Аби Талибом, да будет доволен им Аллах. Таких ученых называют "Раббани" - "Божеский" или "Ученый от Бога". Ученый, милостью Всевышнего Аллаха, он и в жизни неукоснительно следовал сообразно полученным знаниям. И в этом смысле был святым человеком. В числе его знаменитых учеников были Ибрахим ан-Нэха'и и аш-Ша'би, которых обучал фикху. :(IAA, I: 222-223).

ИБРАХИМ АН-НЭХА'И (Абу Имран; ум. в 96/715)

(Ибрахим б. Йазид б. Асвад б. Амр б. Рабиа б. Хариса б. Са'д б. Малик).

Ученик Алкамы б. Кайса, выдающийся ученый - факих времени первых Табиунов. Основатель иракской школы муджтахидов, совершавших иджтихад методом "Рэ'й" - методом сопоставления аналогий. Жил в Куфе. Родом из Йеменского племени Нэха'. Одним из лучших его учеников был Хаммад б. Аби Сулейман, да будет милостив к ним Аллах субхана ва тааля. (IAA - I: 347).

ХАММАД Б. АБИ СУЛЕЙМАН (Абу Исмаил; ум. в 120/738).

Выдающийся Табиун, известный ученый по фикху, учитель Имама А'зама Абу Ханифа. Жил в Куфе. Основными учителями его были Анас б. Малик и Ибрахим ан-Нэхаи, да будет милостив к ним Аллах. Учился также у Зайда б. Вэхба, Саида б. Мусаййаба, Саида б. Джубайра, Икримы, Эби Ваила. Его учениками были: его сын Исмаил б. Хаммад, Асим аль-Ахвэл, Шу'бэ, Суфьян ас-Саури, Хаммад б. Салама, Мис'ар б. Кэдам, Абу Ханифа, Хаким б. Утайба, да будет милостив к ним Аллах. Переданные им хадисы помещены в 4-х сборниках "Сунан", а также в сборнике хадисов Имама Муслима и в книге "Адаб-уль-Муфрад" Имама аль-Бухари.

Будучи последним звеном в цепи передатчиков науки Фикх мазхабу Ханафи, он передал эти знания от Анаса б. Малика и Ибрахима ан-Нэхаи, который передал их от Алкамы б. Кайса, а тот от Абдуллаха б. Мас'уда (да будет доволен и милостив к ним Аллах). Абдуллах б. Мас'уд передал эти знания непосредственно от Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. (IAA - II: 195).

Из каких источников черпаются знания?

Источников знаний, куда муджтахиды обращались для разрешения религиозных вопросов - всегочетыре. Это Благородный Коран, Хадисы, аль-Иджма' - согласованное мнение по вопросам вероучения и религиозного права ученых первых 3-х поколений Ислама, и аль-Кыйас - решение, полученное методом суждения по аналогии. Собственно говоря, если учесть, что и аль-Кыйас, и аль-Иджма' также основываются на айатах Корана и на Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то источников знаний всего два!

Если муджтахиды не находили в Благородном Коране ясного указания для разрешения нужного вопроса, то искали ответ в Хадисах. Не найдя ответа и там, обращались к аль-Иджма'. И, если не было по этому вопросу согласованного решения Сподвижников, Таби'унов или их учеников, (ученых первых трех поколений), то лишь в этом случае муджтахид решал вопрос методом сопоставления (аль-Кыйас).

Способов иджтихада вначале было два.

Первый путь - это метод ученых Ирака. Так называемый путь "АР-РА'И"- метод сопоставления, совместного исследования, суждения по аналогии (аль-Кыйас). После Сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и их учеников, этот мазхаб возглавил Имам Абу Ханифа (ан-Нуман ибн Сабит, 80 - 150 гг. хиджры), да будет милостив к нему Аллах.

Второй путь, или способ иджтихада - путь ученых Хиджаза, называемый "АР-РИВАЙА".Эти ученые использовали при иджтихаде вместо "аль-Кыйас"а обычаи и предания жителей Медины. Главным муджтахидом этой школы являлся Имам Малик бин Анас (90 - 179 г.г. хиджры), да будет милостив к нему Аллах. Он жил в Медине. В то время, будущие Имамы аш-Шафи'и и Ахмад бин Ханбал брали уроки у Имама Малика, да будет милостив к ним Аллах. Имам аш-Шафи'и (150 - 204 г.г. хиджры), изучив метод Имама Малика в Медине, поехал в Ирак учиться у Мухаммада аш-Аш-Шэйбани, одного из известнейших учеников Имама Абу Ханифа. После изучения и этого пути и достижения уровня Иджтихада, он, на основе этих двух школ, создал свой - третий мазхаб.

Имам Ахмад бин Ханбал (164 - 241 г.г. хиджры) также изучал метод аль-Кыйас в Ираке у учеников Имама Абу Ханифа. Ахмад бин Ханбал знал на память огромное количество хадисов и при иджтихаде, обычному Кыйасу предпочел сопоставлениехадисов и создал свой путь - четвертый мазхаб, отличающийся в методологии от предыдущих школ.

Ученые по фикху подразделяются на 7 уровней (см. ниже). Упомянутые выше четыре имама, были из самого высшего разряда муджтахидов. Высший разряд - это основатели мазхабов. Ученые Ислама пришли к выводу, что спустя 400 лет после Хиджры никто из муджтахидов не достигал такого уровня. На протяжении последних 1000 лет жили и трудились ради Всевышнего Аллаха немало выдающихся ученых Ислама, но ни один из них не претендовал на то, чтобы поставить себя выше основателей мазхабов. Напротив, все они отдавали должное МУТЛАК МУДЖТАХИДАМ, и в своем иджтихаде не выходили за рамки, определенные основателями этих школ. Среди них всемирно известные Имамы:

Абу Йусуф (113/731-182/798), Мухаммад аш-Шэйбани (132/749-189/804),

Абу Хамид Мухаммад аль-Газали (450/1058-505/1111),

Ар-Рафи'и (Абд-уль-Карим б. Мухаммад; ум. в 623/1226),

Имам аль-Бэйдави (Кады Абдуллах б. Умар; ум. в 685/1286),

Такиййуддин ас-Субки (683/1284-756/1355),

Зийа-ад-Дин Халил аль-Джунди (ум. в 767/1365);

Абдулваххаб аш-Ша'рани (898/1493-973/1565),

Ибни Хаджар аль-Макки (899/1494-974/1566),

Аль-Биргиви (Зэйн-уд-Дин; Мухаммад б. Али; 928/1521-981/1573),

Имам-и Раббани (Ахмад аль-Фаруки ас-Сарханди, 971/1563-1034/1624),

Абд-ул-Гьани ан-Наблуси (1050/1641-1143/1731),

Ибни Абидин ад-Димашки(1198/1784-1252/1836),

Йусуф ан-Набхани (1265/1849-1350/1932) - одно перечисление имен всех выдающихся ученых составит в объеме целую книгу!

Эти Имамы являются авторами фундаментальных трудов.

Вот названия некоторых из наиболее ценных произведений, признанных во всем Исламском мире:

"Ихья-и Улум-и д-Дин" Имама Абу Хамида Мухаммада аль-Газали;

"Анвару-т-Танзиль" Имама аль-Бэйдави

"Ат-Таухид фи Шарху-ль-Мухтасари Ибн-и Хаджиб" - или сокращенно:

"Мухтасар аль-Халил" Имама Зийа-ад-Дина Халила аль-Джунди;

"Мактубат" Имама Раббани;

"Хулясат-ут-Тахкик фи Байани Хукм-ит-Таклид ват-Телфик" -

Имама Абд-ул-Гьани ан-Наблуси;

"Тухфа-туль-мухтадж" Ибни Хаджара аль-Макки;

"Тарикат-и Мухаммадиййа" Имама аль-Биргиви;

" Рэдду'ль-Мухтар аля'д-Дурру'ль-Мухтар" ИмамаИбни Абидина;

"Китаб-уль-фикх алаль-Мазахиб-иль-арба'а" Абд-ур-Рахмана аль-Джезири.[8]В этих произведениях можно найти ценнейшие сведения по всем разделам религиозных наук. Они являются главными источниками знаний по Исламу, так как написаны на основе Священного Корана и Сунны. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) в своих Хадисах предупреждал нас о том, что появятся многочисленные группы, идущие по ложному пути, появятся в большом количестве лжеученые, вольно, по-своему трактующие айаты Благородного Корана. Поэтому, мусульмане, причисляющие себя к Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а, должны избрать один из мазхабов Приверженцев Сунны и следовать этому пути. Следовать - ТАКЛИД, значит читать книги ученых - Суннитов (прежде всего книги по фикху своего мазхаба) - это путь к спасению!

Да простит Всевышний Аллах всех, кто идет по ложному пути и наставит их на ПУТЬ ИСТИНЫ,указанный в Благородном Коране и Сунне, - путь Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а.

Школы Суннитов - Благость Аллаха

В предисловии к своей книге "Рэдду'ль-Мухтар:", имам Ибни Абидин, пишет: "Однажды халиф Харун-ар-Рашид (ум. в 193/809) сказал Имаму Малику: "Хочу распространить твои книги по всему Халифату и обязать всех своих подданных следовать только твоему мазхабу". На что Имам Малик стал категорически возражать. "Ни в коем случае не делай этого, Халиф. Различные школы ученых Суннитов - одно из величайших благ Всевышнего Аллаха для нашей уммы. Каждый правоверный мусульманин может следовать любому из мазхабов Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а, так как все они верны, и ведут к спасению".

МУ'МИН, МУСЛИМ или МУСУЛЬМАНИН - это покорный Всевышнему Аллаху человек, который следует предписаниям своего Господа, указанным в Благородном Коране и разъяснены в сотнях тысяч Хадисах - высказываниях Пророка Аллаха (мир ему и благословение). СПОДВИЖНИКИ - АСХАБ, получив эти знания непосредственно от Пророка Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), передали их своим ученикам - ТАБИ'УН. А те, своим ученикам. Ученых первых трех поколений называют АС-САЛАФ АС-САЛИХУН - Праведные Предки. А в числе последующих поколений появились исследователи, которые по-разному комментировали книги предыдущих ученых, добавляли собственные мысли. Это проявилось при толковании знаний, данных в Коране и Сунне в скрытой форме, что и послужило основной причиной появления 73-х различных групп в Исламе.

Были, и до сих пор есть люди, толкующие ясные, явные предписания Корана на свой лад, совершенно извращая смысловое значение айатов. Таких горе - толкователей называют МУЛЬХИД. Мульхид, как правило, считает себя истинным последователем Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). МУНАФИК (ЛИЦЕМЕР) прикидывается мусульманином, на самом же деле вера у него иная. Есть еще ряд так называемых "ученых", труды которых еще более вредны для начинающих путь в Ислам, так как их "научные труды" полны выводов, искажающих саму суть Веры в Аллаха. Например, они считают свет и тьму - началом мира; воспевают огонь; оправдывают Сатану и т.д. Их называют ЗАНДАКА (БЕЗБОЖНИК, ЕРЕТИК).

Тот, кто не считает выполнение Обязательных Предписаний своей обязанностью, постепенно утрачивает Веру. Таких называют МУРТАД (ОТСТУПНИК).[9] Человек, признающий Предписания Всевышнего, но не выполняющий их в полной мере, в угоду своим страстям, хотя и остается мусульманином, но совершает грех. Такого мусульманина называют ФАСИК (НЕЧЕСТИВЫЙ). Исполнение обязательных Предписаний и избежание Запретов называется 'ИБАДАТ. Мусульманина, стремящегося к 'ибадату, и кающегося при первом же нарушении Предписаний, называют САЛИХ (БЛАГОЧЕСТИВЫЙ).

Аль-хамду ли-ль-Лахи!

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПОСЛЕ ПРАВЕДНЫХ ХАЛИФОВ

Один из потомков Праведного Халифа Али (да будет доволен им Аллах) Саййид Абд-ул-Хаким аль-Арваси (1281/1865-1362/1943) в книге 'ар-Рияд-ут-Тасаввуф' пишет: "Всевышний Аллах поставил перед последним Посланником, своим любимцем Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), три задачи:

1- Передать всем людям Земли знания по основам веры и ознакомить их с Предписаниями и Запретами - АХКАМ-И ФИКХИЙЙА.

2- Передать мусульманам, обладающим глубокой верой, духовную силу Священного Корана - АХКАМ-И МА'НАВИЙЙА. Разъясняет эти знания наука "Ильм ат-Тасаввуф". Нельзя смешивать второе задание с первым. Сбившиеся с Пути Истины не верят в Ахкам-и Манавиййа. Абу Хурайра, да будет милостив к нему Аллах, передал: "Я получил от Посланника, мир ему и благословение Аллаха, два полных сосуда знаний. Хадисы из одного сосуда я распространил среди людей. Что касается содержимого второго, то если бы я распространил и их, то мою глотку непременно бы перерезали". В комментариях ученых говорится по поводу сообщения Абу Хурайры, что имелись в виду хадисы, в которых, по воле Аллаха субхана ва тааля, Посланник (мир ему и благословение Аллаха) высказывал свои предвидения относительно предстоящих смут в общине мусульман, и Абу Хурайра опасался, что люди не смогут понять скрытый смысл этих сообщений.

3- Применять способы принуждения против тех, кто нарушает Предписания Аллаха - Ахкам-и фикхиййа, по законам мусульманского права - ШАРИАТУ.

Первые четыре Халифа, называемые Праведными (ал-Хулафа ар-Рашидун), управлявшие мусульманами после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), смогли на протяжении 30-ти лет продолжить в полной мере, вышеуказанные Три обязанности. Но, после этих 30-ти лет, когда Ислам распространился на Три континента, в некоторых регионах Халифата стала возникать смута - ФИТНА, появились Нововведения - БИДА'. Еще более удалился от Земли Свет, излучаемый Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха). Значительно сократилось количество Асхабов - Сподвижников Пророка Аллаха. Стало невозможным одновременное исполнение 3-х обязанностей одним человеком.

Эти обязанности распределились следующим образом:

1-ую обязанность, т.е. передачу людям знаний по вере, разъяснения Предписаний и Запретов, взяли на себя ученые Имамы - Муджтахиды высшего ранга. Ученые, разъясняющие основы веры, стали называться МУТАКАЛЛИМ (богослов). Ученые по фикху (религиозному праву) - ФУКАХА (или факих).

2-ую обязанность - передачу высших духовных ценностей, скрытых в айатах Священного Корана, самым богобоязненным и способным к духовному росту мусульманам взяли на себя потомки Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и потомки его ближайших Сподвижников (да будет доволен ими Аллах) и их ученики, достигшие высокого духовного уровня - ат-ТАСАВВУФ.

3-я обязанность - Применение различных способов принуждения для мусульман, не исполняющих ясных для них Предписаний, и не избегающих Запретов Всевышнего Аллаха, предварительно им разъясненных, была передана правителям соответствующих стран, т.е. - государству.

Исполнителями 1-й задачи стали религиозные школы, называемые МАЗХАБ - ПУТЬ.

Исполнителями 2-й задачи стали потомки Пророка Аллаха, и их наиболее талантливые ученики, обладатели высшего духовного уровня - ат-ТАСАВВУФ. Они создали свои школы, называемые - ТАРИКАТ.[10]

Исполнителями 3-й задачи стали правители государств. Они исполняли эту задачу, опираясь на ЗАКОН(КАНУН). Основой государственных законов стал ШАРИАТ - Исламское Право.

Школы, передающие знание по основам веры, называются И'ТИКАД-И МАЗХАБ - ШКОЛА ВЕРОУЧЕНИЯ. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), предсказывал разделение мусульман по вероучению на 73 общины. Он говорил, что лишь одна из этих общин, следующих его путем и путем его Сподвижников, спасется. Так и случилось. Только община Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а - Приверженцы Сунныследует путем спасения! Остальные, сбившиеся с верного пути 72 общины, называются БИДА', так как они используют в своих поклонениях НЕДОЗВОЛЕННЫЕ НОВШЕСТВА. Последователи ни одной из этих групп не являются кафирами. Все они, с позволения Аллаха - мусульмане. Те же, кто не верит хотя бы одному, открыто указанному в Священном Коране Предписанию, являются кафирами - неверующими. Они не входят даже в эти, оставшиеся 72 группы". (Здесь закончен перевод из книги Абд-уль-Хакима аль-Арваси 'ар-Рияд-ут-Тасаввуф').

*******


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!