Мертвого допрашивают в могиле ангелы Мункар и Накир.



Говорит имам Аль Барбахари: «И вера в то, что когда человек умирает (и его кладут в могилу), к нему приходят ангелы и сажают его в могиле. И Всевышний Аллах посылает обратно (в это тело) его душу в его тело, чтобы два ангела Мункар и Накир могли задать ему вопросы: о вере и о законоположениях ислама».

 

И правильно сказать, что ангелы задают три вопроса. Кто твой Господь, кто твой пророк и какова твоя религия. Что касается отдельных законоположений ислама, то Мункар и Накир задают эти вопросы, об этом нет никаких на это доводов.

 

Говорит имам Аль Барбахари: «Затем душа этого человек обратно забирается из тела, и если к мертвому приходят какие-то посетители, то он их узнает».

 

То есть, если ты идешь посещать могилу, то тот, кто в могиле знает, что ты к нему пришел.

Хадисы относительно этого - слабые. Подробно этот вопрос мы разбирали в книге о Булгаре о том, что мертвые не слышат и не знают, что к ним кто то пришел и не могут различить, кто к ним конкретно пришел.

 

Что касается суфиев, то на этих слабых хадисах они построили многие свои действия многобожия. То есть, они отсюда вывели, что если мертвый слышит обращение к нему, то, значит его можно просить, значит к нему можно обращаться, с ним можно общаться и тому подобные вещи, многие из которых являются большим многобожием, а некоторые являются грехом или нововведением и не доходят до уровня большого многобожия. Кто желает изучить этот вопрос более подробно, пусть почитает эту книгу или конкретно те главы, которые есть относительно этого в книге о Булгаре.

 

И в некоторых хадисах приходит, что мертвые радуются, когда к ним приходят и тому подобное – всё это не достоверно.

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Ниже к 9 пункту этого урока, в примечание придут хадисы по данной теме.

[Конец примечания].

 

 

Верующий получает в своей могиле наслаждение, а грешник получает наказание.

Говорит имам Аль Барбахари: «Верующий получает в своей могиле наслаждение, а грешник получает наказание так, как этого пожелает Всевышний Аллах».

 

Здесь под грешниками имеются в виду кафиры и грешные мусульмане, которые тоже получают наказания в могиле. И происходит это так, как пожелает Всевышний Аллах.

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Спросили у Шайхуль Ислама (Ибн Таймия) когда он был в Египте, о могильном мучении: «Будет ли мучение для души вместе с телом или это будет только для души, без тела? Мертвого мучают в могиле живого или мёртвого? Если душа возвращается в тело или наоборот не возвращается, бывают ли они вместе при наказании и воздаянии? или это (наказание или воздаяние) бывает только одному из них отдельно от другого?»

 

Он ответил:

 «Хвала Аллаху Господу миров; Мучение и наказание будет для души и тела вместе, по единогласному мнению среди учёных ахлу-ссунны ва-ль-джама`а. Душа получает награду и наказание отдельно от тела, и получает наказание вместе с телом, когда тела соединено с ним (с душой). Награда и наказание бывает им обеим в этом положении, когда они вместе, также как это бывает для души, когда она отделена от тела.

 

А будет ли наказание и воздаяние для тела (отдельно) без души?

 

В этом есть два известных мнения от людей; хадиса, сунны и калама. В этом вопросе есть и редкие мнения, что не являются мнениями людей сунны и хадисов.

Слова тех кто говорят; "Поистине награды и наказания не бывает кроме как для души"; "Поистине тело не получает награды и не подвергается наказанию". Это говорят только философы, которые отвергают воскрешение тел, и они являются кафирами по единогласному мнению мусульман.

 

Говорят многие из людей калама из числа му`атазилитов и другие тоже, те, кто говорят; "не будет это происходить (соединение душ с телами) в Барзахе, а это будет происходить во время когда будут поднимать из могил".

 

Слова тех, кто говорят; "Поистине душа отдельно от него (от тела) не получает ни награды и не подвергается наказанию, и что душа живая". Это говорит группа из людей калама из числа му`атазилитов и последователей Абуль-Хасана Аль Ашари, такие как Аль-Кади Абу Бакр и другие. Они не признают что душа остаётся после того как он отделился от тела, это ложное мнение и противоречить этому Абу Аль Ма`али Аль Джувайни и другие. Наоборот уже установлено в Книге и сунне и по единогласному мнению салафов уммы, что душа остаётся после того как она отделяется от тела и что она получает награды и подвергается наказанию.

 

И философы Альилгьиюна говорят это (что душа остаётся после того как оно отделяется от тела...) но отвергают воскрешение тел, а эти признают воскрешение тел, но отвергают воскрешение душ отдельно от тела и их вознаграждение и наказание, без тела. И эти оба мнения ошибочные и заблуждение, однако, слова философов более отдаленные от мнений людей Ислама, хотя с ними согласились те, кто убежден, что они придерживаются религии Ислама, вернее те, кто думают, что они являются людьми из числа ма`рифата, тасавуфа (суфии), тахкъикъа и калама.

 

И третье мнение: это редкое мнение, тех, кто сказали; «Поистине в Барзахе нет ни вознаграждения, ни наказания, и это не произойдёт до тех пор, пока не наступить большое стояние (судный день)». Как об этом говорят некоторые из числа му`атазилитов и им подобные, кто отвергает наказание могилы и её вознаграждение, основываясь на то что душа не остаётся после того как он отделяется от тело, что тело не получает ни награды и ни подвергается наказанию.

 

И все эти группы заблуждаются в вопросе Барзаха, однако лучшие из философов это те, кто признают, что будет большое стояние.

 

Когда ты узнал эти три ложных мнения, то тебе следует знать что мазхаб (путь) Салафов и Имамов уммы это то, что, мертвый, когда он умирает либо он находится во благах либо в наказаниях, и что это происходит и с душой и с телом. И что душа остаётся после того как он отделяется от тела во благах или в наказаниях, и что он иногда соединяется с телом и в месте с ним также получает награды и подвергается наказанию.

 

А потом когда наступает день большого стояния, души возвращаются к своим телам и встают из своих могил, для Господа миров (предстать перед ним для отчёта).

 

И в том, что тела будут воскрешены, есть единогласие среди мусульман, иудеев и христиан. И также во всем в этом есть единогласие среди учёных хадиса и сунны.

 

А будет ли тело, без души, получать награды или подвергаться наказанию? Одни из них утверждали это, но большинство из них отвергли

 

И мы (сейчас) приведём то, что разъясняет, что мы упомянули выше.

 

А что касается хадисов наказания могилы и вопроса Мункара и Накира (ангелы) то многие из них приведены от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на подобие того что приводится в обоих сахихах (Бухари и Муслим), от Ибн `Аббаса (да будет доволен Аллах ими), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) шёл возле двух могил и сказал: "Поистине они оба подвергаются наказанию, и они подвергаются наказанию не из-за большого (греха), а что касается одного из них, он ходил и распространял сплетни, а что касается другого, он не очищался от мочи". Потом он попросил пальмовую ветвь, разломал её на две части, потом воткнул по одной в могилу каждого из них. Потом они сказали: "О Посланник Аллаха для чего ты это сделал?" Он сказал: "Может быть, это облегчит им, пока они не засохнут".

 

В сахихе Муслима приводится от Зайда ибн Сабита что он сказал: "Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был в ограде бану-наджар верхом на мулице, и мы были с ними, он вдруг слез с неё, как будто сбросили с неё, и там были или шесть, или пять, или четыре могилы, и он сказал: «Кто знает чьи эти могилы?» и один человек ответил: «Я знаю». И он спросил: «на чём они умерли?» он (тот человек) ответил: «на ширке». Затем он (Пророк) сказал: «Поистине эту умму испытывают (наказывают) в своих могилах, если бы это вас не остановило от захоронения ваших умерших (если бы вы могли бы выдержать), я попросил бы у Аллаха, чтобы дать вам услышать могильное мучение, то, что я слышу оттуда». Потом он повернулся к нам лицом и сказал: «Прибегайте к Аллаху от мучений в могиле». Они сказали: «Мы прибегаем к Аллаху от могильного наказания». Он сказал: «Прибегайте к Аллаху от наказания огня (ада)». Они сказали: «Мы прибегаем к Аллаху от наказания огня». Он сказал: «Прибегайте к Аллаху от фитн (смуты) от явного и от скрытного». Они сказали: «Мы прибегаем к Аллаху от смуты, от явного и от скрытого». Он сказал: «Прибегайте к Аллаху от смуты даджала». Они сказали: «Мы прибегаем к Аллаху от смуты даджала».

 

И в сахихе Муслима и других сунанах тоже приводится от Абу Хурайри (да будет доволен Аллах) что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто заканчивает из вас читать последний ташахуд, пусть скажет: «Я прибегаю к Аллаху от четырёх; от мучения адского; от мучения могильного; от фитны (смуты) в жизни и в смерти; и от смуты масиха даджала»».

 

В сахихе Муслима и в других тоже приводится от Ибн `Аббаса (да будет доволен Аллах ими) от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) что он учил их этому ду`а, также как он учил их Суре из Корана: «О мой Аллах поистине я прибегаю к Тебе от наказания адского, прибегаю к Тебе от наказания могильного, прибегаю к Тебе от смуты масиха даджала, и прибегаю к Тебе от фитны в жизни и в смерти».

 

В сахихе Бухари и у Муслима приводится от Абу Аюба Аль Ансари что он сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышел и он уже нашёл солнце (имеется в виду, что он вышел после восхода солнца) и сказал: «иудеев мучают в их могилах»».

 

И в обоих сахихах приводится от `Аиши (да будет доволен ей Аллах) что она сказала: «однажды вошла ко мне одна старуха из Мединских иудеев и сказала: «Поистине обладателей могил наказывают в их могилах» она (`Аиша) сказала: «я посчитала, что она врёт, и не поверила ей» она (`Аиша) сказала: «затем она вышла, и вошёл ко мне посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и я сказала: «О посланник Аллаха, старуха из жителей Медины вошла ко мне и утверждала, что обладателей могил наказывают в их могилах»». И он сказал: «Она сказал правду, поистине они подвергаются наказанию, это бывает слышно всем животным». И после этого я не увидела его в намазе, кроме как он прибегал (к Аллаху) от могильного наказания».

 

И в сахихе Абу Хатима передаётся от Умму Мубашшир (да будет доволен ей Аллах) что она сказала: «Вошёл ко мне посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) когда я была в огороде, и он говорил: «прибегайте к Аллаху от наказания могильного». И я сказала: «О посланник Аллаха, у могилы есть наказание?» Он сказал: «Поистине они будут, подвергается наказанию в своих могилах, это слышат животные»».

 

Некоторые сказали: «и по этой причине люди идут со своими животными когда у них болит живот к могилам иудеев, христиан и мунафиков; наподобие как аль Исмаилиты, аннаситияти и другие къараамити, из числа бану `убайда и т.д. те, кто находятся в территории Египта, Шама и т.д. обладатели коней направляются к своим могилам для этого, также как направляются к могилам иудеев и христиан. И невежды думают что они из потомков Фатимы, и что они из числа авлия (приближённых, друзей) Аллаха, из-за того что он является из этой группы. Уже говорили что, когда лошадь слышит могильное мучение, то у него поднимается жар, из-за чего проходит боль живота. И хадисов, поэтому поводу много, но не содержится в них, этот вопрос.

 

И хадисы на счёт допроса тоже много как приводится в обоих сахихах и сунанах от Аль Бараъа ибн `Азиба (да будет доволен Аллах) что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мусульманин, когда его спрашивают в могиле, свидетельствует что нет божества кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха, это содержит в себе Слова Аллаха, Всевышнего: «Укрепляет Аллах тех которые уверовали твёрдым словом на этом и на том свете» (Сура Ибрагьим. Аят 27). И в речи (Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предается): «ниспосылали на счёт мучения в могиле, ему говорят: «кто твой господь?» Он отвечает «мой Господь Аллах и моя религия Ислам и мой Пророк Мухаммад». И это содержится в Слове Всевышнего Аллаха: «Укрепляет Аллах тех, которые уверовали твёрдым словом на этом и на том свете. И сбивает Аллах несправедливых, и совершает что пожелает». (Сура Ибрагьим. Аят 27).

 

И этот хадис уже передали люди сунана и муснада в длинном виде как это передаётся в сунане Абу Давуда и других тоже, Передают со слов Аль-Бара ибн Азиб, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провожали покойного мужчину из ансаров. Мы дошли до могилы, и перед погребением пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел (на землю), и мы сели рядом с ним. Он чертил палкой землю, а мы были недвижимы, как будто на наших головах сидели птицы. После чего он поднял свою голову и сказал: «Прибегайте к Аллаху от мучения могилы». Он повторил эти слова дважды или трижды. Затем сказал: «Поистине, когда верующий раб покидает мирскую жизнь и переходит в грядущую, к нему спускаются с неба ангелы со светлыми, как солнце лицами. Они несут с собой саван и благовоние из рая. После чего садятся в дали от него на расстоянии взора и ожидают прихода ангела смерти. И когда он приходит, то садится у изголовья (умирающего) и говорит: «О душа умиротворенная! Выходи к прощению Аллаха и Его довольству». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И его душа легко покидает тело, так же, как вода вытекает из горлышка сосуда. И ангел смерти принимает её и передает в руки ожидающих ангелов, которые не спускают с неё своих глаз. Они берут её и кладут в саван и умащают благовонием, после чего от неё исходит более ароматный запах, чем запах лучшего мускуса на земле. Затем они поднимаются с ней (на небо) и всякий раз, когда они проходят мимо других ангелов, те спрашивают: «Чья это благая душа?». Им отвечают: «Это такой-то, сын такого-то»,- называя его наилучшими именами, которыми его звали в мирской жизни. Таким образом, они достигают первого неба и просят открыть его врата. Им открываются врата его, и обитатели этого неба провожают их до следующего неба и так происходит, пока они не достигнут неба, над которым находится Сам Аллах. И Всевышний Аллах говорит: «Запишите имя Моего раба в книге Иллиин (книга, в которой записываются имена обитателей рая) и верните его обратно на землю. Поистине, Я создал их из неё, верну в неё, а затем вновь выведу их из неё». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После этого душа человека возвращается в его тело, и к нему приходят два ангела. Они усаживают его и говорят: «Кто твой Господь?». Он отвечает: «Мой Господь – Аллах». Они говорят: «Какая твоя религия?» Он отвечает: «Моя религия – Ислам». Они говорят: «Кто тот человек, который был послан к вам?». Он отвечает: «Он - посланник Аллаха». Они говорят: «Что ты имеешь из знания?». Он отвечает: «Я читал Книгу Аллаха и уверовал в неё». После этого с неба возгласит глас: «Правду сказал Мой раб, постелите ему ложу из рая и откройте для него дверь в рай». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И в могилу проникнет благоуханье рая и его ароматность. Могила будет расширена на расстояние взора. И придет к нему человек в прекрасном облике, красивой одежде и с приятным запахом и скажет: «Радуйся! Это день, который был тебе обещан». Он спросит: «Кто ты? Твое лицо подобно тому, кто приходит с благом». Он скажет: «Я - твои праведные деяния». И он станет говорить: «О Аллах! Приблизь День воскресенья, что бы я смог вернутся к моей семье и моему достоянию».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, когда неверный раб покидает мирскую жизнь, и переходит в грядущую, к нему спускаются с неба ангелы с черными лицами. Они несут с собой грубое одеяние. После чего садятся в дали от него на расстоянии взора и ожидают прихода ангела смерти. И когда он приходит, то садится у изголовья (умирающего) и говорит: «О душа мерзкая! Выходи к гневу Аллаха и Его каре». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И его душа прячется в теле. И ангел смерти вырывает её из него подобно тому, как вырывают клочками мокрую шерсть. После чего он передает её в руки ожидающих ангелов, которые не спускают с неё своих глаз. Они берут её и кладут в грубое одеяние, после чего от неё исходит самый зловонный запах, какой существует на земле. Затем они поднимаются с ней (на небо) и всякий раз, когда они проходят мимо других ангелов, те спрашивают: «Чья это мерзкая душа?» Им отвечают: «Это такой-то, сын такого-то»,- называя его наихудшими именами, которыми его звали в мирской жизни. Таким образом, они достигают первого неба и просят открыть его врата. Но не откроются они. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал слова Всевышнего: «Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко. Так Мы воздаем грешникам». аль-Араф-Ограды, 7:40

 

И скажет Аллах: «Запишите его имя в сиджжин (книга, в которой записываются имена обитателей ада) в нижнем слое земли». И её бросят (на землю). Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал слова Всевышнего: «Оставайтесь ханифами и не приобщайте к Нему сотоварищей. А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место». аль-Хаджж-Паломничество, 22:31.

 

После этого душа возвращается в тело, и к нему приходят два ангела. Они усаживают его и говорят: «Кто твой Господь?» Он, задыхаясь, отвечает: «Я не знаю». Они говорят: «Кто тот человек, который был послан к вам?». Он отвечает: «Я не знаю». После этого с неба возгласит глас: «Он лжец. Постелите ему постель из огня и откройте для него дверь в ад». И в могилу проникнет пламя ада, его гарь и зловонье. Могила сдавит его так, что его ребра сомкнутся. И придет к нему человек в ужасном облике, скверной одежде и с неприятным запахом и скажет: «Горюй! Это день, который был тебе обещан». Он спросит: «Кто ты? Твое лицо подобно тому, кто приходит со злом». Он скажет: «Я - твои дурные деяния». И он станет говорить: «О Аллах! Отдали День воскресенья»». [Ахмад 4/284, Абу Дауд 2/281, ан-Насаи 1/282, Ибн Маджах 1/496, аль-Хаким 1/37, ат-Таялиси 753. Достоверность хадиса подтвердили имамы аль-Байхакъи, в «Шу‘б аль-Иман» (1/300); Абу Ну’айм, аль-Хаким, аль-Асбахани, Ибн Таймийя «Маджму‘ аль-Фатауа» (5/439) и «Талбис аль-Джахмийя» (6/182); Ибн аль-Къайим в «Тахзб ас-Сунан» (13/89) и «ар-Рух»; ас-Суюти «Шарх ас-Судур» (91); Ахмад Шакир «Умдат ат-Тафсир» (2/22); аль-Альбани «Сахих ат-таргиб уат-тархиб» (№ 3558); «Тахридж мишкат аль-масабих» (1573); и в «Ахкам аль-Джанаиз» (198); и аль-Вади‘и «ас-Сахих аль-Муснад мин асбаб ан-Нузуль» (№ 150)].

 

И вот уже хадис разъяснил возвращение души к телу, и вхождение в друг друга рёбра. И это разъясняет, что мучение бывает для души и тела вместе.

 

Передали хадис похожий на то, что рассказал Аль Бара, про то, как происходит, отнимание души, допрос, вознаграждение и наказание. Это передал Абу Хурайра, и его хадис приводится в муснаде и других местах тоже.

 

Передал Абу Хатим ибн Хибан в своем сахихе от Абу Хурайры (да будет доволен Аллах) от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал: «Поистине мёртвый, после того как его кладут в могилу, слышит стук их обуви, когда они уходят оттуда (с похорон). Если он был верующим, то Намаз становится возле его головы, а пост становится справа от него, милостыня (закат) становится слева от него, его хорошие деяния; милостыня, соблюдения родственных связей, его хорошие и благие поступки становится возле его ног. И приходят два ангела со стороны головы, и Намаз говорит: «Нет входа с этой стороны». Потом они приходят с правой стороны, и пост говорит: «Нет входа с этой стороны». Потом они приходят с левой стороны, и Закат говорит: «Нет входа с этой стороны». Потом они приходят со стороны ног, и хорошие деяния; милостыня, соблюдения родственных связей, его хорошие и благие поступки говорят: «Нет входа с этой стороны». И они говорят ему: «Садись!» И он садится и он (становится) похож на солнце перед закатом. Он говорит: «Оставьте меня пока я помолюсь». Они ему говорят: «Поистине ты потом помолишься, ответь нам на наши вопросы. Видел ли ты этого человека, который был среди вас и что вы говорите о нём? Какое твое мнение о нём?» Он говорит: «Мухаммад, мы свидетельствуем, что он посланник Аллаха, и что он пришёл с истиной от Аллаха». Ему говорят: «на этом ты жил и на этом ты будешь воскрешён, если это будет угодно Аллаху». Потом открывают ему двери в рай и говорят: «это твое место пребывание и то, что обещал Аллах тебе, находится там, и это увеличивает удовольствие и радость. Потом расширяем ему его могилу на семьдесят локтей, освещает ему там, возвращают тело в того с чего он был первоначально (создан) (имеются в виду тело превращают в землю), и его душу превращают в душу птицы который питается от райского дерева». Он (Пророк) продолжил: «И это содержится в Слове Всевышнего Аллах: «Укрепляет Аллах тех, которые уверовали твёрдым словом на этом и на том свете. И сбивает Аллах несправедливых, и совершает что пожелает»». (Сура Ибрагьим. Аят 27).

 

И он (Пророк) рассказал про положение кафира противоположную этому рассказу, и сказал: «Ему сжимают его могилу пока его ребра не войдут в друг друга и это является тесной жизнью то о чём Всевышний Аллах рассказал: «Ему уготовано тесная жизнь, и Мы его воскресим в день стояния слепым» (Сура Та ха Аят 124) этот хадис является коротким.

 

А хадис Аль Бараъа, что было приведено выше, является длинным, чем тот, что приводится в сунане, потому что они укоротили с него упоминание о мучениях могилы, что приводится в муснаде и других местах, в длинном виде. И это хадис хасанун сабитун (хороший крепкий). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит в этом: «Поистине верующий раб, когда он находится в положение перехода в ахират и оставлении этого света, спускаются к нему ангелы, светлыми лицами, как будто их лица подобны солнцу, у них саван из райских саванов и бальзам из райских бальзамов, они садятся от него на расстоянии взора. Потом приходит Ангел смерти, он сидит возле его головы, затем говорит: «О хорошая душа, выходи к прощению и довольствию!» Он (Пророк) продолжил: «И он выходит, вытекая (из тела) как вытекает капля из бурдюка и они принимают его, когда берут его, не держат в руке и в мгновении ока вложат его в тот саван и в тот бальзам, и пахнет оттуда как от самого хорошего миска (благовония) что находится на земле». Он (Пророк) продолжил: «Затем они поднимаются с ним и не проходят они возле группы из ангелов пока они не скажут: «Что это за чистая душа?» и они им отвечают: «это такого-то сына такого-то» называя его самыми лучшими именами которыми называли его на этом свете. Они доходит до первого неба, и просят чтобы открыли двери и открывают ему двери (первого неба)» Он (Пророк) продолжил: «Затем они провожают его во все небеса, проходя (таким образом) до следующего неба, пока они с ней не дойдут до седьмого неба. И Он (Аллах) говорит: «Пишите книгу моего раба в `Илиююне и верните его в землю. Поистине от него Я создал их и туда же Я верну их, и оттуда же Я выведу их в следующий раз»», Он (Пророк) продолжил: «Затем они возвращают его душу в его тела, потом приходят два ангела и сажают его».

И здесь упоминается тоже самое, что и говорили выше (приведённом укороченном хадисе что приводит Абу Хатим, Ибн Хибан.) Он (Пророк) продолжил: «И приходит к нему человек с красивым обликом и хорошим запахом, и говорит ему: «Радуйся тем, что радует тебя, это твой день который уже был обещан» и он говорит: «Кто ты? И облик у тебя того кто приходит с добром». Он ему отвечает: «Я твои хорошие деяния». Потом он говорит: «О мой Господь, пусть наступит судный день! О мой Господь, пусть наступит судный день! О мой Господ, пусть наступит судный день! Чтобы я вернулся к своей семье и имуществу»». Он (Пророк) продолжил: «Поистине когда неверный раб находится в положение перехода в ахират и оставлении этого света, спускаются к нему с неба два ангела чёрными лицами, и у них грубая ткань, они сидят от него на расстояние взора. Потом приходит Ангел смерти, он сидит возле его головы и говорит: «О грязная душа выйди к недовольству Аллаха и к Его гневу». Он отделяется от всех костей, и отрывают его (от тела) как металлическую расчёску отрывают от мокрой шерсти и вместе с ним разрывают вены и нервы». Он (Пророк) продолжил: «Затем они принимают его, когда берут его, не держат в руке и в мгновении ока вложат его в ту грубую ткань» Он (Пророк) продолжил: «и оттуда выходит противный запах подобный вони от мертвечины, самый худший что есть на земле. Затем они поднимаются с ним и не проходят они возле группы из ангелов пока они не скажут: «Что это за грязная душа?» и они им отвечают: «это такого-то сына такого-то» называя его самыми плохими именами которыми называли его на этом свете. Они доходят до первого неба, и просить чтобы открыли двери и не открывают их для него». Потом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал: «Не откроют им врата небес и не войдут они в рай, пока не пройдёт верблюд сквозь игольное ушко, так Мы воздаём грешникам». (Сура Аль Араф. Аят 40). Потом Всевышний Аллах говорит: «Пишите его книгу в сиджине, в самой нижней части земли». Он (Пророк) продолжил: «Затем выкидывают его душу вниз грубо». Потом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал: «Или же ветер выбросит его в далёкое место» (Сура Хадж. Аят 31). Он (Пророк) продолжил: «Потом возвращается его душа к телу, затем приходят к нему два ангела и сажают его, и говорят ему: «Кто твой господь?» он говорит: «ааа… ааа… я не знаю»». Потом приводится то что приводится в выше приведённом хадисе (что приводит Абу Хатим и Ибн Хибан.). Потом Он (Пророк) продолжил: «И приходит к нему уродливый человек с вонючим запахом. И говорит ему: «Радуйся тому, что огорчит тебя, это те твои деяния что было обещано тебе». И он говорит: «Кто ты? и облик у тебя того кто не приходит с добром». Он отвечает ему: «Я твои плохие деяния». Он говорит: «О Господи пусть не наступит судный день» три раза».

В этом хадисе есть несколько частей (видов) знания, Из них:

 

1) Что душа остаётся после того как отделяется от тела, что противоречит заблудшим мутакалимам.

 

2) Что она (душа) поднимается и спускается, что противоречит философам.

 

3) Что она возвращается в тело, и что мёртвого допрашивают, вознаграждают и наказывают, как об этом спросили те, кто задавали вопрос.

 

4) И из него это то, что его хорошие и плохие деяния приходят в красивом или плохом облике.

 

И в обоих сахихах приводится от Къатадата от Анаса ибн Малика (да будет доволен Аллах) что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине раб, после того как его вкладывают в могилу и уходят от него его друзья он слышит стук их обуви, приходят к нему два ангела и выносит ему решения. Они ему говорят: «Что ты говорил об этом человеке, о Мухаммаде?» Что касается верующего, то он говорит: «Я свидетельствую, что Мухаммад раб Аллаха и Его посланник». Ему говорят: «Смотри на твое место в аду (имеется в виду что было подготовлено ему в случаи провала на допросе – прим. пер.), Аллах уже заменил тебе его местом в раю». Он (Пророк) продолжил: «он видит их обоих». Къатадат сказал: «и передали нам, что ему расширяют могилу на семьдесят локтей и наполняют это зеленью до дня воскрешения».

 

Сейчас вернёмся к хадису Аннаса: «Они оба приходят к кафиру и мунафикъу (лицемеру) и говорят ему: «Что ты говорил об этом человеке?» он отвечает: «Не знаю, я говорил то, что говорили люди» и говорит: «я не знаю, я не следовал за ним». Потом бьют его металлическим кувалдой между ушей, и он издаёт крик и этот крик слышат, кто находится там кроме джинов и людей».

 

Передали Ат-Тирмизи и Абу Хатим в своём сахихе, большинство его слова передано от Абу Хурайри (да будет доволен Аллах), он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда хоронят одного из людей, к нему приходят два ангела чёрные, синие, которых называют, Мункар и другого Накир и они говорят ему: «Что ты говорил об этом человеке, о Мухаммаде? Когда он говорил то, что говорил (имеется в виду, когда он утверждал, что он посланник Аллаха – прим. пер.)Если он был верующим, он говорит: «Он раб Аллаха и Его посланник, я свидетельствую, что нет божества (достойного поклонения) кроме Аллаха и что Мухаммад Его раб и посланник». Они говорят: «Поистине мы знали, что ты скажешь это». Потом расширяют ему могилу на семьдесят локтей, освещают ему там и говорят ему: «Спи!» он говорит: «я вернусь к моей семье и расскажу им». Они ему говорят: «Спи сном жениха которого не будят никто, кроме самых любимых ему из его домочадцев, пока Аллах не воскресит его из этой его постели!» Если он был мунафикъом (лицемером) он говорит: «Я не знаю, я слышал людей, они говорили что-то и тоже повторял это». Они говорят: «Поистине мы знали что ты скажешь это» потом говорят (повелевают) земле: «прижми его!» и она прижимает его до тех пор пока его рёбра не войдут в друг друга, и он не перестаёт мучатся, до тех пор пока Аллах не воскресить его из этой его постели».

В этом хадисе есть (упоминание о том) как рёбра входят в друг друга, и помимо этого ещё есть то, что разъясняет, что его тело и душа наказываются.

 

И от Абу Хурайры (да будет доволен Аллах) передаётся что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда умирающий лежит при смерти к нему приходят ангелы с белым (саваном) из шёлка, они говорят: «Выходи в виде наилучшего запаха благовонии». Они его передают друг другу пока не дойдут с ним до ворот в небе. И они говорят: «Как прекрасен этот запах. Когда он пришел к вам из земли?». И затем они относят его туда, где хранятся души верующих, и они очень бывают рады ему, чем кто-либо из вас бывает рад, когда приезжает кто-то кто отсутствовал. И они спрашивают у него: «Чем занимается какой-то фулан (отпрядённый человек)?» (имеется ввиду, они спрашивают у него про своих знакомых, кого они оставили в живых на земле, когда они умирали? – прим. Пер.). Потом они говорят: «Оставьте его, поистине он (был) в мирских страданиях». И когда он говорит им: «Поистине он отправился к вам». Они говорят: «Он пошёл в бездну ада». А что касается кафира, когда он лежит при смерти, к нему приходят ангелы наказания с грубой тканью. Они говорят: «Выходи в отвратительном виде, к гневу Аллаха, затем она выходит подобно вони мертвечины. Они относят его к душам кафиров». Это рассказал: Ан Насаи, Аль Баззар и рассказал Муслим укороченном виде, от Абу Хурайры (да будет доволен Аллах). И когда (посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) дошел, до места, где он рассказывал) об кафире и вони его души он закрыл свой нос райтатом вот так. Райтат это тонкая и мягкая одежда как простыня.

 

И Абу Хатим рассказал в своём сахихе. (что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине верующий, когда он лежит при смерти присутствуют ангелы милости, и когда они берут его душу заворачивают в белый шёлк, поднимаются с ним к небесным дверям и говорят: «Мы не видели запаха лучше чем этот запах». И они говорят: «Оставьте его пусть отдыхает, Поистине он был мирских страданиях». Они говорят: «Что совершил такой-то? Что совершила такая-то?» А что касается кафира, когда они берут его душу, они идут с ней к земле и стражи земли говорят: «Мы не нашли вонючего запаха худшую чем это». И они относят его в самую нижнюю часть земли».

 

И в этих хадисах и подобных им есть (рассказ о том что) душа и тела объединяются когда получают могильную награду и наказание. А что касается (хадисов, которые указывают) на нахождение души отдельно (от тела), вот уже выше приведено часть из них.

 

И от Ка`аб ибн Малика (да будет им доволен Аллах) передается что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине душа верующего, это птица связан (ягIлукъу) с деревом рая, пока он не вернётся к своему телу в день воскресения». Это рассказал Ан Насаи и это рассказал Малик и Шафи`и. И его слово «привязанный (ягIлукъу)» с даммой (на букве лам) означает что он питается, и это было передано помимо этого хадиса в других тоже. И уже было приведено текст, что душа получает награду вместе с телом, которое находится в могиле – если Аллаху будет угодно – и что он получает награду в раю одна (без тела). И они оба (рассказа) правдивые.

 

Ибн Абу Дунья в книге «Поминание смерти» передал от Малика ибн Анаса, что он сказал: «До меня дошло, что душа свободная, идет куда хочет». Это согласуется с тем, что передано «Душа бывает вокруг могил». Как и сказал Муджахид: «Души продолжают находиться на могилах семь дней со дня похорон мертвого и не удаляется оттуда. И возвращается душа в тело не только во время допроса». Как об этом сказано в хадисе, который Ибн `Абдиль-Барр посчитал достоверно переданным от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал: «Нет такого человека, который проходит мимо могилы человека, которого знал при жизни, и приветствовал его без того, чтобы Аллах не вернул бы ему его душу так, чтобы тот ответил тому на приветствие».

 

И в сунане Абу Дауда и других от Ауса ибн Ауса ас-Сакъифи, от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал: «Поистине лучший из ваших дней это пятница. Увеличивайте салят на меня в пятничный день и в пятничную ночь. Потому что ваши саляты представляются мне». Они (сподвижники) сказали: «О посланник Аллаха как наши саляты представляются тебе, ведь твое тело разложится?». Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Поистине Аллах запретил земле съедать (разлагать) тела пророков».

 

Этот раздел, про это есть хадисы и преданий, за тот короткий период, когда разузнают, которые разъясняют, что тела, которые находятся в могилах, наслаждаются или мучаются, когда Аллах желает этого. Как Он желает, и что души остаются после того, как отделяются от тел и наслаждаются, и мучаются. Именно поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал давать салам мертвым, как это зафиксировано в сахихе и сунане. Что он обучал своих сахабов, когда они посещают могилы, говорили: «Ас-Саламу `алейкум обитателям этого места из верующих и мы иншааЛлах к вам присоединимся. Да смилуется Аллах на тех, кто ушел раньше из нас и из вас, и на тех, кто уйдет позже. Мы просим у Аллаха нам и вам благополучие! О Аллах не лишай нас и их награды, и не вводи нас в фитну после них, и прости нас и их!»

 

Это открылось многим людям так, что они слышали голоса мучающихся в могилах и видели своими глазами, как их мучают в могилах. Это передано множеством известных преданий. Однако необязательно, чтобы это было постоянно в теле во все времена, но это может быть в одном положение и не быть в другом.

 

В двух сахихах от Анаса бин Малика (да будет доволен Аллах) передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оставил убитых в Бадре три дня, потом пришел к ним и встал над ними и сказал: «О, Абу Джахль бин Хишам! О, Умаййят бин Халяф! О, `Утба бин Раби`ат! О, Шайбат ибн Раби`ат! Разве вы не нашли то что обещал, вам ваш Господь истинным? Поистине я нашёл то что обещал мой Господь истинным» и `Умар услышал слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «О, посланник Аллаха! Как они слушают, ведь они умерли?» он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь тем, у кого в руке моя душа, вы не слышите лучше то, что я говорю, чем они. Но они не могут ответить». Затем он приказал, чтобы их оттащили и бросили в яму при Бадре.

 

Так же Бухари и Муслим привели в сахихах от Ибн `Умара (да будет доволен Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) остановился возле ямы Бадра и сказал: «Нашли ли вы то, что вам обещал ваш Господь истинным?» и сказал: «Поистине они сейчас слышат то, что я говорю». И рассказали это Аише, и она сказала: «Ибн Умар ошибся, поистине посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине они знают сейчас, то, что я им говорил, это истина», затем прочитала слова Всевышнего: «Поистине ты не заставишь слышать мертвых», пока не почитала Аят.

 

Но обладатели знания, хадисов и сунны единогласно признали достоверным то, что передал Анас и Ибн Умар, хотя они не участвовали в Бадре. Потому что Анас передал это от Абу Талха, а Абу Талха участвовал в Бадре. Как это и передал Абу Хатим в своем сахихе от Анаса, от Абу Тальхи (да будет доволен Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал, чтобы двадцать четыре человека из знати къурайшитов были брошены в одну яму из ям Бадра. И он когда побеждал какое-нибудь племя, любил оставлять их на их территории три ночи.

 

И когда наступил третий день, он приказал подготовить его животное и оседлать его, затем он привёл её в движение и пошёл и отправились за ними его сахабы. И они сказали: «Мы не видели, чтобы он разговаривал кроме как из-за некоторых нужд», до тех пор, пока он не встал на краю ямы и обратился к ним по их именам и именам их отцов: «О такой-то, сын такого-то, радует ли вас то, что вы не подчинились Аллаху и его посланнику (это он сказал по издевательский. прим. пер.). Поистине мы нашли то, что нам обещал наш Господь истинным. А нашли ли вы то, что вам обещал ваш Господь истинным?» Умар ибн Аль Хатаб сказал: «О посланник Аллаха! Почему ты разговариваешь с телами, в которых нет душ?» и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь тем, в чей руке моя душа, вы не слышите то, что я говорю лучше, чем они».

 

Къатада сказал: «Аллах оживил их, чтобы они слушали их, порицаемыми, униженными, наказанными, сожалевшими, опечаленными». А Аиша сделала таъвиль (вывод) то, что она говорила, как она делал таъвил, подобной этому. Но текст достоверный от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) предпочитают, чем таъвил из таъвилей сахабов или других. И нет в Коране ничего, что противоречило бы этому. Что касается Его слова «Ты не заставишь слышать мертвых», то здесь подразумевается обычное слушание, которое приносит пользу тому, кто слышит. И это пример приведённый неверным, неверные слышат голос, однако они не слышат, принимающим слухом понимая и следовая за ним.

 

Те, которые не веруют, подобны тому, который кричит на тех, что не слышат ничего, кроме зова и призыва.

 

Как сказал Всевышний: «Пример тех, которые не уверовали, как пример, которого кричит, тем (языком) что они не слышит, кроме зова и призыва». (Сура Бакъара Аят 171). И так же мертвые, которые были приведены в примере: необязательно чтобы они были лишены всех видов обычного слушания, также как не лишены этого неверные. Наоборот они уже лишены обычного слушания, от которого они извлекают пользу, что касается другого слушания, то они не лишены этого».

 

И уже приводится в двух сахихах и других тоже, что мёртвые слышать стук их обуви, когда они уходят оттуда (с похорон) и это совпадает с этим, ну как же это может принести пользу?

 

И из числа учёных есть те, кто говорили: «мёртвый не слышит в могиле пока он мёртвый», как об этом рассказала Аиша, и приводят для этого далил из Корана. А когда его оживляет Аллах, то он слышит, как об этом рассказал Къатадат: «Аллах оживил их для этого». Если даже это является жизнью то они не слышат этим, так же, как мы не видим ангелов и джинов, и незнаем, что чувствует мертвый, когда он спит, также как мы незнаем, что находится в сердце другого, если даже он это знает это только тот, кому об этом известил Аллах.

 

И это то что намеревался услышать спрашивающий, хотя есть в этом другие толкования и разъяснения но это приводится не к месту, потому что, то что мы упомянули, являются из ясных доводов, ответом тому о чём спросили, и это едва ли не стало единогласием. Аллах знает лучше! Да благословит Аллах Мухаммада, и его семью и его сподвижников всех!

Источник: Маджму`атуль-фатава, 4/282-299.

 [Конец примечания].

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 619; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!