И что оставил после себя. Но человек будет свидетельствовать



против самого себя, даже если он будет оправдываться». (75:13-15)

 

Слова Аллаха: ﴿اقْرَأْ كَتَـبَكَ كَفَى بِنَفْسِكَ الْيَوْمَ عَلَيْكَ حَسِيبًا ﴾ "Прочти твою книгу! Довольно для тебя в самом себе счётчика!" – т.е. ты знаешь, что тебя никто не обидел, и что записано у тебя только то, что ты сделал сам, т.к. ты сам помнишь, всё, что ты совершил. И никто не забудет то, что он делал. И все будут читать свою книгу, грамотные и безграмотные.

Слова Аллаха: ﴿أَلْزَمْنَـهُ طَـئِرَهُ فِى عُنُقِهِ﴾ «Мы прикрепили улетающее к его шее»

 – здесь упоминается шея, потому что это орган человека,

к которому если что-то прикрепить к нему, то от этого не избавиться.

Ма’мар передаёт от Катады, что: ﴿أَلْزَمْنَـهُ طَـئِرَهُ فِى عُنُقِهِ﴾

«"Мы прикрепили улетающее к его шее" – т.е. его дела».

﴿وَنُخْرِجُ لَهُ يَوْمَ الْقِيَـمَةِ﴾ «и выведем для него в день воскресения» – т.е.

выведем ему его дела.

﴿كِتَابًا يَلْقَـهُ مَنْشُوراً﴾ «книгу, которую он встретит разверстой»

Ма’мар передаёт, что аль-Хасан аль-Басри прочитал аят:

﴿عَنِ الْيَمِينِ وَعَنِ الشِّمَالِ قَعِيدٌ﴾ «Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния)». (50:17) А затем сказал: «О, сын Адама, твоя книга

открыта, и к тебе приставлены два благородных ангела – один справа, другой слева.

Тот, что справа, записывает твои благие деяния, тот, что слева записывает твои грехи.

Делай же, что хочешь, мало или много. Но как ты умрёшь, твоя книга закроется,

и её прикрепят к твоей шее, и развернут перед тобой её в Судный день:

اقْرَأْ كَتَـبَكَ «Прочти твою книгу….» – аят до конца.

И, клянусь Аллахом, справедлив был Тот, кто сделал так, чтобы ты сам отчитывал себя».

Это высказывание аль-Хасана, да смилуется над ним Аллах.

 

Аллах сказал:

 

مَّنِ اهْتَدَى فَإِنَّمَا يَهْتَدى لِنَفْسِهِ وَمَن ضَلَّ فَإِنَّمَا يَضِلُّ عَلَيْهَا وَلاَ تَزِرُ وَازِرَةٌ وِزْرَ أُخْرَى وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّى نَبْعَثَ رَسُولاً

(15) Кто идёт прямым путём, тот идёт для самого себя, а кто заблуждается,

То заблуждается во вред самому себе; не понесёт носящая ношу другой,

И Мы не наказывали, пока не посылали посланца.

Всевышний Аллах сообщает, что тот, кто идёт по прямому пути,

следует истине и шагает по стопам пророка, достигнет похвальных результатов для себя.

﴿وَمَن ضَلَّ﴾ «а кто заблуждается» – т.е. сбился с истины и отклонился от пути руководства, то он вредит только самому себе, а последствия вернутся к нему же. Затем Аллах сказал:

﴿وَلاَ تَزِرُ وَازِرَةٌ وِزْرَ أُخْرَى﴾ «не понесёт носящая ношу другой» – т.е. никто не получит грехи другого, и никто не обидит никого, кроме самого себя, как сказал Всевышний Аллах:

﴿وَإِن تَدْعُ مُثْقَلَةٌ إِلَى حِمْلِهَا لاَ يُحْمَلْ مِنْهُ شَىْءٌ﴾ «и если обременённая душа взмолится о том, чтобы ей помогли понести её ношу». (35:18) и нет противоречия между этим аятом и словами Аллаха: ﴿وَلَيَحْمِلُنَّ أَثْقَالَهُمْ وَأَثْقَالاً مَّعَ أَثْقَالِهِمْ﴾ «они непременно понесут своё бремя и другое бремя вместе со своим бременем». (29:13) а также:

﴿وَمِنْ أَوْزَارِ الَّذِينَ يُضِلُّونَهُمْ بِغَيْرِ عِلْمٍ﴾ «Пусть они понесут свою ношу целиком в Последний день, а также ношу тех невежд, которых они ввели в заблуждение». (16:25) - потому, что у проповедников (зла) будет грех за заблуждение самих себя, а также другой грех по причине того, что они ввели в заблуждение других, хотя у тех, кого они ввели в заблуждение не убавится свой грех. И это проявление справедливости и милости Аллаха к Своим рабам, как сказал Аллах: ﴿وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّى نَبْعَثَ رَسُولاً﴾ «и Мы не наказывали,

пока не посылали посланца» – справедливость Аллаха в том, что Он не наказывает никого,

пока не доведёт до них доводы и не пошлёт к ним посланника, как сказал Аллах:

﴿ كُلَّمَا أُلْقِيَ فِيهَا فَوْجٌ سَأَلَهُمْ خَزَنَتُهَا أَلَمْ يَأْتِكُمْ نَذِيرٌ قَالُوا بَلَى قَدْ جَاءَنَا نَذِيرٌ فَكَذَّبْنَا وَقُلْنَا مَا نَزَّلَ اللَّهُ مِنْ شَيْءٍ إِنْ أَنْتُمْ إِلَّا فِي ضَلَالٍ كَبِيرٍ ﴾

«Каждый раз, когда туда будут бросать толпу, ее стражи будут спрашивать их:

«Разве к вам не приходил предостерегающий увещеватель?» Они скажут: «Конечно, предостерегающий увещеватель приходил к нам, но мы сочли его лжецом и сказали: "Аллах ничего не ниспосылал, а вы лишь пребываете в большом заблуждении"».

 (67:8-9) а также:

﴿ وَسِيقَ الَّذِينَ كَفَرُوا إِلَى جَهَنَّمَ زُمَرًا حَتَّى إِذَا جَاءُوهَا فُتِحَتْ أَبْوَابُهَا وَقَالَ لَهُمْ خَزَنَتُهَا أَلَمْ يَأْتِكُمْ رُسُلٌ مِنْكُمْ يَتْلُونَ عَلَيْكُمْ آَيَاتِ رَبِّكُمْ وَيُنْذِرُونَكُمْ لِقَاءَ يَوْمِكُمْ هَذَا قَالُوا بَلَى وَلَكِنْ حَقَّتْ كَلِمَةُ الْعَذَابِ عَلَى الْكَافِرِينَ ﴾

«Тех, которые не уверовали, толпами погонят в Геенну. Когда они подойдут в ней,

 её врата будут распахнуты, и её стражи скажут им: «Разве не приходили к вам посланники из вас самих, которые читали вам аяты вашего Господа и предупреждали вас о встрече с этим днём вашим?» Они скажут: «Конечно!» Но сбылось относительно неверующих Слово о мучениях». (39:71) а также:

﴿وَهُمْ يَصْطَرِخُونَ فِيهَا رَبَّنَآ أَخْرِجْنَا نَعْمَلْ صَـلِحاً غَيْرَ الَّذِى كُـنَّا نَعْمَلُ

أَوَلَمْ نُعَمِّرْكُمْ مَّا يَتَذَكَّرُ فِيهِ مَن تَذَكَّرَ وَجَآءَكُمُ النَّذِيرُ فَذُوقُواْ فَمَا لِلظَّـلِمِينَ مِن نَّصِيرٍ ﴾

«Там они возопят: «Господь наш! Выведи нас отсюда, и мы будем поступать

Праведно, а не так, как мы поступали прежде». Разве Мы не даровали вам жизнь достаточно долгую для того, чтобы опомнился тот, кто мог опомниться?

Да и предостерегающий увещеватель приходил к вам. Вкусите же наказание,

и нет для беззаконников помощников». (35:37)

Здесь возникает вопрос, в котором ранние и современные учёные имеют разногласия

(Да смилуется над ними Аллах). Это вопрос о детях, умерших в раннем возрасте, родители которых неверные, каково будет их положение? Так же вопрос о безумцах, глухих, дряхлых стариках, тех, кто умер на фитре (первозданное естество), и до них не дошёл призыв.

По поводу них есть хадисы, которые я буду излагать здесь с помощью Аллаха.

Имам Ахмад передаёт от аль-Асвада ибн Сари’а, что посланник Аллаха сказал:

«أَرْبَعَةٌ يَحْتَجُّونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ: رَجُلٌ أَصَمُّ لَا يَسْمَعُ شَيْئًا، وَرَجُلٌ أَحْمَقُ، وَرَجُلٌ هَرِمٌ، وَرَجُلٌ مَاتَ فِي فَتْرَةٍ، فَأَمَّا الْأَصَمُّ فَيَقُولُ: رَبِّ قَدْ جَاءَ الْإِسْلَامُ وَمَا أَسْمَعُ شَيْئًا، وَأَمَّا الْأَحْمَقُ فَيَقُولُ: رَبِّ قَدْ جَاءَ الْإِسْلَامُ وَالصِّبْيَانُ يَحْذِفُونِي بِالْبَعْرِ، وَأَمَّا الْهَرِمُ فَيَقُولُ: رَبِّ لَقَدْ جَاءَ الْإِسْلَامُ وَمَا أَعْقِلُ شَيْئًا، وَأَمَّا الَّذِي مَاتَ فِي الْفَتْرَةِ فَيَقُولُ: رَبِّ مَا أَتَانِي لَكَ رَسُولٌ. فَيَأْخُذُ مَوَاثِيقَهُمْ لِيُطِيعَنَّهُ، فَيُرْسِلُ إِلَيْهِمْ أَنِ ادْخُلُوا النَّارَ، فَوَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ، لَوْ دَخَلُوهَا لَكَانَتْ عَلَيْهِمْ بَرْدًا وَسَلَامًا»

«Четыре человека смогут препираться в Судный день: глухой, который не слышит ничего, безумец, дряхлый старик, и человек умерший на фитре (первозданное естество). Глухой же скажет: «Господь мой, пришёл Ислам, а я ничего не мог слышать».

Безумец скажет: «Господь мой, пришёл Ислам в то время, когда дети кидали в меня верблюжьим помётом». Дряхлый старик скажет: «Господь мой, пришёл Ислам в то время, когда я уже ничего не смыслил». Человек, умерший на фитре скажет: «Господь мой, до меня не дошёл  посланник от Тебя». И тогда Аллах возьмёт с них заветы, что они обязательно будут повиноваться Ему. И тогда пошлют к ним и скажут: «Войдите в ад!» И клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада, если они войдут в него, он будет для них безопасным и прохладным». (Ахмад 4/24) Такой же текст с цепочкой рассказчиков от Катады, от аль-Хасана, от Абу Рафи’, от Абу Хурайры, но с дополнением:

«فَمَنْ دَخَلَهَا كَانَتْ عَلَيْهِ بَرْدًا وَسَلَامًا، وَمَنْ لَمْ يَدْخُلْهَا يُسْحَبُ إِلَيْهَا»

«Кто войдёт в него, будет он для него прохладным и безопасным.

А кто не войдёт, его затащат туда». (Баззар 2175)

Это также передали: Исхак ибн Рахавайх от Муаза ибн Хишама,

и аль-Байхаки в «аль-Итикад». Он также сказал, что этот хадис с достоверным иснадом.

Этот хадис также передал Ибн Джарир передаёт от Ма’мара ибн Хаммама,

от Абу Хурайры, а тот от посланника Аллаха, а потом Абу Хурайра сказал:

﴿وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّى نَبْعَثَ رَسُولاً﴾ «и Мы не наказывали, пока не посылали посланца».

 Это также передал Ма’мар от Абдуллы ибн Тауса, а тот от своего отца, а тот от Абу Хурайры, но хадис в степени маукуф (не связанный иснадом с пророком).

 

Абу Хурайра передаёт, что посланник Аллаха

(Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

«كُلُّ مَوْلُودٍ يُولَدُ عَلَى الْفِطْرَةِ، فَأَبَوَاهُ يُهَوِّدَانِهِ أَوْ يُنَصِّرَانِهِ أَوْ يُمَجِّسَانِهِ، كَمَا تُنْتِجُ الْبَهِيمَةُ بَهِيمَةً جَمْعَاءَ، هَلْ تُحِسُّونَ فِيهَا مِنْ جَدْعَاءَ؟»

«Каждый младенец рождается на фитре, но его родители, обращают его либо в иудаизм, либо в христианство, либо в огнепоклонничество. Так же, как например, животные производят на свет цельных детёнышей, вы же не видите в них отсутствующих конечностей». (Бухари 1359, Муслим 2658)

В другом пересказе от него же, у посланника Аллаха

(Да благословит его Аллах и приветствует!) спросили:

 «Что ты скажешь по поводу тех, кто умер, будучи маленькими?»

Он ответил: «اللهُ أَعْلَمُ بِمَا كَانُوا عَامِلِين» «Аллах лучше знает, что они делали ».

 (Муслим 2658)

Имам Ахмад передаёт по цепочке от Мусы ибн Давуда

до Абу Хурайры,  но пересказчик сомневается, относится ли это к Мусе,

что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

«ذَرَارِيُّ الْمُسْلِمِينَ فِي الْجَنَّةِ يَكْفُلُهُمْ إِبْرَاهِيمُ عَلَيْهِ السَّلَام»

«Дети мусульман в раю под попечительством Ибрахима (мир ему)». (Ахмад 2/326)

 

В «Сахихе» Муслима приводится хадис от Ияда ибн Хаммада, где посланник Аллаха

(Да благословит его Аллах и приветствует!) передаёт, что Аллах сказал:

«إِنِّي خَلَقْتُ عِبَادِي حُنَفَاء» «Я сотворил Моих рабов ханифами (единобожниками)».

В другом варианте: «Мусульманами». (Муслим 2865).

 

В своей книге «аль-Мустахрадж аля аль-Бухари» аль-Хафиз Абу Бакр аль-Баркани

передаёт хадис от аль-Ауфа аль-А’раби, от Абу Раджа аль-Утарди, а тот от Самурры,

 что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

«كُلُّ مَوْلُودٍ يُولَدُ عَلَى الْفِطْرَة» «Каждый младенец рождается на фитре».

И тогда люди начали взывать с вопросами: «О, посланник Аллаха, и дети многобожников?» Он (Да благословит его Аллах и приветствует!) ответил:

«وَأَوْلَادُ الْمُشْرِكِين» «И дети многобожников».

Ат-Табарани передаёт, что Самурра сказал: «А как же жети многобожников?»

Он ответил: «هُمْ خَدَمُ أَهْلِ الْجَنَّة» «Это прислуга обитателей рая». (Кабир 7/6993)

 

Ахмад передаёт от Хасны бинт Му’авия из Бану Сурайм,

что её дядя по отцу рассказывал: «Я спросил у посланника Аллаха, кто в раю?»

Он (Да благословит его Аллах и приветствует!) ответил:

«النَّبِيُّ فِي الْجَنَّةِ، وَالشَّهِيدُ فِي الْجَنَّةِ، وَالْمَوْلُودُ فِي الْجَنَّةِ، وَالْوَئِيدُ فِي الْجَنَّة»

«Пророк в раю, шахид в раю, младенец в раю, закопанная заживо девочка[3] в раю».

(Ахмад 5/58)

 

Обсуждение этой темы нуждается в достоверных доказательствах. По этой причине некоторые учёные считали нежелательным говорить на эту тему тем, у кого нет шариатских знаний по ней. Передают, что так считали ибн Аббас, аль-Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ас-Сиддык, Мухаммад ибн аль-Ханафия и другие.

 

Ибн Хиббан передаёт в своём «Сахихе» от Джарира ибн Хазима,

что он передал от Абу Раджа аль-Утарди, что он сказал: «Я слышал ибн Аббаса,

когда он был на минбаре, что он сказал: «Сказал посланник Аллаха:

«لَا يَزَالُ أَمْرُ هَذِهِ الْأُمَّةِ مُوَاتِيًا أَوْ مُقَارِبَا مَا لَمْ يَتَكَلَّمُوا فِي الْوِلْدَانِ وَالْقَدَر»

«Дело этой Уммы в порядке, пока они не (станут) рассуждать о детях и предопределении».  (Ибн Хиббан 6724) ибн Хиббан сказал: «Т.е. о детях многобожников».

Абу Бакр аль-Баззар также передаёт этот хадис (2180) от Абу Раджа аль-Утарди,

и добавил, что хадис передан группой мухаддисов от ибн Аббаса, в статусе «Маукуф».

 

Аллах Всевышний сказал:

 

وَإِذَآ أَرَدْنَآ أَن نُّهْلِكَ قَرْيَةً أَمَرْنَا مُتْرَفِيهَا فَفَسَقُواْ فِيهَا فَحَقَّ عَلَيْهَا الْقَوْلُ فَدَمَّرْنَاهَا تَدْمِيرًا

(16) А когда Мы желали погубить селение, Мы отдавали приказ тем,


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!