Для беременных срок установлен до тех пор,



пока они не разрешатся от бремени. (65:4)

Ибн Аббас считал, что вдова должна выжидать полный срок беременности

 (если она беременна) или четыре месяца и десять дней,

 тем самым он комбинировал решения двух аятов (2:234) и (65:4).

Это мнение было бы сильным, если не хадис,

 приведённый в двух Сахихах, рассказанный Субай’ой аль-Асламия о том,

 что её муж Саад ибн Хаула скончался когда она была беременной.

 Спустя некоторое время она родила, а после очищения от послеродовых кровотечений,

 она стала принаряжаться, чтобы к ней посватались. Мужчина из рода ‘Абд ад-Дара по имени Абу ас-Санабиль ибн Ба‘как зашел к ней и спросил: «Отчего ты такая нарядная? Никак собираешься замуж? Клянусь Аллахом, ты не должна выходить замуж, пока не пройдет четыре месяца и десять дней». Субей‘а сказала: «Когда он сообщил мне об этом,

 я дождалась вечера, прикрыла лицо и отправилась к Посланнику Аллаха.

 Я спросила его об этом, и он ответил, что я уже освободилась от траура,

Когда родила ребенка, а затем велел мне выйти замуж,

 если мне представиться такая возможность[179]».

 Один из рассказчиков хадиса по имени Ибн Шихаб аз-Зухри сказал:

«Я не вижу ничего плохого в том, что женщина выйдет замуж после того, как родит ребенка, даже если она еще не очистилась от кровотечений. Но муж не должен вступать

с ней в интимную близость до тех пор, пока она не очистится».

 

Рабыни должны выжидать половину срока,установленного для свободных женщин,

(т.е. два месяца и пять дней.) Так считает большинство учёных, Ибо рабыням предусмотрена половина наказания свободных женщин за блуд. Захириты, которые понимают тексты буквально, считают, то свободные женщины и невольницы должны выжидать одинаковый срок, т.к. аят (2:234) носит общий характер по их мнению,а также то, что срок выжидания не имеет существенной разницы с физиологической точки зрения.Саид ибн аль-Мусаиб, Абу аль-Алия и другие считают, что срок выжидания после смерти мужа имеет длительность в четыре месяца и десяти ночей для установления возможной беременности. Если женщина выждет этот период беременность или её отсутствие станет очевидным. Как об этом говорится в хадисе, приведённом от ибн Масуда в двух Сахихах:

«إنَّ خَلْقَ أَحَدِكُمْ يُجْمَعُ فِي بَطْنِ أُمِّهِ أَرْبَعِينَ يَوْمًا نُطْفَةً، ثُمَّ يَكُونُ عَلَقَةً مِثْلَ

 ذلِكَ، ثُمَّ يَكُونُ مُضْغَةً مِثْلَ ذلِكَ، ثُمَّ يُبْعَثُ إِلَيْهِ الْمَلَكُ فَيَنْفُخُ فِيهِ الرُّوح»

Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение

 сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там)

В виде сгустка крови и ещё столько же в виде кусочка плоти, а затем

 к нему направляется ангел, который вдувает в него дух[180]».

Так трижды по сорок дней будет равняться четырём месяцам. Десять дней после них для несомненности, т.к. некоторые месяцы короче(тридцати дней). И возможно именно во время этих десяти дней зародыш начнёт показывать признаки жизни.  Аллах знает лучше.

 

Катада спросил у Саида ибн аль-Мусаййиба,

 в чём смысл этих десяти дней, и тот ответил:«Именно тогда вдувают дух в зародыша».

Имам Ахмад в одном из своих высказываний считает, что срок (идда) рабыни равняется сроку свободной жинщины. Он же приводит хадис от Амра ибн аль-Аса, что он сказал:

«Не путайте нам Сунну нашего пророка. Срок рабыни, если скончался её господин

 – четыре месяца и десять дней».

Слово Аллаха: ﴿فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِيمَا فَعَلْنَ فِى أَنفُسِهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ﴾

Когда же они дождутся истечения положенного им срока, то на вас не будет греха, если они распорядятся собой разумным образом. Аллах ведает о том, что вы совершаете.

Этот аят указывает на то, что вдова должна соблюдать траур

по покойному мужу весь период её идды.

 

В двух Сахихах приводится хадис от Умм Хабибы и Зайнаб бинт Джахш – матерей правоверных, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لَا يَحِلُّ لِامْرَأَةٍ تُؤْمِنُ بِاللهِ وَالْيَوْم الآخِر أن تُحِدَّ عَلى مَيِتٍ فَوْقَ ثَلَاثٍ، إِلَّا عَلى زَوْجٍ أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ وَعَشْرًا»

Непозволительно женщине, верующей в Аллаха и в Последний день,

 носить траур по покойному более трёх (дней), если только дело не касается её мужа, (по которому траур следует соблюдать) четыре месяца и десять дней[181]”».

 

В двух Сахихах также приводится хадис от Умм Салама, да будет доволен ею Аллах,

что Умм Салама, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что к Пророку,

 мир ему и благословение Аллаха. пришла женщина и сказала: «О Посланник Аллаха!

 Скончался муж моей дочери, а у нее больные глаза. Можем ли мы покрасить их сурьмой?»

Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Нет». Так у него спросили три раза, но что он (да благословит его Аллах и приветствует) трижды ответил: «Нет».

Он (да благословит его Аллах и приветст вует) также сказал:

«إنَّمَا هِيَ أَرْبَعَةُ أَشْهُرٍ وَعَشْرٌ، وَقَدْ كَانَتْ إِحْدَاكُنَّ فِي الْجَاهِلِيَّةِ تَمْكُثُ سَنَة»

«Траур должен быть не менее четырёх меяцев и десяти дней, каждая из вас во времена джахилии соблюдала траур по году». Зайнаб бинт Умм Салама добавила:

«(Когда во времена джахилийи женщина) оставалась вдовой, она носила самую плохую одежду (или: жила в худшей части дома), а если по прошествии года мимо неё проходила собака, она бросала в неё навозом! Иногда ей приносили мёртвого осла,

 овцу или птицу, и она рылась в их крови[182]».

Иначе говоря, вдова во время траура не должна умащиваться благовониями,

одевать драгоценности или другие украшения, что побуждает мужчин к браку.

Все вдовы должны соблюдать этот период траура, независимо оттого, малолетние ли они

или безнадёжно стары, свободные или рабыни, мусульманки или неверующие,

 Ибо аят (2:234) носит общий характер.

 

Абу Ханифа и его ученики, считают, что нет траура для неверующих вдов.

 Также считают: Ашхаб, ибн Нафи’ из маликитов.

Они приводят как довод хадис пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

«لَا يَحِلُّ لِامْرَأَةٍ تُؤْمِنُ بِاللهِ وَالْيَوْم الآخِر أن تُحِدَّ عَلى مَيِتٍ فَوْقَ ثَلَاثٍ، إِلَّا عَلى زَوْجٍ أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ وَعَشْرًا»


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!