К. С. Станиславского в контексте педагогической режиссуры



                        (АЛОГИЗМ: в свете биографии.)

Недавно мировая общественность широко отмечала 150-летний юбилей Константина Сергеевича Станиславского (1863-1938), - великого реформатора драматического и оперного театра, создателя науки о сценическом искусстве, и 115-ую годовщину Московского Художественного театра, одним из основателей которого он являлся. Эти события в культурной жизни России вызвали всплеск публикаций как театральной общественности, так и широкого круга современных учёных различных направлений. СМЫСЛОВОЙ ПОВТОР: Данные тенденции вполне закономерны, так как деятельность К. С. Станиславского представляет несомненный интерес, как для театроведов всех направлений, так и для культурологов, педагогов, работающих, в том числе, и в системе высшего профессионального образования.

АЛОГИЗМЫ: Понимание тенденций развития искусства, не только театрального, закладывает основу для становления творческой личности, способной к адекватному ответу вызовам современного времени, что имеет серьёзную ценность для результативности работы всей системы высшего профессионального образования. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что феномен «системы К.С. Станиславского» имеет особое значение как для педагогической, и для многих других сфер жизнедеятельности человека. Адвокат Баренбойм Петр Давидович, вице-президент Союза юристов России, пишет о том, что мечтает открыть школу юристов России, где будут обучать по системе К. С. Станиславского[1]. Историческое осмысление данного факта несёт за собой обновлённое понимание всей сути современного педагогического процесса. (Идеи в контексте педагогической режиссуры?)

Современникам К. С. Станиславский был известен как представитель династии промышленников   Алексеевых, известных своей благотворительностью и просветительской деятельностью. Для многих поколений россиян, ярким образцом деятельности меценатов-организаторов стало русское театрально-концертное дело на рубеже XIX-XX веков.  Данная тема получила широкое освещение в книге Ю. М. Орлова «Московский Художественный театр 1898-1917 гг.» [2]. Уместно вспомнить, что «меценатство» происходит от имени римского государственного деятеля Гая Цильния Мецената, жившего в I в. до н. э. Он помогал талантливым римским поэтам своего времени, в том числе Виргилию и Горацию. Став нарицательным, оно вошло в языки многих народов мира. Усилиями меценатов в России с XVIII века создавались собрания памятников искусства, музеи, театры и другие центры духовной жизни. Расцвет меценатства наступил во второй половине XIX века, благодаря российскому купечеству, придерживавшемуся православных традиций благотворительности. Нередко меценатство становилось обязательным для многих купеческих семей.

Начальный период деятельности К. С. Станиславского актёра и режиссёра совпал по времени с его большой инженерно-организационной и просветительской деятельностью на московской золотоканительной фабрике «Владимир Алексеев», одним из директоров и совладельцем которой он являлся[2].  (Идеи в контексте педагогической режиссуры?)

Семья потомственных фабрикантов и промышленников Алексеевых в Москве отождествлялась с огромным богатством. Они владели двумя золотоканительными фабриками на Якиманке и Таганке. На них производилась тончайшая золотая и серебряная нить необходимая при изготовлении эполет, одежд священнослужителей, ювелирных изделий, театральной бутафории. Как и многие русские предприниматели- благотворители, они Алексеевы происходили из старообрядческой семьи, выкупившейся из крепостных ещё в XVIII веке и воспитывавших детей по древнему уставу благочиния — в духе аскетизма и помощи ближнему. К середине XIX века Алексеевы принадлежали к высшим кругам отечественных промышленников и состояли в родстве со всей именитой купеческой и интеллигентной Москвой (с С. И. Мамонтовым, братьями Третьяковыми).

Также, своим современникам К. С. Станиславский (Алексеев) был известен как крупный специалист в области техники и экономики производства. В 1893-94 гг. впервые в русской промышленности им было введено гальваническое покрытие проволоки, впервые применены новейшие образцы волочильных машин, которые сразу тянули «товар через 14 алмазов». Начиная с 1894 г., К. С. Станиславский избирался директором и председателем правления товарищества объединённых фабрик золотоканительного производства, ставшего серьёзным конкурентом европейским фабрикам. В 1900 г. на Всемирной промышленной выставке в Париже товарищество «В. Алексеев» и «П. Вишняков и А. Шамшин» получило первый приз за организацию производства и выработку отдельных товаров[3]. Председатель правления товарищества соединённых фабрик «Владимир Алексеев» и «П. Вишняков и А. Шамшин» К. С. Станиславский — Алексеев был инициатором нововведений, направленных на улучшение быта и жизни рабочих фабрики.

Директора правления П. Вишняков и А. Шамшин знали о тяге Константина Сергеевича к театру, искусству. В то время вся театральная Москва горячо приветствовала молодого, но успевшего завоевать симпатии актёра - любителя. Общество искусства и литературы, основанное в Москве Станиславским с его театром, состоявшим из любителей-актёров, получило широкую известность.

В 1894 г. на фабрике появилась читальня. На следующий год, в одном из фабричных помещений на Большой Алексеевской улице, по воскресеньям были организованы публичные чтения с «туманными картинами» и создан хор из рабочих, для руководства которым был приглашён Т. И. Иванов, а затем М. Р. Пахомов. Это был первый на фабрике массовый самодеятельный коллектив. Репетиции хора проводились регулярно 4 раза в неделю. Спустя некоторое время по инициативе Станиславского был создан театр на фабрике. Одно из помещений переоборудовали под сцену и небольшой зрительный зал. Театр был открыт под флагом Общества трезвости. Дословно оно именовалось «Рогожским отделением 1-го Московского общества трезвости» и было открыто в 1895 г. Правление золотоканительной фабрики приняло участие в учреждении отделения общества. Рабочие избрали в его Совет своего представителя. (Идеи в контексте педагогической режиссуры?)

К. С. Станиславский умело воспользовался вывеской общества и создал из работников фабрики группу любителей театрального искусства. Коллектив складывался постепенно. Работники фабрики в первую очередь служащие конторы и отделов, работавшие непосредственно с Константином Сергеевичем, были прекрасно осведомлены о планах и вне-фабричных сценических заботах их директора. Они посещали его любительские спектакли. Нередко в конторе возникали настоящие диспуты. Будущий великий актёр, и режиссёр и здесь, в конторе, в обществе фабричных служащих находил близкую для себя аудиторию. Среди них были его поклонники – любители знатоки искусства. (Идеи в контексте педагогической режиссуры?)

 

2. Фундаментальные положения «Системы К. С. Станиславского» как параметры педагогической режиссуры АЛОГИЗМ: о его режиссёрско-педагогической системе.

 

ЛИБО: Выявление возможностей результативного применения «Системы Станиславского» в педагогической практике при анализе творческих, технологических особенностей профессиональной деятельности режиссёра-педагога К. С. Станиславского в контексте педагогической режиссуры

 

ЛИБО: Фундаментальные положения «Системы К. С. Станиславского» как параметры педагогической режиссуры; выявление возможностей их результативного применения в педагогической практике

 

ЛИБО: Особенности творческой деятельности


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!