Список сокращений и список символических обозначений 137 страница
СТУПОР – см. Синдромы психопатологические.
СУБЛИМАЦИЯ – см. Защита психологическая.
СУБШКАЛЫ БОЛЬШОЙ ПЯТЕРКИ (англ. facets) – это более конкретные черты (компоненты), которые образуют каждый из пяти факторов Большой пятерки. Напр., фактор открытость опыту (О) включает субшкалы: фантазия, эстетика, чувства, действия, идеи и ценности. Син. аспекты, грани, фасетки.
СУБЪЕКТ (subject, от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, от sub – под и jacio – бросаю, кладу основание).
1. В традиции отечественной психологии и философии С. это сознательно преследующий собственные цели, самосознающий деятель, осуществляющий некоторую деятельность (индивид, соц. группа), т. е. активное начало в процессе деятельности (практической, эстетической, познавательной и т. п.). Граница между С. и объектом относительна и подвижна и зависит от характера деятельности: в одних случаях она пролегает между психофизическим телом (в т. ч. «вооруженным» внешними средствами) и внешним миром, в др. случаях – между сознанием и телом, в третьих – между рефлексирующим Я и состояниями сознания. Доводя деятельностную трактовку С. до логического предела, Ж. Пиаже утверждал, что «Субъект не что иное, как система действий, совершаемых им по отношению к объектам, и эти действия постоянно преобразуются в соответствии с природой объектов и меняют самого субъекта». Человек может рассматриваться не только как С., но и как объект (познания, воспитания, заботы и т. д.). 2. В традиции западной психологии С. – это индивид, являющийся участником к.‑л. исследования (респондент, испытуемый, обследуемый, информант), причем этот термин в последние десятилетия активно вытесняется словом «участник». (Б. М.)
|
|
СУБЪЕКТИВНАЯ ПСИХОФИЗИКА – см. Психофизика.
СУБЪЕКТИВНОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО (от лат. subjectum – подлежащее + греч. semantikos – обозначающий) – модель категориальной структуры индивидуального сознания, на основе которой путем анализа значений объектов (понятий и т. п.) выявляется их субъективная «классификация». Размещение в С. с. п. тех или иных значений позволяет проводить их анализ, судить об их сходстве и различии. Математически С. с. п. выражается с помощью координатных осей, точек и вычисления расстояния между ними. Построение С. с. п. как метод исследования и как модельное представление категориальных структур получило широкое распространение в области психологии памяти (семантические модели долговременной памяти), психологии мышления и теории принятия решения. Этот метод находит также применение в дифференциальной психологии, в исследовании когнитивных (познавательных) аспектов сознания и самосознания (личности и группы). См. Семантика, Психосемантика. (В. Ф. Петренко)
|
|
Добавление ред.: Изучение С. с. п. относится к исследованиям того, что Л. С. Выготский назвал «внутренней, или смысловой, структурой сознания».
СУБЪЕКТИВНЫЙ КОНТУР – см. Когнитивный контур.
СУГГЕСТИЯ – см. Внушение.
СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – см. Психология правовая, Психология судебная, Психология юридическая, Судебно‑психологическая экспертиза.
СУДЕБНО‑ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА (англ. judicial‑psychological examination; от лат. expertus – опытный) – исследование непатологических психических аномалий участников уголовного или гражданского процесса, которые имеют значение для установления истинности по уголовному (гражданскому) делу. На этапе предварительного следствия С. п. э. назначается в отношении подозреваемых (производится крайне редко), обвиняемых, свидетелей и потерпевших, а при судебном разбирательстве – в отношении подсудимых, свидетелей и потерпевших.
С. п. э. назначается в след. случаях: 1) экспертиза индивидуально‑психологических особенностей личности обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведение в момент совершения инкриминируемых ему деяний; 2) экспертиза аффекта; 3) экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим заболеванием, полностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими; 4) экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; 5) экспертиза способности потерпевшей по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление обвиняемому (подсудимому); 6) экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством.
|
|
В гражданском судопроизводстве С. п. э. назначается для установления психологической совместимости супругов, детей с каждым из родителей, усыновителей, опекунов и др. (Ю. В. Гущин)
СУЖДЕНИЕ (англ. judgement) – общезначимая словесная форма (высказывание), благодаря которой чувственному опыту придается абстрактная всеобщность. С. содержит предмет в определении единичности и в определении всеобщности. С. складываются у людей как превращенная и словесно выраженная форма перцептивной деятельности, которая выполняет планирующую и регулирующую роль в совокупном процессе труда. С. м. б. построено на основе словесных обозначений общих представлений, которые в начальный период познания могут наблюдаться и констатироваться непосредственно в восприятии, а затем оформляться в различных знаковых и символических системах. Ряд частных С. о предметах может заменяться новым словом‑наименованием, содержанием которого будет свернутое представление о предметах С. С помощью общих представлений и производимых на их основе С. человек может делать довольно сложные умозаключения. С. – это прямой дериват предметно‑чувственной деятельности людей. Обобщение в С. основано на принципе формального, абстрактного тождества и является особенностью эмпирического мышления. Но познание обобществившегося человечества с самого начала приобрело рациональную форму, поэтому чувственные данные выступают в процессе познания в форме С., а отдельный человек, руководствуясь общественными потребностями, относительно бескорыстно выделяет объективные свойства предметов, а также считается с мнениями и суждениями др. людей. См. Атрибутивный, Знание.
|
|
СУИЦИД (от лат. sui – сам себя + caedes – убийство) – преднамеренное лишение себя жизни, самоубийство. Суицидальный – относящийся к самоубийству. С. во многих обществах считается девиантным поведением.
По убеждению амер. специалиста по суицидологии Эдвина Шнейдмана, «самоубийство является драмой, происходящей в первую очередь в душе человека»; поэтому именно психологический подход становится главным в междисциплинарном комплексе исследований С.: «оптимальным путем к пониманию самоубийства является не изучение структуры мозга, социальной статистики или психических заболеваний, а непосредственное исследование человеческих чувств, описанных простым языком, словами самого самоубийцы». В своих исследованиях С. с помощью метода психологической аутопсии Шнейдман пришел к выводу, что С. есть аутоагрессия, вызванная сильнейшей душевной болью, которая порождается фрустрацией психологических потребностей (по Г. Мюррею). Это понимание не распространяется на ритуальные и террористические С. (Б. М.)
СУКЦЕССИВНОЕ ОПОЗНАНИЕ (англ. successive recognition) – развернутый во времени процесс опознания, в значительной степени напоминающий процесс ознакомления с объектом. С. о. связано с восприятием мало знакомых объектов или с восприятием в затрудненных условиях. В процессе С. о. осуществляется последовательная оценка релевантных, значимых признаков объекта. При большом числе существенных признаков в объекте процесс С. о. осуществляется по элементам и длится тем дольше, чем больше таких признаков в объекте и его модели, сформированной при ознакомлении. Этому соответствует детальное и повторное рассматривание объекта, в процессе которого совершаются многочисленные движения глаз наблюдателя. Т. о., о механизмах С. о. можно судить по данным регистрации движений глаз наблюдателя: смена точек зрительных фиксаций, сравнительно большое время фиксаций, траектория движений глаз указывают на то, что механизмом С. о. является последовательное сличение выделенных при ознакомлении с объектом признаков. (Т. П. Зинченко)
СУММАКИНЕЗ – см. Кажущееся движение.
СУРДОПСИХОЛОГИЯ – см. Психология глухих, Психология специальная.
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ (англ. essence and phenomenon) – универсальные объективные характеристики предметного мира, его познания и практической деятельности людей. Сущность составляет внутреннее содержание предмета, проявляющееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление – то или иное выражение предмета, внешние, непосредственно представленные и эмпирически констатируемые формы его существования. В процессе познания С. и я. выступают как ступени постижения и понимания объектов мыслительной деятельности, их отражения в целостном виде. В мышлении категориями С. и я. выражается переход от отражения многообразия неличных форм бытия предмета к единству и целостности его внутреннего содержания. Постижение сущности предмета составляет задачу не только науки, но и многих современных видов деятельности, напр., в ситуациях организации и управления состоянием сложных систем.
Хотя категории С. и я. были выделены еще в античный период, представление об их содержании прошло значительный путь исторического развития. Согласно Демокриту, сущность («идея») вещи составляет порядок (образ, форму) сцепления атомов в некоторое единство, но сцепления случайного, не раскрывающего характера целостности вещи. По Платону, сущность, наоборот, не сводится к совокупности конкретных явлений, а имеет сверхчувственный и даже нематериальный характер. Аристотелем представление о сущности вновь связывается с единичными вещами, и вместе с тем она не выводится из «материи». Отделение ее от явления становится особенно значительным, т. к. носителем сущности считается Бог, а явление связывается с земным существованием. В новое время противопоставление С. и я. переносится в сферу познавательных действий человека.
И. Кант считал возможным познание лишь явлений, к которым он относил не объективное выражение сущности, а только вызванные ею субъективные представления. Гегель диалектически понимает С. и я. и устраняет их противопоставление. Явление определяется им как чувственно‑конкретное выражение сущности, а сущность представлена являющейся. Несмотря на это, в XIX в. в западной философии противопоставление С. и я. все‑таки сохраняется. Лишь в работах К. Маркса и Ф. Энгельса снимается это противопоставление, а внешние явления неразрывно связываются с внутренней структурой предмета, его единым внутренним содержанием, которое выражает его сущность. Но в единстве С. и я. выделены противоречия, которые создаются богатством и динамичностью изменений явлений, ограниченностью и устойчивостью внутреннего содержания сущности. Разрешение этих противоречий достигается познавательными действиями разных видов мышления. (В. М. Гордон)
СХЕМА (англ. schema, scheme) – 1) когнитивная структура, которая является абстрактной репрезентацией типичных событий, объектов, предложений, сюжетов; используется для организации знания, кодирования информации и тем самым оказывает влияние на то, как мы воспринимаем информацию и реагируем на нее, напр. сценарий; 2) эвристическое правило для каузальных атрибуций; напр., С. консенсуса – эвристика, предполагающая, что действия, которые выполняются почти всеми, вероятно, детерминируются внешними причинами (или ситуативно), тогда как уникальные действия отражают внутренние диспозиции; 3) в теории когнитивного развития, разработанной Ж. Пиаже: организованный комплекс когнитивных структур и/или действий, которые ребенок конструирует, чтобы понять те или иные факты опыта. В широком понимании это понятие включает даже безусловные рефлексы, с помощью которых новорожденные адаптируются к среде. (Б. М.)
СЦЕНАРИЙ (англ. script) – разновидность схемы, более или менее абстрактное описание последовательности определенных событий, типичных и уместных для данной ситуации (напр., действия человека при регулярном перемещении из дома на работу). Син. скрипт.
СЧАСТЬЕ – см. Удовлетворенность.
СЮЖЕТНО‑РОЛЕВАЯ ИГРА – см. Игра.
Т
Т‑ОЦЕНКИ (англ. Т‑scores) – преобразование сырых баллов теста (опросника) по формуле: Т = 50 + [10(Х – M)/SD], где М – среднее первичных (сырых) показателей для нормативной выборки, SD – стандартное отклонение для той же выборки, Х – первичный результат конкретного обследуемого по той или иной шкале (напр., в личностном опроснике MMPI). Син. Т‑баллы, Т‑показатель. Такое преобразование облегчает сравнение и интерпретацию результатов в разных шкалах. При нормальности распределения следует ожидать, что 95 % случаев попадают в диапазон между 30 и 70 Т‑баллами. (Б. М.)
ТАКЕСИКА (англ. tacesics) – компоненты невербальной коммуникации, которые состоят в осуществлении непосредственных телесных контактов коммуникантов и связаны с кожно‑тактильной стимуляцией (напр., рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия). (Б. М.)
ТАКСИСЫ (от греч. taxis – порядок, расположение) – врожденные механизмы пространственной ориентации двигательной активности животных в направлении благоприятных жизненно необходимых условий среды (положительные Т.) или в направлении от неблагоприятных (опасных) для жизни условий (отрицат. Т.). У растений аналогичные реакции выражаются в изменении направления роста (тропизмы). Характер ориентации зависит от воздействия биологически значимых агентов среды, в связи с чем Т. подразделяются на фотохемо‑, термо‑, гео‑, анемо‑, гидротаксисы и т. д. (реакции на свет, химические раздражители, температурные изменения, силу тяжести, поток воздуха, течение жидкостей, влажность среды и т. п.). Степень сложности и функции Т. зависят от уровня эволюционного развития животных. Низшие Т. – ортотаксисы (ускорение или замедление передвижения) – свойственны одноклеточным и многим низшим многоклеточным животным.
У животных с развитой н. с. и симметрично расположенными органами чувств возможен активный выбор направления передвижения и сохранение этого направления (топотаксисы). Такие Т. являются постоянными компонентами даже сложных форм поведения. Ср. Кинез.
ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (англ. tactile sensitivity) – разновидность кожной чувствительности, которая связана с механическими раздражителями. С Т. ч. связаны ощущения прикосновения (см. Тангорецепторы), давления и частично вибрации (см. Вибрационная чувствительность). Т. ч. образует сенсорную основу для осязания. См. Ощущения тактильные.
ТАЛАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ – см. Кэннона – Барда теория эмоций.
ТАЛАМУС (англ. thalamus) – основная часть промежуточного мозга (см. Диэнцефалон), обрабатывающая соматосенсорные сигналы и направляющая импульсы в проекционные зоны коры головного мозга. Состоит из 2 групп ядер, расположенных по сторонам 3‑го желудочка. Согласно теории Г. Хэда, Т. является главным центром протопатической чувствительности, благодаря которому различные ощущения получают эмоциональную окраску (или чувственный тон). Син. зрительный бугор (thalamus opticus). Название «Т.» дал Клавдий Гален (II в.). (Б. М.)
ТАЛАНТ (англ. talent).
1. Высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих видах деятельности (см. Креативность, Общая одаренность, Одаренные дети).
2. Соц. характеристика человека, внесшего значительный вклад в развитие культуры, промышленности, науки и пр. См. Творчество.
«Т.» – понятие не столько научное, сколько житейское, поскольку не существует ни теории, ни методов его диагностики. Об уровне Т. обычно судят по продуктам деятельности человека. Однако оценка новизны, совершенства и значимости продукта с течением времени меняются. Соответственно меняется и соц. характеристика личности (см. Гениальность).
В музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике Т. проявляется нередко в детском возрасте. Литературные, научные, организаторские Т. обнаруживаются в более позднем возрасте. Неравномерна и продуктивность талантливых людей. Замечены 6–7‑летние периоды изменения творческой продуктивности и определенные возрастные ее максимумы: в науке максимум приходится на период 35–40 лет, в поэзии – 24–30 лет.
Формирование и развитие Т. зависит от собственной активности и условий жизни человека. Проявлению Т. способствуют: демократический стиль отношений в семье, отсутствие жесткой регламентации поведения, наличие творческого образца для подражания. (В. Н. Дружинин)
ТАНАТОФИЛИЯ – см. Мазохизм.
ТАНГОРЕЦЕПТОРЫ (от лат. tango – касаюсь + receрtor – укрыватель; утайщик) – разновидность тактильных рецепторов, раздражение которых вызывает ощущение прикосновения (но не давления и нажатия). Функции Т. выполняют различные образования в толще кожи. Типичные Т. – сетевидные свободные нервные окончания, оплетающие волосяные окончания в коже, причем тело волоса при этом служит механическим усилителем внешнего раздражения по принципу плеча рычага. Т. имеются у всех высших животных и у человека. См. Механорецепторы, Ощущения тактильные, Тактильная чувствительность.
ТАХИСТОСКОП (от греч. tachistos – быстрый, скорый + skoрeo – смотрю) – прибор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы на строго определенное, в т. ч. очень короткое, время. Одна из первых конструкций Т., в которой время предъявления регулировалось с помощью механического затвора, была разработана В. Вундтом. Наряду с подобными механическими Т. существуют электронные Т., работающие по принципу электронной модуляции уровня освещенности. В последние годы для тахистоскопического предъявления информации все шире используются индикаторы и дисплеи, управляемые ЭВМ. Для проведения коллективных экспериментов применяются проекционные Т., представляющие собой специально оборудованные диапроекторы. Т. различаются количеством независимо работающих каналов предъявления информации. Т. находит широкое применение в исследованиях восприятия (напр., опознания), памяти и др. познавательных процессов. (Г. Н. Ильина)
Добавление: Доэкспозиционное поле, предшествующее предъявлению стимула, обычно имеет ту же яркость, что и стимульное поле, с тем чтобы к моменту экспозиции зрительная система была адаптирована к нужной яркости. На доэкспозиционном поле помещается фиксационная точка. Послеэкспозиционное поле в зависимости от задачи исследования м. б. темным, серым, светлым или шумовым, т. е. представлять собой произвольное (хаотическое) сочетание светлых и темных пятен разных размеров и форм. (Т. П. Зинченко)
Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!