Список сокращений и список символических обозначений 135 страница



В развитых странах Запада С. р. оказывает целенаправленное влияние на формирование и реализацию соц. политики государства, развитие законотворческой деятельности. Как практическая деятельность, требующая специальной профессиональной подготовки кадров, С. р. известна с конца XIX в. в странах Европы и Северной Америки. Получила широкое распространение и развитие в зарубежных странах в 1‑й четверти XX в. В РФ как профессиональная деятельность стала развиваться с 1991 г. (В. Н. Чигирь)

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ (англ. social situation of development) – специфическая для каждого возраста, определенным образом организованная система отношений ребенка с окружающим миром (Л. С. Выготский). С. с. р. меняется при переходе от одного возрастного этапа к другому и в отношении к развитию высших психических функций выступает как основной источник развития. Сложный психологический смысл понятия С. с. р. подчеркивается тем, что, по мнению Выготского, единицей анализа С. с. р. должно быть переживание, которое рассматривается как субъективно‑объективный комплекс. В. В. Давыдов считает, что понятие «С. с. р.» эквивалентно понятию ведущая деятельность. См. также Гибридные понятия. (К. О. Казанская)

Добавление: Л. И. Божович, развивая идеи Выготского, определяет С. с. р. как «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу» (1968, с.152). Понятие «С. с. р.» является ключевым в концепции психологического возраста, разрабатываемой Выготским и его последователями. Вместе с тем это понятие одинаково важно как при изучении возрастных закономерностей развития ребенка, так и при изучении индивидуальных особенностей его развития. Выготский считал, что понять роль среды в развитии ребенка можно только в том случае, если подходить к ней с относительной, а не с абсолютной меркой, т. е. учитывая особенности восприятия ребенком средовых воздействий, принимая во внимание его переживание сложившейся объективной ситуации. Выготский писал, что «переживание ребенка и есть такая простейшая единица, относительно которой нельзя сказать, что она собой представляет – средовое влияние на ребенка или особенность самого ребенка; переживание и есть единица личности и среды, как оно представлено в развитии» (Собр. соч., т. 4, с. 382). Переживание показывает, чем данный момент среды является для личности, как он влияет на развитие личности ребенка. Именно поэтому одна и та же жизненная ситуация по‑разному влияет на развитие разных детей в силу различия их переживаний: «…ребенок есть часть социальной ситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка» (там же, с. 383). Соц. среда определяет развитие ребенка через его переживание среды. (Н. И. Гуткина)

СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ (англ. social facilitation) – один из эффектов группы, состоящий в том, что активность индивида повышается в условиях ее осуществления в группе по сравнению с обычным уровнем этой же активности при индивидуальном осуществлении. Чаще всего С. ф. обнаруживается в ситуации соревнования с др. членами «группы». Данный эффект замечен не только у людей, но и у животных, напр. в пищевом поведении (у насекомых, рыб, кур, крыс и др.). Впервые факт С. ф. был научно зафиксирован в исследовании Нормана Триплетта (Triplett, 1898), который измерял, насколько велосипедисты увеличивают скорость в присутствии др. велосипедистов. Син. социальное облегчение. Ср. Социальное паразитирование. (Б. М.)

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЛЕГЧЕНИЕ – см. Социальная фасилитация.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРАЗИТИРОВАНИЕ (англ. social loafing; от loaf – бездельничать, лодырничать) – многократно подтвержденный экспериментально факт, состоящий в том, что люди, стремящиеся к максимальной производительности в условиях групповой работы, в итоговом результате (продукте) которой объединены и неразличимы их индивидуальные вклады, прилагают меньшие усилия, чем в случае индивидуального выполнения такой же работы. Этот эффект наблюдался как в физических, так и в интеллектуальных видах деятельности. То, что целое не равно сумме своих частей, известно давно, но получается, что оно не всегда лучше и больше этой суммы. Иначе говоря, в группе, несмотря на все старания ее членов, последним не удается достичь своих максимальных показателей. (Аналогичный эффект – или дефект – «группы» известен под именем «коллективной безответственности»: чем меньше группа, тем больше вероятность, что кто‑то из ее членов окажет помощь постороннему человеку, нуждающемуся в ней; нужно, однако, заметить, что в исследованиях этого направления обычно использовались агрегаты, а не подлинные группы.)

Т. о., следует говорить скорее о неспособности (чем о склонности) людей максимально выкладываться в условиях коллективной работы. Очевидно, есть люди, которые вообще не годятся для командных соревнований, но м. б. успешными в условиях индивидуальных соревнований. Син. соц. леность, соц. паразитизм. Ср. Социальная фасилитация (в ситуации соревнования). (Б. М.)

СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП (англ. stereotype; от греч. stereos – твердый + typos – отпечаток) – устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о к.‑л. явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной соц. среде (син. социальный штамп); усваивается индивидом в процессе социализации. В этом значении термин «стереотип» ввел амер. социолог У. Липпманн в книге «Общественное мнение» (1922). Хотя стереотип по определению имеет соц. происхождение и распространение, атрибут «социальный» позволяет дифференцировать это понятие от др. значений термина «стереотип» (полиграфический стереотип; стереотипное поведение инстинктивного или условно‑рефлекторного типа, динамический стереотип; ритуал). Однако термин «С. с.» может пониматься и в более узком смысле: как стереотипное представление о соц. группе или общности (и ее членах). В этом смысле различают соц. (напр., этнические) аутостереотипы (представления о своей группе) и гетеростереотипы (представления о др. группах). Т. о., C. с. – это штампы сознания, вырабатываемые соц. средой и приписывающие те или иные дескриптивные, ценностные и прескриптивные значения соц. группам и их типичным представителям. С. с. (как правило, гетеростереотип), ассоциированный с негативным отношением (эмоционально‑оценочным компонентом) к той или иной группе, называется предубеждением (см. Предрассудок). Ср. Аттитюд. (Б. М.)

СОЦИОБИОЛОГИЯ (англ. sociobiology) – область на стыке современной биологии, психологии и социогуманитарного знания, изучающая эволюционно‑генетические основы соц. поведения животных и человека. Определяя понятие «адаптивность», современная эволюционная биология в самом общем виде формулирует его как успех в воспроизводстве генов, т. е. в способности оставлять сильных в репродуктивном отношении потомков. Поэтому, полагают социобиологи, любое живое существо, в т. ч. и человек, не может оказаться вне действия «репродуктивного императива» как своеобразного регулятора (в случае человека – морального), свойственного его биологическому статусу и иерархизирующего мотивационно‑потребностную (в случае человека – еще и ценностную) сферу.

Согласно социобиологам (Э. Уилсон, Р. Докинс, Р. Триверс и др.), роль генотипа по отношению к развитию индивида выступает в двух взаимосвязанных планах: 1) как программа, на основе которой и при взаимодействии со средой складывается фенотип; 2) как конечная цель фенотипического существования. Принцип «репродуктивного императива» утверждает, что «стремление» генов к самовоспроизведению является детерминантой взаимоотношений между индивидами, деятельность которых должна обеспечить генам безопасность. При этом термин «стремление», не относясь непосредственно к внутренней мотивации живого существа, используется в С. для того, чтобы избежать громоздких выражений типа: индивиды ведут себя так, как будто хотят максимизировать свою генетическую приспособленность.

Согласно введенным Э. Уилсоном и Ч. Ламсденом представлениям о гено‑культурной коэволюции, культура формируется биологическими императивами, а биологические свойства несут отпечаток истории культуры: маловероятны как чисто генетическая, так и чисто средовая модели передачи культуры, наиболее вероятна модель гено‑культурной коэволюции: культура обеспечивает биологическую адаптацию человека и не является антагонистом эволюционно‑генетического процесса. Гены предопределяют некие структуры в психике человека (эпигенетические правила), генетическая изменчивость которых определяет по крайней мере часть внутрипопуляционной изменчивости психических особенностей. Индивиды, чьи выборы благоприятны для выживания и воспроизводства их генетического материала внутри современной им культуры, передают больше генов будущим поколениям, что, в свою очередь, отражается на структуре эпигенетических правил.

Социальность рассматривается в С. как продукт эволюционно‑генетического процесса. При этом «первичным социумом», имеющим биологическую природу, объявляется связь «родитель – ребенок», выступающая «как устройство, увековечивающее гены». Воспитание детей носит генетически‑адаптивный характер, служит собственному «генетическому интересу» родителей. Репродуктивный императив настойчиво требует: воспроизводи свои гены каким угодно способом – то ли оставляя много потомков, то ли обеспечивая лучшие возможности для последующего воспроизводства небольшому количеству потомков. Родительская привязанность обратно пропорциональна уровню рождаемости. Каждое поколение людей является потомками индивидов, рассматривающих воспроизводство генов как положительную ценность. Отсюда выводится устойчивость в нормах родительского поведения, направленного в конечном счете на воспитание адекватной репродуктивной установки у детей. На всех уровнях филогенеза отдельный организм представляет собой колонию генов, объединившихся и кооперирующихся для более успешного выживания с генами организмов – биологических родственников (часть генов родственников является общей). С этим связывается происхождение альтруистического поведения (см. Альтруизм) по отношению к биологическим родственникам, а также к собратьям по виду.

К С. проявили интерес представители различных отраслей психологии: когнитивной психологии, зоопсихологии, психогенетики, психологии личности, психологии семьи, семейной терапии, этнопсихологии, психологии религии. Вместе с тем, по мнению многих зарубежных и отечественных теоретиков психологии, ряд положений социобиологов требуют критической оценки как недоучитывающие качественную специфику человека, а также поверхностно интерпретирующие включенность человека в эволюционно‑генетические и культурно‑исторические системы взаимодействия. (А. З. Шапиро)

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД (в возрастной психологии) (англ. sociometric method) – прием стандартизированных испытаний для измерения межличностных отношений в малых группах. Син. социометрический тест. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторой ситуации.

Этот прием используется при изучении динамики внутренних отношений в разных возрастных группах (в дошкольных, школьных классах, студенческих группах и пр.) для установления позиции индивидов, наличия замкнутых группировок, положительных, конфликтных или напряженных участков, степени групповой сплоченности, мотивационной структуры отношений. При этом учитывается не только количественная, но и качественная сторона выраженных в тесте предпочтений.

В зависимости от возрастного состава группы и специфики исследовательских задач применяются индивидуальные и групповые формы проведения теста, а также разнообразные варианты самих процедур выбора в виде экспериментальной игры, вербального, письменного, изобразительного теста, с использованием элементов прожективной техники (выбор в действии, выбор товарища по парте, экспериментальная игра «секрет», экспериментальное сочинение и др.). См. Социометрия.

СОЦИОМЕТРИЯ (англ. sociometry) – теория и метод, разработанные австрийско‑амер. психиатром Якобом Морено (Moreno, 1890–1974), позволяющие эмпирически выявлять, схематически (в виде социограммы) представлять и интерпретировать структуру межличностных отношений в группе. В настоящее время С. рассматривается как направление в социально‑психологических исследованиях, в которых используются социометрические методы (методики, тесты). См. Социометрический метод исследования (в возрастной психологии). (Б. М.)

СОЦИОРЕАДАПТАЦИЯ (англ. social readaptation) – конечный результат процесса соц. реабилитации, определяющий качество жизни больного после тяжелой болезни. С. не ограничивается только трудовой реадаптацией, но охватывает все системы и уровни взаимодействия больного с окружающей действительностью. Качество жизни больного определяется, в первую очередь, субъективной удовлетворенностью больного психическими и физическими характеристиками своей жизнедеятельности. Механизмы С. имеют как психофизиологическую (растормаживание, регенерация, функциональные перестройки), так и психологическую (мотивация, целеполагание, самосознание, направленность личности и др.) природу. С. достигается комплексной системной деятельностью больного и реабилитационного персонала (психологов, врачей и др.) по активизации этих механизмов и восстановлению личного и соц. статуса больного, обеспечению ему оптимального качества жизни. (Ж. М. Глозман)

СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (англ. sociotechnical system) – рабочая система, состоящая из технической подсистемы, подсистемы персонала, внешней среды, взаимодействующей с организацией, и организационного дизайна. Первоначально идея С. с. развивалась в конце 1940‑х – нач. 1950‑х гг. Е. Л. Тристом, К. В. Бамфортом и их коллегами в Тавистокском ин‑те человеческих отношений в Великобритании (Trist, Bamforth, 1951). Сейчас понятие «С. с.» активно используется при макроэргономическом анализе и проектировании эффективных рабочих систем (Hendrick, Kleiner, 2000). См. Макроэргономика. (К. В. Самойлов)

СОЧУВСТВИЕ – см. Эмпатия.

СПЕКТР ЗВУКОВОЙ (англ. sound spectrum) – объективная характеристика звука сложного состава, отображающая его «внутреннюю» физическую структуру (в отличие от «внешней» структуры, отображаемой формой колебаний или осциллограммой). С. з. графически представляет распределение энергии звука по частотным компонентам (элементарным, или простым, тонам). С. з. в основном можно разделить на 3 характерные группы.

1. Линейные (дискретные) спектры звуков устойчивой высоты, характеризующиеся наличием ряда компонентов, находящихся в простых кратных отношениях к частоте нижайшего (первого, или основного) тона. Все тоны таких спектров, включая и первый, называются гармониками. Гармонические спектры характеризуют типичные музыкальные звуки. Гармоническая структура создает основу для восприятия звуков по высоте в ее музыкальном (ладогармоническом) значении.

2. Линейные (дискретные) спектры с негармоническими или не вполне гармоническими компонентами, находящимися в определенных устойчивых отношениях к частоте первого (нижайшего) компонента. Негармонические спектры с частотно‑устойчивыми компонентами свойственны колоколам, пластинчатым и др. источникам ударных звуков с массивным вибратором. Такие спектры обычно имеют переменное распределение энергии по компонентам в процессе затухания звука. Не вполне гармоническую структуру спектра имеют, в частности, звуки фортепиано. Интонационное восприятие не вполне гармонических спектров является тем более точным, чем ближе обертоновый ряд соответствует гармоническому.

3. Непрерывные, или сплошные, спектры шумов (ударно‑затухающих и незатухающих) характеризуются непрерывной линией амплитуд, постоянно флуктуирующих (пульсирующих без определенной частоты) компонентов вдоль всей частотной оси. Поскольку распределение энергии в шумовом спектре индивидуально зависит от физических характеристик источника шума, все шумы, так же как и звуки, на основе дискретных компонентов обладают тембровыми качествами. Для многих шумов (стуки, удары, некоторые согласные звуки речи) характерна чрезвычайная неустойчивость их спектров во времени.

Шумовые компоненты часто сопровождают спектры гармонических звуков (шипение флейты, хриплость голоса и т. п.). Гармоническая интерпретация некоторых звуков (журчание, бульканье, гласные звуки живой речи и т. п.) затрудняется быстрым изменением их параметров во времени. Быстро изменяющиеся по амплитуде шумовые спектры (стуки, трески, шорохи, взрывные согласные звуков речи) воспринимаются слухом в их спектрально‑временном единстве.

Спектральные характеристики звуков лежат в основе представлений о механизмах слуховых ощущений и восприятии сложных звуков, поскольку слуховой анализатор обладает свойством разложения сложного звука на его частотные компоненты. Спектральные характеристики звуков являются также исходными для создания технических устройств распознавания звуковых образов. См. Фильтр частот.

СПЕКТРОМЕТРИЯ (англ. spectrographic analysis) – нахождение спектра сигнала. С. может выполняться либо математически, если колебательный процесс задан в виде функции или графика, либо с помощью специальной аппаратуры для частотного анализа – спектрометров или анализаторов. В последнем случае преобразованный в электрическую форму и усиленный сигнал поступает в частотные фильтры с различными полосами пропускания. Измеряя среднеквадратическое среднее или пиковое напряжение в каждом фильтре, получают спектр сигнала. В зависимости от применяемой полосы фильтров спектрометры делятся на 2 группы: с постоянной относительной шириной (напр., 1/3 октавы) и с постоянной абсолютной шириной (напр., 50 Гц на всех частотах) полосы пропускания. Спектрометры с узкой полосой пропускания называются анализаторами гармоник. Запись на самописце амплитуд напряжений в фильтрах позволяет получить графическое изображение результатов анализа. См. Спектр звуковой, Фильтр частот.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – см. Психология специальная.

СПИНОЗА БАРУХ (БЕНЕДИКТ) (Spinoza или d’Espinosa, 1632–1677) – нидерландский философ‑материалист. Решил (поставленную Р. Декартом) психофизическую проблему в духе материалистического монизма, рассматривая мышление и протяжение как атрибуты одной и той же субстанции – природы, или Бога. При этом способность тела (как конкретного единичного проявления субстанции) к действию лежит в основе мышления, которое тем совершеннее, чем больше способность тела производить разнообразные и сложные действия. Эти и др. идеи С. предвосхищали положения возникшего только в XX в. деятельностного подхода в психологии, в частности идею обобщения в действии или посредством действия. Мысли С. об аффектах как психических процессах, увеличивающих или уменьшающих способность тела к действию, исследование им путей формирования «вторичных» (высших, сложных) аффектов из первичных, способы борьбы с «вредными» аффектами высоко оценены Л. С. Выготским; они до сих пор изучаются и используются в исследованиях психологии мотивации и эмоций. (Е. Е. Соколова)


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!