Зарождение дизайна в Японии связано с эпохой буржуазной революции и



ДИЗАЙН ЯПОНИИ. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Общие сведения о стране и ее культуре

Япония (по-японски Ниппон, Никон - страна восходящего Солнца) - госу­

дарство, расположенное на островах Тихого океана вблизи побережья Восточ­

ной Азии. В составе территории Японии около 4 тыс. островов; главные из них -

Хоккайдо (северная часть страны), Хонсю и Сикоку (центральная часть), Кюсю

(южная часть). Связям между островами способствуют крупные инженерные со­

оружения (мосты, подводные тоннели). Площадь - 372,2 тыс. км2. Население -

более 115 млн человек.

Основные религии - синтоизм и буддизм. Синтоизм (от япон. синто -

путь богов) - более древняя религия, в основе которой лежит культ божеств

природы и предков. Буддизм, возникший в Древней Индии, проник в Япо­

нию в V веке. Обе религии спокойно сосуществуют; первая, в основном, свя­

зана с религиозно-бытовыми нуждами повседневной жизни; вторая - с обря­

дами погребения и заупокойными обрядами (с самого начала, в основном, ис­

поведовалась знатью). В IV веке началось проникновение в Японию через

Нагасаки христианства.

Островное положение обусловило особенности исторического развития Япо­

нии. Это одна из немногих стран мира, не изведывавших иноземного вторжения и

насильственного насаждения или искоренения каких-либо общественных инсти­

тутов и форм государственности. Многие века Япония была «закрытой» страной;

любые контакты с иностранцами (даже рыбаков в океане) карались смертью.

Зарождение художественной культуры относится к началу эпохи неолита

(8-е тысячелетие до н.э.). Низкий уровень развития производственных сил не

помешал появлению высокого мастерства в обработке изделий из камня и гли­

ны (керамики). В 4-3-ем тысячелетиях до н.э. в декорировании поверхностей

изделий широко использовался узор, названный дземон, напоминающий витую

веревочку (буквально «веревочный узор»). Наименование «Дземон» получила и

эпоха этих тысячелетий неолита. С началом земледелия и олицетворением сил,

сохранявших посевы и домашний очаг, связано появление в 3-1-м тысячелетиях

до н.э. керамических фигурок (высотой от 4 до 25 см) - идолов - «догу». Они

весьма условно трактовали человеческое тело, отличались напряженной

экспрессией, покрывались орнаментом и служили оберегами.

Период Эдо (1614-1868), получивший свое наименование по имени новой

столицы Японии (Эдо - современный Токио) - последний период развития фео­190 История дизайна, науки и техники

дальной культуры. В художественных воззрениях сказалась полнокровная яр­

кость мировосприятия, пристрастие к открытой декоративности.

Укие-э - направление в живописи, главным объектом которой был простой

человек, современник художника. Основатель направления - Иваса Матабэ

(1578-1650).

Тории Киенага (1752-1815) - художник-график направления «укие-э» рабо­

тал в жанре «красавицы»; облику женщин в его произведениях присущи удли­

ненные благородные пропорции, горделивая грация, обаяние зрелой красоты.

Китагава Утамаро (1753-1806) - художник, также посвятивший свое твор­

чество изображению женщин, развил традиции Т. Киенаги. Создал образ краса­

вицы с изящной формой и посадкой головы на удлиненной шее, идеальным ова­

лом лица, приподнятыми (в удивлении) бровями.

Кацусика Хокусай (1760-1870) - живописец, график, иллюстратор книг,

оформлял и поздравительные открытки, в его творчестве гравюра пережила еще

один высокий подъем. Он автор, в частности, серий «36 видов горы Фудзи»

(1823-1829), «100 видов горы Фудзи» (1834-1835) и др. [23.9].

Феодальный строй в Японии, в основном, сложился в V I-VIII веках. В

1867-1868 годах буржуазная революция положила начало периоду Мэйдзи (по

имени императора-реформатора) - времени обновления. Происходит резкий ска­

чок в развитии страны, закладываются основы капитализма. Строятся железные

дороги, заводы, электростанции, появляется парламент, открываются банки,

университеты, устанавливаются дипломатические контакты с другими странами.

Из Европы и Америки стали проникать новые взгляды и вместе с ними новые

(для Японии) течения и направления, а также концепции культуры. Одновре­

менно начинается «открытие» японской культуры, изобразительного искусства

Европой. Возникает подлинный диалог культур. Японская культура оказала

сильное влияние на формирование новых течений в европейской живописи, а

затем - и стиля модерн [23.8].

Зарождение дизайна в Японии связано с эпохой буржуазной революции и

активным заимствованием европейского опыта промышленного развития. В

1870-е годы Нотами Кайдзиро предложил правительству организовать проект­

ные мастерские по разработке образцов изделий для массового производства. В

1880-е годы были проведены мероприятия, положившие начало развитию «дзу-

анка» - профессии дизайнера в Японии. 1887 год - создается первое художе-

ственно-промышленное училище в г. Канадзава. 1901 год - открывается отделе­

ние промышленного проектирования в Токийском высшем промышленном учи­

лище (ныне Технологический институт). В начале 1920-х годов большое влия­

ние на тенденции внедрения искусства в промышленность оказали идеи Баухау­

за и Веркбунда. 1928 год - при Министерстве торговли и промышленности под

руководством Кунии Китаро создается Лаборатория промышленного искусства

(ныне Институт исследования промышленных изделий).

После Второй мировой войны Японию полностью контролировали амери­

канцы, которые, стремясь укрепиться на Дальнем Востоке, вложили в нееЛекция 23. Дизайн Японии. Традиции и современность 191

значительные средства. Япония в те годы создавала свою промышленность с

«нуля». Японцы шутили: «Англию бомбили немецкие «Юнкерсы-88», а нас

(Японию) - американские «сверхкрепости» «Б-29», поэтому англичане мог­

ли заниматься восстановлением поврежденных предприятий, а мы должны

были строить все заново». Был сделан упор на самые перспективные отрасли

(точное приборостроение, электронику, производство и переработку пласт­

масс и др.), сначала заимствуя все, что только можно было, из нового, пере­

дового; потом японцы и сами начали создавать новое, внедряя его через свою

продукцию по всему миру.

Первые послевоенные годы - это исключительно тяжелые экономические ус­

ловия: небывалая инфляция, нищета, отсутствие предметов первой необходимо­

сти, нехватка питания, жилья, почти четверть населения больна туберкулезом.

Невиданный рост стоимости жизни; по сравнению с 1937 годом стоимость жиз­

ни выросла в 15 раз, а зарплата - лишь в 4,4 раза. За войну Япония потеряла

25,4% национального богатства. Послевоенные реформы проводились в услови­

ях оккупации и стремления американцев проводить свою политику - демилита­

ризацию и демократизацию с задачей уничтожения конкурента. Но именно

жесткость американцев вынуждала проводить радикальные реформы в сжатые

сроки, что стало заслугой правительства и деловых кругов Японии.

Японская вековая традиция - примат (первенство) общественных интере­

сов над личными и беспрекословное принятие действий государственной влас­

ти. Поэтому население, в основной своей массе, поддерживало даже исключи­

тельно жесткие экономические мероприятия. За пять неполных лет были ус­

пешно реализованы все основные реформистские преобразования, а новый тип

землевладения - всего за два года. Основой всей общественной жизни стала

новая конституция: свобода мысли, совести, печати, равенство всех, право на

создание трудящимися организаций и коллективных действий. Следуя исто­

рическим традициям, император остался символом государства при правлении

демократического правительства. Важнейшими моментами были отказ от ми­

литаризации, отсутствие армии, отсутствие необходимости создания и произ­

водства оружия (на оборону выделялся всего 1% валового дохода). При сохра­

нении частной собственности государственная экономика имела антимонополь­

ную, антитоталитарную направленность, поощрялась конкуренция финансовых

групп и предпринимателей.

После войны, в начале 1950-х годов, надпись «Сделано в Японии» все еще

выполняли как можно более мелкими буквами. На внешнем рынке эта надпись

чаще всего ассоциировалась с «дешево, но плохо» и такими товарами как бу­

мажные зонтики, кимоно, игрушки и дешевые безделушки. В последней трети

XX века это уже значило: качество, доступность, надежность, современный ди­

зайн. В японском дизайне оборудования жилища, мебели и бытовых вещей орга­

нично соединились традиции мастеров-ремесленников (понимание эстетических

основ формообразования утилитарных изделий, внимательное отношение к ма­

териалам, прежде всего натуральным) с новейшими достижениями в науке и тех­

нике, с современным высокотехнологичным производством.192 История дизайна, науки и техники


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 506; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!