ВОПРОС 25. ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП.



Другим примером больших социальных групп, значимых в историче-ском процессе, являются различные этнические группы. В отличие от пси-хологии классов психологические особенности различных этнических групп и прежде всего наций исследованы значительно лучше. Выделилась специ-альная ветвь науки на стыке социальной психологии и этнографии — этно-психология. Некоторые авторы вообще рассматривают этнопсихологию как составную часть социальной психологии. При разработке проблем этниче-ской психологии акценты часто несколько смещены; в фокусе внимания из всех этнических групп оказываются только нации. Между тем нации как формы этнической общности людей сложились на относительно позднем этапе исторического развития — их возникновение, как известно, связано с периодом становления капитализма. Хотя нации и являются в современных обществах наиболее распространенной формой этнической общности, кроме них и сегодня существуют такие их разновидности, как народность, нацио-нальная группа и т.п. Поэтому было бы неправомерно всю проблему сводить только к изучению психологии наций. Отмеченный сдвиг акцента привел к неточности терминологии, употребляемой в этом разделе социальной психо-логии: при характеристике компонентов психологии этнических групп сплошь и рядом говорят не об «этническом характере», а о «национальном характере», не об «этнической психологии», а о «национальной психоло-гии», «национальных чувствах», «национальном самосознании», хотя все эти образования представляют собой частный случай аналогичных проявле-ний общественной психологии этнической группы. Традиция исследования психологии этнических групп восходит к работам В. Вундта по «психологии народов», где «народ» интерпретировался именно как некоторая этническая общность. Вундту же принадлежит и постановка вопроса о том, что методом исследования психологии этнических групп должно быть исследование ми-фов, обычаев и языка, поскольку эти же самые образования составляют и структуру психологии этнических групп. После Вундта в западной психо-логии возникло много новых подходов к изучению этой проблемы, главным среди которых явился подход, развитый в рамках культурантропологии.

Национальная (этническая) принадлежность индивида является чрез-вычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях кото-рой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта есть важнейшее содержание процесса социализации индивида. Наиболее разработанным вопросом оказался вопрос о психическом облике наций, хотя понятие это оказывается достаточно трудно поддающим-ся операциональному определению. Поэтому предпринят ряд попыток найти такие эквиваленты этому понятию, которые более доступны для использова-ния их в эмпирических исследованиях. Как синоним «психическому складу нации» употребляются понятия «национальный характер», «национальное самосознание», просто «национальная психология».

В соответствии с традицией, сложившейся в социальной психологии больших групп, в психо-логии этнических общностей различаются две стороны: 1) наиболее устой-чивая часть — психический склад (куда включаются национальный, или эт-нический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи, и 2) эмоцио-нальная сфера, куда включаются национальные, или этнические, чувства. Основной сферой проявления национального характера является раз-ного рода деятельность, поэтому исследование национального характера возможно при помощи изучения продуктов деятельности: наряду с исследо-ванием обычаев и традиций особую роль играет здесь анализ народного ис-кусства и языка. Язык важен еще и потому, что передача черт национально-го характера осуществляется в процессе социализации прежде всего при по-средстве языка. Относительная устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость социальной среды, объясняется тем, что возника-ет определенная инерция, обеспечиваемая путем межпоколенной передачи опыта. В этнических группах иногда фиксируются и такие, .элементы психи-ческого склада, как темперамент и способности. Однако этот вопрос до сих пор не решен в социальной психологии однозначно: некоторые исследовате-ли вообще отрицают правомерность выявления специфики темперамента и способностей для различных этнических групп. Причиной этого являются те многочисленные наслоения, которые имеются в исследованиях проблем наций. Что касается темперамента, то высказывается мнение, что речь долж-на идти лишь о выявлении специфических сочетаний преобладающих типов темперамента, а не о жестком «привязывании» определенного типа темпе-рамента к определенной этнической группе. Целый ряд явлений, усложняющих исследования специфики нацио-нального характера, возникает и на уровне обыденного сознания, что по-рождено процессом стереотипизации, свойственным всякому восприятию социальных объектов и особенно проявляющимся при восприятии предста-вителей другой этнической группы. Возникновение этнических стереоти-пов связано с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Присущая всякой груп-пе психическая общность выражается, как известно, в формировании опре-деленного «мы-чувства». Для этнических групп «мы-чувство» фиксирует осознание особенностей своей собственной группы, отличие ее от других групп. Образ других групп при этом часто упрощается, складывается под влиянием межэтнических отношений, формирующих особую установку на представителя другой группы. Если эти отношения в прошлом носили враж-дебный характер, такая же окраска переносится и на каждого вновь встре-ченного представителя этой группы, чем и задается негативная установка. Образ, построенный в соответствии с этой установкой, дает этнический стереотип. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченно-сти межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу. Однако очень легко от такой констатации перейти к оценке другой группы, и тогда-то воз-можны искажения ее образа. Психологически при этом возникает явление этноцентризма — склонности воспринимать все жизненные явления с по-зиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при из-вестном ее предпочтении.

 

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 538; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!