Становление кинопроизводства в Германии



(1895 – 1918 годы)

 

Становление и зарождение кинематографа в Германии проходило в годы роста милитаристских тенденций в политической и общественной жизни страны.

В 1871 году Германия объединяется в единое государство под властью прусской королевской династии Гогенсолеров. Германия становится прусским государством, вся власть в которой находится в руках канцлера Отто Бисмарка.

В своей внутренней политике, Бисмарк уделял особое внимание развитию тяжелой промышленности, без которой Германия не смогла бы стать мощной державой. За 25-30 лет Германия из полуаграрной страны превратилась в индустриальное государство. С невероятной быстротой возникают банки, компании и акционерные общества. Но развитие промышленности требовало новых рынков сбыта, и тогда Германия расширяет свои владения за счёт колоний.

В конце XI века – начале XX века Германия захватывает: Того, Камерун, Новую Гвинею. Усилила своё влияние на страны Ближнего востока и Балканского полуострова. Большое распространение получили так называемые «патриотические союзы», которые щедро финансирует государство.

К этому времени социал-демократическая партия, имевшая в 70-х реальную силу, в предвоенную эпоху ослабела из-за раздираемых внутренних противоречий.

В сферу искусств начали проникать идеи прусского милитаризма. Большое влияние приобретают философские теории Вин де Брандта и Ницше. Вин де Брандт оправдывает колониальные захваты и восхваляет сильную личность. Фридрих Ницше утверждал преобладание и влияние над всеми «белокурой бестии», а также утверждал господство военной диктатуры. Всё чаще в литературе изображается «героическое прошлое» немецкой расы, её превосходство над другими.

В этой обстановке появление кинематографа было практически не замечено. Казалось, развитие промышленности, оптики и химии должно было способствовать росту кинопроизводства, оснащению аппаратурой. Но этого не произошло. Первые пятнадцать лет своего существования немецкий кинематограф находился на одном из последних мест в Европе. Причина – особый характер экономического развития Германии.

Гигантский размах индустриализации привлекал к себе дельцов, мечтавших о быстром обогащении. А мелкое производство фильмов и их показ в дешевых балаганах было грошовым делом. Но были и другие причины: строгость цензуры, конкуренция между кинематографом и театром.

В Германии того времени были очень распространены провинциальные театры. Поэтому появление кинематографа вызвало негодование театральных деятелей. Они объявили кино аморальным искусством, развращающим немецкую молодёжь.

Пионерами немецкого кино стали братья Склодовские, которые в 1895 году показали в Берлине первую кинопрограмму. Изобретённый ими биоскоп из-за своей громоздкости не получил широкого распространения. Более удачливым в этом смысле оказался Отто Месстер (фотограф).

 

Отто Месстер. В 1896 году по его чертежам была изготовлена и продана за границу партия аппаратов для проекции фильмов. А так как аппараты необходимо было снабжать фильмами, он организовывает их производство. Первые работы были подражанием фильмам братьев Люмьер. Он создавал пятнадцатиметровые ленты художественного и документального характера.

В начале ХХ века он, вдохновлённый националистическими идеями, начинает снимать фильмы из истории побед прусской армии: «Капитуляция Наполеона III при Седане», «Передача Наполеоном III своей шпаги Бисмарку».

С 1909 года в Германии начинается регулярное производство фильмов. Спрос возрастает с каждым днём, растёт количество кинотеатров. К 1911году в Германии существовало около 1500 кинотеатров, вместимостью 150-200 человек.

Расширение внутреннего кинорынка требовало увеличения производства фильмов. К началу войны выпускалось до 120 фильмов в год, длинной от трёх сот до девятисот метров. Растёт количество кинофирм и к 1913 году их насчитывалось более 50. Крупные кинофирмы объединяются и создают трест «ФИАГ» (Фильм Индустри Акцен Гезельшавт), который должен был объединить прокат и производство фильмов. Трест решает скупить крупнейшие кинотеатры. Но просуществовал он недолго. Рост кинопроизводства вызвал ещё большие противоречие между кинематографом и театром.

Руководители театров обращаются за помощью к творческим союзам, в частности к союзу имени Гётте (который объединял писателей и драматургов) с требованием запретить членам этих обществ участвовать в съёмках кино. Такое же решение принял союз театральных деятелей Германии. Против выступили ученые, считавшие, что кино так и останется экспериментом и никогда не станет искусством. Но несмотря ни на что производство художественных фильмов не снижалось, а союзы вскоре забыли о своём решении. Первым нарушил запрет театральный режиссёр Макс Рейнхард, который в 1912 году подписал контракт на съёмке пяти фильмов. Знаменитый театральный критик Яков Бассерман сыграл главную роль в фильме «Другой».

Сюжет фильма: главный герой страдает раздвоением личности. Во время приступа он убивает бродягу, а за тем расследует это дело и понимает что убийца это он.

Участие в фильме знаменитого критика, интересно решившего этот образ, повысило престиж кинематографа. Продюсеры начинают переманивать актёров и режиссёров из других стран для захвата зарубежного кинорынка.

К работе в кино начинают привлекать и деятелей немецкой культуры. Рейнхард отправляет на студии своих учеников.

В 1913 году режиссёр Стеллан Рийе ставит фильм «Пражский студент» с актёром Паулем Вегенером в главной роли.

Сюжет фильма: бедный студент влюблён в дочь графа, которая не обращает на него никакого внимания. Однажды он встречает старика, который предлагает ему за то, что юноша продаст своё изображение в зеркале, помочь ему в любви. Так студент заключает контракт с дьяволом. Молодая графиня влюбляется в него. Но рядом с ним его двойник, который совершает преступления. Пытаясь от него избавится студент, стреляет в своё изображение в зеркале, но убивает себя а старик получает его душу.

Фильм снимается в Праге. В сцене с двойником используется «каше» и «двойная экспозиция». Но главное достоинство фильма – работа Вегенера, понявшего специфику кино. Он выделяется скупыми жестами, чёткостью и ритмичностью.

Рийе был подвержен мистике, поэтому часто обращался к теме рока и судьбы. Немецкое кино этого периода часто обращается к символике и мистицизму.

Режиссёр Генрих Голлен вместе в Вегенером снимают по мотивам средневековой легенды фильм «Голем», имевший огромный успех и вызвавший огромное количество ремейков.

 

 Сюжет фильма: действие происходит в средневековом еврейском гетто. Алхимик Лов находит в книге заклинание, при помощи которого можно оживить глиняную скульптуру Голема, хранящуюся в подвале синагоги. Лов оживляет скульптуру, она начинает двигаться, выполнять распоряжения хозяина. Но Голем получает душу, способную любить и влюбляется в дочь хозяина. Девушка пытается спрятаться от него в башне, а Голем оступается и разбивается на мелкие кусочки.

Вегенер с большим мастерством изобразил глиняного человека: движения его автоматичны, лицо неподвижно, а финальное действие для публики было как удар грома.

Такие ленты (с элементами мистики), как «Голем», «Пражский студент» вызывали противоречивые оценки в прессе: одни восхищались работой операторов и режиссёров, а другие же смеялись над попыткой поставить кино на один уровень с другими искусствами.

Многочисленные коммерческие фильмы того времени объединял ярко выраженный националистический характер.

В 1913 году к столетию победы над Наполеоном режиссёр Карл Фрейлих снимает фильм «Тироль вооружается». Снимался он в Тироле, где в 1910 году по приказу французов был расстрелян Андреас Гофер, что и послужило началом освободительного движения. В съёмках участвовали более тысячи человек, а затрачено было около 75 тысяч марок.

Накануне войны многие деятели искусства встали на позицию национализма.

Так Макс Рейнхард ставит в театре спектакль «Битва в тевтобургском лесу» (о победе древних германцев над римлянами). Затем он снимает одноимённый фильм, но съёмки задержала война. Лента вышла только в 1915 году, когда националистические настроения начали стихать.

Начало войны – своеобразный итог первого этапа развития кинематографа, характеризующийся очень медленным развитием производства.

Позже положение меняется: укрепляется связь с другими искусствами, в кино приходят новые люди, имеющие опыт работы в театре. Банки начинают обращать внимание на кинематограф, строятся студии и кинотеатры, появляются опытные режиссёры, немецкие актёры завоёвывают популярность.

Но начало войны спутало все планы. Были приостановлены, запущенные в производство фильмы. Мобилизация коснулась и деятелей кино. Кинематограф переключается на обслуживание военных нужд.

Франция, Англия и Россия, наблюдая за экономическим преуспеванием Германии и зная о прогрессирующей военной мощи, вели подготовку к войне. Но, тем не менее, отставали в темпах вооружения.

В течение первых трёх недели победы Германии следовали одна за другой, армия стояла в двух переходах от Триумфальной арки Парижа.

Шовинистический угар захватил даже иностранцев.

В июле 1914 года была запрещена сатирическая комедия «Его величество танцует танго», как оскорбительная для кайзера. Но, несмотря на это, Рийе добровольно отправился на фронт, где и погиб 14 ноября.

Вскоре немцы почувствовали сопротивление русских, Италия перешла на сторону союзников, а оставшаяся Австро-Венгрия, Болгария и Турция не располагали сырьём, необходимым для ведения длительной войны.

Первая военная зима оказалась трудной для немцев. Хлеб отпускали по карточкам, но, благодаря сверхдисциплине, народ не роптал, и кино становится необходимым средством «уговора».

Нужно было снабдить фильмами две тысячи кинотеатров. В репертуаре преобладали французские фильмы. В начале 1913 года из 580 фильмов французских было 225. Эти фильмы имели такое значение, что их нельзя было запретить, хотя во Франции немецкие фильмы были запрещены.

Но в 1915 году французские фильмы исчезли. Также ограничивалось приобретение американских и итальянских фильмов. Нужно было расширять собственное производство. Тем более, что заводы производили нужное количество плёнки и аппаратов. В Германии начался массовый выпуск фильмов. Появились пропагандистские ленты, в которых снимались самые известные актёры. В фильме «Рейд во вражескую страну» звезда немецкого кино Женни Портер играла французскую аристократку, влюблённую в немецкого офицера. Самопожертвованию немецких матерей была посвящена лента «За родину». Но к 1915 году эти фильмы публике надоели.

Успех стали иметь приключенческие ленты и в 1916 году успешно проходит серийный фантастически фильм «Гомункулус», режиссёров Альберто Нойеса и Отто Риппера, рассказывающий о сверхчеловеке, наделённом магической силой и управляющим миллионами.

Популярными также были «полицейские» ленты с ним и тем же актёром в главной роли («Таинственная вилла»).

Немецкий кинематограф продолжал вербовать кинозвёзд. В Германию переезжает знаменитая датская кинозвезда Аста Нильсон. В 1917 году – Пола Негри (Апполинария Холупек).

Самая известная актриса немецкого кино этого периода была Женни Портер, которая снималась в фильмах «Замужество Луизы Рорбах», «Кулак штангиста», «Дочь миллионера». А самым известным актёром стал Эмиль Яннингс. Популярность приобретает Конрад Фейд.

К концу 1916 года немецкий кинематограф приобрёл необходимые кадры. Выросло число кинофирм. Немецкий генеральный штаб уделял большое внимание кинематографу. Не фронты были отправлены операторы. А при самом генштабе был создан спецотдел по вопросам кино. Но поражения на фронтах приводят к забастовкам и недовольствам в тылу.

Зима 1916 – 1917 годов была страшной: царил голод, 250 тысяч рабочих одновременно объявили забастовку на заводах боеприпасов. А 6 июня 1917 года вспыхнуло восстание на флоте, охватившее 15 кораблей. Чтобы отвлечь от проблем, было открыто 500 зрительных залов на французском фронте и 300 залов на русском фронте.

В 1917 году было создан «УФА» (Универсум Фильм Акценгезельшафт), с вкладом в 20 миллионов марок, 8 миллионов из которых дало военное ведомство. Вскоре «УФА» стал играть такую же роль в Германии, как и Пате во Франции. Им руководили предприимчивые и дальновидные финансисты, делающие ставки на лучших деятелей кино, чтобы захватить приоритет на рынке Европы.

«УФА» строит в Берлине лучшую на то время киностудию, открыл роскошные кинозалы, субсидировал дорогие фильмы.

Если с августа 1914 года по январь 1915 года на экраны вышло25 немецких и 47 иностранных фильмов, в 1915 году – 56 немецких и 69 иностранных фильмов, в 1917 году вышло 16 иностранных и 101 немецкий фильм.

Большинство фильмов, созданных в Германии в годы войны, носили название «Фельдграу» (цвет хаки). Эти ленты делались в течение нескольких дней, и весь их смысл был ясен в названии: «Рейд во вражескую страну», «Железный кулак Михеля». Снимались они на натуре. Для массовок военное ведомство выделяло солдат.

Но в 1916 году надежды на быструю войну исчезли, и подобные фильмы начали раздражать публику потому, что как художественные произведения они не представляли никакой ценности. Игра актёров была посредственной, снято было плохо.

Когда международная пресса стала обвинять немцев в жестоком обращении с населением оккупированных территорий, они стали снимать фильмы о жестоких русских: «Десятый бастион цитадели», в котором показывалось как полковник Трепов в Петропавловской крепости истязает русских революционеров. Подобные ленты рассылались в оккупационные зоны и показывались бесплатно.

Создавались и документальные фильмы, прославлявшие подвиги солдат и офицеров. Например: «Мове».                    

Сюжет фильма: грузовой корабль «Мове» превращён в военное судно. Он торпедировал и топил гражданские пароходы нейтральных стран (оператор фиксировал этапы потопления судов и гибель людей).

В коммерческом кино царил грубоватый солдатский юмор. Немецкие промышленники, несмотря на неудачи на фронтах, готовились к захвату мирового кинорынка. Так в 1918 году на киностудии «УФА» воздвигли гигантские декорации для фильмов «Чума во Флоренции» и «Правда побеждает» из древнеримской жизни. Стоимость каждой постановки была примерно один миллион марок. А главным козырем в борьбе за мировой кинорынок было создание фильмов на нейтральные темы.

11 ноября 1918 года была подписана капитуляция германии. Прусский милитаризм потерпел поражение, но немецкий кинематограф вышел из войны творчески окрепшим.

Первая мировая война способствовала подъёму немецкого кинематографа в послевоенные годы.

 

           Кинематограф германии после первой мировой войны.

                                                     1918 – 1929 годы.

 

  К моменту капитуляции, Германия находилась на грани экономической и политической катастрофы. Голод, разложение армии, рост недовольства в стране.

3 ноября 1918 года произошло восстание моряков в городе Киль.

4 ноября к ним присоединились рабочие города Любека, Гамбурга и Бремена. В городах создавались советы рабочих и солдатских депутатов.

9 ноября – Кайзер был низложен и бежал в Голландию.

9 ноября – 1818 года лидер социал – демократов Эберд, стал главой республиканского правительства. Он заключил тайный договор с фельдмаршелом Гендельбургом, о падавлении революции, которая была потоплена в крови.

Гражданская война 1914 – 18 годов закончилась победой буржуазии. Германия понемногу становилась буржуазной республикой.

31 июня 1919 года – в Вейтмаре была принята конституция, гарантирующая свободу слова и собраний, но на основании параграфа 48, в случае необходимости власть могла отменить любую из свобод.

28 июня 1919 года – в Версале был заключен мирный договор, который переделал Европу и привёл к невероятным противоречиям между странами.

В Германии сразу же начал возрождаться милитаризм. Промышленники требовали от стран победительниц кредитов на восстановление тяжелой промышленности.

Германия выплатила странам победителям 30 миллиардов марок контрибуции, и получила от них такую же сумму в виде займов.

Крупнейшие промышленники после войны, благодаря инфляции, иностранным займам, стали обладать коласальным богатством.

Неуверенность в завтрашнем дне в сознании немецких бюргеров, сочеталось с боязнью революций, что конечно же нашло отражение в искусстве. Политические тенденции развивались с особой силой.

Экспрессионизм, мистицизм, абстракционизм – получали мировое признание.

Правительство, тем временем пыталось создать иллюзию «свободной Германии» путём кинематографа и театрального искусства.

После войны, социал – демократическое правительство стало оказывать широкую помощь развитию театрального дела. Бывшие придворные театры, становились государственными, в которых главенствующее положение занимали драматурги – экспрессионисты, в произведениях которых осуждались существующие порядки.

     

Экспрессионизм – провозглашал единственной реальностью – субъективный духовный мир человека. А его выражение – главной целью искусства.

В немецком экспрессионизме чётко наметились два направления – левое и правое крыло.

Если левые к которым принадлежали такие мастера как: Бертольд Брехт, Эрвин Пиксотор, изображали противоречие социальной действительности, то правые обличали машинизацию жизни, обезличивание человека. Считали, что переделать социальную несправедливость можно только путём отказа от насилия.

Борьба двух этих направлений не могла не найти отражение в кинематографе того времени.

В 1920 году выходит один из ключевых фильмов немецкого кинематографа – «Кабинет доктора Калигари» реж. Роберта Вине. Авторы сценария – Карл Маер и Ганц Яновец.

Толчком к написанию сценария стала истории произошедшая с Яновицем . Однажды, гуляя по парку, он увидел, как из одной из аллей выбежал мужчина и оглядываясь побежал по аллеи дальше. Позже Яновец узнал, что в этот день и в этом лесу была убита девушка.

В работе над фильмом, сценаристы использовали свой личный жизненный опыт и рассказы о псих. больнице.

Главная мысль картины состояла – в возмущении против жестокости войны, против власти олицетворяющейся в фильме доктором Каллигари.

Подлинными постановщиками лены стали три художника Экспрессиониста:

Герман Варт, Вальтер Райтман и Вальтер Рёрик.

Стиль которым был написан сценарий, требовал столь же необычно выполненных декораций. Только экспрессионистские декорации могли служить средой в этом произведении, и сделать понятными его странные превращения.

Фильм пронизан, прежде всего, пластическими откровениями. Фильм по замыслу художников должен был стать ожившим рисунком. Всё было подчинено искаженному видению мира: перспективы, архитектура.

В этом мире герой – пятно, и чтобы согласовать его с разрисованными декорациями, актёров одевали в экстравагантные костюмы, интенсивно загримировывали, связывали статичными, искривленными и вычурными позами. Декоративный принцип фильма, заставлял актёров двигаться, когда они оказывались за пределами ограничительных линий, и замирать на месте когда их позы гармонировали с декорациями. Их игра вплотную приблизилась к пантомиме. Что бы зрителям было ясно, Вине вводит в фильм пролог и эпилог.

Премьера фильма состоялась – 26 ноября в Берлине. Фильм имел коллосальный успех.

После выхода на экраны «Кабинета доктора Калигари», количество экспрессионистских фильмов увеличилось.

Появляются фильмы: «Симфония ужаса», «Кабинет восковых фигур» (фантастические манекены толкают человека на преступление).

        

Экспрессионизм – это не только стиль, но и мировоззрение, мироощущение художника. Первое требование экспрессионизма – это эволюция духа, т. е. самоощущение. Искусство призвано творить мессианскую роль, а для этого необходимо отказаться от робкого копирования действительности. Отказаться от восприятия объективности, преувеличивая и искажая объективные формы, выразить иную подлинную часть мира.

Экспрессионисты изображали людей служащих машинам, в виде кукол и марионеток. Положительный герой у них, ощущается через страдание, чаще всего через безумие, которое помогает убивать логику. Именно через безумие герой постигает суть мира и людей.

Художественная заслуга экспрессионизма состояла в том, что бы сделать вещи и человека выразительнее, заставить их выразить свою суть, не совпадающую с обычной видимостью. Главное – субъективное видение героя. То как именно он видит сущность. Логического понимании мира нет и быть не может – ведь мир сошел с ума и он обсужден.

Эксприссонизм делает человека центром творения, что бы тот по собственному желанию наполнил пустоту красками, линиями, своим собственным «Я».

   

В годы войны, работа на киностудиях не прекращалась, и после позорного бегства Кайзера, на экраны выходит фильм «Счастье и конец Кайзера Вильгельма».

Вильгельм был показан в разные годы жизни, как самолюбивый, верящий в своё божественное происхождение тиран. А в противовес ему показывался Бисмарк, который якобы противостоял Кайзеру, за что и был смещён. В фильм были включены документальные кадры. Картина доказывала, что только Вильгельм толкнул Германию на путь войны.

 

Правительство начинает прибирать к рукам кинематограф. УФА – переходит к немецкому банку, который в 1919 году выкупает акции военного ведомства. Уфа превращается в одно из самых стабильных предприятий Германии. Кредиты стали оснащать кинопромышленность необходимым оборудованием. Вырос прокат.

Вначале 20 – х., когда промышленность охватил экономический кризис, кинематограф не только не только не сократил, но и расширил выпуск фильмов. Немецкие кинопромышленники оказались в выгодном положении, по тому что они изготовляли продукцию мирного характера и им не надо было перестраиваться.

В окрестностях Берлина возникают новые киностудии. Из-за инфляции, производство фильмов обходилось дешевле, так как они выплачивали рабочим зарплату в обесцененных марках, а продавали фильмы за волюту.

Требовались новые кадры. Начинают увеличиваться гонорары актёров и режиссёров. Благодаря этому в кино приходят крупные театральные режиссёры, драматурги и актёры, что незамедлительно отражается на качестве выпускаемых фильмов. Художественное достоинство фильмов выгодно отличается от скороспелой военной продукции. Интересные сюжеты, яркие образы, оригинальные декорации, искусственное освещение в павильонах, смелые решения в композиции кадра – всё это позволило немецкому кино занять ведущее место в мировой киноиндустрии. Большое влияние на мировой кинопроцесс имела немецкая операторская школа. Несмотря на инфляцию, количество кинотеатров в Германии выросло до 3000, а значит росли и доходы.

Производство фильмов в годы войны превышало потребности внутреннего рынка. Не дожидаясь окончания войны, немецкие придприниматели начали наступление на страны Центральной Европы. К концу войны германия была способна выпускать – 200-300 художественных фильмов в год. По капиталовложению кино выходило на третье место в стране.

Для привлечения публики, кинематографисты обратились к экранизации мировой классики и фантастики, постельным тайнам и романтическим любовным приключениям. Богатейший постановочный антураж способствовал появлению увлекательных фильмов.

Большой успех на этом поприще имели фильмы Эраста Любича. Они отличались слаженностью актёрского состава, умелой постановкой массовых сцен. Первый фильм принёсший ему успех – «Кармен». (Пола Негри в глав. роли.)

Своеобразное лицо с огромными горящими глазами, ассоциировалось с образом цыганки, а темпераментное исполнение делало этот образ жизненным и убедительным.

1919 год – Выходит фильм «Мадам Дю Бари», о жизни знаменитой куртизанки. Любич не жалеет деньги на шикарные декорации и статистов.

Фильм имел грандиознийший успех, и показал Голливуду, что у него в Европе имеется очень серьёзный конкурент.

Особой постановочной техникой и актёрским ансамблем, поражают ленты Любича – «Супруги», «Жена фараона». В 1923 году Любич переехал работать в Голливуд.

   Всё чаще немецкое кино обращается к сюжетам из истории Англии, Франции и России. Так появляются ленты «Лукреция Борджия», «Леди Гамельтон», «Пётр Великий». В большинстве этих псевдо исторических картин, показывался жестокий тиран захвативший власть в стране, и фильм заканчивался его гибелью.

Заметнейшее место занимали приключенческие фильмы, действие которых происходит в экзотических местах. Чаще всего их снимали в павильонах, но созданный на экране мир был столь убедительным, что публика верила что это натура.

Характерной чертой приключенческих фильмов является – восхваление сильного человека.

  Огромным успехом пользовались фильмы с участием Ози Освальд. Это был образ жизнерадостной, современной девушки, способной постоять за себя.

 

В 1923 – 1924 годах инфляция начинает идти на убыль. Курс марки стабилизируется. Промышленность набирает темп.

В 1924 – 1925 годах Экспрессионизм изживает себя как направления, но поколебал привычные шаблоны, вызвал широкую волну творческих поисков в оформлении декораций, в освещении и в актёрской игре. Он показал, какими оригинальными выразительными средствами обладает киноискусство.

 

Тем временем Юнкерско – помещичья аристократия занимает в стране то же самое положение, что и до войны.

В 1918 году бывшие военные взяли в свои руки промышленность страны. Огромную роль играли военные в воспитании молодёжи, у которой культивировался дух прошлого.

 

 Первую попытку реставрировать идеи прусского мелиторизма в кино, предпринял Арсен Фон Черелли, выпустивший в 1923 году, «Фредерикус Рекс». Где воспевался гимн Фредерику Великому. Фильм вызвал самую разную реакцию у публики. Одни при демонстрации, пели «Германия превыше всего», другие требовали запрета показа ленты. Ажиотаж дошел до того, что актёру Отто Гибюро, отдавали честь военные.

 

Заметным явлением было творчество реж. Фрица Лана и его жены сценаристки Тео фон Гарбо, которая в 1928 году сняла ленту «Доктор Мабузо – игрок».

Сюжет: Доктор наделён от природы необыкновенными гипнотическими способностями. Он использует их для совершения различных преступлений.

Фильм пользовался огромным успехом, а особенно у молодёжи. Один выдающийся философ считал, что доктор Мабузо, стал прообразом диктатора – монстра, которому немецкая буржуазия вскоре открыла путь к власти.

В 1924 году Ланг и Гарбо, снимают фильм «Нибилунги», используя древнегреческий эпос, что бы воспеть немецкий народ. Были воздвигнуты гигантские декорации, привлечены тысячные массовки, в фильме снялись знаменитые актёры.

Зикфрид, которого играет Пауль Рихтер, олицетворяет настоящего Фрийца. Что бы покорить сердце красавицы Кринхильды, он завоёвывает сокровища нибилунгов, волшебный меч, шапку невидимку. Но могущество Зикфрида не даёт покоя его врагам, и его убивают.

Вскоре выходит вторая серия, в которой вдова Зикфрида, решает отомстить, для чего соглашается выйти замуж за предводителя кочевников Атиллу. Пригласив родственников на день рождения сына Атиллы. Во время пира по приказу Кринхильды, их всех убивают. Она восклицает: «Я смогла напить землю кровью своих врагов».

В фильме, Кринхильда не женщина, а мстительница, не знающая предела своей жестокости. Фильм имел грандиозный успех.    

Романтизация прошлого Германии, воплощалось во всём, в игре актёров, в декорациях, поражающих своей монументальностью.

С приходом Гитлера, еврею Лану пришлось покинуть Германию. Он уезжает во Францию, а за тем в США.

 

 Интереснейшим явлением киноиндустрии стало направление – Камершпилле. (камерная драма).

Это направление родилось из желания увидеть на экране современного человека, и его душевный мир. Для таких камерных сюжетов подходящим жанром стала – мелодрама. Жанр в меру демократичный и в меру консервативный. В мелодраме действуют чаще всего обычные люди. Мелодрама не скрывает теневых сторон жизни, а иногда даже их подчёркивает, что бы вызвать сочувствие к своим героям. Мелодрама проникнута сочувствием к «маленькому человеку». Чаще всего действие этих фильмов не выходит за пределы дома, а это заставляет актёров искать глубокие мотивировки поступков, а значит и сюжеты.

В то время титры занимали много места на экране и отвлекали от сюжета картины. Авторы направления «камершпилле», объявили войну титрам. Главное для них отточенный сюжет и выразительная игра актёров. Большое значение имеют детали.

Первым безтитровым фильмом, стала лента «Осколки», в которой всего четыре персонажа.

Сюжет: В семье путевого обходчика появляется молодой инженер, который соблазняет дочь. Мать догадавшись обо всём и боясь сказать отцу, несмотря на пургу спешит за советом к священнику, и сбиваясь с дороги, замерзает. Дочь сходит с ума, а отец убивает инженера, а за тем останавливает поезд и сообщает пассажирам, что он убийца.

Фильм снимался в одной декорации. Натура – участок ж./д. пути и поле. Для выразительности используются, крупные планы, контрастное освещение, точно рассчитанный ритм монтажа.

Классическим фильмом этого жанра стала лента Фридриха Мурнау«Последний человек», вышедшая в 1924 году.

Сюжет: Главного героя фильма, швейцара отеля, из за старости переводят в смотрители туалета.

В фильме не было титров. Широко применялись крупные планы, внутрикадровый монтаж, т. е. монтаж не путём склейки, а «тревилингом» (движением камеры). Огромная роль отводилась деталям. Вещь – действующая лицо. Такой вещью в фильме стала парадная ливрея швейцара, для которого она олицетворяла смысл жизни. Одетый в неё он – человек, а потеряв её становится никем.

На камеру в этом фильме возложена функция рассказчика. Она ведёт его за собой, отбрасывает всё что не важно для героя. Акцентирует внимание на его душевных переживаниях. Камера видит мир глазами швейцара. Выразительные возможности «тревилинга», помогают передать сложные переживания героя.

Изобретательно снята сцена опьянения швейцара. Она снята качающейся камерой. Весь фильм снят в павильоне, даже городская улица. В фильме было два финала:

1. Старик сидит в туалете на стуле смирившись со своей участью и камера медленно отъезжает в ЗТМ.

2. Старик получает наследство и уже в качестве гостя кутит в этом отеле.

Художественные достоинства фильма возвышают его на одно из первых мест в истории мирового кино. В 1957 году он был включен в список двенадцати лучших фильмов всех времён и народов.

 

 

В середине 20 х., стабилизация марки, привела к серьёзным изменениям в мировом положении немецкого кинематографа. Доходы, из за снижения цен на билеты - упали. Сократилось производство.

Если в 1922 году было снято 474 фильма, то в 1926 году – всего 202. Сокращение выпуска отечественной продукции привело к необходимости закупки зарубежной. Отечественное кино себя не окупало, назревал кризис. Для спасения национального кинопроизводства, правительство ввело систему контроля за ввозом иностранных фильмов. На один ввезённый в страну иностранный фильм, должен был быть вывезен один отечественный. Но происходит парадокс – немецких фильмов появляется всё больше, но качество их всё хуже и хуже, так как прокладчики, приобретая иностранные боевики, не стремились к качеству фильмов предпочитая снимать дешевое.

УФА пытается спасти положение, снимая боевики. Так Фриц Лан снимает фильм «Метрополис», но прокат не возвращает и половины затраченных денег, и УФА оказывается на гране краха. И тогда на помощь приходят – американцы. Так возникает «Паромаунт».

Американцы начинают переманивать в Голливуд режиссёров и актёров. (Конрад Вейд, Эмиль Янингс.) Эти потери были существенны, но это было только началом заката немецкого кино.

Немецкие экраны захлестнула волна дешевой развлекательной продукции, составлявшей 70% кинопромышленности. Но иногда появлялись фильмы становящиеся явлением. Так в 1925 году выходит фильм Георга Вильгельма Танчеста «Безрадостный периулок».

Сюжет:

Действие происходит в узком и мрачном переулке. На нём находится единственная на весь квартал мясная лавка, у которой толпятся голодающие. А в противовес им – сытая, дородная фигура мясника. В фильме заняты выдающееся актёры. В роли проститутки Ниус, – Аста Нильсен. Её героиня сохранила в душе чувство любви и привязанности к человеку который её обманывает. В роли барышни Рузенфорт – Грета Гарбо, которая создала образ чистой, невинной натуры, не желающей иметь ничего общего с миром в котором она живёт.

Премьера фильма стала событием и вызвала широкую дискуссию в прессе.

В конце 20 х. начинается наступление на идеологическом фронте. Во главе аппарата немецкой пропаганды, становится крупнейший кинопромышленник – Александр Гугенберт, в руках которого были сосредоточены многие газеты и кинокомпании. Для подчинения кинематографа, он начинает скупать кинотеатры и акции кинофирм. С его приходом возникает направление реакционного производства.

В 1928 году появляется фильм «Мировая война». Смонтированный из военной хроники. Сюжет реабилитирует немцев. Всё это приводит к расслоению интеллигенции.

Левые группировки в театрах создают агид – бригады, появляются «объединения любителей киноискусства». Независимые организации ставящие перед собой цель, бороться с низкокачественной продукцией.

1928 – «Немецкая лига независимых фильмов». Ставила перед собой задачи борьбы с угрозой новой войны. Но ни одного фильма они так и не создали.

В 1929 году фирма «Промитеос», выпустила картину рёж. Филье Юруса «Поездка матушки Краузе за счастьем».

Сюжет:

Героиня живёт в многоквартирном доме. Она разносит газеты. У неё есть дочь и безработный сын пьяница и вор. Для того что бы прокормить семью, она сдаёт одну из комнат, а сама ютится на кухне. Однажды, сын крадёт у неё деньги за газеты и попадает в тюрьму, а дочь собирающаяся замуж за хорошего парня, видя страдания матери, решает стать любовницей богатого холостяка. Мечта о счастье разрушается и матушка Краузе включает газ.

Этот фильм стал первым реалистическим фильмом обнажающим жизнь трудящихся. После прихода к власти Гитлера начинается эпоха нацистского кино.

Английский кинематограф.

В конце 19 го века, Англия, страна классического капитализма начинает утрачивать свою руководящую роль в промышленности и мировой торговли. У неё появляются более энергичные конкуренты, США и Германия.

Они стали главенствовать в области химической и тяжелой промышленности, вытеснили Англию с первого места по выработки стали. Уходят из под её влияния и огромные колонии, разбросанные по всему свету.

В Англии увеличивается количество забастовок и стачек. Особенно после 1905 года. Под влиянием русской революции начинается рост революционного движения в Англии.

Английские изобретатели тоже пытались передать движущееся изображение на плоскость. В 1895 году английский опытник и механик Уильям Пог создал свою киносъёмочную камеру. 8 марта 1896 года получил патент на своё изобретение – биоскоп .

В феврале 1896 года, Люмьеры показали свои фильмы в Лондоне. Пол узнав, что Люмьеры продают свои аппараты, переименовал свой биоскоп в Аниматограф .

Пол наладил производство своих аппаратов. Выпустил их в продажу. Он становится первым английским кинохроникёром.

Снимает: «Волны на море».

            «Игра в мяч».

Первый игровой фильм: «Ухаживание солдата».

Первые примитивные комедии: «Расклейщик афиш».

Навоя служанка».

                                                «Детский чай». (дети выливают друг на друга чай).

Создаёт он и фильмы драмы.

Сюжет одного из его драматических фильмов:

Дезертир, молодой солдат не выдерживает тягот службы и убегает домой, но полиция настигает его и отрывая от плачущей матери, уводит с собой.

В 1898 году Пол строит первую в Англии киностудию. Она представляла собой затенённый павильон размером пять на семь метров. Одна из стенок открывалась и камера на рельсах выдвигалась наружу. Съёмки велись при естественном освещении, декорации были нарисованы на холстах.

Спрос на фильмы возрастал и за год пол продавал до двухсот копий своих фильмов. Особой популярностью пользовались приключенческие ленты:

«Мистер Пиквик»

Волшебный меч»

Помолись за неё».

Заслугой Пола следует считать выпуск в 1900 году фильма «Безумный автопробег по Пикаделли ». Где впервые в английском кинематографе был применён – тревелинг. У зрителя создавалась иллюзия того, что он сидит в автомобили, движущемся на большой скорости.

 

В это время фильмы показывались повсюду: в мьюзик – холлах, на ярмарках, часто их демонстрировали, соединяя с другими аттракционами.

У кинематографа с первых же дней его существования появились мощные конкуренты. Распространённые по всей стране, многочисленные мьюзик – холлы, были традиционными местами встречи и отдыха среднего англичанина.

Мьюзик – холл - соединение театра и ресторана, являлся выгодным бизнесом.

Вскоре, мьюзик – холлы начинают переделываться для показа кинофильмов.

В 1898 году, в городке Брайтон, начинают снимать – Джеймс Ульямсон, Альберт Смит, Эсне Колинс, которые позднее вошли в историю как «Брайтонская школа».

Смит снял несколько небольших кинокомедий на двадцати метровой плёнки. В своих фильмах он начинает применять крупные планы. Уже в 1900 году он чередует крупные и средние планы в одной и той же сцене.

 Так в фильме «Бабушкина лупа», бабушка и внук показаны поясным планом, а за тем внук вооружившись лупой рассматривает через неё различные предметы: часы, глаз бабушки, канарейку, голову копилки.

 В ленте «Что видно в телескоп?», старый волокита наблюдает в телескоп за молодой парой. Крупным планом показаны ноги девушки, ищущие ботинок.

В 1897 году Смит запатентовал свой способ двойной экспозиции. Он выпускает «серию фильмов с призраками»: «Золушка», «Женщина цирюльник», «Фауст», «Гипнотизер», «Братья корсиканцы».

В фильме «Братья корсиканцы», один из братьев близнецов возвращается домой, и видит призрак брата, который разгуливает по дому, так как его убили, и требует мести. С помощью спец. фото способа, призрак кажется совершенно прозрачным. Брату приходит видение: он видит поединок, в котором погиб брат. Увидев всё, он падает без сознания. Этим чередованием планов, Смит создаёт первый в Англии монтаж.

Джеймс Ульямсон – начинал с документального кино. Успехом пользовался его хроникальный сюжет – «Водные соревнования в Хенпи», снятый и смонтированный в порядке прохождения этапов соревнования: Сбор зрителей, Старт яхт, Экипаж в разгар гонок, Прибытие победителей к финишу.

Ульямсон – впервые начал применять параллельное действие, т. е. действие происходящее одновременно в нескольких местах. Он же применил и «спасение в последнюю минуту».

В фильме «Нападение на мессию», на церковь нападают мятежники, в саду начинается схватка, убит священник, его жена на балконе машет рукой, призывая на помощь. На помощь спешат матросы во главе с красавцем офицером. Мятежники поджигают дом и пытаются увести дочь священника. Её спасает офицер, матросы избивают мятежников и освобождают из огня жену священника.

Фильм «Рой тружеников» снят приёмом обратной съёмки. Мы видим процесс кладки кирпича.

 

К концу двадцатого века, кинематограф занимает одно из первых по прибыльности мест в мире.

Студия «Пате» в 1900 году выпустила более тысячи фильмов.

В 1897году появляется фирма «Варт», которую основал приехавший из США, Чарльз Урбан. В начале, фирма занималась продажей традиционных киноаппаратов, а за тем заключил договор на монопольную продажу за рубеж, фильмов сделанных в Англии. Сосредоточив в своих руках продажу, Урбан лишил английских предпринимателе значительных доходов, поступающих от продажи фильмов на международном рынке. Это сразу же сказалось на развитии кино.

Сесиль Хен Уор в 1899 году, основал фирму, ставшую в скором времени одной из главных в Англии.

 

Хроника начинает сниматься в Англии с приходом туда кинематографа. Крупнейшим событием стали съёмки шестидесятилетнего юбилея царствования королевы Виктории, снятые Погом в 1897 году. Фильм состоял из двенадцати эпизодов продвижения праздничного картежа по улицам Лондона. Съёмка стала сенсацией и покупалась не только в Англии, но и во всём мире.

Особое значение док. Фильм приобрёл в годы Англо Бурской войны 1899 – 1900 года. Пол не имевший возможности выехать в Тротсвиль, был вынужден снимать инсценировки, выдаваемые потом за реально происходящие события.

«На поле боя»

«Нападение на бронепоезд».

Военное ведомство выдавало офицеров, в качестве массовки, для снимаемых фильмов. Так Пол снял четыре фильма под общим названием «Как становятся солдатами». Действие в них разворачивалось по специальному сценарию, но зделаны они были, как документальные ленты. В съёмках принимали участие войска и армия.

Большую роль в развитии кино документолистики, сыграл Чарльз Урбан, который начал прокатывать в стране иностранную кинопродукцию. Он переманивает к себе нескольких операторов, раньше работавших у Люмьеров.  

 

                                    Кинематограф США 1929 – 1941 годы.

 

 Период с 1929 по 1941 годы, часто называют «золотым веком» американского кино. Именно в это время появились фильмы анализирующие острые социальные проблемы, а так же предполагавшие новые пути в развитии киноискусства. В то же время выходило много коммерческой продукции.

 Этим событиям способствовал экономический кризис 1929 – 1933 годов, начавшийся осенью 1929 и вызвавший большие социальные волнения. В начале 30 – го года лопнуло более 3000 банков. Множество предприятий потерпело банкротство. До пятнадцати миллионов выросло число безработных. Ухудшилось положение фермеров, чему способствовали наводнения и последовавшая за ними засуха, охватившая девятнадцать штатов.

 В 1932 году, кризис достиг своего апогея. Дефицит казны составил два миллиарда долларов. В Вашингтон стекались тысячи безработных, пришлось мобилизовать войска для охраны правительственных учреждений. В Детройте прошла демонстрация протестующих рабочих автомобильных заводов, которая была расстреляна из пулемётов. Промышленность снизила свою активность до половины нормальной предкризисной деятельности.

Тогдашний президент США Герберт Гувер, оказался неспособным вывести страну из кризиса, и по этому в 1932 году президентом Америки, становится Франклин Рузвельт, который начал проводить политику нового курса, направленную на ослабление кризиса, путём вмешательства государства в частную деловую сферу.

Правительство пыталось планировать производство основных промышленных товаров и продуктов. Для того, что бы трудоустроить безработных – строятся новые дома, дороги, плотины. Вмешательство государства в частное предпринимательство вызвало недовольство реакционных сил. 

Единственной отраслью промышленности страны, которой, с начало, не коснулся кризис, был кинематограф. В 1930 году посещаемость кинотеатров не снизилась, а наоборот возросла с 57 миллионов посетителей в неделю в 27 году, до 155 миллионов в 1930.

Факт этот объясняется тем, что в кино приходит звук. Эра великого немого закончилась. Только в конце 1932 года, посещаемость кинотеатров начинает падать. Первый фильм с записанным на плёнку музыкальным сопровождением появляется в 1926 году. Он назывался «Дон Жуан». Успех этого фильма был настолько грандиозным, что фирма «Братья Уорнер», стоящая на краю банкротства, поправила свои дела.

 Начали появляться ленты с музыкальным сопровождением. Чаще всего это были короткометражки, в которых известные певцы исполняли арии. Осенью 1927 года выходит фильм «Певец джаза» где, перед тем как начать петь, певец на сцене произнёс: «Мама, эту песню я посвящаю тебе».

 Звуковое кино имело такой бешенный успех, что перед фирмами встал вопрос о полном переходе на эти рельсы, а это требовало переоборудования всех студий и соответственно кинотеатров. Нужно было идти на риск, и до весны 1928 года, только «Братья Уорнер» и «Двадцатый век Фокс» выпускали звуковые фильмы, чаще всего музыкальные. А с двадцать девятого года все голливудские фирмы начали использовать звук. Часто это были ранее снятые картины со вставленными звуковыми кусками. Миллионы актёров ушли из кино, не освоив звуковую специфику кинематографа.

 Первые звуковые фильмы были очень примитивными. Снимали их синхронно, и что бы звук снимающей камеры не записывался устройством записывающим звук, камеру помещали в звуконепроницаемый ящик.

 По мере развития техники, на съёмочной площадке появилось несколько магнитофонов. Звук стал отделяться от изображения. Возродилось значение монтажа.

В середине 30 х. в кинематографе уже насчитывалось 278 кинематографических профессий. Иногда над одним сценарием работало более пятидесяти авторов. Происходит невиданный рост промышленности. Заканчивается процесс монополизации, усиливается связь с банками. Гибнут мелкие кинокомпании, а восемь из них начали владеть всем кинопроизводством.

 Ежегодно выходит от 480 до 570 фильмов. Которые показывали в более чем пятнадцати тысячах кинотеатров, вместимость некоторых из них достигала трёх тысяч зрителей. Коммерческая продукция в тридцатые годы, составляла 38% от общего производства. Эти фильмы строились из готовых частей по принципу конвоира. Актёры чаще всего играли один и тот же образ. Сценарии строились по отработанным сюжетным схемам.

 При такой системе, роль режиссёра была незначительной. В основе такой системе лежал «железный сценарий». Один режиссёр мог снимать до 12 фильмов в год.                 Всё это позволило Голливуду снимать более пяти ста фильмов в год. Иногда, устаревшие стандарты заменяли новыми. Над созданием новых стандартов работали признанные мастера. В таких случаях менялась и система производства фильмов. Литературный сценарий отмечался новизной, режиссёрам позволялось экспериментировать, приглашать новых актёров.

 Так создавались эталонные фильмы, которые за тем варьировались. Это позволяло продюсерам устанавливать контроль за содержанием фильмов. Основное требование – избегать показа противоречивых жизненных явлений – фильмы должны развлекать.

Необходим был свод законов, который и был разработан и получил название – «кодекс Хейса». (по имени председателя ассоциации продюсеров и прокатчиков США). В нём были указаны основные темы фильмов и способы её раскрытия.

В первой половине 30х кодекс несколько раз менялся, но суть его оставалась прежней.

Кризис – это не только безработица и голод, но и моральная депрессия, ослабление морального уклада.

В конце 20х увеличивается количество преступлений – из 100 преступлений, только три заканчиваются судом.

В мае 29 го года, президент Гувер, созвал спец. комиссию для изучения проблем величайшего национального значения, которой является – соблюдение и применение законности.

Комиссия работала в течении восемнадцати недель. И первый её отчёт косающийся сухого закона – был опубликован в январе тридцать первого года.

Доклад показал полную несостоятельность комиссии. Она не смогла показать связь между нелегальным производством и распространением алкогольных напитков и существованием гангстерских банд, хотя всей Америке было известно, что сухой закон обогатил гангстера номер один – Аль Капоне.

К этому времени гангстеры становятся подлинными хозяевами страны и национальными героями. Перевоз Аль Капоне в тюрьму стал массовым праздником, женщины забрасывали его цветами и записками с признаниями в желании иметь от него детей. Событие собрало большое количество фоторепортеров.

С тридцатых годов начинается производство фильмов о гангстерах. Хотя они и выпускались раньше, первым целиком говорящим фильмом, стала картина «Огни Нью-Йорка». (Июнь 1928 года.)

Новая гангстерская серия отличалась от предшественников. С тридцатых этот жанр претерпел серьёзные изменения. Психологизм и математика, уступили место – социологии.

Одним из первых фильмов нового жанра стал – «Маленький Цезарь» (Мервин Ле Гой). Этот фильм обладал большой жизненной силой, не приукрашал жизнь, а показывал её с жестокой откровенностью.

Актёр Эдвард Робинсон играл Цезаря, мелкого карьериста, которого распирает тщеславие и жажда власти. Хотя Цезарь терпит поражение – главная мысль картины – средний американец живёт в постоянной атмосфере беззакония и угрозы и спастись можно только в том случае, если заключить союз с этим миром или самому стать преступником. Зрители увидели в этом фильме не только гангстера, но и мир в котором он живёт. Это реальный мир и реальные люди.

Большой популярностью пользовался фильм «Лицо со шрамом» (1932 год). Посвящённый Аль Капоне.

Лента рекламировалась, как «Последний гангстерский фильм». Во вступительных титрах значилось: «Фильм является обвинением государства гангстеров в Америке и преступного равнодушия правительства. А что вы намерены предпринять»?

За тем следовали иллюстрации гангстерской карьеры Тони Капонто. Здесь подняты события полицейской хроники: «Резня в Чикаго в день Валентина», «Убийство конкурентов банд и последующая поимка убийцы».

На экране двадцать восемь убийств. Часто жизнь человека завесила от монетки, которую подбрасывал один из главных героев – «Орёл или решка»?

Гангстеры становятся любимыми героями молодёжи.

В известном фильме «Ангелы с грязными лицами», герои (полу – беспризорные подростки) боготворили гангстера. И когда того приговаривают к смрти, священник просит его сыграть страх перед смертью, что бы он перестал быть образцом для подражания.

Восхваление гангстеров в кино приобрело такой размах, что вызвало протест в провинции. Их подержали женские организации и церковь. Протест был столь силён, что в 1927 году съёмки фильмов о гангстерах были прекращены.

В 1935 году выходит фильм «Джилем», где главный герой – полицейский, а гангстеры не чем ни отличаются друг от друга. Они стреляют, дерутся приследуют друг друга.                     

    

                                                            

                     

                                  

 

 

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 313; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!