И низводим Мы её только по известной мере.



وَأَرْسَلْنَا الرِّيَاحَ لَوَاقِحَ فَأَنزَلْنَا مِنَ السَّمَآءِ مَاءً فَأَسْقَيْنَاكُمُوهُ وَمَآ أَنْتُمْ لَهُ بِخَـزِنِينَ

(22) И послали Мы ветры оплодотворяющими и низвели с неба воду,

И напоили вас ею, но не вы её храните.

وَإنَّا لَنَحْنُ نُحْىِ وَنُمِيتُ وَنَحْنُ الْوَرِثُونَ

(23) Ведь Мы - Мы оживляем и умерщвляем, и Мы - наследники.

وَلَقَدْ عَلِمْنَا الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنكُمْ وَلَقَدْ عَلِمْنَا الْمُسْتَـْخِرِينَ

(24) И ведь Мы знаем ушедших раньше из вас, и Мы знаем отставших.

وَإِنَّ رَبَّكَ هُوَ يَحْشُرُهُمْ إِنَّهُ حَكِيمٌ عَلِيمٌ

(25) И Господь твой соберёт их, ведь Он - Мудрый, Знающий!

Всевышний Аллах сообщает нам, что Он является обладателем всего,

и всё для Него легко. Ему принадлежат сокровищницы всего и всех видов:

﴿وَمَا نُنَزِّلُهُ إِلاَّ بِقَدَرٍ مَّعْلُومٍ﴾ «И низводим Мы её только по известной мере» – т.е.

как пожелает и захочет по великой мудрости и милости к рабам, а не как обязанность.

Ибо Он предписал Себе Милость. Язид ибн Абу Зайд передаёт от Абу Ханифы,

что Абдулла сказал: «Никакой год не является более дождливым, чем другие, но Аллах распределяет дожди как пожелает. Дождь в этот год и дождь в другой». А затем он прочитал:

﴿وَمَا نُنَزِّلُهُ إِلاَّ بِقَدَرٍ مَّعْلُومٍ﴾ «И низводим Мы её только по известной мере».

(Рассказал ибн Джарир)

﴿وَأَرْسَلْنَا الرِّيَاحَ لَوَاقِحَ﴾ «И послали Мы ветры оплодотворяющими» – т.е.

они оплодотворяют тучи, а те проливаются водой, также ветры оплодотворяют деревья, которые распускают свои листья и плоды. Здесь плодородные ветры упомянуты во множественном числе, т.к. дают результаты, в отличие от бесплодного ветра ( الريح العقيم )

(см. 51:41), потому, что он не производит ничего. Производить могут только пары.

Абдулла ибн Мас’уд прокомментировал: ﴿وَأَرْسَلْنَا الرِّيَاحَ لَوَاقِحَ﴾

«”И послали Мы ветры оплодотворяющими” – т.е. посылает ветер, несущий воду с неба, который оплодотворяет облака, которые проливаются щедрым дождём, подобно щедрому верблюжьему молоку». Это также мнение ибн Аббаса, Ибрахима ан-Нахаи и Катады.

Ад-Даххак сказал: «Ветер посылается на тучу, и оплодотворяет её, и та наполняется водой». Убайд ибн Умайр ал-Лайси сказал: «Аллах посылает ветер, который метёт землю. Затем посылает ветер, который поднимает облака, затем посылает ветер, который формирует тучи. Затем посылает ветер, который оплодотворяет деревья». А затем он прочитал:

﴿وَأَرْسَلْنَا الرِّيَاحَ لَوَاقِحَ﴾ «И послали Мы ветры оплодотворяющими».

Слова Аллаха: ﴿فَأَسْقَيْنَاكُمُوهُ﴾ «И напоили вас ею» – т.е. послали на вас пресную воду, которую вы можете пить. Но если Мы пожелали бы, то послали вам солёную воду.

Как на это обратил внимание Всевышний Аллах в другом аяте в суре «Падающее»:

﴿أَفَرَءَيْتُمُ الْمَآءَ الَّذِى تَشْرَبُونَ - أَءَنتُمْ أَنزَلْتُمُوهُ مِنَ الْمُزْنِ أَمْ نَحْنُ الْمُنزِلُونَ - لَوْ نَشَآءُ جَعَلْنَـهُ أُجَاجاً فَلَوْلاَ تَشْكُرُونَ ﴾

«Видели ли вы воду, которую вы пьёте? Вы ли ниспосылаете её из дождевых

Туч или Мы ниспосылаем? Если бы Мы пожелали, то сделали бы ее горькой.

Почему же вы неблагодарны?» (56:68-70) Аллах также сказал:

﴿هُوَ الَّذِى أَنْزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَآءً لَّكُم مَّنْهُ شَرَابٌ وَمِنْهُ شَجَرٌ فِيهِ تُسِيمُونَ ﴾

«Он — Тот, Кто ниспосылает с неба воду. Она служит для вас питьём,

и благодаря ей произрастают растения, среди которых вы пасёте скот». (16:10)

 

Слова Аллаха: ﴿وَمَآ أَنْتُمْ لَهُ بِخَـزِنِينَ﴾ «Но не вы её храните» – т.е. вы заботитесь

о её хранении, но Мы низводим вам воду и храним её, выводя колодцы и источники.

Но если бы Аллах пожелал, то заставил бы исчезнуть всю воду, но по Своей милости

Он низводит её свежей и пресной, сохраняя её в колодцах, источниках и реках так,

что круглый год люди могут пить сами, поить скот и орошать посевы.

Слова Аллаха: ﴿وَإنَّا لَنَحْنُ نُحْىِ وَنُمِيتُ﴾ «Ведь Мы - Мы оживляем и умерщвляем».

Аллах говорит о Своём могуществе начать творение и вернуть его, и то, что это Он создал творения из небытия. Затем Он умертвит их, воскресит и соберёт всех на день Сбора.

Аллах также сообщил о том, что Он унаследует Землю и всех, кто на ней, и все они к Нему вернутся. Он также сообщил о Своём знании о всех них – от первого до последнего.

﴿وَلَقَدْ عَلِمْنَا الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنكُمْ﴾ «И ведь Мы знаем ушедших раньше из вас».

Ибн Аббас сказал: «Ушедшие раньше это все, кто умер, начиная с Адама, мир ему. Отстающие это все, кто живёт сейчас или будет жить до Судного дня».

Также считали: Икрима, Муджахид, ад-Даххак, Катада, Мухаммад ибн Ка’б,

аш-Ша’би и другие. Это же мнение предпочёл ибн Джарир.

 

Ибн Джарир передаёт от Мухаммада ибн Аш’ара, а тот от своего отца,

что он слышал, как Аун ибн Абдулла обсуждал с Мухаммадом ибн Ка’бом аят:

﴿وَلَقَدْ عَلِمْنَا الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنكُمْ وَلَقَدْ عَلِمْنَا الْمُسْتَـْخِرِينَ ﴾

«И ведь Мы знаем ушедших раньше из вас, и Мы знаем отставших»

 – это про ряды в молитве. Мухаммад ибн Ка’б сказал: «Нет, речь не об этом. Но:

﴿وَلَقَدْ عَلِمْنَا الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنكُمْ﴾ «И ведь Мы знаем ушедших раньше из вас» – т.е. умерших и убитых; ﴿الْمُسْتَـْخِرِينَ﴾ «Отставших» – т.е. ещё не появившихся на свет людей;

﴿وَإِنَّ رَبَّكَ هُوَ يَحْشُرُهُمْ إِنَّهُ حَكِيمٌ عَلِيمٌ ﴾

«И Господь твой соберёт их, ведь Он - Мудрый, Знающий!»

Аун ибн Абдулла сказал ему: «Да дарует Аллах тебе удачу и воздаст добром».

 

Всевышний Аллах сказал далее:

 

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الإِنسَـنَ مِن صَلْصَـلٍ مِّنْ حَمَإٍ مَّسْنُونٍ

(26) И Мы сотворили уже человека из звучащей, из глины, облечённой в форму.

وَالْجَآنَّ خَلَقْنَـهُ مِن قَبْلُ مِن نَّارِ السَّمُومِ

(27) И джинов Мы сотворили раньше из огня Самума.

Ибн Аббас, Муджахид и Катада сказали, что ﴿صَلْصَـلٍ﴾ это сухая глина.

Это ясно из другого аята: ﴿خَلَقَ الإِنسَـنَ مِن صَلْصَـلٍ كَالْفَخَّارِ - وَخَلَقَ الْجَآنَّ مِن مَّارِجٍ مِّن نَّارٍ ﴾

«Он создал человека из сухой (или звенящей) глины, подобной гончарной,

и создал джиннов из чистого пламени». (55:14-15)

 

Также передают, что Муджахид прокомментировал: ﴿صَلْصَـلٍ﴾

как гниющая глина. Но смысл слова интерпретируется в самом аяте:

﴿مِّنْ حَمَإٍ مَّسْنُونٍ﴾ «Облечённой в форму» – т.е. высохшей, чистой, гладкой.

﴿وَالْجَآنَّ خَلَقْنَـهُ مِن قَبْلُ﴾ «И джинов Мы сотворили раньше» – т.е. до сотворения людей;

﴿مِن نَّارِ السَّمُومِ﴾ «Из огня Самума»[12]. Ибн Аббас прокомментировал:

«Самум, который убивает». Абу Дауд ат-Таялиси передаёт от Шу’бы, что Абу Исхак рассказывал: «Я зашёл к Умару аль-А’саму, навестить его в его болезни, и тот сказал:

«Я расскажу тебе хадис, который мне рассказал Абдулла ибн Мас’уд.

Он сказал мне: “Самум, который мы видим, это одна семидесятая часть от Cамума,

из которого были сотворены джины”. А затем он прочитал аят:

﴿وَالْجَآنَّ خَلَقْنَـهُ مِن قَبْلُ مِن نَّارِ السَّمُومِ ﴾

“И джинов Мы сотворили раньше из огня Самума”».

В «Сахихе» Муслима приводится хадис:

«خُلِقَتِ الْمَلَائِكَةُ مِنْ نُورٍ، وَخُلِقَتِ الْجَانُّ مِنْ مَارِجٍ مِنْ نَارٍ، وَخُلِقَ آدَمُ مِمَّا وُصِفَ لَكُم»

«Ангелы были созданы из света. Джины были созданы из пламени огня без дыма.

А Адам был создан из того, что вам было описано (из глины)». (Муслим 2996)

Смысл аята в том, чтобы обратить внимание на благородство Адама, мир ему,

на чистоту элемента, из которого он был сотворён и его чистые корни.

 

Аллах сказал далее:

 

وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَـئِكَةِ إِنِّى خَـلِقٌ بَشَرًا مِّن صَلْصَـلٍ مِّنْ حَمَإٍ مَّسْنُونٍ

(28) И вот сказал Господь твой ангелам:

 "Я сотворю человека из звучащей, из глины, облеченной в форму.

فَإِذَا سَوَّيْتُهُ وَنَفَخْتُ فِيهِ مِن رُّوحِى فَقَعُواْ لَهُ سَـجِدِينَ

(29) А когда я выровняю и вдуну от Моего духа, то падите, ему поклоняясь".

فَسَجَدَ الْمَلَـئِكَةُ كُلُّهُمْ أَجْمَعُونَ

(30) И поклонились ангелы все полностью,

إِلاَّ إِبْلِيسَ أَبَى أَن يَكُونَ مَعَ السَّـجِدِينَ

(31) кроме Иблиса. Он отказался быть с поклонившимися.

قَالَ يإِبْلِيسُ مَا لَكَ أَلاَّ تَكُونَ مَعَ السَّـجِدِينَ

(32) Сказал Он: "О Иблис! Что с тобой, что не вместе с поклоняющимися?"

قَالَ لَمْ أَكُن لاًّسْجُدَ لِبَشَرٍ خَلَقْتَهُ مِن صَلْصَـلٍ مِّنْ حَمَإٍ مَّسْنُونٍ

(33) Сказал он: "Я не стану кланяться человеку,

 которого Ты создал из звучащей, из глины, облеченной в форму".

Аллах говорит, как он сообщил ангелам об Адаме, мир ему, до его сотворения.

И как Он почтил Адама, повелев ангелам совершить ему земной поклон. Аллах также сообщает об отказе Иблиса откланяться пред Адамом наряду с другими ангелами, по причине зависти, неверия, упрямства, лживой гордыни и высокомерия. Иблис сказал:

﴿لَمْ أَكُن لاًّسْجُدَ لِبَشَرٍ خَلَقْتَهُ مِن صَلْصَـلٍ مِّنْ حَمَإٍ مَّسْنُونٍ﴾

«Я не стану кланяться человеку, которого Ты создал из звучащей, из глины, облеченной в форму» – это подобно словам Иблиса в другом аяте:

﴿أَنَاْ خَيْرٌ مِّنْهُ خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ﴾ «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня,

а его — из глины». (7:12) а также: ﴿أَرَءَيْتَكَ هَـذَا الَّذِى كَرَّمْتَ عَلَىَّ﴾

 «Посмотри на того, кому Ты отдал предпочтение предо мною»…. (17:62)

 

Аллах сказал далее:

قَالَ فَاخْرُجْ مِنْهَا فَإِنَّكَ رَجِيمٌ

(34) Сказал Он: "Уходи же отсюда! Ведь ты - побиваемый камнями.

وَإِنَّ عَلَيْكَ اللَّعْنَةَ إِلَى يَوْمِ الدِّينِ

(35) И, поистине, над тобой - проклятие до дня суда!"

قَالَ رَبِّ فَأَنظِرْنِى إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ

(36) Сказал он: "Господи мой! Отсрочь же мне до дня, когда они будут воскрешены".

قَالَ فَإِنَّكَ مِنَ الْمُنظَرِينَ

(37) Сказал Он: "Поистине, ты - из тех, кому будет отсрочено

إِلَى يَوْمِ الْوَقْتِ الْمَعْلُومِ

(38) до дня назначенного времени".

Всевышний Аллах говорит, что Он дал безоговорочное повеление, которое выводит Иблиса из благородного собрания ангелов, а также о том, что Иблис стал побиваемым камнями (проклятым), и что проклятие будет сопутствовать ему и будет неотделимым с ним вплоть до Судного дня. Передают, что Саид ибн Джубайр прокомментировал: «Как только Аллах проклял Иблиса, его внешний облик ангела изменился, и он стал издавать звук звона.

И каждый звон в мире до Судного дня исходит от него». Это передал ибн Абу Хатим.

 

Аллах сказал:

 

قَالَ رَبِّ بِمَآ أَغْوَيْتَنِى لأُزَيِّنَنَّ لَهُمْ فِى الاٌّرْضِ وَلأُغْوِيَنَّهُمْ أَجْمَعِينَ

(39) Сказал он: "Господи мой! За то, что Ты сбил меня,


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!