Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него,



 и делать добро родителям.  (17:23) Затем Аллах связал благодеяние родителям

с благодеянием  по отношениюк мужчинам и женщинам из числа родственников.

 Как говорится в хадисе: «الصَّدَقَةُ عَلَى الْمِسْكِينِ صَدَقَةٌ، وَعَلى ذِي الرَّحِمِ صَدَقَةٌ وَصِلَة»

Милостыня бедняку – просто милостыня, а милостыня родственнику

Милостыня и поддержка родственных уз».

Затем Аллах сказал: ﴿وَالْيَتَـامَى﴾ Сиротам  – за то, что у них нет никого, кто отстаивал бы

их интересы и расходовал на них. Затем Он сказал: ﴿وَالْمَسَـاكِينُ﴾ Беднякам – тем,  

которые не могут покрыть расходы на свои нужды. Аллах повелел оказывать им помощь,

дабы закрыть их нужды. Разъяснение по поводу разницы между бедняком и нищим

будет приведено с дозволения Аллаха в суре «Покаяние».

 

Аллах сказал: ﴿وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَى وَالْجَارِ الْجُنُبِ﴾ И соседу близкому по родству, и соседу чужому

 Али ибн Абу Тальха сказал: ﴿وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَى﴾  

«И соседу близкому по родству –  между которым и вами есть родственные связи.

﴿وَالْجَارِ الْجُنُبِ﴾ И соседу чужому – тем, с которым у вас нет родственных связей».

Также считали: Икрима, Муджахид, Маймун ибн Махран, ад-Даххак, Зайд ибн Аслам, Мукатиль ибн Хаййан и Катада. Муджахид сказал по поводу слова Аллаха:

﴿وَالْجَارِ الْجُنُبِ﴾ И соседу чужому – т.е. спутнику в путешествии.

Существует множество хадисов о благодеянии соседям.

 Приведём же некоторые из них по воле Аллаха.

 

Имам Ахмад передаёт от Абдуллы ибн Имрана,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«مَازَالَ جِبْرِيلُ يُوصِينِي بِالْجَارِ حَتَّى ظَنَنْتُ أَنَّهُ سَيُوَرِّثُه»   «Джибрил не прекращал давать мне

 наставления о необходимости хорошего отношения к соседу (так долго),

что я даже подумал, что он включит его[201] и в число наследников[202]».

(Хадис также приводится в двух Сахихах).

 

Имам Ахмад передаёт от Абудды ибн Амра ибн Аса,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«خَيْرُ الْأَصْحَابِ عِنْدَ اللهِ خَيْرُهُمْ لِصَاحِبِهِ، وَخَيْرُ الْجِيرَانِ عِنْدَ اللهِ خَيْرُهُمْ لِجَارِه»

«Наилучшим другом перед Аллахом будет наилучший по отношению к своему другу,

 а наилучшим соседом – наилучшим по отношению к своему соседу[203]».

Имам Ахмад передаёт от Микдада ибн аль-Асвада, что посланник Аллаха

 (да благословит его Аллах и приветствует) сказал  своим сподвижникам:

«مَا تَقُولُونَ فِي الزِّنَا؟» «Что вы говорите по поводу прелюбодеяния?»

 Они ответили: «Это харам (запретное действие), совершение которого запретил

 Аллах и Его посланник. Так оно и останется запретным до Судного дня».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لَأَنْ يَزْنِيَ الرَّجُلُ بِعَشْرِ نِسْوَةٍ، أَيْسَرُ عَلَيْهِ مِنْ أَنْ يَزْنِيَ بِامْرَأَةِ جَارِه»

«Совершить прелюбодеяние с десятью женщинами будет

Менее тяжким грехом для человека, чем прелюбодействовать с женой соседа».

 Затем он (да благословит его Аллах и приветствует) спросил:

«مَا تَقُولُونَ فِي السَّرِقَةِ؟» «Что вы говорите по поводу воровства?»

Они ответили: «Это харам (запретное действие), совершение которого запретил

 Аллах и Его посланник. Так оно останется запретным до Судного дня».

 Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لَأَنْ يَسْرِقَ الرَّجُلُ مِنْ عَشْرَةِ أَبْيَاتٍ، أَيْسَرُ عَلَيْهِ مِنْ أَنْ يَسْرِقَ مِنْ جَارِه»

«Обокрасть десять домов будет меньшим грехом для человека,

чем обокрасть своего соседа[204]».

 

В двух Сахихах приводится подобный хадис от ибн Масуда, в котором он спросил:

«(Однажды) я спросил пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

“Что является величайшим грехом пред Аллахом?”

 Он(да благословит его Аллах и приветствует): ответил:

«أَنْ تَجْعَلَ للهِ نِدًّا وَهُوَ خَلَقَك» “Приравнивание кого бы то ни было к Аллаху,

 Который создал тебя”. Я сказал: “Это и в самом деле великий (грех),

 и спросил: “А затем?” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«أَنْ تَقْتُلَ وَلَدَكَ خَشْيَةَ أَنْ يَطْعَمَ مَعَك» “Убийство собственного сына из страха перед тем,

 что он будет есть вместе с тобой[205]. Я спросил: “А затем?”

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«أَنْ تُزَانِيَ حَلِيلَةَ جَارِك» “Совершение прелюбодеяния с женой твоего соседа[206]”».

Имам Ахмад передаёт,  что Аиша спросила у посланника Аллаха,

 «Какому из двух соседей мне лучше отнести подарок?»

 Он (да благословит его Аллах и приветствует)  ответил:

«إِلى أَقْرَبِهِمَا مِنْكِ بَابًا» «Ближайшего к тебе дверью».

 (Бухари также передал этот хадис от Шу’бы).

 

Слово Аллаха: ﴿وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَـانُكُمْ﴾ и тому, чем овладели десницы ваши – это завещание по поводу невольников,  ведь невольник слаб уже потому, что он находится под властью людей.

Поэтому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует),

 будучи уже в предсмертной болезни завещал своей Умме:

«الصَّلَاةَ الصَّلَاةَ، وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُم»  «Молитва, Молитва, и чем обладали ваши десницы».

Он повторял так, пока он обладал речью.

Имам Ахмад также передаёт аль-Микдада ибн Мадикариба,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«مَا أَطْعَمْتَ نَفْسَكَ فَهُوَ لَكَ صَدَقَةٌ، وَمَا أَطْعَمْتَ وَلَدَكَ فَهُوَ لَكَ صَدَقَةٌ،

 وَمَا أَطْعَمْتَ زَوْجَتَكَ فَهُوَ لَكَ صَدَقَةٌ، وَمَا أَطْعَمْتَ خَادِمَكَ فَهُوَ لَكَ صَدَقَة»

«То, чем ты накормил себя, является милостыней, то, чем ты накормил своего ребёнка – является милостыней. То, чем ты накормил свою жену – является милостыней,

 то, чем ты накормил своего слугу – является милостыней[207]».

Абдулла ибн Амр как-то спросил у своего опекуна:

«Дал ли ты своим невольникам еды?» Тот ответил: «Нет». Тогда он сказал:

 «Иди и дай им, ведь посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«كَفَى بِالْمَرْءِ إِثْمًا أَنْ يَحْبِسَ عَمَّنْ يَمْلِكُ قُوتَهُم» «Достаточно как греха для человека то,

 что он удерживает еду для своих невольников[208]».

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт,

 что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لِلْمَمْلُوكِ طَعَامُهُ وَكِسْوَتُهُ، وَلَا يُكَلَّفُ مِنَ الْعَمَلِ إِلَّا مَا يُطِيق» «Невольника следует кормить и одевать,


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!