В тот день те, которые не уверовали и ослушались Посланника, пожелают,



Чтобы земля сровнялась с ними. Они не смогут утаить от Аллаха ни одной беседы.

 

Далее сказано:

 

يَـأَيُّهَا الَّذِينَ لاَ تَقْرَبُوا الصَّلَوةَ وَأَنتُمْ سُكَـارَى حَتَّى تَعْلَمُواْ مَا تَقُولُونَ وَلاَ جُنُباً إِلاَّ عَابِرِي سَبِيلٍ حَتَّى تَغْتَسِلُواْ

وَإِنْ كُنتُم مَّرْضَى أَوْ عَلَى سَفَرٍ أَوْ جَآءَ أَحَدٌ مِّنْكُمْ مِّن الْغَآئِطِ أَوْ لَـمَسْتُمُ النِّسَآءَ فَلَمْ تَجِدُواْ مَآءً فَتَيَمَّمُواْ صَعِيداً طَيِّباً

فَامْسَحُواْ بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَفُوّاً غَفُوراً

(43) О вы, которые уверовали!

Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите, или оскверненными - кроме как будучи путешественниками в дороге - пока не омоетесь. А если вы больны или в путешествии, или кто-нибудь из вас пришел из нужника, или вы прикасались к женщинам и не нашли воды, то омывайтесь чистым песком и обтирайте ваши лица и руки. Поистине, Аллах извиняющий, прощающий!

Аллах Всевышний запрещает Своим верующим рабам совершать намаз в нетрезвом состоянии, т.е. когда молящийся не понимает то, о чём говорит. Аллах также запрещает ритуально осквернённым людям (джунуб) приближаться к местам совершения молитвы,

т.е. к мечетям за исключением прохода через мечеть из одной двери в другую без

пребывания в ней. Такой закон действовал до запрета вина, как это показывает хадис,

который мы привели при комментарии к аяту (2:219) в суре «Корова».

 Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал  аят:

﴿يَسْـَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ قُلْ فِيهِمَآ إِثْمٌ كَبِيرٌ﴾

Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех. Тогда позвали Умара и прочитали ему этот аят, но он снова сказал: “О, Аллах, изложи нам действо, разъяснившее всё о вине».  Тогда был ниспослан аят из суры «Женщины»:

﴿يَـأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا لاَ تَقْرَبُوا الصَّلَوةَ وَأَنتُمْ سُكَـارَى﴾

О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными.

Глашатай посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

 оповестил перед молитвой: «Пусть не приближается к молитве пьяный».

 Тогда позвали Умара и прочитали ему этот аят. Однако он снова сказал:

“О, Аллах, изложи нам действо, разъяснившее всё о вине».  Тогда был ниспослан

 аят из суры «Трапеза», когда его прочитали Умару ибн аль-Хаттабу:

﴿يَـأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالأَنصَابُ وَالأَزْلاَمُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَـانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ﴾

О вы, которые уверовали! Вино, майсир, жертвенники, стрелы - мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, - может быть, вы окажетесь счастливыми! (5:90)

 и когда достигли фразы в аяте: ﴿فَهَلْ أَنْتُمْ مُّنتَهُونَ﴾ Неужели вы не прекратите? (5:91).

 Тогда Умар б. аль-Хаттаб воскликнул: «Мы уже прекратили! Мы уже прекратили![219]»

 

В другом варианте хадиса от Умара ибн аль-Хаттаба об истории

о запрете вина говорится, что когда был ниспослан аят (4:43) из суры «Женщины»:

﴿يَـأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ لاَ تَقْرَبُواْ الصَّلَوةَ وَأَنتُمْ سُكَـارَى حَتَّى تَعْلَمُواْ مَا تَقُولُونَ﴾

О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве,

Когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите

 – глашатай посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует),

когда вставали на молитву, взывал: «Пусть пьяный не приближается к молитве».

 (Этот хадис рассказал Абу Дауд).

 

Ибн Абу Хатим передаёт некое повествование

 о причине ниспослания этого аята, он передаёт, что Саид сказал:

 «Как-то один из ансаров приготовил трапезу и пригласил на неё некоторых

 мухаджиров и ансаров. Мы ели и выпивали пока не опьянели. Затем мы начали

бахваляться, и один мужчина взял верблюжью кость и ударил ею по носу Са’да,

 с тех пор Са’д ходил с повреждённым носом. Это произошло до запрета вина.

 А затем был ниспослан аят: ﴿يَـأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ لاَ تَقْرَبُواْ الصَّلَوةَ وَأَنتُمْ سُكَـارَى﴾

О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве,

когда вы пьяны… (до конца аята).

 (Этот хадис рассказал Муслим и другие рассказчики хадисов, кроме ибн Маджах).

 

Согласно другой причине ниспослания аята

которую передаёт Ибн Абу Хатим от Али ибн Абу Талиба говорится:

«Как-то Абдур-Рахман ибн Ауф приготовил трапезу и пригласил нас.

Он напоил нас вином так, что мы опьянели. Когда настало время молитвы,

 на место имама выдвинули одного из нас, и он стал читать:

 «О, вы, неверные, я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы.

Мы же поклоняемся тому же, что и вы».  Тогда был ниспослан аят:

﴿يَـأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ لاَ تَقْرَبُواْ الصَّلَوةَ وَأَنتُمْ سُكَارَى حَتَّى تَعْلَمُواْ مَا تَقُولُونَ﴾

О, вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны,

Пока не будете понимать, что вы говорите».

 (Этот хадис рассказали ибн Абу Хатим и ат-Тирмизи).

 

Слово Аллаха: ﴿حَتَّى تَعْلَمُواْ مَا تَقُولُونَ﴾ Пока не будете понимать, что вы говорите

– это наилучшее определение степени опьянения. Пьян тот, кто не понимает того,

 что говорит. Ведь во время опьянении путаются слова при чтении,

 и отсутствует смирение и размышление над прочитанным.

 

Имам Ахмад передаёт от Анаса,

 что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«إِذَا نَعَسَ أَحَدُكُمْ وَهُوَ يُصَلِّي، فَلْيَنْصَرِفْ فَلْيَنَمْ، حَتَّى يَعْلَمَ مَا يَقُول»

«Если кого-то из вас одолевает дремота во время молитвы, то пусть уйдёт

 и проспится до тех пор, пока не станет понимать то, что он говорит[220]».

 (Этот хадис передал также аль-Бухари и ан-Насаи).

 В некоторых вариантах хадиса говорится: «فَلَعَلَّهُ يَذْهَبُ يَسْتَغْفِرُ فَيَسُبَّ نَفْسَه»


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!