Не помыв их трижды . Ведь никто из вас не знает , где была его рука во время сна ».



Границами лица у учёных принято считать то, что между волосами головы,не беря в расчёт лысину до кончика двух бород ( бороды и усов ), а также от одного ухадо другого. Совершающему омовение человеку желательно перебирать  бороду при омовении, если она густая.

 

 Имам Ахмад сообщает, что Шакик сказал:  «Я видел, как Усман совершал омовение

( тут он упомянул хадис ) и он при этом перебирал ( пальцами ) бороду , когда мыл своё лицо .

Затем он сказал : « Я видел , что посланник Аллаха делал так , как вы видите, делаю это я ».

 (Этот хадис также передал ат-Тирмизи и ибн Маджах,

 ат-Тирмизи сказал, что это достоверный хадис, хороший, по мнению аль-Бухари[26].)

Также приводятся хадисы, что посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) во время омовения полоскал рот и нос. Имамы разошлись во мнениях: является ли это обязанностью во время малого и большого омовения, как, например, считает имам Ахмад,

 или же это рекомендуемое действие, как это принято в мазхабах аш-Шафии и Малика.

 

Имам Ахмад передаёт от ибн Аббаса,

  что он , совершая омовение , помыл лицо , затем взял пригоршню воды и прополоскал

ею рот и нос , затем он взял пригоршню воды и помыл ею правую руку , затем он взял пригоршню и помыл ею левую руку . Затем он соединил руки и помыл ими лицо ,

а потом он взял пригоршню и побрызгал воду на правую ногу и помыл её, потом он

взял пригоршню и побрызгал воду на левую ногу и помыл её . После чего он сказал :

« Я видел , что посланник Аллаха совершал омовение таким образом ».

Слово Аллаха: ﴿وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ﴾ И ваши руки до локтей – локти включительно.

 Как сказал Всевышний Аллах: ﴿وَلاَ تَأْكُلُواْ أَمْوَالَهُمْ إِلَى أَمْوَالِكُمْ إِنَّهُ كَانَ حُوباً كَبِيراً﴾

И не ешьте их имущество в дополнение к вашему . (4:2) .Человеку, совершающему омовение рекомендуется начинать мыть предплечья и заканчивать локтями включительно, 

аль-Бухари и Муслим сообщают хадис со слов Абу Хурайры ( да будет доволен им Аллах ),

 что посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) сказал:

«إِنَّ أُمَّتِي يُدْعَوْنَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ غُرًّا مُحَجَّلِينَ مِنْ آثَارِ الْوُضُوءِ، فَمَنِ اسْتَطَاعَ مِنْكُمْ أَنْ يُطِيلَ غُرَّتَهُ فَلْيَفْعَل»

« Поистине , в День воскресения к ( членам )моей общины будут обращаться ( называя их ) «гурран мухаджжалина[27]» из - за следов омовения[28], так пусть же тот ,

  кто сможет увеличить свою звезду , сделает это [29] ».

В Сахихе Муслима Абу Хурайра сказал:  « Я слышал , как мой любимейший друг ,[30]

да благословит его Аллах и да приветствует , сказал : «تَبْلُغُ الْحِلْيَةُ مِنَ الْمُؤْمِنِ حَيْثُ يَبْلُغُ الْوَضُوء»

( В раю )украшения верующего ( покроют собой ), те места , которые он омывал .”[31]

 

Слово Аллаха: ﴿وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ﴾ Оботрите ваши головы.

Учёные разошлись во мнениях по поводу предлога بِ (с) в этом аяте.

Идёт ли речь о всей верхней части головы или же лишь о части?

 

В двух Сахихах приводится хадис Амра ибн Яхьи аль-Мазини,

 что как-то раз один человек спросил ‘Абдуллаха бин Зайда, да будет доволен им Аллах:
« Можешь ли ты показать мне , как совершал омовение посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует ?» ‘Абдуллах бин Зайд сказал: « Да », и велел принести воды , ( а когда её принесли )  он слил воду себе на руки и дважды вымыл их , потом трижды прополоскал рот

и промыл нос , потом трижды омыл лицо , потом дважды омыл руки до локтей , потом протёр руками голову , проведя ими ото лба до затылка и обратно , а потом омыл ноги .

В хадисе от Абду Хайра об омовении  посланника Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) говорится также. В варианте Абу Дауда от Муавии и аль-Микдада ибн Ма’да об омовении

посланника Аллаха( да благословит его Аллах и приветствует ) говорится также.

 

 В этих хадисах доказательство того, что предписано протирать большую часть головы,

как это принято в мазхабах имама Ахмада и имама Малика,

 не смотря на слова тех, кто говорит, что здесь Коран не уточнил разъяснение.

 

Передают, что Хумран, вольноотпущенник ‘Усмана,

да будет доволен ими Всевышний Аллах, рассказывал,

что ‘ Усман велел принести ему воды для совершения омовения . Затем он трижды

помыл кисти рук , затем прополоскал рот и нос и высморкался , затем трижды помыл лицо ,

затем трижды помыл правую руку до локтя и то же самое сделал с левой рукой ,

затем (мокрыми руками) обтер голову , затем трижды помыл правую ногу до щиколотки

и то же самое сделал с левой ногой , после чего сказал : « Я видел , как Посланник Аллаха ,

мир ему и благословение Аллаха , совершил омовение таким образом , а затем сказал :

«مَنْ تَوَضَّأَ نَحْوَ وُضُوئِي هَذَا، ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ لَا يُحَدِّثُ فِيهِمَا نَفْسَهُ، غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِه»

“ Если человек совершит омовение так , как это сделал я , а затем совершит молитву

  из двух рак ‘ атов , в которой не станет беседовать с самим собой ,

то Аллах простит ему совершенные ранее грехи ».
(Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.)

В Сунан Абу Дауда в хадисе об омовении от Усмана ибн Аффана говорится,

что он протёр голову один раз . Также приводится в повествовании Абду Хайра.

Слово Аллаха: ﴿وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَينِ﴾ И ваши ноги до щиколоток .

Ибн Абу Хатим сообщает, что ибн Аббас сказал,  что этот аят говорит о мытье ног .

Также считали: Абдулла ибн Масуд, Урва, Ата, Муджахид и другие комментаторы.

 Этот аят буквально говорит о мытье ног, как об этом сказали некоторые учёные из числа салафов. Некоторые приводят этот аят в качестве довода на обязательность последовательного порядка при омовении. Это мнение большинства учёных, кроме Абу Ханифы, который не считал обязательным последовательный порядок. По его мнению, если помыть ноги, а затем протереть голову, омовение будет действительным, так как аят повелевает лишь помыть эти части тела, а союз و  не указывает на последовательность. Другие же считают, что соединительные союзы ف  и  و указывают на последовательность при омовении.

 

Мы уже упоминали хадисы от двух повелителей правоверных – Усмана и Али,

от ибн Аббаса, Муавии, Абдуллы ибн Зайда ибн Аасыма и аль-Микдада ибн Маида Йакраба о том,  что посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) мыл свои ноги во время омовения один раз , дважды или трижды ,  в зависимости от вариантов повествований.

 

В хадисе от Амра ибн Шуайба, переданного от его отца, и от его деда говорится,

что Посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) при совершении омовения помыл ноги и при этом сказал : «Только с таким омовением Аллах принимает молитвы ».

 В двух Сахихах приводится хадис от Абдуллы ибн Амра, в котором он сообщает:

 « Вместе с Посланником Аллаха , мир ему и благословение Аллаха , мы вернулись из Мекки

в Медину . Но когда еще были в дороге , некоторые люди поторопились приступить

к предвечерней молитве и поспешно совершили омовение и когда мы подошли к ним ,

их пятки сверкали ( сухой кожей ), потому что их не коснулась вода и Посланник Аллаха ,

мир ему и благословение Аллаха , произнес : «أَسْبِغُوا الْوُضُوءَ وَيْلٌ لِلْأَعْقَابِ مِنَ النَّار»

" Горе пяткам от Огня ! Малое омовение исполняйте в совершенстве !"»

Передают со слов Абу Хурайры,  что Пророк, мир ему и благослове­ние Аллаха, увидев мужчину, не помывшего свои пятки, сказал: «وَيْلٌ لِلْأَعْقَابِ مِنَ النَّار» " Горе пяткам от Огня !"

 

Передают от Салима, подопечного Шаддада, сказавшего: " Я зашел к Аише ,

супруге Пророка , мир ему и благословение Аллаха , в день когда  скончался

Сад Ибн Абу Ваккас . Вошел Абдуррахман Ибн Абу Бакр и совершил у нее малое омовение ,

а она сказала : " Абдуррахман , соверши малое омовение полностью , потому что я слышала ,

как Посланник Аллаха , мир ему и благословение Аллаха , произнес :  " Горе пяткам от Огня !".

 (Подобный хадис был передан аль-Байхаки и аль-Хакимом с достоверным иснадом.)

 

Передают от Джабира:

 " Мне сообщил Умар Ибн Аль - Хаттаб , что муж ­ чина, совершив малое омовение ,

оставил ( сухим ) участок ( кожи размером ) в ноготь на своей ступне , который увидел Пророк , мир ему и благословение Аллаха , и сказал : «ارْجِعْ فَأَحْسِنْ وُضُوءَك»"Вернись и исполни свое малое омовение в совершенстве".  И тот вернулся, а помолился после".

 

Имам Ахмад сообщает со слов Халида ибн Маадана,

 а тот от некоторых жён посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует),

 что посланник Аллаха видел, как некий человек молился, а у него на пятке оставалось сухое пятно размером с дирхам. Посланник Аллаха велел ему заново совершить омовение.

Этот хадис также рассказал Абу Дауд с дополнением: «И молитву».

 (Хадис имеет достоверный иснад. Аллах знает лучше.)

 

В хадисе Хумрана говорится,  что Усман ибн Аффан

 (да будет доволен им Аллах), совершая омовение перебирал пальцы.

 

Передают со слов Лакита ибн Сабарах, что он сказал:

«О, посланник Аллаха, сообщи мне об омовении».

 Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

«أَسْبِغِ الْوُضُوءَ، وَخَلِّلْ بَيْنَ الْأَصَابِعِ، وَبَالِغْ فِي الِاسْتِنْشَاقِ إِلَّا أَنْ تَكُونَ صَائِمًا»

«Доводи до совершенства омовение. Перебирай между пальцами,


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!