Структура гендерных отношений и особенности гендерных стереотипов в современном обществе
Поскольку гендерные отношения рассматриваются как разновидность социально-психологических отношений, к ним относятся следующие элементы: гендерные представления, гендерные стереотипы, гендерные установки и гендерная идентичность. Эти характеристики представляют собой разновидность социальных представлений, социальных стереотипов, социальных установок и социальной идентичности личности. В нижеприведенной таблице представлен перечень разных видов гендерных отношений и соответствующих им гендерных характеристик.
Таблица 1. Соотношение видов гендерных отношений и гендерных характеристик
№ п/п | Уровни анализа гендерных отношений | Вид гендерных отношений | Гендерные характеристики |
1. | Маркоуровень: «группы мужчин и женщин - общество (государство)», отношения типа «личность (мужчины или женщины) - общество (государство)». | Общественные | Гендерные представления |
2. | Мезоуровень: отношения типа «группа - группа» (отношения между группами мужчин и женщин). | Межгрупповые | Гендерные стереотипы |
3. | Микроуровень: отношения типа «личность - личность» (межличностные отношения между представителями разного пола). | Межличностные | Гендерные установки |
4. | Внутриличностный уровень: отношения типа «Я как индивидуальность - Я как представитель гендерной группы». | Самоотношение | Гендерная идентичность |
На высшем макросоциальном уровне, где гендерные отношения анализируются по отношению к обществу и государству, социально-психологическими дериватами и детерминантами гендерных отношений становятся гендерные представления как разновидность социальных представлений. На следующем уровне межгрупповового взаимодействия групп однородных по половому признаку, производными и детерминирующими характеристиками межполовых отношений являются гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов. На третьем уровне межличностных отношений между мужчинами и женщинами, взаимодействующие субъекты имеют противоположный пол. Гендерные отношения этого уровня обусловлены гендерными установками как разновидностью социальных установок. На последнем внутриличностном уровне объектом анализа становится отношение личности по отношению к себе, как представителю гендерной группы (самоотношение), а гендерная идентичность, которая является составляющей социальной идентичности и выступает как детерминанта данного вида самоотношения.
|
|
Гендерные роли выражают определенные социальные ожидания, проявляются в поведении и всегда связанны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении. Эти нормы часто формируются в сознании индивида через воспитание родителей, влияние ближайшего окружения человека, а также через средства массовой информации. Гендерная социализация - процесс, посредством которого человек обучается моделям поведения в обществе, ценностям, соответствующим понятиям «мужское» и «женское». Процессы гендерной социализации рассматриваются в различных психологических концепциях: теория социального научения, моделирования, половой типизации и теория когнитивного развития, а также новая психология пола и теория гендерной схемы. Основными психологическими механизмами гендерной социализации является: процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальные подкрепления (теория социального научения и половой типизации), осознание, понимание половой социальной роли (теория когнитивного развития), социальные ожидания (новая психология пола), гендерные схемы (теория гендерной схемы).
|
|
Наиболее популярной является концепция гендерной схемы С. Бэм. Данная концепция опирается на теорию когнитивного развития, в соответствии с которой основой процесса усвоения половой роли выступает активность самого ребенка. Половая типизация осуществляется благодаря способности детей группировать и перерабатывать информацию, то есть готовности усваивать информацию о себе в контексте понятий «маскулинности-феминности». Гендерно-схематизированная переработка информации осуществляется ребенком потому, что в обществе существуют полодифференцирующие практики. В сознании ребенка упрочивается гендерная схема, которая функционирует как предвосхищающая структура, заранее настроенная на то, чтобы искать и группировать информацию: поведение, характеристики, культурные символы спонтанно сортируются на категории «мужское» - «женское». Внедренная в структуру Я-концепции ребенка гендерная схема начинает «работать» не только для селекции поступающей извне информации, но и в отношении к самому себе. Дети выбирают из множества возможных человеческих характеристик только те, которые определены в данной культуре как приемлемые для его/ее собственного пола, и поэтому подходят для организации разнообразного содержания Я-концепции.
|
|
Таким образом, Я-концепция детей становится типизированной по полу, и два пола воспринимаются различными не столько по степени выраженности свойств, сколько по личностным качествам. Одновременно с этим, дети обучаются оценивать свою личность на соответствие гендерной схеме (так их дисциплинируют родители и посторонние люди), противопоставляя другому полу собственные предпочтения, отношения, поведение, свойства. Взрослые очень редко замечают и говорят: «Какой сильной стала девочка» и «Как нежен мальчик», но часто подчеркивают эти качества у противоположного пола. Гендерная схема становится предписывающей, диктующей стандарт поведения.
|
|
В широком смысле гендерные установки определяют подготовленность к определенному виду социальной активности в системе межполового взаимодействия. Решающим фактором в формировании гендерных установок является опыт межличностных отношений со «значимыми» людьми противоположного пола. Гендерные установки детерминанты гендерных отношений на микроуровне межличностных отношений, где взаимодействие осуществляется между людьми разного пола. К гендерным установкам можно отнести позитивный или негативный настрой, отношение к своему и противоположному полу, стремление быть представителем определенного пола, предпочтение соответствующих половых ролей, занятий; позитивная или негативная оценка пола.
Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины. Наибольший интерес представляет рассмотрение гендерных стереотипов как упрощенных, устойчивых, эмоционально окрашенных образцов поведения и черт характера мужчин и женщин. Они проявляются во всех сферах жизни человека, начиная с самосознания, проявляясь в межличностном общении, и заканчивая межгрупповым взаимодействием. Многие люди в своей повседневной жизни даже не задумываются о том, что часто поступают в соответствии со сложившимися стереотипами при принятии решений или формировании мнения о человеке. Гендерные стереотипы трансформируются в ценности и формируют нормативные образы «истинной» фемининности-маскулинности. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационной практики в отношении женщин.
Американский психолог Рут Хартли выделяет четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка: социализация через манипуляции, вербальная апелляция, канализация, демонстрация деятельности. Первичное представление о собственной половой принадлежности формируется у ребенка в полтора года. С возрастом гендерная идентичность развивается, происходит ее расширение и усложнение структуры. Необратимость половой принадлежности осознается детьми к 6-7 годам, что сопровождается усилением половой дифференциации поведения и установок. Гендерная идентичность - осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу, как говорит И.С. Кон. По мнению Клециной, данное понятие обозначает аспект самосознания личности, описывающий переживание человеком себя как представителя пола, как носителя конкретных полоспецифических характеристик и особенностей поведения, соотносимых с представлениями о маскулинности или фемининности.
В современном мире в общественном сознании гендерные стереотипы рассматриваются как «истинные», как некий социальный консенсус, применяемый при решении проблем, для которых нет однозначных подтверждений и объективных критериев. По мнению Ф.Л. Джес, гендерные стереотипы, являлись «истинными», трансформируются в ценности и формируют нормативные образы «истинной» фемининности-маскулинности. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационной практики в отношении женщин.
В.Е. Каган, И.С. Клецина выделяют три группы гендерных стереотипов. К первой относятся стереотипы маскулинности-фемининности. В стереотипном представлении маскулинности приписываются «активно-творческие» характеристики, инструментальные черты личности. Фемининность наоборот рассматривается как «пассивно-репродуктивное начало», проявляющееся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависимость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики противопоставляются фемининным, рассматриваются как противоположные, взаимодополнительные. Множественность и текучесть образов маскулинности проявляется в жизни каждого конкретного индивидуума, который в разных ситуациях представляет разную маскулинность. Психологами давно замечено, что мальчики и мужчины чаще женщин представляют окружающим заведомо ложные или нереальные образы «я». Маскулинность и связанные с нею социальные ожидания производны не от свойств индивида, а от особенностей мужской социальной роли. Отсюда вытекает перенос внимания с индивидуальных черт на социокультурные стереотипы и нормы, стили социализации и т.д.
Вторая группа гендерных стереотипов включает в себя представления о распределении социальных (семейных и профессиональных) ролей между мужчинами и женщинами. Для женщины наиболее значимой социальной ролью является роль домохозяйки, матери. Мужчинам предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли. В психологии пола женские и мужские роли декларативно признаются равнозначными, хотя и разными по содержанию. Исходным основанием является имплицитное признание биологического детерминизма ролей, опирающегося на представление о врожденности мужского или женского начала в человеке. При анализе детерминант половых различий рассматриваются как биологические, так и социокультурные факторы, роль которых сводится к оформлению тех черт и характеристик человека, которые предопределены природой. Сейчас в массовом сознании нормативные мужские и женские свойства по-прежнему выглядят альтернативными и взаимодополнительными. Многие социально-значимые черты личности считаются гендерно-нейтральными или допускающими существенные социально-групповые и индивидуальные вариации. Идеальный тип «настоящего мужчины», который всегда был условным и часто проецировался в прошлое, теперь окончательно утратил свою монолитность, а некоторые его компоненты носят характер дисфункциональных.
Третья группа гендерных стереотипов определяется спецификой содержания труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, торговли. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности. В сфере производственных отношений происходит постепенное и ускоряющееся разрушение традиционной системы гендерного разделения труда, ослабление дихотомизации и поляризации мужских и женских социально-производственных функций, ролей, занятий и сфер деятельности. Ведущей, динамической силой этого процесса являются женщины, которые быстро осваивают мужские профессии, сравниваются с мужчинами по уровню образования и т.д. В политической сфере параллельно этому, хотя с некоторым отставанием, меняются гендерные отношения власти. Мужчины постепенно утрачивают былую монополию на публичную власть. Всеобщее избирательное право, принцип гражданского равноправия полов, увеличение номинального и реального представительства женщин во властных структурах - общие тенденции нашего времени. Это не может не изменять социальных представлений мужчин и женщин друг о друге и о самих себе.
Гендерные стереотипы выполняют роль схем, благодаря которым мы с большей вероятностью замечаем и запоминаем примеры, подтверждающие наши устойчивые убеждения относительно гендеров. Гендерные схемы всегда готовы к управлению процессами обработки информации благодаря той упорной настойчивости, с которой в нашем обществе говорится о гендерных различиях.
Система гендерных отношений в настоящее время рассматриваются исследователями на макро-, мезо- и микро-уровне. Гендерная система представляет собой многоуровневый феномен, включающий символы-репрезентации мужественности и женственности, нормативные концепции, создающие интерпретации значений символов, социальные институты и организации, регулирующие поведение; субъективную идентичность. Посредством этих социальных механизмов мужчины и женщины разделяются на две социальные категории, обозначающие асимметричные отношения. Согласно определению Резетти и Куран, гендерная система представляет собой институционализированные предписания, определяющие модели поведения и социального взаимодействия в соответствии с полом. Она включает три взаимосвязанных компонента: социальную конструкцию гендерных категорий на основе биологического пола; половое разделение труда, в соответствии с которым мужчинам и женщинам предписываются разные роли; социальную регуляцию сексуальности, позитивно оценивающую одни формы сексуального поведения и негативно - другие.
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 1107; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!