Предпосылки формирования и теоретико-методологический анализ категории «гендерные отношения»



 

Истоки социальной дискриминации по гендерному признаку лежат еще в глубокой древности. Платон Афинский в своих трудах «Пир» и «Государство» и других ввел понятие андрогинов и высказал мысль о дополнительности полов. Отношение к женщине было противоречивым: с одной стороны он считал ее низшим существом, «пошлой Афродитой», с другой стороны - допускал ее участие в делах государства наравне с мужчиной. Ученые и политики того времени прикрывали угнетенное положение женщины в обществе спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина». Аристотель провозглашал, что «Женщина является женщиной в силу отсутствия мужских свойств. Мы должны видеть в женщине существо, страдающее природной неполноценностью».

В Средние века из-за влияния религии сложился стереотип «женщины-грешницы» и «мужчины-спасителя». Например, Коран учит, что: «Мужья стоят выше жен потому, что Аллах дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них». Согласно распространенному хадису-изречению «пророка», большинство женщин окажутся в аду. В православии женщина также стоит на уровень ниже в правах, чем мужчина - всю свою жизнь она должна подчиняться мужчине, вымаливая тем самым прощение греха Евы. С момента появления христианства и до наших дней у религиозных людей сохраняется стереотип, определяющий положение женщины в обществе. В язычестве столь жесткого разделения прав между богом-мужчиной и богиней-женщиной не наблюдалось. Однако, образ мужчины-охотника, мужчины-защитника, мужчины-главы семейства сложился задолго до самого появления таких понятий как «общество», «семья» и «неравенство».

Со времен античности до конца XVII века в Европе преобладало представление о том, что женский организм является недоразвитым вариантом мужского. Именно поэтому различительными признаками «мужского» и «женского» в то время выступали не столько конституциональные, сколько социальные признаки: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Однако в эпоху Возрождения мировоззрение европейцев изменилось; и мужчины и женщины были признаны полярно различными по своей природе организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различиями в их биологическом статусе.

С 1840 гг. во Франции, Англии и США набрало размах движение за права женщин. В конце XIX века стали проводиться первые гендерные исследования за права женщин - в Германии, Франции, Италии, Нидерландах. Появилось несколько монографий, в частности работы Т. Хиггинсона, Л. Фратти, Х. Ланге, М. Лефера, Х. Марион, Л. Мархольм, Э. Кей. Первым государством в мире, провозгласившим в своей Конституции 1918 года юридическое равноправие мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни стала Советская Россия.

Однако настоящим пионером новой отрасли психологии можно считать Г. Гейманса. Его книга «Психология женщины» отличалась от предыдущих произведений своей научностью, а также он сам провел два масштабных исследования по изучению характеристик поведения, которые чаще всего остаются за пределами внимания психологов. З. Фрейд внес свой вклад в психологию гендерных отношений через применение психоанализа, одного из классических направлений в исследовании женщин.

Широкое проведение исследований и достижения успеха в области гендерной психологии сменились периодом перерыва до середины XX века по причине негативного влияния движения за освобождение женщин и провозглашении равных прав и возможностей, наравне с мужчинами. Среди авторов многочисленных работ данного периода можно выделить Мартина Хорнер, Элеонору Маккоби, Сандру Бэм, Нэнси Ходоров и Кэрол Гиллиган.

Проблемная ситуация заключалась в глубоком противоречии, которое возникло как ответная реакция на претворение в жизнь конституционного принципа «равных прав и возможностей» полов, - с одной стороны, и фактической дискриминацией женщин в сфере труда и занятости, ущемлением их прав в экономической жизни, - с другой. «Мы не требуем первенства, но, по крайней мере - равенства», - так выразил требования женщин времен Великой Французской революции немецкий историк А. Лаффер.

Новый расцвет изучения психологии гендерных отношений начался в 70-х XX века и характеризуется бурным развитием гендерной психологии. Признаками расцвета этой области служат новый всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, начало кросс-культурных исследований во всем мире, адаптирование методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфичных гендерных методик.

В научном дискурсе гендерные отношения рассматриваются как отношения между конкретными личностями мужского и женского пола или социальными группами, состоящими из мужчин или женщин. Гендерные отношения представляют собой различные формы взаимосвязи людей, как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения проявляются на разных уровнях общества, существующие как на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, так и на внутриличностном уровне.

Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а социально-культурное значение, которое общество придает этим различиям. Понятие гендер ввел в научный оборот психолог Роберт Столлер в 1968 г. «Пол и гендер». Изучая в Калифорнийском университете психологию гермафродитов и транссексуалов, он понял, что легче хирургическим путем изменить пол человека, чем психологическим - его гендерную идентичность.

Понятие «пол» относится только к анатомо-биологическому строению женщин и мужчин, биологические различия между которыми не так велики. «Гендер» - «социальный пол», т.е. те социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Гендер не является природной данностью, а представляет собой социальный конструкт, а гендерная принадлежность предполагает самопознание и самоопределение, гендерную идентичность.

Социально-психологические понятия «женщины» и «мужчины» состоят из множества аспектов и зависят от особенностей общества. Традиционно женщине приписывают такие качества, как слабость, пассивность, эмоциональность или даже иррациональность, а мужчине - силу, активность, рациональность, целеустремленность. Существующее в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующем в разных обществах. Именно поэтому в современной социальной науке принято употреблять понятия «пол» и «гендер».

Аспекты связи с особенностями пола человека и его психологическими и социальными различиями, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в социальной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Данная проблема волнует многих ученых-психологов и социологов, таких как Т.В. Бендас, Ш. Берн, Д. Майерс, И.С. Кон, О.А. Воронина, И.С. Клецина, Е.П. Ильин и другие. Как говорит Бендас, общая психология долгое время игнорировала пол как важнейший аспект человеческой природы. Социальная психология также не признавала «гендер» как аспект, определяющий взаимодействия людей в социуме.

Изучением гендера в психологии занимается молодое научное направление «гендерная психология», рассматривающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией, указывает И.С. Клецина. В гендерной психологии изучаются не просто различия в психологических особенностях мужчин и женщин, а закономерности личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации, стратификации и иерархизации. Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации. В гендерной психологии при анализе проблем половой дифференциации акцент сделан на иерархичности ролей, статусов, позиций мужчин и женщин. Активно обсуждаются вопросы неравенства, дискриминации, сексизма. В определении социального поведения личности уделяется особое внимание социокультурным факторам: традициям, культуре, религии,семейному воспитанию, образованию, социальному окружению, освещению в СМИ, искусстве и литературе.

При рассмотрении гендерных характеристик изучается идентичность мужчин и женщин и ее составляющие: представления, стереотипы, установки, связанные с половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией. Особое внимание уделяется изучению продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также анализу закономерностей и механизмов изменения существующих и развития новых гендерных стереотипов.

В своих работах Ш. Берн подчеркивает, что разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах. Но факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время в данном обществе считается свойственным мужчине, а что женщине.

Традиционные гендерные стереотипы и представления побуждают мужчин и женщин как субъектов межполового взаимодействия формировать такую модель поведения, при которой отношения характеризуются несимметричностью, проявляющейся в доминировании и зависимости. Основой теории и методологии гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни женщин и мужчин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе гендерной дифференциации.

Гендерный подход в психологии - это методология анализа гендерных характеристик личности и психологических аспектов межполовых отношений. Он ориентирован на анализ последствий половой дифференциации в отношениях между мужчинами и женщинами. Предполагает способ познания, дающий возможность отойти от точки зрения о предопределенности мужских и женских характеристик, ролей, статусов и жесткой фиксированности полоролевых моделей поведения, показывает личностные пути развития и самореализации, не ограниченные традиционными гендерными стереотипами.

В настоящее время исследованием гендера занимаются многие российские и западные ученые, выделяя на его основе термин «гендерный стереотип» - представления о социальных различиях между мужчиной и женщиной. Наличие таких исторически сложившихся представлений отражается на неравном распределении прав мужчин и женщин в социуме, формируя гендерное неравенство. Гендерное неравенство в свою очередь проявляется в закреплении доминирующего положения мужчин и дискриминации женщин в социальной сфере. Гендер составляет базовую характеристику личности, обуславливающую психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера Д. Майерса определяется четырьмя группами характеристик: 1) биологический пол, 2) гендерные стереотипы, 3) гендерные нормы, 4) гендерная идентичность.

Гендерные исследования проводятся по всему миру такими учеными как Ф.Л. Джеймс, К. Хорни, К. Уэст, С. Фаррел, Т.С. Баранова, Ю.Е. Алешина. Они призваны обосновать возможности изменения идентичности мужчин и женщин в ситуации социальных преобразований. Причиной такого внимания к вопросам гендерного неравенства является интенсивное распространение феминистских идей и смещения социальных ролей. Женщины все чаще выступают в роли наемных работников и берут на себя ответственность за содержание семейного бюджета. Мужчины, наоборот, уходят в семью, тяготятся к ведению домашнего хозяйства и заботы о детях. Распространяется эгалитарный тип семейных отношений и семьи, в которых женщина может играть роль и отца и матери одновременно, и наоборот.

Исследования гендерной психологии такими учеными-психологами как Д. Лорбер, К. Уэст, Д.Д. Зиммерман, В.А. Ядов призваны показать механизмы конструирования гендерной идентичности в разных временных и социокультурных контекстах, а также обосновать возможности изменения идентичности мужчин и женщин в ситуации социальных преобразований.

В развитии проблематики гендерных отношений в западной психологии можно выделить три направления. Первое направление развивалось под влиянием полоролевого подхода. Доминирующая научная парадигма психологических исследований пола этого периода - парадигма половых (гендерных) различий. Другое направление формировалось под влиянием психоанализа и других классических психологических концепций. Научная ориентация этого направления - парадигма уникальности женской психологии. Третье направление оформляется под влиянием социоконструкционистского и постмодернистского интеллектуального движения. В рамках этого направления доминирующей в психологии стала парадигма социального конструирования гендера.

Гендерные отношения являются одним из важнейших показателей цивилизованности общества, устойчивости его внутренних связей и уровня экономического и культурного развития.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 536; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!