Глава 8 ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ТАЙЦЗИЮАНЬ



 

 

Часть 3. РАЗЪЯСНЕНИЕ ФОРМ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ

 

Тайцзицюань — это искусство, которому обучали с помощью устных наставлений. Хотя и есть некоторые списки названий, но там лишь о формах и применении, нет разъяснений, обычно лишь название формы — и кое-что о её характере, нет такого, чему можно было бы следовать. Для этой книги были взяты самые важные из форм, и к ним добавлены краткие пояснения; взяты за основу порядок, в котором их передавал мой учитель, и то, как он их описывал; добавив собственный более чем десятилетний опыт, я написал разъяснения применения. Тем не менее, боюсь, что слишком много ещё осталось несогласованного. Надеюсь, что имеющиеся меж морей мудрецы не побоятся сказать несколько слов в поучение!

С открывающей формы удобно начинать изучение, потому в книге помещена схема к ней, которая будет использоваться и в дальнейшем. Представьте, что вы стоите в тойцзи ши,  тогда то направление, куда вы обращены лицом — это «вперёд», то куда вы обращены спиной — это «назад», то, куда вы обращены левой стороной — это «влево», то, куда вы обращены правой стороной — это «вправо». О какой бы форме потом ни шла речь — везде всё будет так же. На основе изначальных списков тринадцати форм сделаны фотографии и добавлены разъяснения, что поможет изучающему войти во врата Пути,

 

 

ТАЙЦЗИ ШИ

Краткое пояснение:  название «тайцзи ши » («форма Великого предела») означает, что движение и покой ещё не разделены. При выполнении этой формы необходимо, чтобы дух был успокоен, а тело неподвижно, все эмоции концентрировались бы воедино, словно небо и земля ещё не разделены, изначальное ци  ещё находится в первозданном хаосе.

Разъяснение формы:  голова держится прямо, шея вертикальна, вобрать грудь и натянуть спину, округлить промежность и прикрыть ягодицы, руки свободно свешиваются, пальцы направлены вперёд, центры ладоней нажимают вниз, однако нельзя прилагать силу. Взгляд горизонтальный, дышать носом, концентрация — в ушах, вдох и выдох достигают живота, опустошить шею и упереться макушкой, ци  погружается в даньтянъ,  стоять ровно не перекашиваясь, и скрываясь и проявляясь. Ощущать материю — и двигаться, следовать материи естественно. Ноги расставлены на ширину плеч.

 

ЛАНЬ ЦЮЭ ВЭЙ — 1

Краткое пояснение:  лань цюэ вэй  («ухватить воробья за хвост») — базовое движение тайцзицюань, натренировывать его должно до совершенства, до сути. Изучающему следует обратить на это серьёзное внимание.

Разъяснение формы:  левая нога делает шаг в передний сектор и пяткой ставится на землю, носок задран, нога чуть согнута в колене, правая стопа не движется, правая нога оседает, вес тела на правой ноге. Одновременно левая рука сгибается в локте вперёд, локоть свешивается, пальцы направляются в правый сектор, центр ладони обращается к груди, поднимаясь вверх по кольцу и останавливаясь перед грудью. Правая рука направляется пальцами вверх, центр ладони обращается в передний сектор, рука поднимается к положению перед грудью; центр ладони касается левой руки, помогая. При этом голова, шея, грудь, спина — как в тайцзи ши;  далее про это упоминаться не будет.

 

ЛАНЬ ЦЮЭ ВЭЙ — 2

Разъяснение формы:  левый носок ставится на землю, поворачиваясь при этом в правый передний сектор (под 45°), нога сгибается в колене, на неё оседает вес тела, полностью смещаясь на левую ногу. Одновременно правая нога делает шаг в правый сектор (под 90°), становясь пяткой на землю, носок задран, нога чуть согнута в колене. Тело, следуя движению, поворачивается передней стороной в правый сектор. Одновременно правая вертикальная ладонь (пальцы направлены вверх, центр ладони обращен в передний сектор} вытягивается в правый сектор, останавливаясь перед грудью, локоть свисает. Левая вертикальная ладонь (пальцы направлены вверх, центр ладони обращен в задний сектор) вытягивается в правый сектор, останавливаясь между правой рукой и грудью, локоть свисает. Большой палец правой руки — на уровне носа, большой палец левой руки — напротив горла.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня левой рукой. Я немного смещаюсь влево, заставляя его силу истечь, а затем правой рукой атакую его в грудь.

 

ЛАНЬ ЦЮЭ ВЭЙ — 3

Разъяснение формы:  руки выполняют затягивание внутрь к груди, при этом правая ладонь поворачивается центром вверх, а левая ладонь поворачивается центром вниз, словно обхватывая вещь и придерживая внизу. Затем со свешенными локтями руки вытягиваются в правый сектор, средний палец правой руки размещается на уровне бровей, средний палец правой руки касается правого запястья, следует лишь чуть-чуть иметь намерение нажимания. Одновременно правый носок ставится на землю, правая нога сгибается в колене (голень размещается перпендикулярно земле), левая нога распрямляется, вес тела смещается на правую ногу. Вновь правая рука из положения в правом секторе идёт в правый задний сектор, выполняя вращение по полуокружности (на 180°), левая рука, следуя движению, оказывается на уровне плеч перед грудью. Одновременно левая нога, следуя движению, осаживается, правый носок задирается вверх, вес тела смещается на левую ногу. Затем правая кисть размещается вертикально (пальцы направляются вверх, центр ладони обращается в правый сектор), локоть свешивается, левая кисть (пальцы направлены вверх, центр ладони обращен в левый сектор) пальцами примыкает к правому запястью, руки нажимают в сторону правого сектора, правая рука остаётся чуть согнутой в локте, ладонь — на уровне плеч. Одновременно правая нога сгибается в колене (голень располагается перпендикулярно земле, бедро — параллельно земле), левая нога распрямляется (пятка ни в коем случае не должна отрываться от земли), вес тела смещается на правую ногу.

Разъяснение применения:  если противник бьёт меня по левой стороне — я применяю затягивание-люй, если по правой — срывание-цай, сила противника проваливается в пустоту. В любом случае он не может своевольничать, я же могу действовать как пожелаю — на восток, на запад, на север, на юг, вверх, вниз…

 

ДАНЬБЯНЬ

Краткое пояснение:  даньбянь  («одиночный хлыст») — это когда во время отражения врага одна рука, пользуясь моментом, наносит удар по противнику.

Разъяснение формы:  правая кисть свешивается вниз, образуя «крюк». Одновременно правая пятка из положения в левом секторе поворачивается к правому сектору так, что носок направляется прямо вперёд (то есть стопа поворачивается на 90°). Затем левая нога отступает на полшага в сторону левого сектора, левый носок из положения в правом секторе поворачивается вперёд и направляется в левый передний сектор (то есть стопа поворачивается на 135°). Обе ноги оседают (голени размещаются перпендикулярно земле, бёдра — параллельно). Одновременно правый крюк — не двигается, левая ладонь размещается вертикально (пальцы направляются вверх), локоть свешивается, кисть из положения в правом секторе идёт вперёд, проходит перед грудью и вытягивается в левый сектор (то есть описывает дугу в 180°). Рука чуть согнута в локте, центр ладони обращается в левый сектор, пальцы направлены вверх, корпус, следуя движению, обращается в передний сектор (то есть поворачивается на 90°). Взгляд следует левой ладони и смещается в левый сектор (то есть на 180°}. Вес всего тела распределяется на обе ноги равномерно, тело размещается посередине.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня правой рукой. Я оседаю вниз, уклоняясь, и вынуждаю его силу провалиться в пустоту. Затем левой рукой нажимаю на его грудь, а когда противник пытается убрать корпус — пользуюсь его силой и, следуя движению, бью.

 

ТИШОУ ШАНШИ — 1

Краткое пояснение:  тишоу шанши  («поднять руку, верхняя форма») — это когда вверх поднимается рука, словно удерживая какой-то предмет, а корпус одновременно продвигается вперёд, потому ещё есть название цзиньбу шан тишоу («с продвижением вперёд поднять руку вверх»).

Разъяснение формы:  правая нога делает шаг в передний сектор (то есть на 90е) и ставится на землю пяткой, носок приподнят, нога согнута в колене вперёд, левая стопа не движется, нога оседает, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно правый крюк разжимается (кисть обращается ладонью к груди, пальцы направляются в левый сектор), сгибаясь в локте рука со свешивающимся локтем идёт обнимающим движением в положение перед грудью, левая вертикальная ладонь (центр ладони обращён в передний сектор, пальцы направлены вверх) нажимает на правую руку, помогая форме, голова обращается лицом в передний сектор (то есть поворачивается на 90°}.

Разъяснение применения:  если противник двумя руками нажимает на меня, то я правой рукой двигаюсь навстречу, левой кистью помогаю правой руке и, используя силу-пэн, провожу отражение.

 

ТИШОУ ШАНШИ— 2

Разъяснение формы:  правая кисть с поперечно расположенной ладонью (пальцы направлены в левый сектор) поднимается вверх, останавливаясь над головой. Ладонь из положения центром внутрь поворачивается центром вниз, а затем — в передний сектор, оказываясь в переднем секторе сверху от головы (то есть повернувшись на 125°). Левая кисть (пальцы направлены в передний сектор, центр ладони обращен вниз) нажимает вниз, останавливаясь сбоку от левого бедра. Одновременно правый носок ставится на землю, правая нога сгибается в колене, левая нога приставляется к правой, тело выпрямляется. Вес тела распределён поровну между ногами.

Разъяснение применения:  если противник двумя руками толкает мою правую руку, намереваясь нажатием вниз уклониться от моей левой руки, то, не подвергаясь воздействию двух рук, он может одержать победу, но я могу использовать его силу нажатия, убрать правую руку в сторону и поднять её вверх, запястьем нанося удар в низ подбородка противника.

 

БАЙХЭЛЯНЧИ

Краткое пояснение:  в этой форме («белый журавль раскрывает крылья») руки поднимаются высоко вверх слева и справа, подобно тому, как белый журавль раскрывает крылья — отсюда и название.

Разъяснение формы:  правая рука немного смещается в левый сектор, левая рука (пальцы направлены вверх, центр ладони обращен в передний сектор) идёт обнимающим движением в левый сектор и поднимается вверх. Затем правая рука смещается в правый сектор, оказываясь над правой стороной головы, левая рука (пальцы направлены в правый сектор, центр ладони обращен вперёд-вверх) размещается над левой стороной головы. Центры ладоней обращены вперёд-вверх.

Разъяснение применения:  если противник бьёт меня слева — то я затягиваю его правой рукой, и тогда выброшенная им сила непременно провалится в пустоту, я же, пользуясь моментом, левой рукой наношу удар вдоль его силы.

 

ЛОУСИ АОБУ — 1

Кратное пояснение:  «в разноимённом шаге» означает, что шаг не одноимённый руке, то есть с шагом левой ногой вытянута вперёд правая рука, или с шагом правой ногой вытянута вперёд левая рука; «загрести около колена» означает, что рука делает загребающее движение внизу возле калена передней ноги. Отсюда и название лоуси аобу  («а разноимённом шаге загрести около колена»).

Разъяснение формы:  левая нога отставляется на шаг в левый сектор, тело, следуя движению, поворачивается в левый сектор (то есть на 90°). Затем левая нога сгибается в колене (голень размещается перпендикулярно земле, бедро — параллельно), правая нога распрямляется, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно левая кисть (пальцы направлены а левый сектор, центр ладони обращён вниз), от кончика носа идёт вниз, проходит перед грудью и от положения в переднем левом секторе у левого колена выполняет загребающее движение в левый задний сектор, оказываясь возле левого бедра. Рука чуть согнута в локте, пальцы направлены в левый сектор, центр ладони нажимает вниз. Правая рука (пальцы направлены в левый сектор, центр ладони обращён назад) от правого уха (центр ладони почти задевает ухо) вытягивается в левый сектор, рука чуть согнута в локте, кисть располагается на уровне плеч, пальцы направлены вверх, центр ладони обращён в левый сектор.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня правой рукой слева-снизу, я загребающим движением левой руки отвожу его атаку влево-наружу, вынуждая его силу провалиться в пустоту. Его тело непременно перекосится вперёд, я же, шагнув левой ногой, препятствую движению его правой пятки, а правой рукой наношу удар в грудь.

 

ЛОУСИ АОБУ — 2

Разъяснение формы:  правая нога делает шаг в левый передний сектор и сгибается в колене (голень размещается перпендикулярно земле, бедро — параллельно}, левая нога распрямляется, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно правая рука (пальцы направлены в левый сектор, центр ладони обращён вниз) из положения в левом заднем секторе от правого колена идёт вокруг колена загребающим движением в левый передний сектор, оказываясь возле правого бедра. Рука чуть согнута в локте, пальцы направлены в левый сектор, центр ладони нажимает вниз. Левая рука (пальцы направлены в левый сектор, центр ладони обращён назад) от левого уха (центр ладони почти задевает ухо) вытягивается в левый сектор, рука чуть согнута в локте, кисть располагается на уровне плеч, пальцы направлены вверх, центр ладони обращён в левый сектор.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня левой рукой справа-снизу, я загребающим движением правой руки отвожу его атаку вправо-наружу, затем шагаю правой ногой, препятствуя движению его левой пятки, а левой рукой наношу удар в грудь.

 

ЛОУСИ АОБУ — 3

Разъяснение формы:  левая нога делает шаг в левый передний сектор и сгибается в колене (голень размещается перпендикулярно земле, бедро — параллельно), правая нога распрямляется, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно левая рука (пальцы направлены в левый сектор, центр ладони обращён вниз) идет загребающим движением вниз к левому колену и останавливается у левого бедра. Рука чуть согнута в локте, пальцы направлены елевый сектор, центр ладони нажимает вниз. Правая рука (пальцы направлены в левый сектор, центр ладони обращён назад) от правого уха (центр ладони почти задевает ухо) вытягивается в левый сектор, рука чуть согнута а локте, кисть располагается на уровне плеч, пальцы направлены вверх, центр ладони обращён в левый сектор.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня правой рукой слеаа-снизугя загребающим движением левой руки отвожу его атаку влево-наружу, затем шагаю левой ногой, препятствуя движению его правой пятки, а правой рукой наношу удар в грудь.

 

ШОУХУЭЙ ПИБА ШИ— 1

Краткое пояснение:  в движениях этой формы руки вместе обхватывают, словно удерживая гитару-пи5а . Отсюда и название шоухуэй пиба  («руками сыграть на пиба»).

Разъяснение формы:  левая нога оттягивается на полшага в  сторону правого сектора и пяткой ставится на землю, носок задирается вверх, нога слегка согнута в колене; правая нога оседает, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно левая рука от левого бедра идёт обнимающим движением в сторону левого сектора и поднимается, ладонь вертикальна (пальцы направлены вверх, центр ладони обращён в передний сектор), локоть свешивается, рука размещается перед грудью. Правая ладонь располагается вертикально (пальцы направляются вверх, центр ладони обращён в задний сектор), локоть свешивается, рука размещается возле левой руки перед грудью. Большой палец левой руки располагается напротив носа, большой палец правой руки размещается напротив горла. Корпус обращён в сторону левого сектора.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня левой рукой, я «втягиваю» его правой рукой. Если противник, используя момент, правой рукой толкнёт меня в грудь, то я, используя его силу, левой рукой затягиваю по движению его правую руку.

 

ШОУХУЭЙ ПИБА ШИ — 2

Разъяснение формы:  левая нога отшагивает на полшага в левый задний сектор (то есть под 45°), правая нога приставляется к ней, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно руки из положения в левом секторе идут в задний сектор, описывая полуокружность (то есть смещаясь на 180°) и возвращаются в исходное положение; только теперь левая ладонь обращена центром вниз в левый сектор, а правая ладонь обращена центром вверх в правый сектор. Большие пальцы обеих рук обращены в левый сектор.

Разъяснение применения:  если затянутый мною противник хочет выдернуть корпус и оторваться от меня, то я с шагом толкаю вдоль его усилия. Если противник, используя момент моего толчка, выдёргивает правую руку и вновь бьёт меня из сектора слева-сзади от меня, то я левой рукой затягиваю его влево-назад, вынуждая его силу уйти в пустоту, а затем левой рукой толкаю его, помогая при этом правой рукой.

 

ЦЗИНЬБУ БАНЬЛАНЬЧУЙ — 1

Краткое пояснение:  проводя цзиньбу баньланьчуй  («с продвижением вперёд отвести, преградить и ударить») я продвигаюсь вперёд, рукой отвожу руку противника, преграждаю ему продвижение вперёд и, пользуясь моментом, наношу удар кулаком.

Разъяснение формы:  левая нога делает шаг в левый сектор и сгибается в колене, правая нога распрямляется, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно левая кисть (пальцы направлены в левый сектор, центр ладони обращён вниз) и правая кисть (пальцы направлены в левый сектор, центр ладони обращён вверх), следуя корпусу, вытягиваются в левый сектор, средний палец левой руки размещён примерно напротив бровей, средний палец правой руки примыкает клевому запястью. Чуть повернуться в левый задний сектор, затем левый носок задирается, стопа опирается на землю пяткой, нога остаётся чуть согнутой в колене, тело смещается в правый сектор, правая стопа не двигается, правая нога оседает, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно левая вертикальная ладонь (пальцы направлены вверх, центр ладони обращён в передний сектор) смещается к положению перед грудью, локоть свешивается; правая кисть, сжимаясь в кулак, возвращается к правой стороне поясницы и останавливается у правого бока, кулак обращён внутренним краем вверх. Тело по-прежнему обращено в левый сектор.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня правой рукой, я левой рукой затягиваю его вправо-вперёд, одновременно шагаю левой ногой, преграждая движение его правой пятке, правую руку сжимаю в кулак, готовясь к возможным трансформациям противника,

 

ЦЗИНЬБУ БАНЬЛАНЬЧУЙ — 2

Разъяснение формы:  левый носок ставится на землю, нога сгибается в колене, правая нога распрямляется, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно левая ладонь не двигается, правый кулак следуя левой ладони вытягивается в левый сектор, рука остаётся слегка согнутой в локте, кулак оказывается на уровне плеч, будучи обращенным внутренним краем вверх, пальцы левой руки примыкают к правой руке, помогая форме.

Разъяснение применения:  противник выдёргивает правую руку, намереваясь оторваться от меня, я же, используя его силу выдёргивания, кулаком наношу удар в грудь.

 

ЖУФЭН СЫБИ — 1

Краткое пояснение:  смысл формы жуфэн сыби  («словно запечатывая, будто закрывая») — в запечатывании-закрывании противника. Давая отпор врагу, защитить себя и уклониться от врага, воспользоваться ситуацией и ударить врага. Нет такого, что уклонился от противника и не ударил.

Разъяснение формы:  левый носок поднимается вверх, нога остаётся слегка согнутой в колене; правая стопа не двигается, нога оседает вниз, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно левая рука вытягивается из-под правой подмышечной впадины (пальцы направляются вверх, центр ладони обращается в правый сектор) и в движении огибает правую руку снаружи, правый кулак разжимается, правая рука медленно оттягивается к груди, перекрещенные руки размещаются перед грудью. Затем руки разделяются в стороны (пальцы направляются вверх, центры ладоней обращаются в правый сектор), локти свешиваются вниз, кисти рук разведены на ширину плеч.

Разъяснение применения:  противник левой рукой схватил меня за правую руку, я левой рукой преграждаю его руку, а правую руку выдёргиваю. Если противник, воспользовавшись моментом, ударит меня в грудь, то я двумя руками запечатываю его движение, ожидая дальнейших трансформаций.

 

ЖУФЭН СЫБИ — 2

Разъяснение формы:  левый носок ставится на землю, нога сгибается в колене в левый сектор, правая нога распрямляется, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно руки совместно толкают в левый сектор, руки остаются слегка согнутыми в локте, ладони размещены на уровне плеч, пальцы направлены вверх, центры ладоней обращены в левый сектор, расстояние между ладонями — ширина плеч.

Разъяснение применения:  противник толкает меня двумя руками, я развожу их в стороны, заставляя его силу провалиться в пустоту, а затем толкаю его в грудь.

 

БАОХУ ГУЙШАНЬ- 1

Краткое пояснение:  форма баоху гуйшань  («обхватить тигра, вернуться на гору») называется так потому, что форма противника яростна как у тигра, а я, используя ситуацию, рукой обхватываю и возвращаюсь.

Разъяснение формы:  руки опускаются вниз, размещаясь по сторонам от левого колена. Затем тело поворачивается в передний сектор (то есть на 90°), правая стопа не двигается, левая стопа приставляется к правой. Одновременно руки медленно поднимаются до положения над макушкой: левая — через левую сторону, правая — через правую. Центры ладоней перекрещиваются, правая рука оказывается впереди, левая — позади. Затем перекрещенные руки опускаются к положению перед грудью. Вес тела распределён поровну между ногами.

Разъяснение применения:  если противник хочет развести мои руки и атаковать меня, то я двумя руками увожу вниз силу противника и вбираю-втягиваю её.

 

БАОХУ ГУЙШАНЬ — 2

Разъяснение формы:  левая нога отставляется на полшага в левый передний сектор (то есть под 45°) и сгибается в колене, правая нога распрямляется, корпус обращается в левый передний сектор, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно левая рука идёт загребающим движением вниз к левому колену и останавливается у левого бедра; рука остаётся слегка согнутой в локте, пальцы направлены в левый передний сектор, центр ладони нажимает вниз. Правая рука поднимается к правому уху, пальцы направляются в левый передний сектор, центр ладони размещается напротив уха.

Разъяснение применения:  находящийся слева-спереди противник бьёт меня правой рукой. Я отвожу левой рукой и поднимаю правую, ожидая его трансформаций — это называется «он не двигается — я не двигаюсь».

 

БАОХУ ГУЙШАНЬ -3

Разъяснение формы:  тело из положения в левом переднем секторе поворачивается через передний и правый сектора, оказываясь обращенным в правый задний сектор (то есть поворачивается на 180°), Затем правая нога шагает на полшага в правый задний сектор и сгибается в колене, левая нога распрямляется, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно правая рука идёт загребающим движением вниз к правому колену и останавливается у правого бедра; рука остаётся слегка согнутой в локте, пальцы направлены в правый задний сектор, центр ладони нажимает вниз. Левая рука от левого уха вытягивается в правый задний сектор, рука остаётся слегка согнутой в локте, пальцы направлены вверх, центр ладони обращён в правый задний сектор.

Разъяснение применения:  находящийся за спиной противник бьёт меня левой рукой, я поворачиваюсь, правой рукой отвожу, левой рукой наношу удар в грудь,

 

ЛАНЬ ЦЮЗ ВЭЙ — 1

 

Разъяснение формы:  правая нога отступает на полшага клевому переднему сектору и ставится на землю пяткой, носок задирается, нога остаётся слегка согнутой в колене, левая стопа не движется, левая нога оседает, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно правая вертикальная ладонь (пальцы направлены вверх, центр ладони обращён в правый передний сектор} от правого бедра поднимается вверх по кольцу и останавливается перед грудью, локоть свешивается; большой палец размещается напротив носа. Левая вертикальная ладонь (пальцы направлены вверх, центр ладони обращён в левый задний сектор) идёт к правой руке и размещается между правой рукой и грудью, локоть свешивается, большой палец размещается напротив горла.

Разъяснение применения:  я левой рукой бью противника в грудь, противник принимает удар грудью, я же, используя его силу, вбираю ее. Противник, используя момент, левой рукой бьёт меня в голову, я правой рукой затягиваю вдоль его силы.

 

ЛАНЬ ЦЮЭ ВЭЙ — 2

 

Разъяснение формы:  руки выполняют затягивание внутрь к груди (правая ладонь обращена центром вверх, левая ладонь обращена центром вниз, пальцы левой руки примыкают к правому запястью), а затем вытягиваются в правый задний сектор, Одновременно правый носок ставится на землю, нога сгибается в колене, левая нога распрямляется, вес тела смещается на правую ногу. Затем руки возвращаются из положения в правом заднем секторе в задний сектор и левый сектор, поворачиваясь по полуокружности (то есть на 180°) до положения в левом переднем секторе на уровне между плечами и грудью. Одновременно правый носок вновь задирается, левая нога оседает, вес тела смещается на левую ногу. Затем правая вертикальная ладонь (пальцы направлены вверх, центр ладони обращён в правый задний сектор) толкает в правый задний сектор, локоть свешиваете я, рука остаётся чуть согнутой в локте, пальцы направляются вверх, центр ладони обращается в правый задний сектор. Пальцы левой руки примыкают к правому запястью, центр ладони обращён в левый передний сектор. Одновременно правый носок ставится на землю, нога сгибается в колене, левая нога распрямляется, вес тела смещается на правую ногу.

Разъяснение применения:  противник бьет меня левой рукой, я правой рукой затягиваю его руку вдоль его силы, надеясь использовать момент его удара. Противник, чувствуя моё усилие, выдёргивает левую руку и вновь атакует меня с моей правой стороны, я дёргаю вдоль его силы и толкаю его.

 

СЕДАНЬБЯНЬ

Краткое пояснение: се даньбянь  («диагональная дань- бянь») — это форма даньбянь,  выполняемая в диагональном, а не в продольном направлении.

Разъяснение формы:  правая кисть свешивается вниз, образуя «крюк». Правая пятка поворачивается в правый задний сектор на прямой угол (то есть на 90°), Одновременно левая нога отступает на полшага в левый передний сектор, правый крюк не двигается, левая вертикальная ладонь (пальцы направлены вверх) проходит перед грудью и вытягивается в левый передний сектор, рука остаётся чуть согнутой в локте, локоть свешивается, пальцы направлены вверх, центр ладони обращается в левый передний сектор. Тело, следуя движению, поворачивается, обращаясь в правый передний сектор. Смотреть на правый крюк, то есть в правый задний сектор. Ноги оседают, тело центрировано, вес тела распределяется на обе ноги поровну.

Разъяснение применения:  когда противник неожиданно атакует меня сзади, желая использовать момент моей неготовности, и правой рукой бьёт меня в спину, то я оседаю вниз, уходя от его атаки, а левой рукой бью его в грудь.

 

ЧЖОУДИ КАНЬЧУЙ

Краткое пояснение:  форма чжоуди канъчуй ( «под локтем смотреть на удар») называется так потому, что смотришь на защиту под локтем, чтобы ударить. Когда в схватке с противником я бью локтем, то, опасаясь, чтобы противник не воспользовался моментом и не ударил бы меня из-под локтя в корпус, защищаюсь от этого удара.

Разъяснение формы:  используя левую стопу в качестве оси вращения поднимаю правую ногу и из положения в правом заднем секторе веду её а правый сектор и передний сектор, поворачиваясь, пока правая стопа и левая стопа не окажутся на прямой линии «вперёд-назад»; тело, следуя движению, обращается в левый сектор. Одновременно правый крюк разжимается (пальцы направляются наружу, центр ладони обращается вниз), следуя повороту корпуса из положения в правом заднем секторе рука идет в правый сектор, передний сектор и левый сектор, оказываясь в заднем секторе. Левая рука из положения в левом переднем секторе идёт в левый сектор и задний сектор, оказываясь в правом секторе. Затем левая кисть сжимается в кулак, возвращается к пояснице, вытягивается в левый сектор, сгибается и поднимается вверх, оказываясь в левом заднем секторе возле головы у левого плеча; локоть свешивается вниз, оказываясь на одной вертикали с кулаком, кулак обращён внутренним краем в правый сектор. Правая кисть сжимается в кулак и размещается под левым локтем. Одновременно левая нога поднимается и делает полшага а левый передний сектор, становясь на землю пяткой, носок приподнят, нога остаётся слегка согнутой в колене, правая нога оседает вниз, вес тела смещается на правую ногу.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня правым кулаком, я левой рукой затягиваю его, вынуждая его силу провалиться в пустоту, тело при этом непременно подастся вперёд, затем правым кулаком бью его в рёбра,

 

ДАО НЯНЬ ХОУ — 1

Краткое пояснение:  выполняющий форму дао нянь хоу  («отступая отгонять обезьяну») отступает назад, завлекая врага. Когда обезьяна, встретившись с человеком, бросается вперед, я отступаю, завлекая её. Обезьяна непременно бросится в погоню с  ударами, а я же, улучив момент, неожиданно бью её в голову.

Разъяснение формы:  левая нога отступает на шаг в правый сектор и распрямляется, правая нога, не сдвигаясь с места, сгибается в колене, вес тела остаётся на правой ноге. Одновременно левая вертикальная ладонь вытягивается в левый сектор на уровне плеч, рука остаётся чуть согнутой в локте, пальцы направлены вверх, центр ладони обращён в левый сектор. Правая рука идёт загребающим движением вниз к правому колену, останавливаясь возле правого бедра; рука остаётся чуть согнутой в локте, пальцы направлены в левый сектор, центр ладони нажимает вниз.

Разъяснение применения:  приближающийся противник яростно атакует. Я сначала отступаю назад, уходя от его атаки, используя момент, правой рукой отвожу руку (или ногу) противника, а затем левой рукой наношу встречный удар в голову.

 

ДАО НЯНЬ ХОУ -2

Разъяснение формы:  правая нога отступает на шаг в правый сектор и распрямляется, левая нога не двигаясь с места сгибается в колене, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно левая рука идёт загребающим движением вниз к левому колену, останавливаясь возле левого бедра; рука остаётся чуть согнутой в локте, пальцы направлены в левый сектор, центр ладони нажимает вниз. Правая кисть от правого бедра поднимается к правому уху, а затем вытягивается в левый сектор на уровне плеч, рука остаётся чуть согнутой в локте, пальцы направлены вверх, центр ладони обращён в левый сектор.

Разъяснение применения:  симметрично предыдущему.

 

ДАО НЯНЬ ХОУ — 3

 

Форма и применение аналогичны дао нянь хоу — 1.

 

СЕФЭЙ ШИ

Краткое пояснение:  се фэй ши  («форма косого полёта») названа так потому, что подобна подъёму крыльев птицы, летящей по диагонали.

Разъяснение формы:  левая нога делает шаг в левый сектор и сгибается в колене, правая нога распрямляется, корпус перекашивается влево, голова поворачивается вправо. Левая кисть вытягивается влево-вверх, рука остаётся чуть согнутой в локте, пальцы направляются влево-вверх, центр ладони обращается вправо-вверх. Правая кисть вытягивается вправо-вниз, рука остаётся чуть согнутой в локте, пальцы направляются вправо-вниз, центр ладони обращается влево-вниз. Руки подобны поднятым диагонально крыльями летящей птицы. Бес тела смещается на левую ногу. Взгляд устремлён на правую кисть. Тело хоть и перекошено влево, но не падает ниц.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня правой рукой, я левой рукой затягиваю её, уводя силу в пустоту, его тело при этом непременно подастся вперёд. Опасаясь упасть, противник отступает назад, намереваясь оторваться от меня, я же, следуя его силе, левой рукой пронизываю под его правой подмышкой и бросаю его.

 

ХАЙ ДИ ЧЖЭНЬ

Краткое пояснение:  форму хай ди чжэнь  («драгоценность на дне моря») еще называют хай ди чжэнь  («игла на дне моря»), смысл в том, чтобы рукой словно кольнуть вниз.

 

1 Вероятно, пропущено описание поворота корпуса прим, перев.

 

Разъяснение формы:  левая нога оттягивается на полшага к правому сектору и касается земли носком, нога остаётся немного согнутой в колене, правая нога оседает вниз, вес тела смещается на правую ногу1. Одновременно правая рука возвращается к положению перед грудью, а затем сгибается в локте и вытягивается вниз в левый сектор, кончики пальцев направлены вниз перед коленом (пальцы направлены вниз, центр ладони обращён в задний сектор). Левая рука от левого бедра идёт к положению перед грудью, локоть свешивается, вертикальная ладонь нажимает на правую руку, пальцы направлены вверх, центр ладони обращён к переднему сектору.

Разъяснение применения:  я правой рукой затягиваю противника, уловив момент ослабления его силы тяну вниз и делаю точечный укол.

 

ШАНЬТУН БЭЙ

Краткое пояснение:  в форме шаньтун бэй  («по горе сквозь спину») усилие спины идёт единым выбросом, даже горе трудно устоять.

Разъяснение формы:  левая нога делает полшага в левый сектор, корпус обращается в передний сектор, ноги оседают, вес тела распределяется поровну между ногами. Одновременно правая рука поднимается в левый сектор, ладонь оказывается на уровне лба, пальцы направляются в левый сектор, центр ладони обращается к заднему сектору. Левая рука примыкает пальцами к правой руке и, следуя ей, поднимается влево, ладонь оказывается напротив носа. Затем правая ладонь из положения центром назад поворачивается в положением центром вниз, а потом — центром вперёд, далее рука сдвигается вправо, оказываясь над макушкой, пальцы направляются в левый сектор, центр ладони обращается вперёд-вверх. Левая вертикальная ладонь вытягивается горизонтально влево, локоть свешивается, рука остаётся чуть согнутой в локте, сохраняя округлую форму, пальцы направлены вправо-вверх, центр ладони обращён к переднему сектору. Голова немного повёрнута влево, смотреть на левую ладонь.

Разъяснение применения:  я атакую с помощью хай ди чжэнь,  противник правой рукой резко бьёт меня в голову. Я правой рукой зацепляю и затягиваю его, левой рукой бью в корпус.

 

ПЕШЭНЬЧУЙ

Краткое пояснение:  в форме пешэнь чуй  («отбросить корпусом и ударить») противник атакует меня сзади, я корпусом отбрасываю его, а затем бью кулаком.

Разъяснение формы:  кисти рук сжимаются в кулаки и отводятся к левому боку, корпус немного сдвигается влево, голова поворачивается вправо, вес тела смещается на левую ногу. Затем правая нога отшагивает на полшага в правый задний сектор и сгибается в колене, левая нога распрямляется, корпус обращается вправо. Одновременно правый кулак откидывается вправо, оказываясь перед грудью в правом заднем секторе, локоть свешивается, кулак и запястье — на одной горизонтали, сгиб запястья обращён вверх. Левая вертикальная ладонь (пальцы направлены вверх центр ладони обращён к заднему сектору) смещается в положение перед грудью, оказываясь справа-сверху от правого кулака, локоть свешивается. Корпус перекашивается вправо, вес тела смещается на правую ногу.

Разъяснение применения:  находящийся сзади противник правой рукой бьёт меня в спину. Я, откидывая корпус, поворачиваюсь назад, заставляя его силу истечь, правым кулаком преграждаю вниз запястье противника и провожу срывание-цай. Если противник захочет выдернуть руку и оторваться от меня — я, следуя его силе выдёргивания, провожу вдоль неё удар.

 

ТУЙВУ БАНЬЛАНЬЧУЙ — 1

Краткое пояснение:  проводя туйбу баньланьчуй  («с отступлением назад отвести, преградить и ударить») я отступаю на зад, отвожу руку противника, преграждаю ему продвижение вперёд и, пользуясь моментом, наношу удар кулаком.

Разъяснение формы:  правая нога отступает на шаг к левому сектору, сгибается в колене и оседает, левый носок задирается, нога стоит на пятке, оставаясь слегка согнутой в колене, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно правый кулак возвращается к пояснице и оттягивается в левый сектор, оказываясь у правого бока; кулак обращён внутренним краем вверх. Левая вертикальная ладонь следует отступлению корпуса в левый сектор, по-прежнему размещаясь перед грудью, локоть свешивается. Корпус остаётся обращенным в правый сектор, смотреть в правый сектор.

Разъяснение применения:  отступлением заставляю истечь силу противника, улучив момент, отвожу и преграждаю руки противника, ожидая трансформаций.

 

ТУЙБУ БАНЬЛАНЬЧУЙ — 2

Разъяснение формы:  левая нога сгибается в колене, правая нога распрямляется, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно правый кулак вдоль левой ладони вытягивается в правый сектор, рука остаётся чуть согнутой в локте, кулак располагается на уровне плеч, внутренний край кулака обращён вверх. Пальцы левой руки примыкают к правой руке, помогая форме.

Разъяснение применения:  я провёл отвод и преграждение рук противника, он старается выдернуть корпус и оторваться от меня, я, следуя его силе, наношу удар кулаком.

 

ШАНШИ ЛАНЬЦЮЭВЭЙ

 

Шаньши ланьцюэвэй («верхняя форма, лань цюэ вэй»)  совпадает с ранее описанным лань цюэ вэй — 3.

 

ЮНЬШОУ — 1

Краткое пояснение:  в форме юньшоу  («руки-облака») движения рук подобны клубящимся облакам.

Разъяснение формы:  правая нога сгибается в колене, левая нога распрямляется, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно правый «крюк» разжимается*, рука поднимается вверх и размещается справа от головы; пальцы направлены влево-вверх, центр ладони обращён вправо-вверх. Левая рука из положения слева опускается вниз до положения перед животом и размещается напротив пупка (пальцы направлены вправо, центр ладони обращён вверх). Затем рука поднимается вправо, соприкасаясь пальцами с правым запястьем, центр ладони остаётся обращённым вверх.

 

2 Похоже, что в тексте пропущена форма даньбянь, имеющаяся в других описаниях этого комплекса —  прим. перев.

 

Разъяснение применения:  противник атакует меня справа, я правой рукой вхожу в контакт с его рукой и приподнимаю её вверх. Если противник желая освободиться выдёргивает руку, то я швыряю его вдоль его силы. Если противник захочет с силой надавить вниз, то я поднимаю вверх и применяю усилие-ле.

 

ЮНЬШОУ — 2

Разъяснение формы:  левая нога сгибается в колене, правая нога приставляется к левой, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно левая рука поднимается и из положения справа идёт вверх, размещаясь над головой. Затем ладонь переворачивается центром наружу и опускается влево-вниз до уровня плеч, оказываясь с ними на одной горизонтали; рука чуть согнута в локте, пальцы направлены вверх, центр ладони обращён влево. Правая рука из положения справа идёт вниз к низу живота и размещается напротив пупка (пальцы направлены влево, центр ладони обращён вверх). Затем рука поднимается влево, соприкасаясь пальцами с левым запястьем, центр ладони остаётся обращённым вверх.

Разъяснение применения:  противник атакует меня слева, я левой рукой затягиваю его наружу, а затем бью его в грудь.

 

ЮНЬШОУ — 3

Разъяснение формы:  левая нога отставляется на шаг в левый сектор и выпрямляется, правая нога сгибается в колене, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно правая рука поднимается вверх и размещается над головой. Затем ладонь переворачивается центром наружу и опускается вправо, ладонь оказывается на одной горизонтали с плечами; рука чуть согнута в локте, пальцы направлены вверх, центр ладони обращён в правый сектор. Левая рука из положения слева опускается вниз до положения перед животом и размещается напротив пупка (пальцы направлены вправо, центр ладони обращён вверх). Затем рука поднимается вправо, соприкасаясь пальцами с правым запястьем, центр ладони остаётся обращённым вверх.

Разъяснение применения:  противник атакует меня справа, я правой рукой затягиваю его наружу и отбрасываю.

 

ГАОТАНЬ МА — 1

Краткое пояснение: в форме гао тань ма  («высоко тянуться с лошади») корпус тянется вверх, вытягиваясь так высоко, словно человек сидит на лошади,

Разъяснение формы:  левая нога оттягивается на пал-шага к правому сектору и носком касается земли, пятка приподнимается, нога остаётся слегка согнутой в колене, корпус обращается к левому сектору, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно левая кисть, обращённая ладонью вверх, оттягивается в сторону правого сектора к положению перед грудью, локоть свешивается. Правая ладонь обращается центром вниз и из положения справа перед грудью проходит влево, останавливаясь в левом секторе сверху от левой руки; ладонь располагается на уровне носа.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня, я левой рукой затягиваю его, правой рукой наношу встречный удар в лицо.

 

ЦЗОЮ ФЭНЬЦЗЯО — 1

Краткое пояснение:  в форме цзою фэньцзяо  («слева и справа разделяющие ноги») левая и правая ноги наносят влево и вправо разделяющие удары.

Разъяснение формы:  руки затягивают в правый задний сектор, сжимаются в кулаки и перекрещиваются у левых рёбер (правый кулак оказывается снаружи, левый — внутри). Затем руки поднимаются над головой, кулаки разжимаются, ладони расходятся влево и вправо: правая ладонь идёт в левый передний сектор, левая ладонь идёт в правый задний сектор, руки оказываются на одной прямой, они слегка согнуты в локтях, ладони располагаются на уровне плеч, пальцы направлены вверх. Одновременно правая нога поднимается и наносит в левый передний сектор удар вместе с правой ладонью; нога остаётся слегка согнутой в колене, носок направлен вверх, подошва обращена в левый передний сектор. Вес тела — на левой ноге.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня левой рукой, я Правой рукой затягиваю его вправо-назад. Противник вырывает руку и оттягивает корпус, рассчитывая оторваться, я, действуя вдоль его вырывающей вверху силы, правой рукой откидываю его руку, и, используя его силу оттягивания назад, правой ногой бью вперёд в корпус.

 

ГАОТАНЬ МА — 2

Разъяснение формы:  правая нога ставится на землю и немного сгибается в колене, левая нога распрямляется, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно руки сжимаются а кулаки и идут внутрь к положению перед грудью, обращаясь запястными сгибами к груди (правый кулак оказывается снаружи, левый — внутри). Затем левый кулак разжимается и вытягивается мимо правого кулака в левый задний сектор, рука остаётся слегка согнутой в локте,  локоть свешивается, пальцы направлены вверх, центр ладони обращён в левый передний сектор. Правый кулак разжимается и идёт вниз к положению перед грудью, пальцы направляются в левый сектор, центр ладони обращается вверх.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня правой рукой, я правой рукой выполняю срывание вправо-вперёд, а левой рукой наношу удар в лицо.

 

ЦЗОЮ ФЭНЬЦЗЯО — 2

Разъяснение формы:  руки затягивают в правый передний сектор, сжимаются в кулаки и перекрещиваются у правых ребер (левый кулак оказывается снаружи, правый — внутри). Затем руки поднимаются над головой, кулаки разжимаются, ладони расходятся влево и вправо: левая ладонь идёт в левый задний сектор, правая ладонь идёт в правый передний сектор, руки оказываются на одной прямой, они слегка согнуты в локтях, ладони располагаются на уровне плеч, пальцы направлены вверх. Одновременно левая нога поднимается и наносит в левый задний сектор удар вместе с левой ладонью; нога остаётся слегка согнутой в колене, носок направлен вверх, подошва обращена в левый задний сектор.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня правой рукой, я левой рукой затягиваю его вправо-вперёд. Если противник сопротивляется рукой вверху, то я, действуя вдоль его силы, отбрасываю его вверх, его сила уйдёт в пустоту и тело непременно отклонится назад, я же, пользуясь моментом, бью его ногой.

 

ЧЖУАНЬШЭНЬ ДЭНЦЗЯО

Краткое пояснение:  в форме чжуаншэнь дэнцзяо  («разворот тела и толчок стопой») тело разворачивается назад, после чего ногой наносится толчковый удар по врагу.

Разъяснение формы:  руки сжимаются в кулаки и идут внутрь, размещаясь под правыми рёбрами (левая рука оказывается снаружи, правая — внутри). При этом левое бедра не двигается, голень свешивается вертикально, используя правую стопу в качестве оси вращения происходит поворот на полкруга из левого заднего сектора и вправо, тело обращается в правый сектор. Затем кулаки разжимаются, поднимаются над головой и расходятся влево и вправо, ладони оказываются на уровне плеч, левая ладонь вытянута в правый сектор, правая ладонь вытянута в левый сектор, руки слегка согнуты в локтях и располагаются на одной прямой, пальцы направлены вверх. Одновременно левая голень наносит толчковый удар в правый сектор, нога остаётся слегка согнутой в колене, носок направляется вверх, подошва обращается в правый сектор.

Разъяснение применения:  противник атакует меня сзади, я поворачиваюсь лицом к нему, левой рукой вверху бью его в лицо. Противник непременно постарается защитить голову, я же бью левой ногой.

 

ЦЗИНЬБУ ЦЗАЙЧУЙ — 1

Краткое пояснение:  в форме цзиньбу цзайчуй  («с продвижением вперёд нанести вертикальный удар кулаком сверху вниз») производится продвижение вперёд и наносится удар кулаком вниз, словно некий предмет вертикально втыкается в землю.

Разъяснение формы:  левая нога ставится на землю и сгибается в колене, правая нога распрямляется, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно левая кисть идёт загребающим движением к левому колену и останавливается у левого бедра, рука остаётся слегка согнутой в локте, пальцы направлены в правый сектор, центр ладони нажимает вниз. Правая рука от правого уха вытягивается в правый сектор, рука остаётся слегка согнутой в локте, пальцы направлены вверх, центр ладони обращён в правый сектор.

 

Разъяснение применения:  противник загребающим движением правой руки цепляет мою левую ногу, я ставлю левую ногу на землю, загребающим движением левой руки цепляю руку противника, правой рукой бью его в грудь.

 

ЦЗИНЬБУ ЦЗАЙЧУЙ — 2

Разъяснение формы:  правая нога делает шаг в правый сектор и сгибается в колене, левая нога распрямляется, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно правая кисть идёт загребающим движением вниз к правому колену и останавливается у правого бедра, рука остаётся слегка согнутой в локте, пальцы направлены в правый сектор, центр ладони нажимает вниз. Левая рука от левого уха вытягивается в правый сектор, рука остаётся слегка согнутой в локте, пальцы направлены вверх, центр ладони обращён в правый сектор.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня левой рукой, я отвожу её загребающим движением правой руки, левой рукой бью противника в грудь.

 

ЦЗИНЬБУ ЦЗАЙЧУЙ — 3

Разъяснение формы:  левая нога делает шаг 8  правый сектор и сгибается в колене, правая нога распрямляется, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно правая рука, сжимаясь в кулак, от правого уха идёт в правый сектор вниз; левая кисть идёт загребающим движением вниз к левому колену, а затем пальцами примыкает к правой руке, помогая форме.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня правой рукой, я отвожу ее загребающим движением левой руки, правой рукой бью противника в лицо. Противник загребающим движением левой руки отводит мою правую руку вниз, а я, действуя вдоль его силы, сжимаю кисть в кулак и бью его в живот.

 

ФАНЬШЭНЬ ПЕШЭНЬЧУЙ

 

Краткое пояснение:  в форме фаншэнь пешэньчуй  («развернувшись отбросить корпусом и ударить») противник атакует, находясь сзади, я же разворачиваюсь назад, отбрасываю корпусом и, уловив момент, бью кулаком.

Разъяснение формы:  кисти рук сжимаются в кулаки и смещаются к положению под левыми рёбрами (правая кисть оказывается снаружи, левая — внутри). Корпус перекашивается в правый сектор, голова поворачивается в левый сектор. Затем из положения в правом секторе повернуться в задний сектор и левый сектор на полкруга, одновременно левая стопа, не сдвигаясь с места, служит осью вращения, правая нога отшагивает на полшага в левый сектор, корпус обращается в левый сектор, правая нога сгибается в колене, левая нога распрямляется, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно правый кулак смещается к левой стороне груди, оказываясь на одном уровне с правым локтем, запястье обращено сгибом вверх. Левая вертикальная ладонь размещается перед правым кулаком, локоть свешивается, пальцы направлены вверх, центр ладони обращён в передний сектор, большой палец размещается напротив горла.

Разъяснение применения:  находящийся зз спиной противник бьёт меня правой рукой. Я с помощью отбрасывающего поворота корпуса ухожу от удара, правым кулаком выполняю срывание-цай по правой руке противника. Если он сопротивляется или выдёргивает её внутрь, то я, действуя вдоль его силы, наношу удар,

 

ГАОТАНЬМА

Краткое пояснение:  см. выше.

Разъяснение формы:  левая нога делает шаг в левый задний сектор и сгибается в колене, правая нога распрямляется, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно левая кисть располагается в левом заднем секторе напротив груди на одном уровне с левым локтем, центр ладони обращен вверх, пальцы направлены в левый сектор. Правый кулак разжимается и размещается в левом секторе сверху от левой ладони, пальцы направлены вверх центр ладони обращён в задний сектор, большой палец размещается напротив горла3.

Разъяснение применения:  находящийся слева-сзади противник бьёт меня, я левой рукой затягиваю его, и сила противника уходит в пустоту, корпусом он непременно подастся вперёд, я же правой рукой наношу встречный удар в лицо.

 

ФАНЬШЭНЬ ЭРЦИЦЗЯО

Краткое пояснение:  в форме фаньшэнь эрцицзяо  («разворот корпуса и две взлетающие стопы»} происходит разворот корпуса назад4, после чего левая и правая стопы наносят непрерывные удары.

Разъяснение формы;  руки выполняют затягивание в правый задний сектор, а затем сжимаются в кулаки, размещаясь под левыми рёбрами (правая рука оказывается снаружи, левая — внутри). Затем кулаки разжимаются и поднимаются над головой, руки наносят разделяющиеся удары в левый передний и правый задний сектора, правая ладонь оказывается в левом переднем секторе, левая ладонь — в правом заднем секторе, ладони — на уровне плеч, пальцы направлены вверх. Одновременно левая нога поднимается и наносит удар до горизонтали в левый сектор, после чего ставится на землю, правая нога поднимается и наносит удар до горизонтали в направлении правой ладони, нога остаётся чуть согнутой в колене, носок направляется вверх, подошва обращается в левый передний сектор. Бес тела смещается на левую ногу.

 

3Ошибка автора: на фотографии явно изображён вариант, зеркальный описываемому — прим. перев.

4В разъяснении формы никакого разворота нет — прим. перев.

 

Разъяснение применения:  противник бьёт меня левой рукой, я левой рукой затягиваю её вправо-назад. Противник оттягивает корпус назад, я же, следуя его силе, бью левой ногой. Противник загребающим движением правой руки вниз отбивает мою левую ногу, я тут же ставлю левую ногу на землю, правой рукой отбрасываю левую руку противника влево-вперёд, правой ногой наношу удар по его рёбрам.

 

ДА ХУ ШИ 1

Краткое пояснение:  название дахуши (форма «ударить тигра») происходит от её внешнего вида.

Разъяснение формы:  правая нога оттягивается в правый передний сектор и ставится на землю, левая нога отшагивает на полшага в правый передний сектор и носком касается земли, пятка приподнята, нога остаётся слегка согнутой в колене, правая нога оседает, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно ладони сходятся над макушкой и опускаются вниз к положению перед грудью. Затем правая кисть сжимается в кулак и опускается вниз мимо живота, потом поднимается вверх мимо бока и размещается спереди-сверху от головы; кулак обращается внутренним краем вниз, сгиба запястья обращается в левый сектор. Левая кисть сжимается в кулак, идёт к положению в левом переднем секторе возле груди, оказываясь на одном уровне с левым локтем, кулак обращается внутренним краем вверх, сгиб запястья обращается в правый сектор. Внутренние края кулаков обязательно должны быть противонаправлены по вертикали, смотреть в левый сектор.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня правой рукой, я затягиваю правой рукой, дожидаясь его трансформаций. Происходит накопление усилия и подготовка к «ударянию тигра».

 

ДА ХУ ШИ — 2  

Разъяснение формы:  левая нога отшагивает на шаг в правый задний сектор, правая нога тоже отшагивает на шаг в правый задний сектор. Одновременно левый кулак опускается вниз и вновь поднимается вверх, оказываясь в заднем секторе сверху от головы, кулак обращается внутренним краем вниз, сгиб запястья обращён в левый сектор. Правый кулак смещается к положению в левом заднем секторе около груди, оказываясь на одном уровне с правым локтём, внутренний край кулака обращается вверх, сгиб запястья обращается в правый сектор. Внутренние края кулаков обязательно должны быть противонаправлены по вертикали. Затем правое колено поднимается, соприкасаясь с правым локтём, голень свешивается вниз, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно правая рука вытягивается в левый передний сектор, оставаясь слегка согнутой в локте, пальцы направляются вверх, центр ладони обращается в левый передний сектор. Левая рука вытягивается в правый задний сектор, оставаясь слегка согнутой в локте, пальцы направляются вверх, центр ладони обращается а правый задний сектор, Правая стопа наносит удар в левый передний сектор в направлении правой руки, нога остаётся слегка согнутой в колене, носок направляется вверх, подошва обращается в левый передний сектор.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня левой рукой, я правой рукой затягиваю её. Противник сопротивляется вверх и выдёргивает руку — я, следуя его силе, отбрасываю его, при этом нанося ногой удар в живот.

 

ШУАНФЭН ГУАНЬЭР

Краткое пояснение:  в форме шуанфэн гуаньэр  («два ветра пронизывают уши») две руки наносят удар по ушам, применение быстрое подобно ветру.

Разъяснение формы:  правая нога делает шаг в левый передний сектор и сгибается в колене, левая нога распрямляется, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно ладони сходятся перед грудью и опускаются вниз к положению над правым коленом, где сжимаются в кулаки и, расходясь в стороны, идут через передний и задний сектора, двигаясь снизу вверх до уровня плеч. Затем руки, сохраняя округлую форму, движутся в левый сектор, кулаки противонаправляются перед грудью; руки продолжают сохранять округлую форму, смотреть влево.

Разъяснение применения:  противник двумя руками бьёт меня в грудь, я руками развожу его руки в стороны, а затем кулаками бью его па ушам.

 

ПИШЭНЬ ТИЦЗЯО

Краткое пояснение:  в форме пишэнь тицзяо  («с накидкой на теле пнуть ногой») корпус становится боком и наносится удар ногой вперёд.

Разъяснение формы:  сжатые в кулаки руки перекрещиваются и размещаются под правыми рёбрами (правый кулак оказывается снаружи, левый — внутри). Одновременно правая нога прочно становится на землю, вес тела смещается на правую ногу, левая нога поднимается, сгибаясь в колене, а затем наносит удар в левый сектор, нога остаётся слегка согнутой а колене, носок направляется вверх, подошва обращается а левый сектор. Одновременно левая рука вытягивается в левый сектор вверх, рука остаётся слегка согнутой в локте, пальцы направляются вверх, центр ладони обращается в левый сектор. Правая рука вытягивается в правый сектор, рука остаётся слегка согнутой в локте, пальцы направляются вверх, центр ладони обращается в правый сектор. Ладони размещаются на уровне плеч, вытянутые в стороны руки находятся на одной прямой.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня правой рукой, я левой рукой затягиваю его. Противник выдёргивает руку и снова бьёт меня в голову, я левой рукой откидываю его руку наружу и, используя момент, когда его корпус перекосится назад, левой ногой бью его по правым рёбрам.

 

ЧЖУАНЬШЭНЬ ДЭНЦЗЯО

Краткое пояснение:  смотри выше.

Разъяснение формы:  сжатые в кулаки руки размещаются у правого бока (правый кулак оказывается снаружи, левый — внутри). При этом левое бедро не двигается, голень свешивается вниз, с правой ногой в качестве оси вращения делается полный оборот корпуса из положения в левом секторе в передний сектор, правый сектор, задний сектор и снова в левый сектор. Затем левая нога ставится на землю в правом заднем секторе у правой ноги, вес тела смещается на левую ногу. Правая рука вытягивается в левый сектор, рука остаётся слегка согнутой в локте, пальцы направляются вверх, центр ладони обращается в левый сектор. Левая рука вытягивается в правый сектор, рука остаётся слегка согнутой в локте, пальцы направляются вверх, центр ладони обращается в правый сектор. Одновременно правая нога поднимается и наносит удар в левый сектор в направлении правой ладони, нога остаётся слегка согнутой в колене, носок направляется вверх, подошва обращается в левый сектор.

Разъяснение применения:  находящийся сбоку противник бьёт меня в живот, я поворачиваюсь, чтобы избежать удара. Противник бьёт меня левой рукой, я правой рукой откидываю его руку наружу и, используя момент, бью его ногой.

 

ШАНБУ БАНЬЛАНЬЧУЙ

 

Аналогично описанному ранее цзиньбу баньланьчуй.

 

ЕМА ФЭНЬЦЗУН — 1

Краткое пояснение:  в форме ема фэньцзун  («развевающаяся грива дикой лошади») общий вид — продвижения вперёд, словно несётся дикая лошадь, ветер свистит в её гриве, которая развевается влево и вправо.

Разъяснение формы:  правая нога из положения в правом заднем секторе отставляется на полшага в правый сектор и ставится на пятку, нога слегка согнута в колене, левая стопа не двигается, нога оседает, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно вертикальные ладони помещаются перед грудью, локти свешиваются, пальцы правой руки направлены вверх, центр ладони обращён в передний сектор, большой палец располагается на уровне носа, пальцы левой руки направлены вверх, центр ладони обращён в задний сектор, она размещается между правой рукой и грудью, большой палец располагается напротив горла. Затем правая нога отшагивает в правый задний сектор и сгибается в колене, левая нога распрямляется, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно правая ладонь обращается вверх, пальцы направляются вправо, рука вытягивается в правый задний сектор, большой палец оказывается на уровне бровей. Левая ладонь обращается вниз, пальцы направляются вправо, рука вытягивается в передний сектор, большой палец располагается на уровне бедра. Лицо обращено в передний сектор, смотреть на левую ладонь.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня левой рукой, я левой рукой выполняю срывание-цай . Противник выдёргивает руку назад, избегая падения вперёд, я же действую вдоль его силы и продвигаюсь правой ногой, преграждая движение левой пятке противника, правой рукой пронизываю из-под левой руки противника и отбрасываю его.

 

ЕМА ФЭНЬЦЗУН — 2

Разъяснение формы:  левая нога делает шаг в правый передний сектор и сгибается в колене, правая нога распрямляется, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно левая рука, обращаясь ладонью вверх и направляясь пальцами в правый сектор, вытягивается в правый передний сектор, большой палец оказывается на уровне бровей. Правая рука, обращаясь ладонью вниз и направляясь пальцами в правый сектор, вытягивается в задний сектор, большой палец оказывается на уровне бедра. Лицо обращается к заднему сектору, смотреть на правую ладонь.

Разъяснение применения:  симметрично предыдущему.

 

ЕМА ФЭНЬЦЗУН — 3

 

Форма и применение аналогичны ема фэньцзун — 1.

 

ЮЙНЮЙ ЧУАНЬСО — 1

 

Краткое пояснение:  в форме юйнюй чуаньсо  («снующий челнок Нефритовой Девы») осуществляется циклический обход четырёх углов, внешний вид непорочный и спокойный, словно у милосердной и снисходительной Нефритовой Девы, а движения — ловкие, трансформации проворные, словно у ткацкого челнока, движущегося сквозь парчу.

 

Разъяснение формы: правая нога из положения а правом заднем секторе переставляется на полшага в правый сектор и ставится на землю пяткой, нога остаётся слегка согнутой в колене, левая стопа не двигается, нога оседает, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно вертикальные ладони помещаются перед грудью, локти свешиваются, пальцы правой руки направляются вверх, центр ладони обращается в передний сектор, большой палец размещается напротив носа, пальцы левой руки направляются вверх, центр ладони обращается в задний сектор, она размещается между правой рукой и грудью, большой палец располагается напротив горла. Затем правая нога делает шаг в правый задний сектор и сгибается в колене, левая нога распрямляется, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно правая рука, направляясь пальцами в правый задний сектор и обращаясь центром ладони вверх, вытягивается в правый задний сектор, левая рука, направляясь пальцами в правый сектор и обращаясь центром ладони вниз, вытягивается в передний сектор. Лицо обращается в передний сектор, смотреть на левую ладонь. Затем левая нога из положения в левом переднем секторе перешагивает в правый передний сектор и сгибается в колене, правая нога распрямляется, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно левая рука, обращаясь центром ладони к груди, вытягивается из-под правой подмышки, оказываясь снаружи от правой руки, и движется к положению снаружи от правой кисти. Потом ладони поворачиваются центрами наружу и толкают в направлении правого переднего сектора, левая рука направляется пальцами в правый задний сектор и обращается ладонью в правый передний сектор, её большой палец размещается напротив бровей, правая рука направляется пальцами вверх и обращается ладонью в правый передний сектор, её большой палец размещается напротив груди.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня правой рукой — я левой рукой затягиваю его. Противник убирает руку назад и вспарывает вверх — я следую его силе и применяю усилие-ле наружу, правой рукой наношу удар в грудь.

 

ЮЙНЮЙ ЧУАНЬСО — 2

Разъяснение формы:  руки обращаются ладонями к груди и перекрещенными размещаются перед грудью (правая рука оказывается снаружи, левая — внутри). Затем используя левую ногу в качестве оси вращения, тело из правого переднего сектора поворачивается в правый сектор, задний сектор, левый сектор и левый передний сектор, правая нога из положения в левом заднем секторе делает шаг в левый передний сектор и сгибается в колене, левая нога распрямляется, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно руки поворачиваются ладонями наружу и толкают в левый передний сектор, правая рука направляется пальцами в левый задний сектор и обращается ладонью в левый передний сектор, большой палец размещается на уровне бровей, левая рука направляется пальцами вверх и обращается ладонью в левый передний сектор, большой палец размещается на уровне груди.

Разъяснение применения:  находящийся сзади противник бьёт меня левой рукой. Я поворачиваюсь и правой рукой затягиваю его. Противник подаётся корпусом назад и вспарывает рукой, я же действую вдоль его силы и применяю усилие-ле, левой рукой наношу удар в грудь.

 

ЮЙНЮЙ ЧУАНЬСО — 3

Форма и применение аналогичны юйнюй чуаньсо — 1.

 

ЮЙНЮЙ ЧУАНЬСО — 4

Разъяснение формы:  руки обращаются ладонями к груди и перекрещенными размещаются перед грудью (правая рука оказывается снаружи, левая — внутри). При этом, используя левую ногу в качестве оси вращения, тело из левого заднего сектора поворачивается в левый сектор, передний сектор, правый сектор и правый задний сектор, правая нога делает шаг в правый задний сектор и сгибается в колене, левая нога распрямляется, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно руки поворачиваются ладонями наружу и толкают в правый задний сектор, пальцы правой руки направляются в правый передний сектор, ладонь обращается в правый задний сектор, большой палец размещается на уровне бровей, пальцы левой руки направляются вверх, ладонь обращается в правый задний сектор, большой палец размещается на уровне груди.

Разъяснение применения: аналогично юйнюй чуаньсо — 2.

 

СЯ ШИ

Краткое пояснение:  в ся ши  («низкая форма») корпус опускается вниз, уходя от противника.

Разъяснение формы:  левая нога распрямляется и опускается вниз, почти касаясь земли. Правое колено разворачивается наружу, нога полностью приседает, прямой корпус оседает вниз на правой ноге, почти касаясь земли. Одновременно вертикальные ладони размещаются перед грудью, локти свешиваются, левая ладонь располагается перед левым коленом, правая ладонь располагается между левой ладонью и грудью.

Разъяснение применения:  чтобы противник не достал до меня, я опускаюсь вниз на заднюю ногу и спокойно наблюдаю за его трансформациями.

 

ЦЗИНЬЦЗИ ДУЛИ — 1

Краткое пояснение:  в форме цзиньцзи дули  («золотой петух на одной ноге») одна нога стоит на земле, а другая поднята, руки поднимаются вверх подобно раскрывающимся крыльям, словно золотой петушок — отсюда и название.

Разъяснение формы:  левая нога медленно сгибается в колене в направлении левого сектора, руки вытягиваются к левому сектору трущим движением вдоль земли, корпус, следуя движению, подаётся к левому сектору, правая нога распрямляется, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно левая нога не двигается, правое колено поднимается вверх, корпус распрямляется, правая рука размещается в левом секторе сверху от головы, пальцы направляются к заднему сектору, ладонь обращается вверх в левый сектор, левая рука размещается перед нижней частью живота сбоку от правой ноги, пальцы направляются в передний сектор, ладонь обращается вниз.

Разъяснение применения:  противник бьет меня правой рукой, я затягиваю левой рукой. Противник вспарывает, я же, действуя вдоль его силы, правой рукой отбрасываю его руку, правым коленом бью его в низ живота, левой рукой при наличии возможности бью в грудь.

 

ЦЗИНЬЦЗИ ДУЛИ — 2

Разъяснение формы:  правая нога ставится на землю, левое колено поднимается, левая рука размещается в левом секторе сверху от головы, пальцы направляются в передний сектор, ладонь обращается в левый сектор вверх, правая рука смещается к положению перед низом живота, обращаясь ладонью вниз, вес тела смещается на правую ногу.

Разъяснение применения:  противник, пользуясь моментом, бьёт меня в голову из левого заднего сектора. Я левой рукой затягиваю его, левым коленом бью в живот.

 

ШИЦЗЫ БАЙЛЯНЬ

Краткое пояснение:  в форме шицзы байлянь  («сделать крест и раскрыть лотос») руки сходятся, формируя крест, одновременно нога поднимается и наносит удар в сторону раскрывающимся движением, после чего возвращается на место.

Разъяснение формы: левая вертикальная ладонь толкает в левый сектор, правая поперечно расположенная ладонь смещается к левой подмышке, обращаясь центром вниз, одновременно левая нога делает полшага в левый сектор и сгибается в колене, правая нога распрямляется, вес тела смещается на левую ногу. Затем корпус, используя левую ногу в качестве оси вращения, поворачивается на полоборота из левого сектора в передний сектор и в правый сектор. Правая рука по-прежнему остаётся у левой подмышки, левая рука смещается в положение над головой, обращаясь ладонью в правый сектор. Затем правая нога поднимается, и из переднего сектора идёт в задний, нанося отводящий удар, одновременно левая рука из заднего сектора движется в передний, хлопая по тыльной стороне правой стопы, правая кисть движется из переднего сектора в задний, хлопая по тыльной стороне правой стопы. Когда руки хлопают по тыльной стороне правой стопы, то они перекрещиваются. Затем правая нога ставится на землю.

Разъяснение применения: находящийся сзади противник бьёт меня. Я поворачиваюсь назад, руками отвожу руку противника, а затем, пользуясь моментом, наношу удар ногой.

 

ЛОУСИ ЧЖИДАНЧУЙ

Краткое пояснение: в форме лоуси чжиданчуй  («загрести вокруг колена» — удар указывающий на промежность) с шагом выполняется загребание вокруг колена, в нужный момент наносится удар кулаком в промежность противника.

Разъяснение формы: левая нога делает шаг в правый сектор и сгибается в колене, правая нога распрямляется, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно правая рука сжимается в кулак и наносит прямой удар в правый сектор вниз. Левая рука выполняет внизу загребание вокруг левого колена, а затем идёт вверх и примыкает пальцами к правой руке, помогая форме. Корпус остаётся обращённым в правый сектор.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня правой рукой, я отвожу его левой рукой, правым кулаком бью его в промежность.

 

ШАНБУ ЦИСИН

Краткое пояснение:  в форме шанбу цисин  («шаг вперёд, семь звёзд»} делается шаг вперёд и образуется позиция цисинши.  Название происходит из-за внешнего сходства с формой созвездия Большой Медведицы.

Разъяснение формы:  левая нога согнута в колене, правая нога делает шаг в левый сектор5 и носком касается земли, становясь сбоку от левой ноги, вес тела смещается на левую ногу. Одновременно вертикальные ладони перекрещиваются перед грудью (правая рука оказывается снаружи, левая — внутри), локти свешиваются, большие пальцы размещаются напротив горла.

 

5 Не совсем ясно, как это можно сделать из предыдущей позиции — прим. перев.

 

Разъяснение применения:  противник бьёт меня, я левой рукой отвожу его руку наружу. Противник выдёргивает корпус, намереваясь убежать, я же, пользуясь моментом, шагаю и правой рукой бью его в грудь.

 

ТУЙБУ КУАХУ

Краткое пояснение:  в форме туйбу куаху  («отступить и присесть на тигра») тело оседает вниз, словно присаживаясь на тигра.

Разъяснение формы:  правая нога отступает на полшага назад и остаётся немного согнутой в колене, левая стопа оттягивается к правой и носком касается земли сбоку от правой стопы, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно руки опускаются, расходясь в передний и задний сектора. Руки остаются вытянутыми по одной линии горизонтально на уровне плеч, левая кисть свешивается вниз, образуя «крюк», правая ладонь размещается вертикально, центр ладони обращается вперёд.

Разъяснение применения:  противник правой ногой бьёт меня в нижнюю часть тела. Я левой рукой отвожу его удар наружу, а правой рукой бью противника в бок.

 

ЧЖУАНЬШЭНЬ ШУАНБАЙЛЯНЬ

Краткое пояснение:  в форме чжуаншэнь шуанбайлянь  («разворот тела, парное раскрытие лотоса») корпус поворачивается со взмахом двумя руками, одновременно нога поднимается и наносит удар в сторону раскрывающимся движением, после чего возвращается на место.

Разъяснение формы;  правая вертикальная ладонь смещается к положению перед левым плечом. Используя правую ногу в качестве оси вращения, тело из левого сектора идёт через передний сектор, правый сектор, задний сектор и вновь обращается в левый сектор. Левая нога, следуя движению, из заднего сектора идет в левый сектор, передний сектор и ставится на землю в правом секторе у правой стопы, одновременно правая вертикальная ладонь вытягивается вперёд на уровне плеч, левая вертикальная ладонь смещается к положению перед правым плечом. Затем правая нога поднимается и наносит удар наружу из заднего сектора в передний, левая и правая руки, двигаясь из переднего сектора в задний, по очереди хлопают по тыльной стороне правой стопы, а затем сжимаются в кулаки и размещаются у левых рёбер. Правая нога ставится на землю в левом переднем секторе.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня, я поворачиваюсь, избегая его удара, руками отбрасываю руку противника, ногой наношу удар сбоку.

 

ВАНЬГУН ШЭХУ

Краткое пояснение:  движения в форме ваньгун шэху  («натянуть лук и выстрелить в тигра») напоминают то, как сидящий на лошади охотник натягивает лук и стреляет в тигра.

Разъяснение формы:  правая нога делает шаг в левый передний сектор и сгибается в колене, левая нога распрямляется, вес тела смещается на правую ногу. Одновременно кулаки обращаются внутренними краями друг к другу (правый кулак располагается вверху, левый — внизу) и медленно перемещаются в положение перед грудью, з затем из положения в переднем секторе идут по полукругу в левый сектор, вытягиваясь в левый сектор, правый кулак размещается на уровне макушки, левый кулак размещается на уровне груди, кулаки по-прежнему обращены внутренними краями друг к другу.

Разъяснение применения:  противник бьёт меня левой рукой, я правой рукой затягиваю его. Противник намеревается убрать руку назад, я же действую вдоль его силы и отбрасываю его.

 

ХЭ ТАЙЦЗИ

Краткое пояснение:  в форме хэ тайцзи  («воссоединение Великого предела») тренировка заканчивается, движение и покой соединяются воедино, происходит возвращение к первоначалу.

Разъяснение формы:  левая нога делает шаг в левый сектор, правая нога приставляется клевой, корпус из левого сектора поворачивается в передний, лицо обращается в передний сектор, корпус выпрямляется, руки свешиваются вниз, происходит возвращение в тайцзи ши .

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!